Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы социальной работы




Принципы социальной работы позволяют обеспечить эффективность социальной защиты и социальной помощи. Принцип — это основополагающая идея, главное требование, руководящее правило какой-либо деятельности [25].

Принципы социальной работы определяются общими гуманитарными ценностями, или ценностями метауровня (Фирсов М. В., 2000), такими как право человека на жизнь, свобода, равенство, справедливость, солидарность, социальная ответственность, обеспечение мира и отказ от насилия. На основе этих ценностей уточняются требования к работе с людьми и общностями, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Основными принципами социальной работы являются клиентоцентризм, опора социального работника на собственные силы клиента, конфиденциальность, универсальность, толерантность. Социальная работа ставит клиента в центр своей системы ценностей. Поэтому важнейшим среди других является принцип клиентоцентризма, т. е. уважения и защиты интересов и потребностей клиента социальной службы.

Этот принцип предполагает содействие нуждающемуся в оформлении им запроса на социальную услугу, в самоопределении, ориентации в различных сферах жизнедеятельности. Принцип клиентоцентризма ограничивает деятельность социального работника реализацией права гражданина отказаться от социального обслуживания.

Принцип опоры на собственные силы клиента имеет два основания: прагматическое и гуманистическое. Прагматическое основание связано с ограниченностью общественных ресурсов, гуманистическое — исходит из цели развития у человека субъектности в общении, в деятельности, т.е. таких качеств личности, как ответственность, самостоятельность и рефлексивность. Реализация принципа опоры на собственные силы предполагает развитие у клиента социальной службы способностей противостоять неблагоприятным воздействиям социальной среды.

Принцип конфиденциальности исходит из того, что клиент социальной службы является субъектом частной жизни, которая не должна предаваться широкой огласке. Более того, сама по себе трудная жизненная ситуация, переживания, связанные с теми или иными проблемами, представляют собой нежелательную для разглашения информацию. В свою очередь, социальный работник, проводя диагностические мероприятия, анализируя жизненный путь человека, получает достаточно много различных сведений. Неразглашение их ни при каких обстоятельствах требует профессиональной ответственности при работе с документами, самоконтроля при повседневном общении.

Принцип универсальности предполагает уважительное отношение к клиенту вне зависимости от его пола, религии, национальности, расы, политических убеждений и т.д.

Реализация принципа универсальности способствует: сохранению отношения к любому клиенту социальной службы как к неповторимой личности; оказанию помощи на основе понимания социокультурного своеобразия; борьбе с любыми проявлениями дискриминации по половому и национальному признаку. Для социального работника следование принципу универсальности основывается на стремлении к высоким личным стандартам и готовности отделять собственные чувства от профессиональных отношений.

Принцип толерантности призывает специалиста социальной службы относиться терпимо к некоторым допустимым проявлениям агрессии и провокациям со стороны клиента. Толерантность предписывает социальному работнику следовать стратегии конструктивного взаимодействия. Конструктивное взаимодействие — избирательная, предпочтительная ориентация субъекта на сотрудничество такого типа, где бесконфликтность, доброжелательность и стремление к сотрудничеству сочетаются со значимостью реализации собственных задач, готовностью отстаивать свои взгляды и ценности, с критическим мышлением, ответственностью и самостоятельностью. Толерантность означает не «растворение» в клиенте, а лишь конструктивную позицию, ведущую нуждающегося к позитивным изменениям в его жизни.

Вторая группа принципов — профилактической направленности, социального реагирования и проверки действенности вмешательства — имеет несколько иную природу, чем предыдущие: они связаны со спецификой помощи.

Профилактическая направленность социальной работы обусловлена разницей расходования общественных ресурсов на различных этапах развития личной (социальной) проблемы. Чем раньше удалось выявить противоречия, определить причины, найти «зоны риска», предупредить неблагоприятные варианты развития событий, тем меньше государственных средств и усилий специалистов будет потрачено для разрешения данной трудности.

Непосредственное реагирование в социальной работе также способствует оптимизации помощи. Однако в ряде ситуаций положение нуждающегося таково, что неоказание немедленной помощи увеличивает угрозу для его жизни, здоровья, будущего благополучия. Обстоятельствами, требующими скорейшего реагирования, являются: утрата способности к самообслуживанию у граждан пожилого возраста, факты насилия по отношению к детям, угроза суицидального поведения и т. п.

Проверка действенности вмешательства необходима в связи с тем, что профессиональная помощь не гарантирует от возникновения рецидивов либо проявления других социальных болезней. Согласно данному принципу социальный работник уже после перемен в жизни клиента должен держать в зоне внимания тех, кому некоторое время назад оказывались социальные услуги, осуществлялись выплаты.

Важность принципов: охраны социальных прав и максимизации социальных ресурсов — объясняется той ролью, которую в социальной работе играют общественные и государственные ресурсы, и сам порядок предоставления этих ресурсов нуждающимся.

Для каждого гражданина социальные права неотъемлемы; лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации благодаря дополнительным правам (специальному правовому статусу) получают в свое распоряжение общественные ресурсы. В то же время возможности государства, муниципалитета, социальной службы ограниченны и требуют рачительного отношения, привлечения потенциала негосударственных и неформальных институтов помощи.

Другими словами, социальный работник не только ответственен за соблюдение прав клиентов социальных служб, но и обязан содействовать при необходимости расширению этих прав, активизируя дополнительные ресурсы.

Чтобы понять, как практически реализуются принципы социальной работы, необходимо обратиться к ее основным механизмам, таким как реабилитация (восстановления полностью или частично утраченного ресурса), внешнее замещение, прямая передача ресурсов, механизм выращивания внутренних ресурсов, механизм резервирования ресурсов.

Механизм реабилитации это восстановление полностью или частично утраченного ресурса. Наиболее широко применяются: медицинская, профессиональная (трудовая), социальная, психологическая, педагогическая реабилитация. По отношению к инвалидам медицинскую реабилитацию принято рассматривать как совокупность восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и т.д. Профессиональная (трудовая) реабилитация инвалидов состоит из профессиональной ориентации, профессиональном образовании, профессионально-производственной адаптации и трудоустройстве. Социальная реабилитация включает социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию. Психологическая реабилитация направлена на клиентов, переживших внутренний кризис (жертвы насилия, лица, утратившие близких, узнавших о собственной неизлечимой болезни, потерявших работу, предрасположенных к суициду, жертв других стрессогенных обстоятельств). Психологическая реабилитация связана с восстановлением самооценки, обретением смысла существования, преодолением депрессии и т.п. Педагогическая реабилитация чаще представляет собой восстановление способностей к обучению (включая воспитательный аспект).

Механизм внешнего замещения предполагает временное замещение отсутствующего ресурса. Примером действия механизма внешнего замещения могут служить различные формы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека и попечительство, приемная семья). В этом случае родителя, выступавшего в качестве носителя ресурсов и связующего звена между обществом и ребенком, заменяет усыновитель, опекун (попечитель) или приемный родитель. Конечно, любое замещение объективно суррогатно. Однако в лучших образцах усыновление, опека и т.д. ничем в субъективном восприятии и реальном взаимодействии ребенка и взрослого не отличаются от биологического родительства. Внешнее замещение возможно в том случае, если социальный работник представляет интересы клиента в тех или иных социальных организациях или институтах.

Механизм выращивания внутренних ресурсов в отличие от реабилитации предполагает воздействие на те ресурсы, уровень которых на данный момент соответствует возрастной норме, его не нужно восстанавливать, однако его дополнительное развитие обеспечит успешность решения клиентом социальной службы тех или иных жизненных задач. Развитие разносторонних способностей клиента социальной службы, создание условий для формирования социального опыта, активной жизненной позиции у несовершеннолетних являются важной составляющей не только социального воспитания, но и социальной работы.

Механизм прямой передачи ресурсов действует при социальном обеспечении во всех его формах (пенсии, пособия, льготы, субсидии) и при информировании (консультировании) клиентов учреждений социального обслуживания по юридическим, медицинским, психологическим вопросам.

Механизм резервирования ресурсов относится прежде всего к накоплению финансовых средств и проявляется в социальном страховании. Развитие страховой практики в пенсионном обеспечении, здравоохранении показывает, что государство заинтересовано во временной консервации ресурсов с целью использования их при определенных обстоятельствах. Эти обстоятельства называются страховым случаем. При заключении договора о страховании страхователь и страховщик определяют условия (страховой случай и его признаки), при которых первый выплачивает второму определенную сумму.

Реализация социальной политики предполагает законодательное установление и финансовое обеспечение исполнения социальных обязательств государства, которые можно определить как конституционно или законодательно зафиксированную совокупность социальных (общественных) благ, которые государство обязуется сделать доступными для своих граждан, гарантируя по определенному кругу этих благ бесплатность для всего населения или определенных групп. Эти блага предоставляются за счет общественных, чаще всего бюджетных ресурсов. Определенную ответственность за исполнение социальных обязательств государство возлагает на работодателей и на граждан. Общее число разновидностей социальных обязательств в России превышает тысячу наименований.

Реализация социальных обязательств предполагает их установление, организацию и непосредственное исполнение. Установление социальных обязательств осуществляется законодательными органами Федерации и ее субъектов, главная подготовительная часть работы по обоснованию, подготовке проектов законов проводится органами исполнительной власти.

Организация исполнения социальных обязательств государства осуществляется как министерствами, ведомствами и организациями «социального блока», входящими в систему исполнительной власти «центра», регионов и муниципальных образований, а также общефункциональными министерствами (Минэконом развития РФ, Минфин РФ).

Непосредственное исполнение осуществляется конкретными организациями, учреждениями и службами, в которых людей воспитывают, обучают и трудоустраивают; лечат, выдают пенсии и пособия; предоставляют жилищные субсидии и бесплатное жилье и т.п. Следовательно, все, что делают в социальной сфере федеральные министерства, ведомства и службы, региональные и муниципальные организации, учреждения и предприятия социальной сферы (школы, больницы, службы занятости, пенсионные и другие службы) – это работа по исполнению социальных обязательств государства.

Реализация социальных обязательств государства происходит в границах определенной территории. Если государственными органами обеспечивается единый уровень законодательно установленных социальных обязательств государства по отношению к любому гражданину страны, не зависимо от места его проживания, принадлежности к определенным образовательным, профессиональным, национальным и т.д. группам, мы можем говорить о едином социальном пространстве. В настоящее время в России существуют различия между нормативным и реальным социальным пространством, так как отсутствует сбалансированность между социальными обязательствами государства и его возможностями мобилизации социальных ресурсов. «Социальное пространство» - это многослойный и гетерогенный ареал действий или реализации (исполнения) конкретных социальных обязательств государства. Социальная роль государства, его социальная политика реализуется в формировании реального единого социального пространства для предоставления основных социальных обязательств на всей территории страны.

Так как существуют диспропорции между объемами исполняемых функций по социальным обязательствам государства и объемами общественных ресурсов, выделяемых для этих целей, в переходный период часто происходит недофинансирование социальной сферы.

Методы финансирования социального сектора должны способствовать повышению экономической эффективности. Экономическую эффективность социальной политики следует рассматривать по крайней мере в трех аспектах.

Макроэкономическая эффективность означает, что общество тратит на развитие людских ресурсов достаточно средств, но не настолько много, чтобы вытеснить другие важнейшие направления экономической деятельности. Важно найти баланс между развитием людских ресурсов и другими направлениями капиталовложений.

Микроэкономическая эффективность связана с распределением всего объема имеющихся средств между различными программами: денежными пособиями, медицинским обслуживанием, образованием, подготовкой и переподготовкой кадров, услугами в сфере занятости и т.п.

Третий аспект эффективности – воздействие социальных программ на систему стимулов, т.е. система социальных выплат и льгот должна финансироваться таким образом, чтобы свести к минимуму негативное воздействие на трудовую активность.

Финансовое обеспечение социальных обязательств государства осуществляется финансами государства, предприятий (фирм) и населения (домашних хозяйств). Роли, финансовые обязательства и ответственность всех участников финансирования социальной политики значительно отличаются в зависимости от принятой модели хозяйствования, достигнутого уровня доходов населения, принятых стандартов потребления социальных благ и услуг в каждой стране. В экономике Советского Союза финансовые обязательства в социальной сфере делились преимущественно между государством и предприятиями. Для основной массы населения с невысокими стабильными доходами, социальные услуги были бесплатными, но при дефиците наиболее качественных услуг. Стабильность доходов основной массы населения определялась отсутствием безработицы и пенсиями по старости.

В экономике переходного периода финансовые обязательства государства по обеспечению социальной политики в большей степени стали распределяться между государством и домашними хозяйствами; роль предприятий существенно сокращается. Социальная инфраструктура и социальные фонды предприятий в рыночных условиях снижают конкурентоспособность продукции предприятий за счет подорожания издержек, что привело к массовой передаче социальной инфраструктуры и ведомственного жилья на местные бюджеты. В это же время происходит сокращение почти вдвое валового национального продукта и понижение доли консолидированного бюджета до 25-28% ВВП. В результате невозможности обеспечить дореформенный уровень потребления социальных услуг за счет консолидированного бюджета стало необходимым повышение доли населения в оплате основных социальных услуг. Финансовая нагрузка на доходы населения возросла, но дифференциация доходов при этом не учитывалась.

Объем государственного финансирования социальных программ определяется задачами государства в социальной сфере. Задача социальной политики во всех странах с переходной экономикой: должным образом уравновешивание и стимулирование экономического роста, и обеспечение социальной защищенности населения. При этом, чтобы обеспечить финансовую устойчивость системы социальной защиты, необходимо укрепить аппарат сбора налогов, осуществить наращивание институциональных и административных возможностей, и в то же время привлечь к работе негосударственные организации.

Институциональные и экономические преобразования, проведенные в постсоциалистических странах за последние десятилетия, привели к углублению дифференциации между ними. Страны с переходной экономикой можно условно определить в одну из двух групп – европейскую (куда относятся все страны, которые должны быть приняты в Европейский Союз, страны Балтии и бывшие югославские республики) и евразийскую (бывшие советские республики и Албания).

В евразийских странах произошло более резкое сокращение реальной заработной платы, формальный рынок труда практически исчез, растет безработица. Доля пенсионных расходов и выплат по другим программам социального страхования высока, однако страховые выплаты не позволяют иметь приемлемый уровень доходов. Социальная помощь характеризуется дублирующими пособиями, неточной адресностью и в основном представлена субсидиями на жилье и коммунальные услуги. Высокая ставка налогов и социальных сборов способствовала повышению удельного веса неформального сектора экономики и, как следствие, сокращению социальных отчислений.

Система социальной защиты, адекватная рыночной экономике, может быть создана только в результате существенного роста уровня доходов населения, улучшения положения на рынке труда. Серьезное влияние на состояние рынка труда могут оказывать институты рынка труда, включая трудовое законодательство, профессиональные союзы, минимальную заработную плату и программы страхования занятости. Современный рынок труда в России характеризуется низкой заработной платой, задолженностью по заработной плате, развитой структурой самозанятости, наличием неформального рынка. В этих условиях отдельные виды активных программ содействия занятости оказались неэффективными. Из всех программ службы занятости наиболее эффективной по затратам представляется помощь в поиске работы.

Вступление в третье тысячелетие можно рассматривать как новую стадию экономического развития России, присоединения к странам, определяемым как «нарождающийся рынок» («emerging markets»). Одним из критериев отнесения к этой группе стран Всемирный Банк считает годовой ВВП на душу населения менее 9,6 тыс. долл. Новая стадия развития требует продолжения глубоких реформ, касающихся взаимоотношений рынка, общества и государства.

Формирование социальной политики в России совпало с коренными преобразованиями главных ценностей социального государства. Если во второй половине XX в. основой для социальной политики промышленно развитых стран являлись такие ценности как коллективизм, солидарность, социальная справедливость, успехи в реализации которых нашли свое воплощение в «шведском социализме», то современные модернисты на первое место выдвигают ответственность, и прежде всего личную ответственность. Выдвинуты идеи «индивидуальных достижений» и «конкуренции». Считается недопустимым, чтобы индивидуум «перебрасывал на голову государства» свою ответственность перед семьей, местным сообществом и страной. Велико внимание к проблеме свобод человека, без которых нет личных достижений. Идеологи постиндустриального общества на первое место ставят проблему трансформации роли государства. Государство не должно предоставлять гражданам гарантируемый минимум услуг, а создавать все новые условия для их активности, для успеха их личных усилий, т.е. все социальные институты ориентируются не только на пострадавших, но и на людей, которые сами пытаются оказать сопротивление трудностям жизни в изменяющемся обществе, чем приветствуется их стремление к самостоятельной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 869; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.