Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие социальной работы в России и за рубежом




ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИИ

Как вид деятельности, направленной на оказание помощи и защиты оказавшимся в трудных жизненных ситуациях людям, социальная работа появилась с момента возникновения человечества, поэтому ее истоки следует искать еще в древности [19]. На Руси выделяют следующие основные формы социальной защиты и поддержки в древнейших славянских обществах:

- культовые с традиционными атрибутами формы поддержки;

- общественно-родовые формы помощи и защиты в рамках рода, семьи, поселения;

- хозяйственные формы помощи и взаимопомощи.

С принятием в 988 г. христианства в России стала активно развиваться традиция личной благотворительности русских князей, имеющая религиозный характер. Великий князь киевский Владимир, «Отец сострадания», уставом 996 г. официально внес в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц. Владимир основал школы и училища, ставшие первой ступенью народного просвещения России. Деятельность князя в данном направлении не встретила поддержку у населения, особенно у знати, считавшей письменность чародейством.

Благотворительная деятельность Владимира распространялась и на тех, кто не мог прийти за помощью на княжеский двор. Князь велел своим приближенным развозить по улицам хлеб, мясо, рыбу, овощи и раздавать по дворам нищим и убогим. Жертвуя на благотворительные дела как частное лицо, он тратил и деньги, поступающие в казну из налогов.

Начинания Владимира продолжил его сын Ярослав, который основал училище на 300 человек. Это училище было первым настоящим учебным заведением в России. Однако более всего Ярослав прославился составлением первого письменного русского свода законов – «Русской Правды». «Русская Правда» состоит из 37 глав и, кроме статей уголовного характера, имеет статьи социальной направленности, что было нехарактерно в то время для молодых государств Европы [19].

«Русская Правда» явилась первым славянским законом, включающим в себя подобие социальной программы. О важности для Ярослава социальной темы свидетельствует тот факт, что из 37 статей этого закона 8 целиком посвящены проблемам детской защищенности. Последующие своды законов во многом строились по образу и подобию «Русской Правды», так что в русской юридической практике с самого начала прочно утверждались основы социальной политики.

Далее на протяжении веков средоточием социальной помощи были церкви и монастыри. Под их руководством русские люди учились понимать и исполнять заповедь о любви к ближнему. Первым требованием этой заповеди признавалась личная милостыня. Идея этой милостыни была положена в основание практического нравоучения; потребность в развитии сострадания воспитывалась всеми известными тогда средствами духовно-нравственной педагогики. Любить ближнего – это прежде всего накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице. Человеколюбие на деле значило нищелюбие. Благотворительность была не столько необходимым условием личного нравственного здоровья: она больше была нужна самому «нищелюбу», чем нищему. Целительная сила милостыни заключалась в том, чтобы, несмотря на слезы и страдания, самому пострадать с нищим, пережить то чувство, которое называется человеколюбием.

При подобном взгляде на нищенство вокруг церквей и монастырей сложились со временем целые слободки, где жили люди, основным источником существования которых стала милостыня. Люди порой начинали нищенствовать не потому, что неожиданно впадали в нужду, а потому, что это было выгоднее, чем трудиться. Нищих было несколько категорий: «блаженные» - раздавали все свое имущество и добровольно несли крест терпения и смирения «Христа ради»; «юродивые» - прорицатели, ясновидцы, вразрез с нынешними представлениями не сумасшедшие, но чаще всего симулировали безумие; «немощные» - слепые, старые, настоящие душевнобольные, все те, кто не мог добывать на пропитание иначе как «милостынькой»; «гулящие» - те, кто бродяжничал в собственное удовольствие и скрывался от властей.

Позже – в XIX в. – Российское законодательство делило всех нищих на четыре основных категории: 1) те, кто не могут свои трудом добыть пропитание; 2) те, кто по сиротству и временным болезням впал в нужду, но может работать; 3) те, которые могут трудиться, но нищенствуют по лености и дурному поведению; 4) те, кто по случайным обстоятельствам впал в крайнюю нужду.

Первым российским самодержцем, который вел борьбу с профессиональным нищенством, был Петр I. В именном указе Стрелецкому приказу от 30 ноября 1692 г. он велел написать: «Известно ему, Великому государю, что на Москве гулящие люди, подвязав руки и ноги, притворным лукавством просят на Христово имя милостыни, а по осмотру все они здоровы». Таких людей царь велел ловить и отправлять по месту жительства, беглых крестьян отправляли к их помещикам. Повторно уличенных в попрошайничестве били кнутом и ссылали в Сибирь. По указу 1712 года всех «ленивых прошаков» без разбора били прилюдно на площадях, клеймили и ссылали на каторжные работы. С 1718 г. наказывали и дающих милостыню – первый штраф 5 рублей, второй – 10. Петр не запрещал милостыню вообще. Желающие могли отдать деньги в богадельню, приют и т.д., благо их к тому времени было уже много.

Первый русский император приказал приступить к строительству больниц, богаделен, сиротских домов, домов для призрения незаконнорожденных младенцев, домов смирительных для людей «праздношатающихся и им подобных». Изданы были правила, чтобы города, общества, помещики и все места и лица, управляющие казенными домами, вотчинами, старались о прокормлении и призрении нищих и убогих их ведомств, не допуская их ходить по миру для прошения милостыни. Наблюдать за этим должна была полиция.

К эпохе царствования Екатерины II относится становление системы общественного призрения. Так, указ от 7 ноября 1775 г. предписывал в каждой губернии открыть под «председательством гражданских губернаторов особые приказы Общественного призрения». На эти приказы возложены обязанности – устраивать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимо больных, для психически больных и смирительные дома.

В Российском правительстве постепенно созрела мысль о том, чтобы попечение о нищих и калеках в связи с нехваткой казенных средств сделать общественным, а не только государственным, в результате чего призрение превратилось для общественности в добровольно-обязательное попечение, но под присмотром государственных органов. Для того чтобы привлечь внимание жертвователей, самому делу призрения был придан статус национально значимого деяния. Не случайно к делу призрения были подключены члены императорской семьи в ранге высочайших покровителей. При этом учтены и пожелания жертвователей, которые сводились к тому, чтобы любая помощь с их стороны была индивидуализирована, т.е. средства жертвователей не перечислялись на статью госбюджета, а направлялись на реализацию заявленной ими идеи и были именными («адресная помощь»).

Стремясь не допускать пассивности общественности, Александр I включил призрение в сферу общественного самоуправления, оставив за правительством функцию общего руководства этим деликатным процессом. Александр I подписал закон, по которому призрение в России передавалось организациям и ведомствам, разделенным на несколько типов. Они получили название «учреждений, на особых основаниях управляемых». Таким образом, в России была создана гибкая, дифференцированная и чрезвычайно эффективная система государственно-общественного призрения, которая часто удивляла иностранных граждан своим относительным совершенством.

К концу XIX в. насчитывалось 14 854 благотворительных учреждения, причем их условно можно было разделить на две группы – учреждения, которые относились к министерствам и ведомствам, преследующим только благотворительные цели, и ведомства, не имеющие специального благотворительного значения. К числу первых относились: Ведомство учреждений Императрицы Марии, Российское общество Красного Креста, Императорское человеколюбивое общество и попечительство о домах трудолюбия и работных домах. Во вторую группу входил целый ряд учреждений – Ведомство православного исповедания и военного духовенства, Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Министерство народного образования и др.

В первые послереволюционные (и послевоенные) годы деятельность Советского правительства, помимо восстановления хозяйства, была направлена также на повышение благосостояния трудящихся. В 1918 г. по личному указу В.И. Ленина перед всеми центральными и местными органами управления были поставлены задачи по выделению вопросов социальной помощи и поддержки трудящихся в отдельную систему исследования. «Оказать энергичную поддержку всех и всяких начинаний, направленных на улучшение дела снабжения населения продовольствием и промышленными товарами, социального страхования и социального обеспечения, жилищного строительства, здравоохранения, курортного обслуживания трудящихся».

В год образования СССР (1922 г.) изменилось само понятие «социальное обеспечение». Теперь оно звучало так – «государственная система материального обеспечения и обслуживания всех граждан СССР в старости, болезни, при полной или частичной утрате работоспособности, а также многодетных семей. Осуществляется за счет государственных и общественных средств.

Особое внимание стало уделяться пенсионному обеспечению и пособиям. Было создано несколько пенсионных страховых фондов (негосударственных). Была налажена система организации рационального отдыха трудящихся (открыты первые санатории, профилактории и дома отдыха). В 1922 г. был издан указ о защите рабочих на особо вредных производствах и их реабилитации в случае получения увечья или инвалидности вследствие этого. Тогда же стали появляться первые государственные страховые общества и компании.

К 1929 г. Советская власть в законодательном порядке утвердила полное социальное обеспечение всех трудящихся, всех видов потери трудоспособности и впервые в мире – от безработицы, за счет нанимателей и государства, при помощи профессиональных союзов.

Все это, а также бесплатная медицина и образование на таком достаточно высоком уровне существовало в те годы только в нашей стране.

В СССР сформировалась модель социальной защиты с финансированием главным образом из госбюджета – 95% ассигнований с центральной системой распределения фондов социального обеспечения. Все права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца было закреплено в Конституции СССР. Это право гарантировалось социальным страхованием граждан, пособиями по временной нетрудоспособности; выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца и т.д. Наряду с выплатой пенсий и пособий существовали и другие виды социального обеспечения. Среди них были: профессионально-техническое обучение и переобучение инвалидов, их трудоустройство, предоставление инвалидам бесплатной протезно-ортопедической помощи и специальных транспортных средств, содержание престарелых и инвалидов в домах-интернатах, их санаторно-курортное лечение и т.д.

Комплексное развитие социального обеспечения вызывало рост производительных сил общества, стимулировало трудовую активность работников, что в свою очередь способствовало стабилизации морально-психологического состояния населения страны.

В настоящее время социальная политика и социальная работа как средство ее реализации базируется на конституционно-правовых установлениях и гарантиях, провозглашенных в Конституции РФ. Она наделена высшей юридической силой. Особую значимость для осуществления социальной защиты и социальной работы вообще имеет ст. 7 Конституции, в соответствии с которой Российская Федерация провозглашена социальным государством.

В ст. 39 Основного закона РФ говорится о том, что каждому гражданину «гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Данная статья закрепляет за государством обязанность оказывать социальную поддержку гражданам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации. Для осуществления своих функций в этой области государство создало систему социальной защиты населения, которая включает в себя выплату пенсий, компенсаций, оказание медицинских и других социальных услуг, руководит созданием финансовой базы и организационных структур, которые необходимы для реализации права каждого гражданина нашей страны на социальное обеспечение.

Основополагающее значение имеет Закон РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995). В нем дано понятие социального обслуживания как деятельности социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан.

Отдельной подгруппой отношений по социальному обслуживанию являются медицинская помощь и лечение, в том числе профилактическая, лечебно-диагностическая, реабилитационная, протезно-ортопедическая и зубопротезная помощь, уход за больным, предоставление бесплатно или со скидкой лекарственных средств для отдельных категорий граждан.

В настоящее время основными источниками социального обеспечения нетрудоспособных граждан являются специализированные внебюджетные фонды социального страхования. К федеральным фондам социального страхования относят: Пенсионный фонд Россий­ской Федерации, который создан в соответствии со ст. 8 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 г.; Фонд социального страхования РФ (создан в соответствии с указом Президента РФ «О фонде социального страхования РФ» от 07.08.1992 г.), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (основаны в соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.1991 г.).

Плательщиками страховых взносов являются как юридические лица — работодатели, так и физические лица — наемные работники, индивидуальные предприниматели.

От уплаты страховых взносов в социальные страховые фонды освобождены общероссийские организации инвалидов, организации-работодатели в части выплат в пользу работников, являющихся инвалидами I, II и III групп и получающих пенсии по инвалидности, а также индивидуальные предприниматели, являющиеся инвалидами I, II и III групп и получающие пенсии по инвалидности.

Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» (16.07.1999) устанавливает, что страховые взносы с работников, размер заработной платы которых ниже величины прожиточного уровня, установленного Законодательством Российской Федерации, не взимаются и вносятся за них страхователем-работодателем.

Организационной формой осуществления конституционного права граждан на денежные выплаты и социальные услуги в установленных законом случаях является обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета. Это касается госслужащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности и членов их семей, а также других категорий граждан в соответствии со спецификой их деятельности.

Данные средства перечисляются в федеральные фонды социального страхования или выделяются соответствующим министерствам из бюджета Российской Федерации.

Важной организационно-правовой формой социального обеспечения служит социальная помощь (поддержка). Правовая основа для ее создания заложена Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (22.10.1997 г.). Право на получение государственной социальной помощи имеет семья (одиноко проживающий гражданин) в случае, если уровень индивидуального или среднедушевого дохода семьи ниже величины прожиточного минимума.

Видами социальной помощи являются: социальные пенсии, единовременные пособия беженцам и вынужденным переселенцам, бесплатное предоставление предметов первой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви), дотации на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий, дотации на оплату коммунально-бытовых услуг, помощь престарелым и инвалидам на дому, полустационарное и стационарное обслуживание инвалидов и престарелых, содержание детей в детских приютах и др.

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ЗА РУБЕЖОМ

Социальное страхование и государственное вспомоществование в США являются двумя основными формами государственной системы социального обеспечения. Главное различие между ними состоит в разных источниках финансирования. Страховые фонды образуются за счет налогов с трудящихся (в процентах к заработной плате), предпринимателей (в процентах к фонду выплаченной заработной платы) и лиц свободных профессий, врачей, священников и др. (свыше 14%доходов), а государственное вспомоществование – за счет ассигнований из средств государственного бюджета, бюджетов штатов и местных органов власти.

С 1935 г. В США Законом о социальном страховании были установлены два вида страхования – пенсии по старости и пособия по безработице, меры помощи некоторым категориям бедняков (в первую очередь инвалидам и сиротам), а со временем – пенсии по утрате кормильца, пособия по нетрудоспособности (не связанной с производственными травмами), медицинское страхование лиц в возрасте 65 лет и старше. Действие указанного закона распространяется также на рабочих и служащих частного сектора. Для железнодорожников, федеральных гражданских служащих, ветеранов войны и военнослужащих установлена особая система социального страхования [26].

Кроме общей федеральной программы, на уровне штатов существуют программы страхования на случай производственного травматизма или профессиональных заболеваний.

Что касается вспомоществования бедным, то оно получило распространение в стране с 60-х годов XX в. и нацелено на обеспечение гарантированного дохода, поддержку семей с детьми, престарелых, инвалидов, многодетных или неполных семей (где глава семьи женщина или безработный), нуждающихся в продовольственной, жилищной или медицинской помощи.

Гарантированный государством доход в США соответствует «черте бедности». Он систематически корректируется с учетом уровня инфляции и может быть увеличен за счет бюджетных средств штатов.

Система государственного страхования в стране дополняется частными системами страхования, имеющими две формы – коллективную по месту работы и индивидуальную.

Частным пенсионным обеспечением, имеющим важное значение для большей части трудящихся страны (1/3 из всех обеспеченных пенсиями), охвачено около 40 млн. рабочих и служащих. Пенсионные фонды складываются из взносов предпринимателей (свыше 90%), профсоюзов, неорганизованных рабочих и служащих. Отличие частной пенсии от государственной состоит в том, что она выплачивается рабочим и служащим после 10 лет непрерывного стажа в одной фирме, а государственная – независимо от места работы.

В США довольно широко распространены также дополнительные выплаты (оплата отпусков и больничных листов, дополнительных пособий по безработице, субсидии на продолжение образования и юридические услуги). Можно отметить создание фондов и услуг на федеральном уровне. Это пенсии по старости, медицинское обслуживание, обеспечение дешевым жильем, продовольственное обеспечение, организация транспортных услуг, занятости и др.

Интересен подход правительства к организации социальной работы с детьми. Специальные учреждения социальной помощи детям предоставляют (для малообеспеченных семей бесплатно) следующие услуги: организация специальных групп профессионального обучения для родителей, обеспечение помощи по трудоустройству; обеспечение присмотра за детьми работающих в дневное и вечернее время родителей; создание при городских центрах здоровья служб для незамужних матерей; создание и поддержка служб защиты детей, подвергающихся насилию; создание и инспектирование детских домов, наблюдение за адаптацией ребенка в приемных семьях; развитие социальных служб помощи детям в получении образования, помощи родителям в ведении домашнего хозяйства и т.д. В экстремальных ситуациях службы берут на себя заботу о детях независимо от уровня доходов семьи. В задачу детских социальных служб входят и вопросы усыновления детей сирот.

Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями и подростками «группы риска» строится на основе целого ряда программ: базовых программ полиции (они, в частности, предусматривают функционирование полицейских атлетических клубов с целью привлечения несовершеннолетних); базовых программ судов по делам несовершеннолетних (они предусматривают главным образом реабилитацию указанных лиц); базовых программ школ. Последние подразделяются на две группы: программы для нормальных и специальных школ, рассчитанных на трудных и осужденных подростков.

В США существует две категории исправительных учреждений: закрытые места лишения свободы и закрытые воспитательные учреждения. На период условного осуждения подросткам определяется наставник. Проводится специальная работа и в местах заключения.

В работе с неполными семьями можно отметить широкое развитие в стране групп самопомощи и групп поддержки, объединенных в организацию «Родители без партнера». Она объединяет более 250 тыс. человек, большинство которых (65%) разведенные женщины из средних слоев общества. Главные направления работы – обмен педагогическим опытом, помощь в проведении выходных дней и отпуска, организация юридической помощи в решении различных жизненных проблем и т.д.

Для Канады характерно многообразие этнических групп. Основными демографическими группами населения являются англичане и французы. Кроме того, здесь проживают граждане почти из всех стран мира.

Обучение в средних и некоторых высших учебных заведениях страны является бесплатным для всех студентов. Программа университетов и других высших образовательных учреждений в значительной степени финансируется правительством. После второй мировой войны Канада выделила огромные средства на развитие социальных программ (семейные пособия, защита пожилых, законодательные программы поддержания дохода, страхования на случай безработицы и др.).

Провинции Канады несут ответственность за выполнение программ здравоохранения, образования и социальной защиты. Например, брошенные родителями дети или дети, которым не уделяется в семье должного внимания, получают государственную помощь в соответствии с законом о благосостоянии детей.

Социальная работа как профессия вышла из филантропических движений в Канаде в начале XX в. Эта работа осуществлялась тогда церковью и благотворительными организациями. Они представляли гуманитарные услуги брошенным детям, женщинам, которых оставили мужья, а во время экономического кризиса 30-х годов помогали семьям, оказавшимся в нищете, или безработным мужчинам.

Клиентами социальных работников являются и дети, и молодежь, и взрослые, и пожилые люди. Разработка социальных программ, в которых заняты социальные работники, зависит от сущности проблемы, которая в свою очередь определяет масштаб и направление оказания услуги. Социальные услуги можно разделить на услуги, оказываемые «законодательной правительственной службой», и услуги, оказываемые добровольческими организациями.

Правительственные законодательные услуги получают, например, следующие группы населения:

- брошенные родителями дети и дети, которые подвергаются физическому или сексуальному насилию;

- дети, которые имеют эмоциональные или психологические проблемы;

- дети с физическими или умственными недостатками;

- молодежь вне системы воспитания;

- молодежь, злоупотребляющая алкоголем или склонная к употреблению наркотиков.

Примерами сферы деятельности добровольческих или частных неприбыльных организаций могут служить следующие:

- предоставление услуг взрослым, у которых имеются семейные проблемы или трудности с работой (например, находящимся в состоянии стресса);

- работа с молодежью, имеющей проблемы в школе;

- обучение родителей;

- предоставление услуг пожилым людям;

- оказание помощи взрослым детям, которые заботятся о своих родителях и т.д.

Канада занимает первое место в списке стран – членов ООН по уровню жизни населения. Социальная комиссия ООН ежегодно оценивает рейтинг стран-членов по трем основным критериям: доход на душу населения, средняя продолжительность жизни и средний уровень образования.

Канадцы часто называют свою систему социального страхования «системой безопасности». В стране действуют различные законы, регулирующие предоставление правительственной помощи. Согласно этим законам житель Канады имеет право на получение помощи и никто не может быть подвергнут дискриминации, в какой бы то ни было форме. Программы помощи рассчитаны на все слои общества, в частности на детей, безработных и людей старшего возраста. В стране существует программа WELFARE («Вэлфер»), направленная на оказание денежной помощи тем, кто временно лишен средств к существовании. Эта программа дополняет другие. Предусмотрено страхование по безработице, компенсация рабочим, страхование по причине автомобильной катастрофы и т.д. Действует закон о пожилых, закон о помощи детям, семьям и др.

Программа «Вэлфер» в Канаде уходит своими корнями в английскую систему, основанную еще в 1601 г. по закону Королевы Елизаветы о помощи беднякам. Людям пенсионного возраста выплачиваются пенсии по линии Канадского пенсионного фонда, фонда «Спокойная старость» и ряда правительственных программ поддержки пенсионеров, которые предусматривают строительство жилья по льготным ценам, предоставление бесплатных туристических путевок и т.д.

Чили была первой страной в Латинской Америке, в которой появилась социальная работа как профессиональный вид деятельности. Произошло это в 1925 г. Необходимость появления социальной работы была вызвана принятием ряда законов, которые составили основу чилийского законодательства, в связи с чем, в стране были созданы специальные правительственные учреждения.

В настоящее время большинство чилийских социальных работников занято в муниципалитетах, молодежных организациях, службах здравоохранения, а также в департаментах благосостояния, в частности в сфере защиты прав человека.

В муниципалитетах они отвечают за развитие местных органов власти и оказание услуг беднейшим слоям населения. В молодежных организациях социальные работники разрабатывают программы образования и реабилитации молодых людей, входящих в группы высокого риска или находящихся в конфликте с судебной системой. В учреждениях здравоохранения создаются команды сотрудников социальной сферы, отвечающих за реализацию программы материнства и детства, а также за работу с хронически больными людьми, клиентами с алкогольной зависимостью или алкоголиками.

Большинство социальных работников занято проблемой преодоления нищеты на микроэкономическом уровне. В перспективе – участие в решении этой проблемы на уровне планирования социальной политики в масштабах всей страны.

Великобритания разделена по региональному принципу на север и юг. Нищета и социальная незащищенность характерны для старых промышленных центров (север Англии, Ирландия, Уэльс, Шотландия), а процветание присуще лишь Лондону и южной Англии с их быстро развивающейся микроэкономикой, опирающейся на новую высокотехнологическую промышленность и финансовые услуги. Социальная работа в этой стране получила сильное развитие во время второй мировой войны и превратилась в важный сектор всех социальных услуг.

Огромная часть (более 90%) социальных работников Великобритании занята в государственных или общественных социальных службах департаментов местных правительств. Преобладающая часть других социальных работников занята в добровольческом секторе и лишь крайне незначительная – в частном секторе.

Департаменты социальных служб являются частью английской правительственной системы, которая финансируется совместно центральным правительством и через систему местного налогообложения. Их цель – оказывать населению широкий спектр услуг, включая предоставление жилья, образования, услуги для отдыха и библиотечное обслуживание, а также личные социальные услуги.

В Германии первые шаги по разработке методики социальной работы были сделаны на основе изучения опыта работы в США. Речь идет о патронажном методе, использованном в связи с последствиями войны, безработицы, массовым обнищанием населения. Данный метод базируется на принципах уважения человеческой личности, активного и сознательного участия клиентов в преодолении своих трудностей, знания социальным работником собственных сильных и слабых сторон, ответственности перед обществом. В 1926 г. Алиса Саломон опубликовала в Германии труд по социальной работе «социальный диагноз», идеи которого были почерпнуты из одноименной книги М. Ричманда, вышедшей в США в 1917 г.

С середины 60-х годов в социальной сфере был выработан единый подход к работе с коллективами клиентов в зависимости от вида и степени социального затруднения. Смысл единого подхода заключался в том, что в коллективы нуждающихся в психолого-социальной поддержке подбирали людей с одинаковыми или близкими социальными проблемами, для того чтобы индивидуумы, взаимодействуя в коллективе, могли осознать себя личностями и самостоятельно впоследствии находить пути выхода из сложных жизненных ситуаций.

В ФРГ для социальных услуг характерно то, что они из частного независимого сектора все больше переходят под опеку государства. Для решения социальных вопросов пользуются также услугами добровольцев, безвозмездно пытающихся помочь людям, попавшим в беду (ежегодно эти люди экономят казне несколько миллиардов немецких марок), и услугами оплачиваемого персонала. Население, во избежание бюрократизации государственного социального обеспечения, все чаще организует среди пострадавших формы взаимопомощи и самопомощи.

В зависимости от потребностей клиенты социальных служб ФРГ могут обратиться за помощью в следующие обычные или специализированные учреждения, а также к специалистам:

  1. в социально- педагогические учреждения (интернаты, жилищные сообщества под контролем социальных работников, консультации (учреждения) по вопросам воспитания, учреждения для отдыха и т.д.), к социальным педагогам, специализирующимся по вопросам семьи;
  2. в группы самопомощи (инвалидов, больных);
  3. в государственные, ведомственные, общественные, частные учреждения с целью получения ночлега (дома для женщин-бомжей, одиноких бездомных мужчин, ночлежки, сборные реабилитационные пункты для наркоманов и т.д.);
  4. в медицинские учреждения (больницы, дневные и ночные поликлиники, другие лечебные учреждения, реабилитационные центры, консультационные пункты по вопросам планирования семьи и др.);
  5. в психиатрические, диагностико-психологические и психотерапевтические учреждения (клиники, терапевтические группы по месту жительства, детские психиатрические пункты, школьные психиатрические пункты, медицинские пункты по терапии семьи и брака;
  6. к психотерапевтам, медикам-консультантам по семейным вопросам, психиатрам, врачам, консультирующим медицинским сестрам по вопросам материнства;
  7. в службы по уходу за попавшими в затруднительное положение (к медицинским сестрам общин, в службы по уходу на дому, в выездную службу Красного Креста и т.д.);
  8. в социальные добровольные службы (службы раздачи питания, службы по поддержке и помощи для родных инвалидов и т.д.);
  9. в церкви и религиозные общины, к пастырям, церковным помощникам в общинах, в консультационные церковные центры);
  10. в школы (к учителям), интернаты, учреждения для помощи учащимся, в профессионально-технические училище, в центры по профессиональной ориентации;
  11. в социальные образовательные учреждения для взрослых (родительские университеты, в центры общения);
  12. в детские ясли, группы продленного дня, в службы надзора за детьми (гражданские коммерческие организации, заботящиеся о детях в случае кратковременного отсутствия родителей);
  13. в посреднические службы (по вопросам жилья, работы, найма обслуживающего персонала, дотаций детям и т.д.);
  14. в юридические консультации (по общим и специальным вопросам);
  15. к адвокатам;
  16. к полиции;
  17. к управленцам и администраторам в социальной сфере, в области здравоохранения и образования.

Социальные услуги можно типологизировать по их содержанию:

1) консультационные; 2) медицинские; 3) информационные; 4) правовые (с контрольной функцией); 5) по общему уходу (исключая медицинские); 6) организационные.

Большинство социальных служб в Норвегии образованы в результате различных частных начинаний, как, например, пожертвований церквей или богатых горожан или же различных альтернативных движений, профсоюзов, групп содействия, ассоциаций и молодежных движений.

Это выражалось в форме сиротских домов, поддержки людей с физическими недостатками, пожилых людей, молодежных клубов, приютов для женщин, которые подвергаются избиениям и т.д.

Успешность деятельности таких служб привлекает внимание общества или администрации, в результате чего есть возможность материальной поддержки от крупных организаций или правительства.

Социальная служба может быть регламентирована законом или некоторыми актами как всеобщая обязанность в данном обществе и, как следствие этого, - объединена в бюджетную систему.

В Норвегии в настоящее время можно встретить примеры социальных служб всех трех перечисленных видов.

Система медицинского образования финансируется налогами с работающих, работодателей, областей и муниципалитетов. Эта программа включает выплаты: пенсионерам (после 67 лет), вдовам, детям (до 18 лет), нетрудоспособным, по болезни, медицинские и повседневные выплаты во время болезни и после родов, еженедельные выплаты по безработице (до 80 недель), за производственные травмы, матерям- и отцам-одиночкам.

Большая часть деятельности региональных, областных советов – это ответственность за институты охраны здоровья, которые включают: госпитали, ясли, учреждения для умственно отсталых и психически больных.

На муниципальном уровне деятельность в области охраны здоровья и социальной работы регулируют некоторые акты. Каждый муниципалитет должен иметь социальные офисы, которыми люди могут пользоваться.

Социальная защита по акту 1964 г. предусматривает предоставление социально-экономической помощи тем, у кого нет права на какие-либо выплаты, на пенсию по схеме национального страхования и кто не способен поддержать свое существование. Экономическая помощь может быть оказана в виде пособия, ссуды или дотации, например для проезда студентов во время каникул. Информация, советы и денежная помощь – главные направления в работе по этому акту.

На муниципальном уровне есть службы, которые еще не закреплены специальным законодательством. Многие из них достаточно новые. Они относятся к развивающимся методам социальной работы, хотя могут выглядеть и как экспериментальные. Среди них:

  1. центры добровольцев, в задачу которых входит налаживание связи между людьми, которые хотят помочь, и теми, кто нуждается в помощи;
  2. службы, работающие с конфликтующими сторонами, как альтернатива полиции: это обсуждение уголовного контракта между преступником и пострадавшим (например, преступник выполняет определенную работу для пострадавшего);
  3. молодежные клубы организуют деятельность молодежи (от 10 до 16 лет) с целью предотвращения преступности и потребления наркотиков;
  4. приют для женщин: убежище и лечение для женщин, которые подвергаются насилию в семьях. Здесь они могут оставаться до изменения ситуации;
  5. центры для беженцев: временное убежище, включающее оказание социальной помощи по адаптации к данной социальной системе;
  6. институты, приюты, частные дома, в которых осуществляется забота и уход за престарелыми и инвалидами. В настоящее время предпочтение отдается маломестным частным и общественным институтам.

В Исландии социальные службы обеспечивают следующие социальные услуги: консультирование; финансовую поддержку; социальную поддержку на дому; социальное обеспечение детей и подростков; услуги подросткам; услуги престарелым; услуги немощным; обеспечение жильем; реабилитационная помощь алкоголикам и наркоманам; решение проблем занятости населения.

Правительство страны определяет общие задачи работы служб. Конкретно ими занимается местная администрация, создавая комитеты по социальным услугам, в компетенцию которых входит реализация социальных услуг в подведомственных районах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 2000; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.