Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика физической нагрузки в учебно-тренировочном занятии (определение, определение и регулирование нагрузки, показатели нагрузки, объем и интенсивность нагрузки)




Структура и направленность учебно-тренировочного занятия (цель, задачи, средства, методы)

Формы занятий по физической культуре в вузе (перечислить, цель, задачи, средства и методы)

По признаку обязательства все формы занятий делятся на 2 группы:

1. Обязательные – к ним относятся уроки и формы занятий в режиме учебного дня;

2. Неурочные формы занятий.

Основными признаками урочных форм занятий физическим воспитанием (ФВ) является наличие:

1. Квалифицированного преподавателя;

2. Содержание урока в соответствии с учебной программой по ФВ;

3. Обоснованная структура занятий и временные рамки, систематичность проведения занятий в рамах учебного дня;

4. Стабильный однородный по возрасту и подготовленности состав занимающихся;

Учебные занятия – это основная форма ФВ. Они могут быть: 1)теоретическими (в виде лекций), практическими, контрольными; 2) практические занятия по выбору и факультативные; 3) индивидуальные и индивидуально-групповыми, дополнительные занятия (консультации); 4) самостоятельные занятия по заданию и под контролем преподавателя.

Внеучебные занятия организуются в форме:

1. Физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня;

2. Занятия в секциях;

3. Самостоятельные занятия ФУ, спортом, туризмом;

4. Массовых, оздоровительных, физкультурных и оздоровительных внутри Вузовских и вне Вузовских мероприятий.

Уч. занятия проводятся в форме:

- теоретич.практич., контрольных;

- элективных практич. занятий (по выбору);

- индивид. и индивид.-групп. Доп. занятий (консультаций);

- самостоят. занятий по заданию и под контролем пре­подавателя.

Внеуч. занятия орг-тся как непосредственно в ВУЗе, так и др. орг-ями, а также лично занимающимися в форме:

- выполнения физ. упр-ий и рекреационных мероп­риятий в режиме уч. дня;

- занятий в спорт. клубах, секциях, группах по инте­ресам;

- самодеят. занятий физ. упр-ями, спор­том, туризмом;

- массовых оздоровительных, физкультур. и спорт. мероприятий.

Уч. занятия. Уч. занятия явл. основной формой физ. воспитания в вузах. Они планируются в уч. планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями кафедр физ. воспитания. Содержание курса физ. воспитания регламентируются уч. программой. Уч. материал программы предусматривает решение задач физ. воспитания студентов и состоит из теоретич. и практ. разделов.

Содержание теоретич. раздела программы предполагает овладение студентами знаний по основам теории и методики физ. воспитания. Теоретич. знания сообщаются в форме лекций, систематических бесед, на практич.занятиях, а также путем самостоят. изучения студентами уч. и спец. лит-ры.

Практ. раздел программы направлен на решение конкретных задач физ. подготовки студентов. В содержание занятий вкл-тся разделы: основные – гимнастика, лёгкая атлетика, спортивные игры; доп., формирующие жизненно необх. умения и навыки – плавание, лыжный спорт, туризм и стрельба, а также материал по профессионально-прикладной физ. подготовке, к-ый опр-тся каждым вузом применительно к профилирующим спец-стям.

Наряду с уч. материалом для всех уч. отделений программа вкл. материал для специального (студентов с ослабленным здоровьем) уч. отделения и материал по видам спорта для уч. отделения спортивного совершенствования. Программа опр-ет особенности обучения в кажд. уч. отделении с учетом направленности их работы.

Осн. единицей процесса физ. воспитания в вузе является - учебно-тренировочное занятие - такое занятие, в к-ом сочетается примерно в равной пропорции обучение различным двигат. действиям и воспитание физ. способностей занимающихся.

 

Послед-ть решения задач раскрывается в общ. правилах, обязат-ых для построения (структуры) занятия. Структурой определяется:

· количество частей занятия

· их назначение и содержание

· последовательность этих частей

· их продолжительность

Общая структура уч. занятия по фк имеет три части: Подготовительную, Основную, Заключительную

Любое уч. занятие имеет опред. цель, выраженную осн. педагогическими задачами, а построение этого занятия должно обеспечить оптим. условия для их решения. Гл. в занятии явл-я осн. часть, где решаются осн. задачи данного занятия. Решение осн. задач занятия по фк связано с преодолением ряда трудностей и зависит от хорошей подготовленности организма занимающихся к исполнению двигат. действий. Функционирование двигат. аппарата, ССС, нервной и дых. систем д. б. координировано. Необход. подготовка организма к такой деят-ти обеспечивается на подготовит. части занятия. Решение гл. задач занятия нередко связано со значительным напряжением и необх-тью продолжать действия, несмотря на утомления. Плавный переход от работы выс. интенсивности к деят-ти небольшой интенсивности осуществляется организацией активного отдыха и подведением итогов занятия – все это выполняется в заключит. части занятия.

Подготовит. часть урока направлена на достижение оптим. оперативной подготовки организма учащихся к деят-и в осн.его части. В подгот. части происходит организация студентов, их психологический настрой на сознательное и активное выполнение упр., функцион. подготовка организма к более выс. нагрузкам осн. части. Подгот. часть может носить не только вспомогательный характер, но и решать образовательные задачи (т.е. иметь самост-е значение): изучение строевых упрх, развитие силы при выполнении общеразвивающих упрх с предметами и др. Подготх часть — это разминка. Задачи.: подготовка организма спортсмена к нагрузке, разогревание мышц и связок, выведение на более выс. уровень функционирования ССС и дых.систем, активизация нервной системы. По времени, разминка занимает 15-25% от продолжительности всей тренировки. При проведении разминки следует придерживаться неск. правил: а. Разминка начинается с ходьбы и легкого бега, до появления пота (он свидетельствует об активизации деятельности ССС и энергообмена). б. Вначале прорабатывается верхняя часть тела (руки, шея, верхний плечевой пояс), далее разминается туловище и завершается разминка нижним поясом и ногами. в. Последовательность выполняемых движений следующая: вначале выполняются вращательные движения, далее движения на "растяжку", рывковые упр-ия, и в конце - силовые упр-ия. г. Начинается разминка с упр. малой интенсивности и к концу разминки интенсивность выполнения нагрузки доводится до макс.. д. Вначале выполняются нагрузки общефиз. направленности, потом спец. направленности.

Осн.часть занятия определяет его содержание и занимает преобладающую временную долю: - 2/3 отведенного времени. Задачи: формирование двигат. умений и навыков, приобретение знаний по выполнению программных физ. упражнений; воспитание потребности и умений к самостоят. занятиям физ. упр. воспитание физ. качеств, обеспечивающих выполнение упр.нормативных требований и нормальную жизнедеят-сть организма; содействие волевому, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся. Различают 2 типа структуры осн.части урока: 1) гомогенная (однородная) структура в предметном занятии - используются упр. одного раздела урочного материала школьной программы по физ. воспитанию; 2) гетерогенная (разнородная) структура комплексного занятия, при к-ой используются упр. из разных разделов школьной программы. Подбор физ. упр. при комплексном занятии должен оказывать разностороннее воздействие на орг-зм; последовательность их выполнения должна основываться на положительном переносе (исключить отрицат. перенос: легкая атлетика - гимнастика, сальто вперед-назад или прыжок в длину - в высоту). В начале осн. части изучаются нов., координационно-сложные упр., т.к. они требуют повыш. внимания и напряжения психомоторных ф-ций. Затем закрепляются и совершенствуются ранее изученные упр.я и в конце развиваются физ. кач-ва. Если занятие направлено на избирательное воспитание физ. качеств, то сначала развивают ловкость и быстроту, затем - гибкость, силу и в конце - выносливость. Т.о. целями осн. части тренировки явл-ся повышение тренированности организма, формирование физ. качеств (силы, выносливости, ловкости, скорости, гибкости) и совершенствование технико-тактических способностей. По времени, основная часть занимает 60-80% от продолжит-ти тренировки.

Закл. часть учебно-тренировочного занятия. Она обязательна в любых уч.-тренировочных занятиях. С ее помощью решается очень важная задача – постеп. сниж. нагрузки, приведение орг-ма в состояние, близкое к норме. Резкий переход от тренировочной работы к покою, как правило, вызывает чувство неудовлетворенности от занятий, ухудшает самочувствие, может привести к нарушению кровообращения. Если нагрузка снижается постепенно, обеспечивая плавный переход к состоянию покоя, отрицат. явлений не возникает. Лучшее ср-во для заключительной части - работа в спокойном, равномерном темпе (напр., бег). Полезны упр. на расслабление с более редким и глубоким дыханием. В закл. части занятия нужно привести организм в обычное состояние, постепенно снизив его функциональную активность. Продолжительность этой части 7-10 мин. В закл. части занятия наводится порядок на уч. местах, организм занимающихся приводится в относительно спокойное состояние и подводятся итоги занятия. Содержание закл.части медленный бег (3–8 мин.), переходящий в ходьбу (2–6 мин.), и упр. на расслабление в сочетании с глубоким дыханием, к-ые обеспечивают постепенное снижение тренировочной нагрузки и приведение организма в сравнительно спок. состояние. При необх. в закл. части проводится анализ проделанной работы, опре-ся задания для самостоят. подготовки и др.

В распоряжении преподавателя имеется неск. способов определения и регулирования нагрузки занятия: 1.Подсчет пульса у занимающихся, для определения нагрузки. Установлено, что между учащением пульса и увеличением кровяного давления существует прямая зависимость. Это позволяет считать подсчет пульса способом определения нагрузки отд. упр. и характера ее нарастания на занятии. 2.Плотность занятия. Многообразие педагогических задач, к-ые необх. решать на занятиях, обязывает рационально относиться к кажд. минуте уч. времени. Плотность занятия выражается в %, к-ые указывают на отношение времени, затраченного рационально, по отношению к общей продолжительности всего занятия. 3.Дозировка физ. упр. достигается за счет регулирования темпа, частоты движений, продолжительности выполнения упр., изменения исходного положения, изменения амплитуды движений.

В числе понятий, существенных для характеристики ср-в и методов физ. подготовки, одним из осно. явл-ся «нагрузка». Нагрузка — это доп. по сравнению с покоем степень функциональной активности орг-ма, привносимая выполнением упр., а также степень переносимых при этом трудностей.

Пок-лями нагрузки при выполнении физ. упр. явл., с одной стороны, величины, характеризующие совершаемую работу в ее внешне выраженных размерах (продолжительность упр., кол-во работы в механическом смысле, преодолеваемое расстояние, скорость движения и т.п.); с др. — величины функцион. сдвигов в организме, вызываемых упр. (степень увеличения ЧСС, легочной вентиляции, потребления кислорода, ударного и минутного объема крови и т.д.). Первые относятся к «внешней» стороне нагрузки, вторые к «внутренней». И те, и др. пок-ли важны для оценки и направленного регулирования нагрузок в процессе физ. подготовки.

Между вн. и внутр. сторонами нагрузки, при относительно одинаковом исходном состоянии орг-ма, существует опред-ная соразмерность: чем больше нагрузки по своим внешним параметрам, тем значительнее функциональные сдвиги в организме. По мере увеличения работосп-и в рез-те систематических упр. нагрузка одна и та же с вн. стороны становится постепенно все меньшей с внутр. стороны, т.к. происходит адаптация к ней.

Существенными понятиями характеризующими физ. нагрузку являются — объем и интенсивность. Объем - внешние признаки нагрузки, а интенсивность — внутренние.

Соотношение объема и интенсивности нагрузки при выполнении физ. упр. характеризуется обратно-пропорциональной зависимостью: чем больше объем нагрузки, задаваемой в упр., тем меньше ее интенсивность, и наоборот, чем больше интенсивность нагрузки, тем меньше ее объем.

Характеристика сил. Упр. различной относительной мощности

 

зоны мощности предельно возможное время работы при непрерывном выполнении
Макс. до 20 с
Субмакс. от 20 с до 5 мин.
Большая от5 до 30 мин.
Умеренная свыше 30 мин.

 

Внеш. признаки физ. нагрузки достаточно точно м.б. измерены объективными показателями выполненной работы (м; км; кг; к-во повторений; время работы и т.п.), однако достаточно сложно, в прямую, говорить о внутренних признаках, так как физиологические процессы сложны и многообразны. Наиболее часто используемым показателем интенсивности нагрузки явл-ся измерение динамики (ЧСС; пульс).

Интенсивность нагрузки Пок-ли ЧСС
малая до 120 уд. мин.
слабая 120 — 140 уд. мин.
средняя 140 — 160 уд. мин.
высокая 160 — 180 уд. мин.
Макс. 180 и выше

 

Осуществляя контроль за фи. нагрузкой по степени ее интенсивности, по методу контроля по ЧСС, следует помнить, что применение выс. и макс. нагрузок возможно только после достаточного кол-ва тренировок со слабыми и средними нагрузками.

Для оценки внутр. признаков физической нагрузки возможно использование и субъективных критериев часто используемых в практике занятий (настроение, усталость, боли в мышцах и др.)

Целесообразное использование нагрузок в процессе физ. подготовки непрерывно связано с нормированием и направленным регулированием интервалов отдыха между упр., их повторениями и занятиями в целом.

Важным компонентом в физ. тренировке выступает интенсивность физ. нагрузок, к-я вызывает активную реакцию функциональных систем орг-ма человека. Чтобы определить степень напряженности этих систем при нагрузке, используются пок-ли интенсивности, к-ые характеризуют реакцию организма на выполненную работу. Таких пок-лей много: изменение времени двигат. реакции, частота дыхания, минутный объем потребления кислорода и т.д.

Наиболее удобным и информативным показателем интенсивности нагрузки явл. (ЧСС).

Выделяют четыре зоны интенсивности нагрузок при равномерной мышечной работе: нулевая зона, первая, вторая и третья тренировочные зоны.

Разделение нагрузок на зоны имеет в своей основе не только изменение ЧСС, но и различия в физиологич.х и биохимич. процесса при нагрузках разной интенсивности.

Нулевая зона характеризуется аэробным процессом энергетических превращений при ЧСС до 130 ударов в минуту. При такой интенсивности нагрузок не возникает кислородного долга, поэтому тренировочный эффект может обнаружиться лишь у слабо подготовленных занимающихся. Нулевая зона может применяться в процессе разминки при подготовке организма к нагрузке большей интенсивности, для восстановления или для активного отдыха.

Первая тренировочная зона интенсивности нагрузки (от 130 до 150 уд/мин) наиболее типична для начинающих спортсменов, так как прирост достижений и потребление кислорода происходит у них начиная с ЧСС, равной 130 уд/мин. В связи с этим данный рубеж назван порогом готовности.

Во второй тренировочной зоне (от 150 до 180 уд/мин) подключаются анаэробные механизма энергообеспечения мышечной деят-ти. Считается, что 150 уд/мин, это порог анаэробного обмена (ПАНО).

В третьей тренировочной зоне (более 180 уд/мин) совершенствуются анаэробные механизмы энергообеспечения на фоне значит. кислородного долга. Частота пульса перестает быть информативным пок-ем дозирования нагрузки, но приобретают вес пок-ли биохимических реакций крови и ее состава, в частности кол-во молочной кислоты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 106; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.