Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы менеджмента




Принципы менеджмента — это закономерности, в рамках кото­рых реализуются связи (отношения) между различными структура­ми (элементами) управленческой системы, проявляющиеся при постановке практических задач управления. Иными словами, это правила, основные положения, нормы поведения, которыми руко­водствуются управленцы в практической деятельности.

Принципы менеджмента определяют требования к системе, структуре, организации и процессу управления, построению орга­нов управления и методам осуществления его функций.

1. Принцип оптимального сочетания централизации и децентрали­зации в управлении. Проблема сочетания централизации и децент­рализации — в распределении полномочий по принятию решений на каждом уровне управленческой иерархии. Оптимальным вари­антом считается подход, когда централизованными являются реше­ния, относящиеся к разработке политики — цели и стратегии пред­приятия в целом, а децентрализованными — решения, относящие­ся к оперативному управлению.

Централизованная форма управления предусматривает осуществление руководства хозяйственной деятельностью из единого центра, жесткую регламентацию и координацию деятельности под­разделений, полное отсутствие у них хозяйственной самостоятель­ности.

Организационная форма управления предприятием считается централизованной, когда:1.функциональные подразделения играют более важную роль, чем производственные;2.имеется значительное число функциональных служб (отделов);3.исследовательские подразделения находятся в центральном ап­парате материнской компании;4.при мощном производственном и сбытовом аппарате сбытовая сеть производственных отделений находится в подчинении у цент­рального отдела сбыта.

Под децентрализацией понимается передача права принятия ре­шений низовому оперативно-хозяйственному звену — производ­ственным отделениям, пользующимся хозяйственной самостоя­тельностью. Это предполагает высокую степень координации дея­тельности на всех уровнях управления предприятием, выступаю­щим как единое целое.

Принцип сочетания централизации и децентрализации в менед­жменте предполагает необходимость умелого использования еди­ноначалия и коллегиальности. Под единоначалием понимают пре­доставление высшему руководителю определенной полноты влас­ти, которая необходима для принятия решений, и персональной от­ветственности за порученное дело.

Коллегиальность предполагает выработку коллективного реше­ния на основе мнений руководителей разного уровня, прежде всего исполнителей конкретных решений — руководителей производ­ственных подразделений. Коллегиальность повышает объектив­ность принимаемых решений, их обоснованность и способствует успешной их реализации. Однако принятие коллегиальных реше­ний происходит намного медленнее, чем индивидуальных, что сни­жает оперативность управления.

Разновидностью коллегиальности является коллективное при­нятие решения. Коллективные решения, как правило, принима­ются большинством голосов, например на собрании акционеров. Роль руководства здесь сводится к подготовке и обоснованию ре­шений, предлагаемых к обсуждению и принятию на коллективной основе.

2. Принцип единства политического и хозяйственного руковод­ства. Определяет соподчиненность целей общества, реализуемых определенными политическими системами, и целей хозяйствую­щих субъектов, функционирующих в рамках этих политических систем.

Кроме налоговой политики рычагами государственной админи­страции являются: законодательство, индикативное планирование, таможенная система, амортизационная политика, государственные кредиты, страхование и прочие резервы. При этом целями государ­ственного регулирования являются: развитие приоритетов обще­ства, научно-технический прогресс, социальное единство обще­ства, инфраструктура — информационные сети, телекоммуника­ция, транспорт, энергетика, экология, военные программы.

3. Принцип планового ведения хозяйства означает установление на длительный период направления, темпов и пропорций развития производства. Основоположником социалистического планирова­ния является С. Г. Струмилин, работавший в первой «команде» Госплана СССР под руководством Г. М. Кржижановского.

4. Принцип материального и морального стимулирования. В управ­лении широко используют материальное и моральное стимулиро­вание для повышения эффективности производства.

Материальное стимулирование работников и экономическое стимулирование деятельности коллектива являются мощными ры­чагами управления. Однако не менее важно моральное стимулиро­вание как средство одобрения деятельности в коллективе и утверж­дения в нем.

5. Принцип научности. Соблюдение принципа научности управ­ления заключается в построении всей системы управления произ­водством на новейших данных науки. Научное управление несов­местимо с субъективизмом.

Руководители должны изучать и правильно применять на прак­тике закономерности и объективные тенденции развития общества, принимать решения с учетом объективно сложившейся обстановки и прогноза на будущее. Научность управления предполагает также широкое применение математических методов, особенно при ре­шении производственных задач, критическую оценку эффективно­сти принимаемых решений, применение современных средств орг­техники и оргсвязи.

При проведении в жизнь принципа научности важно бороться с шаблоном, индивидуально подходить к каждому объекту управле­ния.

6. Принцип ответственности. Использование принципа ответ­ственности означает создание четкой организационной структу­ры; тщательную разработку положений о подразделениях органи­зационной структуры, правах и обязанностях руководителей, дол­жностных инструкций исполнителей; установление точно опреде­ленной материальной ответственности хозрасчетных подразде­лений за упущения в работе; разработку положений о премирова­нии и депремировании работников; четкое оформление приказов, распоряжений; проведение других организационных мероприя­тий.

7. Принцип подбора и расстановки кадров означает, что подбор и расстановка кадров должны производиться так, чтобы каждый на вверенном ему участке мог наиболее эффективно выполнять пору­ченную работу.

8. Принцип экономичности и эффективности. В производстве необходимо добиваться не только эффективного сочетания людских и материальных ресурсов, но и наибольшей экономии сил и наиболее производительного применения труда. Общество заинтересовано в сокращении издержек общественного производства в целях увели­чения объемов инвестиционных ресурсов и накопления.

Этот принцип предполагает наиболее эффективное решение производственных задач.

9. Принцип оптимального сочетания отраслевого и территориаль­ного управления. Отраслевое управление характеризует необходи­мость развития диверсификации производства, углубления его спе­циализации и концентрации. Территориальное же управление ис­ходит из других целевых установок. Проблемы наиболее рацио­нального размещения и развития производительных сил требуют учета экологии, степени эффективности использования рабочей силы, занятости населения, развития социальной инфраструктуры, соответствия характера производства особенностям этнических групп, удовлетворения материальных и духовных потребностей об­щества. А это — региональные проблемы.

10. Принцип преемственности хозяйственных решений. В основе этого принципа лежит единство экономических явлений и про­цессов как последовательности количественных и качественных изменений, осуществляемых во времени и пространстве. Этот принцип имеет многообразные формы проявления. Преемствен­ность хозяйственных решений необходима при разработке и осо­бенно реализации плана, с тем чтобы информация сохраняла со­поставимость. Преемственность необходима в организационных решениях, оптимальность которых предполагает анализ прошло­го, максимальное сохранение положительного опыта. Она необ­ходима и в кадровой политике, предполагающей сочетание ра­ботников, имеющих знания, опыт, навыки принятия решений, и молодых работников, не имеющих багажа знаний и жизненного опыта, но обладающих быстротой реакции, свежестью восприя­тия, неконсервативным мышлением.

Принципы управления должны иметь правовое оформление, закрепленное в системе нормативных документов, договорных обя­зательств, законодательных актов и т. д. Однако при этом характер и формы их закрепления могут быть достаточно гибкими, чтобы из­бежать догматизма, фетишизации и излишней жесткости процедур и формулировок. Это очень важно, поскольку изменение конкрет­но-исторических условий приводит к изменению действия соци­ально-экономических законов и, соответственно, содержания принципов управления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 63; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.