Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выработка стратегии развития предприятия




ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕЛЕЙ

Разработка экономической политики предприятия (организа­ции) предполагает определение целей деятельности и стратегии развития на ближайшую и дальнюю перспективы, исходя из оценки потенциальных возможностей предприятия и обеспеченности его соответствующими ресурсами.

Цели предприятия определяют концепцию его развития и ос­новные направления деловой активности. Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потен­циал предприятия и производственно-бытовые возможности.

Цели — это конкретное состояние отдельных характеристик предприятия, достижение которых является для него желательным, на что направлена его деятельность, а также процесс управления. В системе управления предприятием цели выполняют ряд важных функций:

1.отражают философию предприятия, концепцию его деятельнос­ти и развития, а поскольку виды деятельности лежат в основе общей и управленческой структуры, именно цели определяют в конечном счете ее характер и особенности;

2.уменьшают неопределенность текущей деятельности как пред­приятия, так и каждого работника, становясь для них ориентирами в окружающем мире, помогают приспособиться к нему, сконцент­рироваться на достижении желаемых результатов, каким-то обра­зом ограничить себя, регулировать собственные поступки и поведе­ние; это дает возможность действовать быстрее, с большим эффек­том, добиваясь задуманного с минимальными затратами;

3.составляют основу критериев для выделения проблем, принятия решений, контроля и оценки результатов деятельности, направлен­ной на их реализацию, а также материального и морального поощ­рения сотрудников, которые в наибольшей степени отличились;

4.независимо от того, реальны они или мнимы, сплачивают вокруг себя энтузиастов, побуждают их брать на себя добровольно нелег­кие обязанности и прилагать все возможные усилия для их выполнения (пример — новостройки первых пятилеток, освоение цели­ны, сооружение БАМа);

5.официально провозглашенные, они служат оправданием в гла­зах общественности необходимости и законности существования данной организации, особенно если ее деятельность вызывает не­благоприятные последствия, например загрязнение окружающей среды.Успешная реализация перечисленных и иных функций возмож­на при условии, если цели предприятия отвечают определенной со­вокупности требований. Во-первых, цели должны быть конкретными, представляемыми по возможности не только качественно, но и в количественных по­казателях. В таком случае они легче воспринимаются людьми, их легче согласовывать, устранять между ними противоречия; они яв­ляются хорошей основой для составления планов.Во-вторых, цели должны быть реальными, иначе здравомысля­щие люди не станут тратить время на их достижение. Конечно, мало кто сознательно ставит перед собой цели, которых нельзя достичь, однако оценка своих возможностей у большинства людей весьма субъективна и зависит от их уровня знаний, опыта, психологичес­кого склада, темперамента. Очень важно выбрать из максимума же­лаемого реально достижимое. Это позволит целям стать действи­тельными ориентирами и стимулами к действию.В-третьих, цели должны быть гибкими, способными к транс­формации и корректировке в соответствии со стремительно меняю­щимися условиями деятельности предприятия. В противном случае оно может двигаться по «наезженной колее» и рано или поздно по­пасть в тупик, из которого выбраться будет очень трудно.В-четвертых, поскольку цели обычно достигаются в результате совместной деятельности людей, они должны быть признаваемы в качестве личных целей, условиями чего являются гласность, понят­ность, близость большинству членов предприятия. Это позволит за­интересованно подходить к реализации целей, повышать эффек­тивность труда.В-пятых, цели должны быть проверяемыми, что связано с необ­ходимостью оценивать степень их достижения и соответствующим образом стимулировать работников.В-шестых, цели должны быть совместимыми друг с другом во времени и пространстве, нельзя ориентировать работников на дей­ствия, противоречащие друг другу.

15. Соблюдение перечисленных требований придает целям пред­приятия системный характер, предполагающий их определенную классификацию.

По степени важности цели разделяют на стратегические и так­тические. Стратегические цели ориентированы на решение перс­пективных масштабных проблем, качественно меняющих жизнь и лицо организации, например, достижение первенства в своей сфере деятельности, выход на международные рынки, коренное обнов­ление производственной базы и др.; тактические — являются про­межуточными по отношению к стратегическим, отражают отдель­ные этапы их достижения, например проведение капитального ре­монта.

Исходя из периода времени, необходимого для реализации, цели разделяют на долгосрочные (свыше пяти лет), среднесрочные (от года до пяти лет) и краткосрочные (до одного года). Для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, детали­зация и конкретизация действий. Сами по себе краткосрочные цели являются этапами на пути достижения долгосрочных целей.

По содержанию цели делятся на технологические, экономические, производственные, административные, маркетинговые, научно-тех­нические, социальные.

К технологическим целям можно отнести совершенствование систем земледелия и животноводства, компьютеризацию, строи­тельство новых производственных зданий и т. д.

Примером экономических целей являются укрепление финан­совой устойчивости организации, рост прибыльности, рыночной стоимости акционерного капитала.

Производственные цели могут состоять в выпуске определенно­го объема товаров и услуг, повышении их качества, увеличении эф­фективности производства, снижении себестоимости.

Административные цели предполагают, например, достижение высокой управляемости организацией, надежного взаимодействия между сотрудниками, хорошей дисциплины, слаженности в работе. Маркетинговые цели связаны с завоеванием тех или иных рын­ков сбыта, привлечением новых покупателей, клиентов, продлени­ем жизненного цикла товаров и услуг, достижением лидерства в це­нах и т. д.

Научно-технические цели состоят в создании и внедрении в производство новых и усовершенствовании существующих образ­цов продукции, доведении их до уровня требований мировых стан­дартов.

Социальные цели ориентированы на создание благоприятных условий труда, жизни и отдыха работников, повышение их образо­вательного и квалификационного уровня и т.д. Это, например, ликвидация тяжелого и ручного труда, налаживание отношений со­циального партнерства, обеспечение людей высококачественным медицинским оборудованием и др.

По форме выражения можно говорить о целях, характеризуемых количественными показателями и описываемых качественно. В пер­вом случае речь идет, например, о производстве продукции в руб­лях, тоннах, штуках; во втором — о достижении благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

По уровню, к которому они относятся, цели делятся на общие и специфические. Общие цели отражают концепции развития предприятия в целом и по важнейшим комплексным направлениям его деятельности. В состав общих целей входит прежде всего генераль­ная цель, которая называется также миссией, и четыре—шесть об­щеорганизационных целей, раскрывающих и конкретизирующих ее содержание. Сегодня в качестве миссии чаще всего рассматрива­ется удовлетворение тех или иных общественных потребностей.

Общие цели могут быть ориентированы, например, на достиже­ние финансовой устойчивости, обеспечение необходимого уровня рентабельности, завоевание тех или иных рынков.

В современных условиях общие цели формируются, как прави­ло, в процессе совместного диалога высшего руководства организа­ции, руководителей подразделений, консультантов по вопросам управления, а также представителей трудового коллектива и проф­союзной организации.

Специфические цели разрабатываются в каждом подразделении и определяют основные направления его деятельности в направле­нии реализации общих целей. Обычно они охватывают средне- и краткосрочный периоды и обязательно выражаются в количествен­ных показателях. Специфические цели бывают двух типов: опера­ционные и оперативные. Первые ставят перед отдельными работ­никами, вторые — перед подразделениями.

В результате на предприятии складывается определенная систе­ма целей, а также механизм ее постоянного обновления. В рамках этой системы цели обычно находятся в определенных отношениях друг с другом.

 

Стратегия фирмы — это рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение конкретных целей. Сущность выработки и реализации стратегии состоит в том, чтобы выбрать нужное направление развития из многочисленных альтернатив и направить производственно-хозяйственную деятельность по из­бранному пути. Система стратегического управления, получившая развитие на современном этапе, предусматривает:

1.выделение ресурсов на стратегические цели независимо от фак­тической структуры управления хозяйственной деятельностью;

2.создание центров руководства каждой стратегической целью;

3.оценку и стимулирование производственных подразделений и их руководителей по степени достижения стратегических целей стратегии осуществляется на высшем уровне управ­ления и основана на решении следующих задач: разработка страте­гических целей;

4.оценка возможностей и ресурсов предприятия; анализ тенденций в области маркетинговой деятельности;

5.оценка альтернативных путей деятельности; определение стратегии на перспективу; подготовка детальных оперативных планов, программ и бюджетов; оценка деятельности фирмы на основе определенных критериев с учетом намеченных целей и планов.

Исходя из необходимости решения перечисленных задач, в про­цессе разработки стратегии производятся: оценка потенциала пред­приятия, его возможностей и ресурсов для достижения общих целей; анализ внутренних факторов, обеспечивающих рост и укрепление позиций фирмы — коммерческих, технологических, социальных; анализ внешних факторов, требующих принятия мер, направленных на приспособление к изменившимся условиям и возникшим ситуа­циям; оценка альтернативных направлений деятельности фирмы и выбор оптимальных вариантов для достижения поставленных целей; принятие решений, составляющих основу для разработки долго­срочных планов функционирования и развития фирмы.

На основе анализа в процессе разработки стратегии происходит формирование стратегического мышления путем обсуждения и со­гласования с управленческим линейным аппаратом концепции развития предприятия в целом; рекомендуются новые стратегии развития, создаются новые виды изделий, совершенствуется уже выпускаемая продукция; формируются проекты целей и подготав­ливаются директивы для долгосрочного планирования, а также раз­работка стратегических планов и контроль за их выполнением.

Необходимость своевременно принимать и реализовывать реше­ния в связи с возникновением неожиданных ситуаций (меры прави­тельства, действия иностранных конкурентов) требует применения в управлении системы ранжирования стратегических задач. Эта система предусматривает:

1.постоянное наблюдение за внешними факторами и их анализ (факторы рынка, научно-технические, общеэкономические, соци­альные, политические);

2.доведение результатов анализа и их оценки до высшего руковод­ства предприятия, ранжирование задач по сложности принятия ре­шений и очередности использования:

3.самые срочные и важные, требующие немедленного рассмотре­ния;

4.важные задачи средней срочности, которые могут быть решены в пределах следующего планового периода;

5.важные, но несрочные задачи, требующие постоянного контроля;

6.задачи, не заслуживающие внимания и не требующие принятия решений.

 

 

17 Стратегическое управление предполагает, что предприятие оп­ределяет свои ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетности целей. Отсюда различные виды стратегий, на кото­рые оно может ориентироваться.

1. Продуктово-рыночная стратегия направлена на определение видов конкретной продукции и технологий, которые будет разраба­тывать предприятие; сфер и методов сбыта; способов повышения уровня конкурентоспособности продукции.

2. Стратегия маркетинга предполагает гибкое приспособление де­ятельности к рыночным условиям с учетом позиции товара на рынке, уровня затрат на исследование рынка, комплекса мероприятий по форсированию сбыта, а также распределение средств, ассигнован­ных на маркетинговую деятельность, между выбранными рынками.

3. Конкурентная стратегия ставит цель снижение издержек про­изводства, индивидуализацию и повышение качества продукции, определение путем сегментации новых секторов деятельности на конкретных рынках.

4. Стратегия управления набором отраслей предполагает, что выс­шее руководство предприятия постоянно держит под контролем виды деятельности и номенклатуру продукции по фирме в целом в целях диверсификации видов деятельности и выпускаемой продук­ции за счет новых отраслей и прекращения производства в тех из них, которые не согласуются с целями фирмы и ее ориентирами.

5. Стратегия нововведений (инновационная политика) представ­ляет собой объединение целей технической политики и политики капиталовложений и направлена на внедрение новых технологий и видов продукции. Она предусматривает выбор определенных объектов исследований, с помощью которых предприятия стремят­ся содействовать систематическим поискам новых технологических возможностей.

6. Стратегия капиталовложений предполагает определение отно­сительного их уровня на основе расчета масштабов выпуска отдель­ных видов продукции и деятельности предприятия в целом; анализ конкурентных позиций предприятия по отношению к соперникам; выяснение его возможностей на основе результатов планирования и выполнения планов путем организации оперативно-хозяйствен­ной деятельности.

7. Стратегия развития направлена на обеспечение устойчивых темпов развития и функционирования как предприятия в целом, так и его филиалов, дочерних компаний. Стратегию развития фи­лиалов и дочерних компаний по следующим ключевым направлени­ям определяет материнская компания: разработка новых видов про­дукции, расширение вертикальной интеграции, повышение конку­рентоспособности; увеличение экспорта; создание смешанных пред­приятий за рубежом; увеличение зарубежных капиталовложений.

8. Стратегия поглощения предполагает приобретение акций дру­гих компаний, быстрый рост и внедрение научно-технических дос­тижений с целью повышения эффективности деятельности пред­приятия путем проникновения в новые отрасли хозяйства.

9. Стратегия зарубежного инвестирования направлена на создание за рубежом собственных производственных предприятий — сбо­рочных и по разработке сырьевых ресурсов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 61; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.