Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные концепции менеджмента




На рубеже XX столетия в производстве произошли крупней­шие сдвиги. Прежде всего резко возросли его масштабы и кон­центрация, что выразилось в появлении предприятий-гигантов, на которых были заняты тысячи и десятки тысяч рабочих и инже­неров, применялись дорогостоящее оборудование, сложнейшие технологии, основанные на последних достижениях научно-тех­нической мысли. Соответственно изменился и состав работни­ков: это были уже достаточно образованные и грамотные люди, начинающие осознавать себя как личность, понимать свою роль и возможности.

В этих условиях потребовалось коренное изменение управления производством, частными незначительными преобразованиями довольствоваться было уже нельзя. Речь шла о внедрении иных организационных структур, схем управления, создании условий для строгого соблюдения технологий, точности выполнения трудо­вых операций и т. д.

В истории менеджмента выделяют четыре важнейшие концеп­ции управления, которые внесли существенный вклад в развитие его современной теории и практики:

Концепция научного управления получила развитие в США с на­чала XX в. Ее основоположником стал американский инженер Фре­дерик Тейлор, книгу которого «Принципы научного управления» считают началом признания менеджмента нау­кой и самостоятельной областью исследования.

Он считал менеджмент истинной наукой, покоящейся на фундаменте точных законов, правил, принципов отделения плани­рования от фактического выполнения работы. Он сделал важный вывод, что работа по управлению — это определенная специаль­ность. Организация в целом выигрывает, если каждая группа работ­ников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего.

Тейлор разработал систему научной организации труда, постро­енную на пяти основных принципах.

Научный отбор рабочих. Научное изучение труда и обучение рабочих. Специализация работы. Важность побудительных мотивов (заработной платы).Справедливое распределение ответственности между рабочими и управляющими.

Крупнейшими последователями Фредерика Тейлора были его соотечественники Френк Гилберт и Лилиан Гилберт. Их работы акцентировали внимание на том, что се­годня известно как человеческий ресурс управления.

Благодаря разработке концепции менедж­мент был признан самостоятельной областью научных исследова­ний. Было доказано, что методы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно применены в практике деятельности орга­низаций для достижения намеченных целей.Авторы посвящали свои исследования в основном проблемам управления производством и, в час­тности, вопросам повышения его эффективности.

Концепция административного управления направлена на разра­ботку общих проблем и принципов управления организацией в целом. В рамках этой концепции в 20-е годы было сформулирова­но понятие организационной структуры фирмы как системы взаи­мосвязей, имеющей определенную иерархию. При этом организа­ция рассматривалась как замкнутая система, улучшение функцио­нирования которой обеспечивается внутрифирменной рациона­лизацией деятельности без учета влияния внешней среды. Появилось понимание того, что организацией можно управлять систематизированно, чтобы более эффективно достигать целей. Эта концепция получила также название классической теории уп­равления.

У истоков классической теории управления стоял француз Анри Файоль, считающийся «отцом научного менеджмен­та». Функционирование любой организации Файоль сводил к сле­дующим основным видам деятельности:технической,коммерческой,финансовой,бухгалтерской,административной,защиты жизни, личности и собственности людей.

Каждый из этих видов деятельности нуждался в управлении, предполагавшем осуществление функций планирования, органи­зации, координации, контроля, мотивации.

Глубоко осмыслив закономерности функционирования органи­зации, Файоль сформулировал знаменитых 14 принципов админи­стративного управления, которые сохраняют свое значение и по сей день. Вот как они звучат в его интерпретации. 1. Разделение 2. Власть и ответственность3. Дисциплина. 4. Единоначалие. 5. Единство руководства6. Подчинение частных интересов общим. 7. Вознаграждение 8. Степень централизации.9. Иерархия руководителей.. 10. ПорядокП. Справедливость. 12. Постоянство состава персонала. 13. Инициатива 14. Единение персонала. Последователем идей Анри Файоля стал инженер-механик Г. Эмерсон, вершиной исследований которого явились сформули­рованные им 12 принципов производительности.

Логическим завершением классической школы менеджмента стала концепция «рациональной бюрократии» крупного немецкого ученого — юриста, экономиста, социолога, историка Макса Вебера.

Концепция управления с позиций психологии и человеческих отно­шений впервые определила менеджмент как «обеспечение выполне­ния работы с помощью других лиц». Исследования, проведенные американским психологом Абрахамом Маслоу (1908—1970), пока­зали, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, как считали сторонники научного управления, а различные потребности, которые не всегда могут быть удовлетворены деньга­ми. Речь шла о том, что производительность труда рабочих могла повышаться не столько в связи с увеличением заработной платы, сколько в результате изменения отношений между рабочими и ме­неджерами, повышения удовлетворенности своим трудом и клима­том в коллективе. Эта концепция, получившая наибольшее распро­странение в 30—50-е годы, основана на важнейшем положении, что применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности работников результа­тами своего труда составляет основу повышения его производи­тельности.

Концепция управления с позиций науки о поведении — теория, по­лучившая развитие в 60-е годы. Ее основное кредо — повышение эффективности деятельности организации в результате активиза­ции ее человеческих ресурсов. Она включает исследование различ­ных аспектов социального воздействия, мотивации, характера влас­ти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменений содержания работы и качества трудовой жизни. Основная цель концепции — оказать помощь ра­ботнику в осознании своих возможностей путем применения поло­жений поведенческих наук к построению организации и управле­нию ею.

Таким образом, все четыре концепции менеджмента направле­ны на совершенствование стратегии отдельных предприятий с це­лью получения намеченной прибыли.

На современном этапе важнейшее значение в теории управле­ния приобретают проблемы взаимодействия с внешней средой, уче­та ее изменений в деятельности отдельных компаний, ориентации предприятия в сложившихся условиях.

Суть концепции адаптации, или стратегии приспособления, со­стоит в том, что в реальной хозяйственной жизни стратегия фир­мы — это всегда комбинация наиболее выгодных курсов действий с учетом факторов внешней среды, то есть это стратегия маневриро­вания в распределении и перераспределении производства и това­ров между предприятиями, расположенными в разных странах, в зависимости от уровня издержек производства, стоимости рабочей силы, темпов экономического роста, политической стабильности страны.

Концепция глобальной стратегии направлена на оптимизацию де­ятельности фирмы. В ней акцентируется внимание на необходи­мость выработки единой стратегии, направленной на оптимизацию деятельности всей корпорации, а не ее отдельных частей. Суще­ствуют разные направления этой концепции:теория множественных целей, когда глобальная стратегия на­правлена на реализацию многих целей и отрицается максимизация прибыли в качестве главной цели;

оптимизация осуществляется в целях максимизации прибыли;оптимизация направлена на получение максимальной прибыли в результате лучшего приспособления организационной структуры к изменяющимся условиям (децентрализация, координация);оптимизация осуществляется путем совершенствования основ­ных функций управления, в частности долгосрочного планирова­ния.

Концепция целевой ориентации утверждает, что должна домини­ровать роль целеполагания в процессах планирования, организа­ции, контроля, мотивации.

Таким образом, концепция менеджмента в условиях рынка не только теоретически обосновывает необходимость его регулирова­ния в современных условиях, но и служит источником практичес­ких рекомендаций по разработке новых форм и методов организа­ции хозяйственной деятельности предприятий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 46; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.