Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научные подходы к менеджменту




ХАРАКТЕРНЫЕ АСПЕКТЫ И СТАДИИ МЕНЕДЖМЕНТА

Существуют экономический, социально-психологический, пра­вовой и организационно-технический аспекты менеджмента.

Экономический аспект — это управление процессом производ­ства, в ходе которого достигается координация материальных и тру­довых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей.

Социально-психологический аспект присущ деятельности особой группы лиц по организации персонала и руководству для достиже­ния поставленных целей. К нему относится система власти, посред­ством которой регулируются отношения между руководителем и подчиненными, а также социальная функция, в которой отражают­ся культура общества, его традиции, ценности и обычаи.

Правовой аспект отражает структуру государственных, полити­ческих и экономических институтов, проводимую ими политику и существующее законодательство. Важнейшее значение имеют по­ложения торгового права, касающиеся вопросов создания предпри­ятий, заключения контрактов, промышленной собственности, а также государственное регулирование бизнеса.

Организационно-технический аспект включает рациональную оценку ситуации и систематический отбор целей и задач, упорядо­чение требуемых ресурсов, рациональное проектирование, органи­зацию, руководство и контроль за действиями, необходимыми для достижения избранных целей, мотивацию и вознаграждение лю­дей, осуществляющих эту работу.

Менеджмент в зависимости от видов и последовательности дей­ствий можно разделить на три стадии: стратегическое управление, оперативное управление, контроль.

Стратегическое управление включает:

1.выработку цели менеджмента;

2.прогнозирование как предвидение результатов развития, совер­шающегося под действием существующих факторов;

3.перспективное планирование как систему мер, необходимых для преодоления отклонений прогнозируемых итогов от установлен­ной цели.

Оперативное управление заключается в деятельности по реализа­ции вышеуказанных мер:

1.создание нужной структуры и обеспечение необходимыми ре­сурсами;

2.руководство как распорядительство (мотивация) в условиях со­зданной структуры.

Контроль подразумевает анализ достигнутых результатов (обрат­ная связь) и выступает как исходный пункт нового цикла управле­ния.

Эффективный менеджмент предполагает единство всех аспектов и стадий процесса управления.

 

1. Системный подход — объект рассматривается как совокуп­ность взаимосвязанных элементов, имеющая вход, выход, связь с внешней средой, обратную связь. Системный подход строится на следующих принципах:

1.процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей;2.проблема рассматривается как целое, система, выявляются все последствия и взаимосвязи каждого частного решения;3.выявляются и анализируются возможные альтернативные пути достижения цели;4.цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с це­лями всей системы;5.восходят от абстрактного к конкретному;6.единство анализа и синтеза, логического и исторического;

7.выявляются в объекте разнокачественные связи и их взаимодей­ствие.

2. Комплексный подход. При применении этого подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, органи­зационные, социальные, психологические, а при необходимости и другие (например, политические, демографические) аспекты ме­неджмента, а также их взаимосвязь. Если упустить один из аспек­тов, проблема не будет решена. К сожалению, на практике редко соблюдается это требование. Например, при проектировании но­вых орудий труда показателям экологичности уделяется второсте­пенное внимание, поэтому эти орудия становятся неконкурентос­пособными. При формировании новых коллективов или реоргани­зации существующих структур редко учитываются социальные и психологические аспекты.

3. Интеграционный подход нацелен на исследование и усиление взаимосвязей:между отдельными подсистемами и элементами системы менед­жмента;между стадиями жизненного цикла объекта управления;между уровнями управления по вертикали;между субъектами управления по горизонтали.

Интеграция означает углубление сотрудничества субъектов уп­равления, их объединение, усиление взаимодействия и взаимосвя­зей между компонентами системы управления. Интеграция между отдельными подсистемами и компонентами системы менеджмента обеспечивается углублением и конкретизацией взаимосвязей меж­ду ними, количественным выражением этих взаимосвязей. Напри­мер, управляющая подсистема задает службам и подразделениям фирмы конкретные показатели функционирования по качеству, количеству, затратам ресурсов, срокам и др., на основе выполнения которых достигаются поставленные цели.

Применение интеграционного подхода открывает огромные возможности в нахождении новых конкурентных преимуществ фирмы, совершенствовании систем менеджмента.

4. Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управля­ющей подсистемы при решении любых задач на потребителя. При­оритеты выбора критериев следующие:1.повышение качества объекта в соответствии с нуждами потреби­телей;2.экономия ресурсов потребителей за счет повышения качества; экономия ресурсов в производстве за счет его масштаба, научно-технического прогресса, применения системы менеджмента.

5. Функциональный подход — потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлет­ворения. После установления функций создаются несколько аль­тернативных объектов для их выполнения и выбирается тот из них, который требует минимума совокупных затрат за жизненный цикл товара на единицу полезного эффекта. В процессе примене­ния функционального подхода, когда идут от обратного, от по­требностей, иногда создают совершенно новые оригинальные' объекты.

При альтернативном предметном подходе совершенствуется су­ществующий объект, что не позволяет коренным образом улучшить его структуру, принципы работы и т. д.

6. Динамический подход — объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и Co-подчиненности, проводится ретроспективный анализ за 5—10 лет и более и перспективный анализ (прогноз).

7. Воспроизводственный подход ориентирован на постоянное во­зобновление производства товара для удовлетворения потребнос­тей конкретного рынка с меньшими по сравнению с лучшим анало­гичным объектом на данном рынке совокупными затратами на еди­ницу полезного эффекта. Элементами воспроизводственного под­хода являются:1.применение опережающей базы сравнения при планировании обновленного объекта;

2.трактовка закона экономии времени как суммы прошлого, жи­вого и будущего труда за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта;3.рассмотрение во взаимосвязи воспроизводственного цикла вы­пускаемой, проектируемой и перспективной моделей объекта;4.пропорциональное по качеству и количеству воспроизводство элементов внешней среды (прежде всего макросреды страны и инф­раструктуры региона);5.интеграция крупных предприятий науки и производства в рам­ках комплексного объединения.

8. Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Процесс управления является суммой всех функ­ций, серией непрерывных взаимосвязанных действий.

9. Нормативный подход представляет собой установление норма­тивов управления по всем подсистемам менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам подсистем:1.целевой (показатели качества и ресурсоемкости товара, парамет­ры рынка, показатели организационно-технического уровня про­изводства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды);2.функциональной (нормативы качества планов, организации си­стемы менеджмента, качества учета и контроля, стимулирования качественного труда);3.обеспечивающей (нормативы обеспеченности работников и подразделений всем необходимым для нормальной работы, выпол­нения стоящих перед ними целей и задач, эффективности исполь­зования различных видов ресурсов в целом по фирме; нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности, перспективности во времени и по масштабу при­менения).

10. Количественный подход заключается в переходе от качествен­ных оценок к количественным при помощи математических, стати­стических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, сис­темы баллов и др. Управлять можно цифрами, а не словами.

11. Административный подход состоит в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, сроков, элемен­тов системы менеджмента в нормативных актах (приказах, распоря­жениях, указаниях, стандартах, инструкциях, положениях и т. д.).

12. Поведенческий подход. Целью поведенческого подхода явля­ется оказание помощи работникам в осознании своих возможнос­тей, творческих способностей путем применения концепций пове­денческих наук к построению и управлению фирмой. Основной це­лью такого подхода является повышение эффективности деятель­ности фирмы за счет повышения эффективности использования трудовых ресурсов. Правильное применение науки о поведении всегда способствует повышению эффективности как отдельного работника, так и фирмы в целом.

13.Ситуационный подход основан на том, что пригодность раз­личных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует обилие факторов как на самом предприятии, так и во внешней среде, не существует единого способа управления объектом. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является тот, который более всего соответствует данным условиям, максимально адаптирован к ним.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 53; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.