Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3: «Официально-деловой стиль: общая характеристика.




Устное деловое общение»

 

Работа с терминами: официально-деловой стиль, императивность, стандартизированность, клише, канцеляризм

 

Вопросы

 

1. Дайте толкование термину «официально-деловой стиль». Расскажите о сфере применения и подстилях этого стиля

2. Каковы стилевые черты и языковые особенности официально-делового стиля?

3. Что такое деловая беседа? Расскажите о целях и задачах такого диалога, о вопросах, использующихся в ходе деловой беседы

4. Охарактеризуйте структуру деловой беседы, назовите виды этих бесед

5. Расскажите об особенностях служебного телефонного разговора. Что вы знаете о «телефонном» этикете?

 

Задания

 

1. Подчеркните слова и словосочетания, которым свойственна окраска официально-делового стиля.

 

а) Жилищный фонд, извлекать квадратный корень, нетрудоспособность, принять к исполнению, воздать должное, быстро, страховой полис, надлежащий, проводить исследование, чудесный случай, ходатайствовать, обвинительный приговор, предписывать, единовременное пособие, посоветовать, прогулка, наблюдение, соглашение, просрочка.

б) Ответчик, прямые обязанности, дипломная работа, установленный порядок, десять, подлежит изъятию, чуть-чуть, домовладелец, истец, инвентаризация, жульничать, нынешний, уведомление, нижеизложенный, бюрократ, тождественный, тетрадь, мешанина, местожительство, текущий период, безотлагательно, в самом деле, немножко.

2. Объясните значение слов, называющих различные виды служебных документов. При необходимости обращайтесь к толковому словарю.

 

Абонемент, аккредитив, аттестат, анкета, бюллетень, ведомость, декрет, директива, извещение, коммюнике, лицензия, меморандум, облигация, патент, прейскурант, реестр, резолюция, рекламация, сертификат, ультиматум, ходатайство.

 

3. В приведенных предложениях найдите отглагольные существительные, характерные для официально-делового стиля. Объясните, чем выражено сказуемое в безличных предложениях.

 

1) Оплата заказа гарантируется. 2) Резкое торможение автомобиля на скользких участках дороги может привести к заносу и опрокидыванию. 3) Дублением кож называется их обработка вымачиванием в специальных растворах. 4) В выделении дополнительных фондов тресту отказано. 5) Ржавлению подвержено большинство металлов, не покрытых каким-либо защитным слоем. 6) В результате расследования установлено, что пожар возник вследствие неисправностей в системе электропроводки.

 

4. К данным существительным подберите глаголы, с которыми эти существительные (в форме винительного падежа) сочетаются в деловой речи.

 

Приказ, служебное письмо, отчет, акт, апелляция, выговор, счет, порицание, контроль, благодарность.

 

5. Составьте предложения, характерные для официально-делового стиля, используя

 

а) отыменные предлоги:

 

в отношении, в силу, в связи, по линии, во избежание, в счет, в целях, на предмет, в части, в соответствии, в течение, на основании, в порядке;

 

б) клише:

 

вступать в законную силу, обжалованию не подлежит, без уважительной причины, в случае неявки, передать в соответствующие инстанции, в установленном порядке, по истечении срока, с благодарностью подтверждаем, сообщим дополнительно, в противном случае, в порядке исключения, в соответствии с протоколом, согласно Вашей просьбе, в порядке обмена опытом.

 

6. Прочитайте предложения, взятые из деловых бумаг. Найдите лексические ошибки, определите характер и исправьте их.

 

1) Споры нередко доходили до прямых оскорблений во лжи. 2) Эффективность режима экономии во многом зависит от того, насколько лимитируются финансовые расходы. 3) Сообщаем наши реквизиты: Орел, 302026. Ул. Нормандия-Неман. 4) Гражданка Иванова Е.П. обратилась с заявлением о разводе брака. 5) Пишите Ваши инициалы полностью. 6) На вверенной Вам территории необходимо еще возвести баню для жителей села. 7) Сим письмом извещаем Вас, что вышепоименованный документ приобщаем к делу.

 

7. Прочитайте предложения, взятые из разговорной речи. Найдите в них канцеляризмы и замените на другие слова, соответствующие разговорному стилю речи.

 

1) В одном доме со мной проживает известный поэт. 2) Моя подруга получила жилплощадь. 3) Я не в курсе этих деталей. 4) В нашем зеленом массиве так много грибов и ягод! 5) Заводная машинка вышла из строя. 6) Я приобрела для сына настольную игру. 7) В данный момент я готовлюсь к экзаменам. 8) Мы с женой никогда не конфликтуем. 9) В этом районе отвратительные климатические условия.

 

8. Ответьте на вопросы так, чтобы Ваш ответ являлся фрагментом какого-либо официального документа: объявления, инструкции, справки.

 

1) Можно ли в метро заниматься коммерцией?

2) Можно ли ездить в автобусах и троллейбусах в спецодежде?

3) Шьют ли в ателье пальто из их материала?

4) Заверит ли нотариус копию документа, если у меня нет с собой паспорта?

5) Могут ли мне поменять удостоверение, если у меня нет новой фотографии?

 

9. Рассмотрите предложенные ситуации. В соответствии с этими ситуациями составьте тексты деловых бесед. Какие виды бесед вы использовали?

 

Ситуация 1

 

Вы пришли к руководителю предприятия (фирмы, издательства и т.д.). Вы очень хотите, чтобы вас приняли на интересную и хорошо оплачиваемую работу. А у руководителя предприятия большой выбор. Ваша задача – показать свою компетентность, желание работать и готовность приступить к работе немедленно. Вместе с тем не забывайте: вы должны оговорить важные для вас условия контракта. Итак, подумайте, как вы войдете, как поздороваетесь, что скажете о себе (если вас спросят); как и каким тоном спросите о контракте, как и за что будете благодарить, что скажете в конце беседы. «Руководитель» тоже должен подготовиться к беседе: ему важно взять хорошо подготовленного, контактного, ответственного сотрудника. Не забывайте о правилах этикета.

Ситуация 2

 

Вы не смогли по уважительной причине выполнить в срок задание. Из-за этого может сорваться выгодный для предприятия контракт (поставки, сделка) или просто предприятие потеряет доверие, нужные деловые контакты.

Вас вызывает к себе руководитель предприятия (фирмы, издательства и т.д.). Он хочет уволить вас с работы, а вы этого не хотите.

 

10. Изготовьте 3 специальных бланка для телефонного разговора. Образец:

 

Дата____________________________Время_______________________

Номер телефона______________________________________________

____________________________________________________________

(ФИО абонента, организация)

 

Вопросы Прогнозируемые ответы Ответы

1. 1. 1.

2. 2. 2.

3. 3. 3.

Выводы______________________________________________________

(достигнутый результат, полученные сведения,

дальнейшие действия и т.д.)

Исполнитель__________________________________________________

(личная подпись; ФИО, должность)

 

Для справок.

Вопросы и прогнозируемые ответы записываются заранее, ответы - в ходе беседы

 

Заполните бланки в соответствии со следующими ситуациями:

 

1) Вы должны позвонить в какой-либо вуз г.Москвы и узнать о порядке проведения Международной конференции по вопросам экономики.

2) Вам надо позвонить на какое-либо предприятие (фирму и т.д.) и договориться о поставке определенной продукции.

3) Вам необходимо сделать интересное деловое предложение партнеру по бизнесу.

 

Литература

 

1. Русский язык и культура речи / Редактор Максимов В.И. – М.: Гардарики, 2000.

2. Русский язык и культура речи / Редактор Черняк В.Д. – М.: ВШ, 2002.

3. Стилистика и литературное редактирование / Под ред.проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2005.

4. Федосюк М.Ю. и др. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие / Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. – М.: Флинта: Наука, 2002.

5. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум. – М.: Флинта: Наука, 2001.

6. Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов-на-Дону, 2001.

7. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.: Просвещение, 1993

8. Шейнов В.П. Риторика. – Минск: Амалфея, 2000.

9. Мир этикета: Энциклопедия / Автор-составитель Мирзоян А.П. - Челябинск: Урал Л.Т.Д., 2000-2001.

10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азъ, 1996.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 163; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.