Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Третий сектор и его роль в социальной защите населения




В связи с повышением роли общественных и благотворительных организаций в системе социальной защиты населения следует рассмотреть вопрос о третьем секторе как о новом социальном явлении в современной России. Понятие «третий сектор» появилось в мире не так давно, его становление отражает тенденции, возникшие одновременно с развитием рыночной экономики. В целом современное гражданское общество можно представить в виде трех неотъемлемых составляющих, которые позволяют выделить основные институты, функционирующие в нем [42]:

- первый сектор – государственный: органы государственной власти на всех уровнях, а также все виды государственных предприятий и организаций, действующих в любой сфере деятельности, в том числе социальной, основанных на государственной и смешанной формах собственности, с преобладающей долей государственного участия;

- второй сектор – коммерческий (бизнес-сектор): неправительственная прибыльная организация;

- третий сектор называют негосударственным, неправительственным, независимым, некоммерческим, неприбыльным, благотворительным, сектором добровольной активности (волонтерским, добровольческим), филантропическим. На Западе его называют - «не для прибыли» (not for proft). Этот сектор является:

- негосударственным, неправительственным, потому что организации, входящие в него, не располагают в полном объеме властью и полномочиями правительства, хотя какие-то из них могут через своих членов иметь властное влияние, а некоторые даже выполняют функции правительства (пример – образовательные организации США, которые обладают полномочиями по выдаче лицензий); с другой стороны термин «негосударственный» означает также то, что создание составляющих его организаций происходит спонтанно, как реакция на необходимость разрешения какого-либо социального противоречия или реализации какой-либо социальной потребности. Стихийно возникающие и исчезающие в процессе организации и развития, эти структуры подчас известны только тем, кто в них участвовал и кто с ними взаимодействовал;

- независимым, потому что множественность финансовых источников деятельности делает его относительно независимым и от государства, и от бизнеса. На определенных этапах общественного развития организациям третьего сектора приходится действовать в противовес другим общественным силам, отстаивая те или иные права и свободы граждан, которые ущемляются бизнесом или государством. Многие организации этого сектора являются неформальными, т.е., не будучи официально зарегистрированными, они часто пользуются свободами и возможностями, недоступными государственным организациям или частному бизнесу;

- некоммерческим, неприбыльным, потому что это важнейший конституирующий признак, отличающий его от коммерческих организаций. Третий сектор существует не ради получения прибыли. Это не означает, что его организации не могут получать прибыль (например, заработанные поступления составляют 23% от общего объема денежных поступлений некоммерческих организаций в Венгрии, до 59% во Франции и 70% в Германии; в России эта цифра по разным источникам составляет от 30 до 75%). Но некоммерческие организации не имеют права распределять полученную прибыль среди учредителей, а должны использовать ее на уставные цели (исключительно для целей провозглашенной миссии). Так как организации весьма разнообразны (общественные, политические, религиозные, благотворительные, образовательные и т.д.), сам сектор весьма обширен и неоднороден. Эти организации, конечно, не являются в полной мере альтруистическими, но экономический интерес из категории движущей силы развития общества превращается в механизм реализации другого императива – развития демократического общества, и некоммерческий сектор является существенным элементом его становления на современном этапе;

- сектором добровольной активности (волонтерским, добровольческим), поскольку здесь широко используется труд волонтеров. Например, 54% взрослого населения США отдают добровольной работе около 4 ч в неделю, а в Великобритании около 30% населения занимаются добровольной работой 3-7 ч в неделю Причем добровольный неоплачиваемый труд является основой функционирования организации третьего сектора и формой гражданской активности широких масс населения.;

- филантропическим, благотворительным, так как эти определения отражают устойчивые исторические корни возникновения третьего сектора благотворительной активности, в результате чего существенную часть этого сектора составляют благотворительные организации.

Формирование некоммерческого сектора в дореволюционной России происходило преимущественно в рамках благотворительной системы и имело ярко выраженное социальное значение. Доказательствами могут служить этапы его становления и развития в рамках развития и меценатства.

Первый этап: частная благотворительность на Руси активно развивается с принятием христианства и носит религиозный характер, так как основными законодательными актами, регламентирующими благотворительную деятельность, были церковные уставы и положения. Финансовым источником, обеспечивающим благотворительную деятельность, являлась церковная десятина и свойственный только для некоммерческого хозяйствования добровольный труд волонтеров (монахинь, священнослужителей).

Постепенно благотворительная деятельность приобретает все более широкий размах – расширяются социальный состав благотворительности и ее финансовая база. Однако в процессе развития общества возникает ситуация, когда частное лицо или институт (церковь) оказывается не в состоянии решить все социальные проблемы, и во второй половине XVI в. появляется и затем развивается система государственного призрения.

В 1682 г. выходит указ царя Федора Алексеевича о том, что неспособные к работе должны найти себе приют при монастырях или богадельнях, а здоровые же нищие должны работать и воспитывать детей в труде. Впервые появляется механизм нищенской психологии: детей нищих отдают по домам для обучения ремеслу или в монастырь – для обучения грамоте. Этот указ имел важнейшее значение для развития некоммерческого сектора в России, - он стал прообразом принципа дифференцированного подхода к различным категориям нуждающихся и принципа социальной профилактики, соблюдение которых является основным преимуществом некоммерческой деятельности.

Второй этап развития «некоммерческого сектора» тесно связан с особенностями функционирования системы общественного призрения России. В период своего правления Петр I обозначил еще один принцип, характеризующий преимущество некоммерческого хозяйствования, - адресный характер предоставления помощи. Петр I настаивал на необходимости различать нуждающихся в зависимости от причины их нужд и определять помощь в соответствии с этой нуждой, считая предупреждение нищеты способом борьбы с ней.

С восхождением на престол Екатерины II начинается вторая попытка на протяжении XVIII в. изменить социально-экономическую структуру страны: создаются новые органы управления общественным призрением, двухуровневая система социальной помощи нуждающимся – приказы общественного призрения и местные органы попечительства сословного характера (дворянская опека и городской сиротский суд). Их деятельность основывается на механизмах самофинансирования.

Все существующие благотворительные организации можно разделить на две группы: благотворительные общества и благотворительные учреждения. Благотворительные общества оказывали преимущественно разовую помощь, а благотворительные учреждения помимо разовой помощи обеспечивали приют и пропитание постоянно проживающим в них людям.

Третий этап – период реформ 60-70 гг. XIX в. Двухуровневая система регулирования благотворительной деятельности сохраняется, но теперь имеет другую структуру: дело призрения передается в руки общественности в лице земств и городских дум. С 1894 г. начинается разделение функций принятия решения и реализации системы мер по социальной защите населения: координация благотворительной деятельностью оставлена на городском уровне, а остальные вопросы переданы в специально созданные участковые попечительства о бедных. Согласно новой системе право на помощь имели люди, которые жили в Москве не менее двух лет, что предотвращало приток в Москву нуждающихся из других территорий; кроме того, каждое попечительство обязано было составлять списки своих клиентов для последующей рассылки в другие прочие попечительства и благотворительные заведения, чтобы исключить дублирование помощи в других местах и достичь справедливости в распределении благотворительных средств.

Четвертый этап. К 1910 году в России было уже 4762 благотворительных общества и 6278 благотворительных заведений. После 1917 года, в условиях абсолютного доминирования государственной собственности, роль общественных организаций выполняли профессиональные и творческие союзы. Но с позиции определения миссии, с точки зрения формирования и использования средств эти организации уже не были самостоятельными. Профессиональные союзы по своему статусу распоряжались средствами социального страхования, которые образовывались за счет обязательных платежей (целевых налогов).

Становление третьего сектора в России началось лишь в период перехода от плановой экономики к рыночной, формально – в 80-х гг. XX в., когда возникают многочисленные благотворительные общества, фонды, объединения: Советский фонд культуры (1986), Советский детский фонд (1987), Советский фонд милосердия и здоровья (1987) и др. Наиболее активное создание организаций некоммерческого сектора отмечалось в 1993-1994 гг.

В 1992 г. к задачам внутренней политики Российской Федерации по проведению кардинальной радикальной экономической реформы были отнесены следующие направления поддержки развития негосударственных организаций:

- развитие негосударственных форм обслуживания населения в сферах здравоохранения, образования, культуры;

- предоставление налоговых льгот для меценатов и инвесторов в сферах образования и культуры, включая льготное налогообложение доходов от собственной деятельности организаций образования;

- создание условий для развития негосударственных структур образования, приватизации образовательных учреждений;

- поощрение деятельности негосударственных организаций культуры.

Необходимо заметить, что подлинная самостоятельность и партнерские отношения третьего сектора с государством не предполагают бесконтрольность. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» не только позволяет государству, но и обязывает его контролировать подлинно некоммерческий характер этой деятельности, обеспечивать ее социально значимую ориентацию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.