Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Направления и общие методы психологии в социальной работе




Непосредственно в социальной работе реализуется практическая психология, содержанием которой является взаимодействие с конкретным человеком с целью оптимизации его психической деятельности. Основные разделы практической психологии: психодиагностика, психокоррекция и психотерапия, психологическое консультирование, превентивная психология, психогигиена и психопрофилактика [2].

Психодиагностика — область практической психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Знание прикладных аспектов психодиагностики позволяет социальному работнику определять психологические особенности клиента, а также эффективно осуществлять мероприятия, направленные на оказание ему различных видов помощи.

Психотерапия — лечение с помощью воздействия на психику человека. Психолог-психотерапевт помогает человеку находить решение жизненных проблем, преодолевать кризисы, разрешать конфликты, снимать последствия стрессов и психологических травм.

Психокоррекция — исправление нарушений в психике человека психологическими средствами. В современной психологии и социальной работе психокоррекция часто является синонимом психотерапии.

Психологическое консультирование — раздел практической психологии, включающий в себя индивидуальную психологическую помощь человеку путем анализа его жизненной ситуации и предоставления рекомендаций для ее улучшения. Приемы консультирования, применяемые консультантом-психологом, направлены на обеспечение доверия и открытости клиента, получение от него информации и ее анализ, на постановку психологического диагноза, подбор соответствующих мер и психологических техник. Психологическое консультирование — интегральная процедура, основанная на многих методах, в том числе психодиагностики, психотерапии и психокоррекции.

Консультанты должны обладать высокой квалификацией. Знание методов психологического консультирования позволяет социальному работнику правильно выстроить беседу с клиентом, основательно разобраться в его проблеме и выбрать адекватные меры по ее преодолению.

Психогигиена — часть общей гигиены, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья человека. Психогигиена тесно связана с психопрофилактикой, главная цель которой — устранение факторов, вредно отражающихся на психике человека, и использование факторов, положительно на нее влияющих. Методы психогигиены в социальной работе направлены на выявление и предупреждение бытовых и социальных факторов, вредно влияющих на психику человека и снижающих эффективность жизнедеятельности; на разработку и внедрение в практику социальной работы мероприятий по укреплению психики человека, повышению ее сопротивляемости стрессогенным воздействиям и обеспечению условий для нормального функционирования психики человека.

Для специалистов по социальной работе особый интерес представляют методы психогигиены труда социального работника, позволяющие снизить деструктивное влияние профессиональных факторов на психику, избежать профессиональных деформаций личности и поддерживать оптимальное функциональное состояние в работе с клиентами.

Превентивная психология — специальная отрасль прикладной психологической науки, задача которой — предупреждение, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения несовершеннолетних, а также оздоровление условий их семейного и общественного воспитания. Владеть методами превентивной психологии должен каждый специалист по социальной работе, чей круг обязанностей связан с семьями группы риска, детьми и подростками девиантного и делинквентного поведения, интернатными учреждениями, а также задачами общей профилактики социальных отклонений в детской и молодежной среде.

Для эффективного взаимодействия сотрудника сферы социальной работы с его клиентами важным практическим аспектом является изучение и применение методов социальной психологии — отрасли психологической науки, изучающей психологию групповой активности людей, а также личность в системе социальных отношений. С точки зрения социальной психологии социальное окружение, существующее в виде микросреды, оказывает определяющее влияние на сознание личности и группы, формирование потребностей, установок, отношений, интересов, ценностных ориентации индивидов и групп в целом. Методы социальной психологии активно и широко используются для изучения социальной проблематики клиентов, а также для улучшения процесса социальной адаптации.

Интенсивное внедрение психологических методов в социальную работу обусловлено тем, что клиент социальной работы — человек, оказавшийся в трудной жизненной ситуации. Разработкой методов и реализацией психологической поддержки традиционно занимается практическая психология. Специалист по социальной работе должен уметь осуществлять индивидуально-психологический подход к конкретному клиенту, знать психологические особенности людей, относящихся к различным социальных категориям.

Кроме того, в феномене социального неблагополучия всегда имеются внутренние причины, выражающиеся в деформации различных личностных структур (неадекватность самооценки и уровня притязаний, нарушение эмоционально-коммуникативной и мотивационно-нравственной сфер, процессов саморегуляции, негативные фиксированные установки, психические травмы, комплексы, навязчивые состояния и т.п.). Таким образом, в каждой трудной жизненной ситуации содержится психологический компонент, что так же подчеркивает необходимость использования психологических методов в профессиональной деятельности социального работника.

В конце 1990-х гг. возникла новая отрасль практической психологии — психосоциальная работа, задача которой — преодоление социальной дезадаптации человека, оздоровление межличностных отношений в профессиональной и семейно-бытовой сферах. В центре внимания психосоциальной работы находится психика человека, которая обобщенно понимается как система управления индивидуальной жизнью и поведением, т.е. жизнедеятельностью. Центральный тезис психосоциальной работы — здоровая психика обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека и, наоборот, деструктивные изменения в жизни ведут к деструктивным изменениям психики.

В психосоциальной работе выделяются источники внешнего социально-психологического неблагополучия человека: потеря работы, близких, инвалидность и хроническая болезнь, смена жительства и привычных условий, адаптация после возвращения из мест лишения свободы, психологические последствия военных конфликтов, техногенных катастроф и т.д.

Психосоциальная работа — часть комплексных программ социального оздоровления и воспитания населения. Для каждой категории клиентов в зависимости от целей психосоциальной работы разрабатываются свои психосоциальные программы и технологии.

Деятельность специалиста по социальной работе включает в себя некоторые элементы психосоциальной работы: первичное консультирование, диагностику и посредническую деятельность при разрешении конфликтов. Методы психосоциальной работы заимствованы из практической психологии и адаптированы к задачам и условиям социальной работы с населением.

Таким образом, сущность психологических методов в социальной работе — это воздействие на психику клиента с целью оптимизации самоуправления в трудной жизненной ситуации. Содержанием психологических методов являются психологическая диагностика, коррекция, консультация и профилактика, направленные на оказание помощи клиенту.

Классификация психологических методов

Единой классификации психологических методов не существует, однако в их описании можно выделить несколько оснований для классификации [26].

Первое основание — отрасль психологической науки и практики, в которой были созданы те или иные методы (методы медицинской психологии, педагогической психологии, социальной психологии, превентивной психологии и т.д.). В каждой отрасли психологии есть разделы, имеющие собственные методы. Так, в практической психологии выделяют методы психодиагностики, психокоррекции, психотерапии, консультирования.

Второе основание — это научная школа, или направление, в рамках которого был разработан метод. Так, в психотерапии можно выделить методы психоанализа, психодрамы, гештальт-терапии, телесно-ориентированной терапии, транзактного анализа и др.

Психологические методы делятся также на групповые и индивидуальные в зависимости от того, с одним или несколькими участниками проводится работа.

Выделяют исследовательские методы психологии, которые направлены на получение научных фактов и документов. Традиционно к исследовательским методам относят наблюдение и эксперимент.

Наблюдение — это преднамеренное и целенаправленное восприятие реальности. Данные, полученные в ходе наблюдения, регистрируются в протоколе. Психологическое наблюдение может быть простое — со стороны и «включенное», когда исследователь «включается» в определенную ситуацию и анализирует события «изнутри». В психологии в качестве одного из методов исследования применяется самонаблюдение (интроспекция) — субъективное восприятие человеком внутренних процессов. Частным приемом в процессе самонаблюдения является самоотчет испытуемого о его ощущениях, эмоциях, мыслях и других субъективных фактах. В практической психологии самоотчет применяется для оценки состояния клиента и отслеживания результатов психологического взаимодействия.

Лабораторный эксперимент — это моделирование в искусственных условиях деятельности или поведения испытуемого. Моделирование позволяет изучить механизмы психических процессов, особенности психических функций, а также какую-либо реальную деятельность. Неотъемлемыми частями психологического эксперимента являются воздействие на испытуемого, получение (и регистрация) его ответной реакции. В социальной работе лабораторный эксперимент применяется редко, гораздо чаще встречается естественный эксперимент, соединяющий черты наблюдения и лабораторного эксперимента. В естественном эксперименте происходит целенаправленное воздействие на испытуемого в условиях, близких к его обычной деятельности, при этом его внимание не заостряется на том, что он является объектом исследования. Сближая процесс экспериментального исследования с жизнью, естественный эксперимент позволяет изучать особенности поведения и свойства личности в естественных условиях. Наблюдение в естественном эксперименте нередко дополняется беседой с испытуемым. В социальной работе естественный эксперимент широко применяется для изучения различных социальных групп и сообществ, для изучения возможностей влияния на эти группы и оказания различных видов помощи.

В качестве психологических методов сбора данных в социальной работе помимо наблюдения и эксперимента применяются: беседа, опрос, биографические методы, метод экспертных оценок, а также большая группаметодовпсиходиагностики.

Беседа — метод получения информации путем свободного устного диалога с клиентом. При оказании психологической помощи применяется клиническая беседа, которая используется для осознания клиентом своих внутренних затруднений, конфликтов, скрытых мотивов поведения.

Опрос — способ получения данных при помощи заранее сформулированных вопросов. Различают устный опрос (интервью) и письменный опрос (анкетирование). В социальных науках опрос проводится для выяснения биографических данных, мнений, ценностных ориентации, социальных установок и личностных черт опрашиваемого.

Биографический метод — способ анализа жизненного пути человека с целью оптимизации жизненных программ, сценариев развития личности. В качестве источников используются свидетельства очевидцев (опрос близких людей), анализ документов (дневников и писем), а также специальные биографические методики (сочинения, опросники, построение диаграмм жизненных изменений и др.).

Метод экспертных оценок широко применяется в психологии личности и социальной психологии. В качестве экспертов могут выступать люди, хорошо знающие испытуемых: воспитатели, классные руководители, соседи и пр. Экспертам предлагают описать и оценить те или иные свойства личности и особенности поведения испытуемых. В социальной работе эксперты обычно дают обобщенную характеристику испытуемого, высказывают личное мнение о причинах возникших у него проблем.

Психологическая диагностика направлена на обследование конкретного клиента с целью изучения его индивидуально-психологических свойств. Основные этапы психодиагностического обследования: 1) сбор данных; 2) обработка и интерпретация данных; 3) постановка психологического диагноза.

В отличие от других способов получения психологической информации методы психодиагностики позволяют количественно измерить психологические характеристики и сравнить их с условно принятой нормой. Для этого в психодиагностике разработаны методы тестирования.

Тест (проба) — это стандартизированное испытание, система специальных заданий, позволяющих выявить и измерить определенные психологические качества конкретного человека. Тест сконструирован таким образом, что его результаты не зависят от экспериментальной ситуации и личности психолога, обеспечивая тем самым его относительную надежность. Тест отличается от других психодиагностических методик наличием выработанных стандартов. В тесте стандартизированы: тестовый материал (задания, которые выдаются испытуемому), инструкция (указания испытуемому о том, как выполнять задания), процедура тестирования (способ предъявления заданий, время и темп выполнения заданий, форма записи ответов, последовательность работы, вплоть до формата и плотности бумаги и твердости карандашей в рисуночных тестах). Кроме того, стандартными являются способы обработки и интерпретации тестовых данных: перевод «сырых» оценок в «балльные», подсчет баллов, качественная оценка полученных количественных показателей, сравнение со стандартными возрастными нормами, полученными на большой группе испытуемых.

Личностный опросник представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из предложений, с содержанием которых испытуемый может согласиться или не согласиться. Вопросы сформулированы таким образом, чтобы, отвечая на них, испытуемый сообщал о своем самочувствии, о типичных формах поведения в различных ситуациях, оценивал свою личность с разных точек зрения. Личностные опросники часто позволяют получать информацию, широко характеризующую личность испытуемого — от особенностей его физического и психического состояния до морально-этических и общественных взглядов. При разработке опросника вопросы группируются так, чтобы ответы на них позволяли оценить какое-либо одно свойство индивида. Эти сгруппированные вопросы называются личностными шкалами и различаются по наименованию изучаемого свойства, например: шкала тревожности, шкала лидерства, шкала агрессивности и пр. При обработке информации данные опроса переводятся в баллы и суммируются отдельно по каждой шкале.

Проективные методы исследования личности дают информацию, основанную на косвенных данных. Проективные методы обращены к сфере неосознаваемого и сконструированы таким образом, чтобы человек, помимо своей воли и минуя сознательный контроль, обнаруживал свои психологические особенности, глубинные личностные проблемы, переживания, установки. В основе проективных методов лежит принцип проекции, смысл которого в том, что в каждом акте поведения человек обнаруживает значимую информацию о себе, проецируя внутренний мир на внешние объекты.

Необходимо отметить, что интерпретация всех проективных методик требует от исследователя высокой квалификации и большого опыта работы с конкретной методикой, так как одни и те же факты в разных случаях могут иметь прямо противоположную интерпретацию и высока вероятность постановки неверного диагноза.

Катарсические методы помогают снять болезненные эмоции, переживания. Клиент зачастую находится в тяжелом эмоциональном состоянии, которое затрудняет проведение реабилитационных мероприятий. Поэтому сначала с ним проводят беседу, используют дыхательные методы, методы арттерапии и трудотерапии.

Вербальная и невербальная поддержка — это высказывание сочувствия, сопереживания проблемам клиента. Эти психотерапевтические техники направлены на сообщение клиенту дополнительной энергии, а также информации, побуждающей его к самораскрытию в процессе беседы.

Нерефлексивное слушание стимулирует клиента высказаться, освободиться от груза эмоций и переживаний. В качестве техник нерефлексивного слушания применяются поддакивания, жесты согласия, инструкции типа «продолжайте», общие вопросы типа «и что же дальше?», а также переспрашивание и уточнение. Нерефлексивное слушание часто применяют в телефонном консультировании.

Дыхательные методы основаны на тесной связи психических процессов и дыхания человека. Каждому психическому состоянию соответствует определенный рисунок дыхания. Воздействуя на ритм, глубину и частоту дыхания, можно вызвать или погасить эмоции, изменить функциональное состояние психики. Дыхание дает энергетический ресурс для психической деятельности; управляя им, можно активизировать или успокоить те или иные процессы.

Арттерапия — психологический метод исцеления творчеством. В процессе свободного рисования, лепки, конструирования происходит выведение болезненного содержания психики вовне, а затем его повторное восприятие и осознание. Темы арттерапевтических сеансов подбираются в соответствии с проблематикой клиента. Близко к арттерапии находится трудотерапия, суть которой в том, что лица с неустойчивой психикой учатся саморегуляции в процессе монотонного ручного труда.

Трансформационные методы используют с целью устранения глубинных причин жизненных затруднений у клиента.

В практической психологии считается, что источники проблем лежат в более раннем биографическом или даже пренатальном (утробном) периоде. В связи с этим огромное число психологических школ исследуют возможности поиска и устранения этих источников. Наиболее известные школы, имеющие полноценные методические разработки в трансформации глубинных переживаний, — это психоанализ, психодрама, гештальттерапия, трансперсональная психология и др. Необходимо отметить, что трансформационные методы могут применять только высококвалифицированные специалисты-психологи и психотерапевты, прошедшие углубленную подготовку по соответствующему направлению.

Развивающие психологические методы направлены на интенсивное развитие самосознания, творчества и коммуникации. К ним относятся социально-психологический тренинг и коллективная творческая деятельность.

Социально-психологический тренинг — область практической психологии, использующая активные методы психологической работы в группе. В тренинге группа из 10—15 человек в течение 3—6 часов выполняет различные задания, предполагающие активное участие и взаимодействие. Тренинг ведут тренер и ассистенты. Общий цикл занятий — от одного дня до нескольких месяцев. Цели социально-психологического тренинга могут быть различными: повышение компетентности в общении, развитие самосознания (рефлексии), стимулирование интеллектуальной и поисковой деятельности, развитие социально-перцептивных навыков, повышение групповой сплоченности, выработка решений, личностный рост участников и др.

Разновидности тренинговых методов обусловлены задачами и содержанием тренинга: выделяют метод групповой дискуссии, метод ролевых игр, метод социальной перцепции и др. Различие акцентов в конкретных задачах и методические модификации приводят к разнообразию частных форм тренинга. Наиболее известны поведенческий тренинг, тренинг чувствительности, ролевой тренинг, тренинг делового общения. В последнее время разработаны методы интенсивного тренинга, использующие расширенное состояние сознания участников, достигаемое при помощи связного осознанного дыхания. При этом возникает более полное самораскрытие, большая глубина психологического взаимопроникновения участников, и быстрее происходит интеграция группы.

Метод коллективной творческой деятельности (КТД) широко используется в социальной работе, особенно во внешкольной работе со старшеклассниками. Цель КТД — создание совместного творческого продукта (выпуск стенгазеты, постановка спектакля), в процессе которого как косвенный результат повышается инициатива, развиваются коммуникативные навыки и возрастает групповая сплоченность. Метод КТД вырос из метода деловой игры, широко применяющегося в психологии управления.

Оптимизирующие методы направлены на улучшение психической деятельности и жизнетворчества человека. Оптимизирующие методы важны как средство неспецифической профилактики и коррекции, так как при увеличении функциональных возможностей психики возрастает способность человека управлять собой и обстоятельствами своей жизни. К оптимизирующим методам относятся: индивидуальное и групповое консультирование, методы самовнушения, метод медитации, интегративные психотехнологии, методы психогимнастики, дневниковые методы, нерелигиозные техники духовного роста, методы психопрофилактики.

Индивидуальное и групповое консультирование — это беседа психолога с клиентом или группой клиентов на какую-либо значимую для них тему. Различают консультирование семейное (проблемы семьи и брака), профессиональное (выбор профессии и трудоустройства), психолого-педагогическое (воспитание и обучение ребенка), клиническое консультирование (эмоциональные и поведенческие расстройства).

Методы самовнушения — способы внушения, адресованные самому себе. Самовнушение происходит путем произвольных словесных самоинструкций, мысленного представления желаемых ситуаций (созидающая визуализация), а также в процессе многократной письменной записи определенных психологических установок. Самовнушение ведет к повышению уровня саморегуляции и самоуправления. Наиболее известным методом самовнушения является аутогенная тренировка, позволяющая субъекту вызывать у себя те или иные ощущения, восприятия, управлять процессами внимания, памяти, эмоциональными и соматическими реакциями.

Психогимнастика — разновидность психологического тренинга, цель которого — тренировка отдельных психических функций, например сензитивности, концентрации внимания, управления движениями и т. п. Психогимнастика осуществляется самостоятельно или в группе под руководством тренера. В результате упражнений повышаются функциональные способности психики и самоконтроль, возрастает уверенность в себе. Психогимнастику можно считать разновидностью спортивных тренировок с той разницей, что объектом формирования являются не физические, а психические функции.

Широкую популярность в последние годы получили методы медитации. Медитация — это прием психической тренировки, интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение в предмет или идею, достигаемое путем сосредоточения на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоциональное и интеллектуальное напряжение). Медитация — метод саморегуляции, основанный на управлении вниманием для изменения психических процессов и состояний. Процесс медитации включает три стадии: расслабление, сосредоточение и собственно медитативное состояние. Изначально приемы медитации разрабатывались в восточных духовных практиках.

Дневниковые методы используются в психологии как средство развития сознания путем фиксации человеком на бумаге проживаемых событий, мыслей, ощущений, воспоминаний. Необходимость структурировать опыт приводит к повышению рефлексивных способностей, вследствие чего улучшается понимание жизненной ситуации и управление ею. Дневниковые методы позволяют также замещать недостаток личностного общения, что повышает эмоциональный тон и удовлетворенность жизнью.

Интегративные психотехнологии технологии повышения целостности психики. Под целостностью понимается взаимосвязанность, согласованность, системность всех уровней психической деятельности, а также непротиворечивость содержания субъективного опыта индивида. Интегративные психотехнологии представляют собой комплексные программы групповой и индивидуальной психологической работы, направленные на все аспекты психики: двигательную сферу, эмоционально-волевую, духовную сферы, сознание и самосознание, социальные и личные отношения.

Методы психопрофилактики призваны подготовить человека к тем или иным значимым событиям в будущем. Широко распространена психопрофилактическая работа с людьми – представителями экстремальных профессий. В социальной работе с населением осуществляются психопрофилактические программы с беременными женщинами, при подготовке к сдаче экзаменов, трудоустройству и т.п.

Психопрофилактические программы сочетают информацию о предстоящих событиях и тренинг необходимых психологических умений для участия в них. В последние годы психопрофилактика приобрела новые формы и масштабы. Проводятся сотни тренингов по широкому спектру направлений: поиск работы, семейные отношения, распределение времени, отношение к деньгам и многое другое, вплоть до защиты от психотеррора. Можно предположить, что в будущем приобретение жизненных навыков с помощью психопрофилактических программ станет такой же мощной индустрией, какой сейчас является профессиональная подготовка.

Применение нерелигиозных техник духовного роста является следствием духовной неудовлетворенности современных людей. Поиск смысла жизни, понимание законов бытия, нахождение своего места в мире, отношение к смерти — все эти значимые для человека вопросы неразрешимы в рамках научного мировоззрения, а религиозное мировоззрение, по мнению части людей, дает устаревшие или противоречащие современному образу жизни ответы. В качестве альтернативы дихотомии атеизм—религия развиваются психотехники, обращенные к сфере мирового энерго-информационного пространства, развивающие высшие духовные способности человека.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.