Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ритмического воспитания




Занятие 3

Занятие 2

Занятие 1

На нем дети знакомятся с песней, у них создается эмоциональный интерес к ее образу. Педагог вносит собачку и рассказывает о ней: «"Это Бобик, славный пес, белый лобик, черный нос". Мальчик ему скажет: "Сядь на ков­рик и не лай", — Бобик слушается. Мальчик скажет: "Бобик-Бобик лапку дай" - Бобик дает лапку. Ребята скажите ему: "Бобик-Бобик, лапку дай, а потом прикажите, - сядь на коврик и не лай". Он и вас послушает».

После разговора с детьми педагог исполняет песню.

 

Педагог показывает игрушку и говорит: «К нам опять пришел Бобик. Вот какой он славный — нос черный, лобик белый. Послушайте про него песен­ку». После слушания педагог уточняет характер песни, ее содержание. Он спрашивает детей, как лает Бобик, уточняет, что лает Бобик высоким голосом, так как он маленький, и предлагает сказать «гав-гав» - тоненько, как Бобик. Исполняет песню еще раз. Дети по возможности подпевают.

 

Педагог показывает Бобика и говорит, что сегодня все дети будут петь про него песенку. Идет пение песни по фразам всеми детьми.

Педагог (спрашивает): Какой Бобик?

Дети (поют) Славный пес.

Педагог: Какой у него лобик?

Дети. Белый лобик.

Педагог. А нос?

Дети. Черный нос. И т. д.

Затем педагог просит спеть каждого из детей: «Олечка споет про Бобика -"Вот наш Бобик, славный пес" (Оля поет), а Миша продолжит — "Белый лобик, черный нос" (Миша поет)» и т. д. В конце занятия песня исполняется целиком.

 

На последующих занятиях педагог разучивает песню, удел> внимание артикуляции, отрабатывая правильное дыхание.

Четвертый год жизни. По сравнению с предыдущей группой дети этого возраста более работоспособны. Запас слов у них увели­чивается, но еще не все звуки они произносят чисто. Слуховое вни­мание неустойчиво, хотя дети могут узнавать знакомые песни. Пев­ческие голоса не сформированы, дыхание поверхностно, прерывисто. Поэтому в работе используются песни, состоящие из коротких музы­кальных фраз в диапазоне квинты (ре-ля первой октавы).

Занимаясь пением, педагог должен выполнять следующие задачи:

♦ учить детей петь естественным голосом, без напряжения;

♦ внятно и осмысленно произносить слова, протягивать про­должительные звуки;

♦ не отставать и не опережать друг друга при пении;

♦ интонационно точно петь мелодию в попевках и песнях;

♦ петь песни с помощью воспитателя с музыкальным сопровождением и без него.

Дети этого возраста могут петь несложные песни интонационно точно и осмысленно-эмоционально. Слушание пения педагога по-прежнему лежит в основе обучения. В начале года необходимо повторить материал предыдущих лет обучения, но с повышенными требованиями к исполнению. В этом возрасте в пении продол­жают использоваться игровые моменты, часто с наглядным мате­риалом - игрушками, картинками. Повышается роль слова: педагог может задавать детям вопросы для проверки восприятия или со­держания песен. Например: «Что было бы с зайкой, если бы дети позвали его в гости?» (песня «Заинька», музыка М. Красева). В процессе разучивания песни используются различные методи­ческие приемы: пропевание ее по частям, слушание мелодии, ис­полненной на фортепиано, пение небольшими подгруппами, инди­видуальное пение, пение «солиста» и «хора». Интерес к пению, так же как и в предыдущей группе, поддерживается поощрительными словами педагога.

Пятый год жизни. Внимание детей этого возраста становится более устойчивым. Возрастает роль коры головного мозга в регуля­ции поведения. Развиваются процессы запоминания и припомина­ния, совершенствуется зрительное и слуховое восприятие. Увеличи­вается запас слов, речь становится более связной и последовательной. Повышается способность откликаться на содержание песни. Дети этого возраста улавливают ритмический рисунок мелодии, тембр голоса, силу звучания, узнают и запоминают песни, пытаются передать их выразительные интонации. Поэтому и музыкальный язык песен становится более красочным и разнообразным. Возрас­тают певческие возможности детей. Дыхание становится более глу­боким и продолжительным.

При обучении пению педагог в средней группе должен выпол­нять следующие задачи:

♦ учить детей петь выразительно, естественным голосом, без напряжения;

♦ петь протяжно, брать дыхание между короткими музыкаль­ными фразами;

♦ произносить слова внятно, правильно;

♦ учить вместе начинать и заканчивать песню, интонационно точно исполнять мелодию, петь в пределах ре-си первой октавы, прислушиваться к голосам других детей;

♦ петь в сопровождении инструмента и без него.

В процессе обучения используются те же приемы, что и в пре­дыдущей группе, но слово начинает играть все большую роль. Пос­ле того как дети выучили песню, ее надо на некоторое время отло­жить. Дети сами попросят повторить ее. Если же это не произойдет, то педагогу необходимо найти интересный способ напоминания о песне. Знакомые, хорошо выученные песни надо чаще повторять без инструментального сопровождения. Это лучшее средство для выработки чистоты интонации, для включения песни в быт, в по­вседневную жизнь ребенка.

Шестой год жизни. У детей данного возраста совершенству­ются процессы высшей нервной деятельности, возрастает роль ко­ры головного мозга. Ребенок овладевает простейшими формами учебной деятельности: приобретает способность понимать задачу, поставленную воспитателем, самостоятельно выполнять указания. У детей уже больше знаний об окружающей действительности. Вос­приятие приобретает более целенаправленный характер, чем у детей младших возрастов. Возникает способность произвольного запоми­нания. В этом возрасте дети уже имеют определенный музыкаль­ный опыт. Появляются элементы творчества в пении, музыкальных играх, плясках. Развивается способность анализировать песни и ин­струментальные музыкальные произведения. Высказывания ре­бенка приобретают связный характер. Совершенствуется дыхание, развивается голос, расширяется его диапазон.

У детей возникает известная система представлений о высоте, тембре, силе музыкального звука. В пении, музыкальной игре дети сознательно стремятся к выразительности создаваемых образов. Ребенок этого возраста представляет поставленную цель, подчиня­ет ей способ и порядок выполнения действий.

Обучая пению детей старшей группы, педагог выполняет сле­дующее:

♦ приучает детей к выразительному пению без напряжения, легким звуком, плавно;

♦ приучает брать дыхание между музыкальными фразами;

♦ продолжает учить отчетливо произносить слова;

♦ учит одновременно начинать и заканчивать песню, вырази­тельно передавать характер мелодии, петь со взрослыми без инструментального сопровождения и самостоятельно с со­провождением;

♦ учит петь хором и индивидуально в диапазоне ре-си первой октавы;

♦ побуждает вспоминать и петь ранее выученные песни; отли­чать на слух интонационно точное и фальшивое пение, сохра­нять во время пения правильную позу - сидеть прямо со сво­бодным положением головы и корпуса.

В этом возрасте детям называют фамилии композиторов, написавших песни, а также знакомят с некоторыми специальными тер­минами: напевность, отрывистость, дикция, ансамбль, сила звука, темп, форма песни, куплет, запев, припев, фраза, вступление, зак­лючение и т. д.

Процесс обучения ведется по трем этапам. Более разнообразными становятся беседы и вопросы к детям, так как усложняется содержа­ние песен. У детей этого возраста уже сформировались некоторые представления об окружающем, и педагог все чаще обращается к их сознанию. Поэтому иллюстративный материал используется в меньшей степени - в основном тогда, когда надо пояснить незнаком w слова в тексте. Разучивание песен начинается после нескольких за­нятий, на которых проводилось слушание музыки. На каждом заня­тии, посвященном пению, нужно добиваться лучших результатов, чем на предыдущем, а не механически пропевать песни. В работе над выразительностью исполнения необходимо исходить из содержания песен, опираться на эмоциональное восприятие ребенка. Разучива­ние песен можно иногда начать с припева; в процессе разучивания, если необходимо, транспонировать мелодию в удобную для голоса ребенка тональность. Перед пением надо сконцентрировать внима­ние детей, провести так называемое распевание, использовав спе­циальную систему упражнений. Когда песни детьми усвоены, их можно исполнять по подгруппам и индивидуально. Это дает детям возможность услышать и оценить пение товарищей.

В процессе обучения необходим живой, эмоциональный тон ре педагога, а иногда и вовремя сказанная шутка. Они активизируют внимание детей, повышают интерес к песне.

Повторение знакомых песен должно проводиться в разных фор­мах, чтобы не снижать интереса детей. Например, в форме «загад­ки» - узнавания мелодии, сыгранной на инструменте или пропе­той педагогом; возможно пропевание песни по ролям, пение с солис­тами и т. д.

Седьмой год жизни. В течение этого года жизни происходит дальнейшее развитие высшей нервной деятельности ребенка, по­вышается работоспособность нервной системы, появляется способ­ность активного мышления. Формируется система оценок, вос­приятие становится целенаправленным. Овладение начальными формами учебной деятельности приводит к интенсивному разви­тию волевых и эмоциональных качеств личности. Становится дос­таточно развитой речь, дети свободно высказывают свои суждения о содержании песен. У них развиты музыкальный вкус и воспри­имчивость к оттенкам музыкальной выразительности. Ребенок мо­жет различать направление движения мелодии, понижение и повышение звуков, звуки различные по высоте и длительности, смену темпов в пении. Поэтому песенный репертуар для детей этого воз­раста становится очень разнообразным по тематике, ярким и кра­сочным по средствам выразительности. Возрастают певческие воз­можности детей. Диапазон песен расширяется от до первой до ре второй октавы.

В связи с этим в подготовительной к школе группе детей обучают:

♦ выразительному пению: звонкости, напевности, легкости зву­чания;

♦ правильному дыханию, удержанию его до конца фраз;

♦ отчетливости дикции;

♦ всем правилам ансамблевого пения;

♦ дети должны также выразительно петь песни из репертуара предыдущих групп с сопровождением и без него;

♦ различению движения мелодии вверх и вниз, долгих и корот­ких звуков; детей знакомят с названием нот, объясняют прин­ципы их размещения на нотоносце;

♦ импровизация звукоподражаний («ау», «ку-ку») ипопевок на основе хорошо усвоенных певческих навыков;

♦ коллективному и индивидуальному пению с сохранением правильной осанки.

Особенное внимание следует обратить на охрану детских голо­сов - предостерегать детей от громкого и длительного пения, от увлечения песнями из репертуара взрослых.

Методические приемы обучения пению в этой группе имеют мно­го общего с приемами, используемыми в старшей группе. Еще боль­шее место занимают беседы, которые становятся углубленными.

При обучении певческим навыкам слово педагога не всегда со­провождается показом, а только в тех случаях, когда возникают трудности в исполнении. Методика работы в основном направлена на то, чтобы как можно лучше развить в детях самостоятельность, активность, инициативу, осознанность в восприятии и исполнении музыкального произведения.

Песни поются всей группой, подгруппами, индивидуально, но ролям, по музыкальным фразам, по куплетам поочередно, каждой подгруппой и т. д.

Добиваясь интонационно и ритмически точного исполнения ме­лодии, педагог всегда обращает внимание на трудные мотивы, фра­зы и работает над ними. Часто перед исполнением песни он дает тонику на инструменте для ладовой настройки. В процессе обуче­ния применяет дирижерские жесты.

Изучая законы жизни, наблюдая ритмичность движения в приро­де и в трудовых процессах, прослеживая влияние музыки на повыше­ние работоспособности во время физического труда, ученые-физио­логи, психологи, педагоги, врачи обращают внимание на вопросы использования музыки в сочетании с движением в лечебных и вос­питательных целях. Органическое единство музыки и движения необходимо и естественно. Движения должны раскрывать содер­жание музыки, соответствовать ей по композиции, характеру, динамике, темпу, метроритму. В то же время движения побуждают к сознательному восприятию музыкального произведения. Яркие примеры взаимосвязи музыки и движения демонстрируют балетные спектакли и такие виды спорта, как фигурное катание, художе­ственная гимнастика. Систему музыкально-ритмического воспи­тания одним из первых разработал в конце XIX в. швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз. Осознав активную дви­гательную основу музыкально-ритмического чувства, Жак-Даль­кроз подчинил движение ритму различных музыкальных произве­дений и определил путь эмоциональной передачи движений. Он создал ряд ритмических упражнений, отвечающих возможностям и потребностям детей, а также уделял особое внимание чувству радости, возникающему в детской игре - прообразе будущей серьезной жизни. Жак-Далькроз считал, что музыкально-ритмическое воспи­тание оказывает огромное влияние на развитие воли, характера и интеллекта человека. Единство музыки и движений активно проповедовала Айседора Дункан - знаменитая американская тан­цовщица. В 1921 г. она посетила Советскую Россию с целью создания балетной школы, в которой исполнителей должны были учить непосредственности, искренности, грациозности и непри­нужденности.

Над созданием современной системы музыкально-ритмичес­кого воспитания работали многие музыканты, педагоги, психоло­ги, методисты, музыкальные руководители дошкольных учреж­дений. Ведущее место среди них принадлежит Н.Г. Александро­вой, а также ее ученикам и последователям - Е.В. Коноровой, II.П. Збруевой, В.И. Гринер, Н.Е. Кизевальтер, М.А. Румер. Науч­ные исследования в области дошкольного музыкально-ритмичес­кого воспитания проводили А.В. Кенеман, Н.А. Ветлугина и их ученики - А.Н. Зимина, М.Л. Палавандашвили. В практической разработке содержания и методики работы с дошкольниками по разделу музыкально-ритмического воспитания участвовали Т.С. Бабаджан, Н.А. Метлов, Ю.А. Двоскина, С.Д. Руднева, Л.С. Ге­нералова, Е.Н. Соковнина, В.В. Цивкина, Е.П. Иова, И.В. Лифиц, Т.П. Ломова и др.

Учитывая потребность ребенка в движении, вызываемую рос­том организма, они стремились к формированию его моторики и главное - к всестороннему развитию посредством органического сочетания движений с музыкальным звучанием. Известно, что при помощи движения ребенок познает мир. Выполняя различные дви­жения в играх, танцах, дети углубляют свои познания о действи­тельности. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Задача воспитателя состоит в том, чтобы развить в детях умение быстро выполнять предлагаемые им движения и, в случае надобно­сти, уметь затормозить их, т. е. развивать активное торможение. Музыка - это раздражитель, который обусловливает реакцию как в сторону возбуждения, так и в сторону торможения.

На занятиях по музыкальному воспитанию можно наблюдать, как вялые, пассивные дети становятся активными, а возбужденные - дисциплинированными.

В процессе занятий музыкально-ритмическими движениями укрепляется организм ребенка; развиваются музыкальный слух, память, внимание; воспитываются морально-волевые качества - ловкость, точность, быстрота, целеустремленность, вырабатывают­ся такие свойства движения, как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; улучшается осанка детей. Музыкальный ритм способствует упорядочению движения и облегчает овладение им. При правильном отборе музыкально-ритмические движения укрепляют сердечные мышцы, улучшают кровообращение, дыха­тельные процессы, развивают мускулатуру.

В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей восприятия музыкальных образов и умения отразить их в движении. Двигаясь в соответствии с временным ходом музы­кального произведения, ребенок воспринимает и звуковысотное движение, т. е. мелодию в связи со всеми выразительными сред­ствами. Он отражает в движении характер и темп музыкального произведения, реагирует на динамические изменения, начинает, изменяет и оканчивает движение в соответствии со строением музыкальных фраз, воспроизводит в движении несложный ритми­ческий рисунок. Следовательно, ребенок, воспринимая вырази­тельность музыкального ритма, целостно воспринимает все му­зыкальное произведение. Он передает эмоциональный характер музыкального произведения со всеми его компонентами (развити­ем и сменой музыкальных образов, изменением темпа, динамики, регистров и т. д.).

Таким образом, музыкально-ритмическое движение являете я средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чув­ства музыкального ритма.

Видя красоту движения в играх, плясках, хороводах, стремясь выполнить движение как можно красивее, изящнее, согласовать его с музыкой, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное.

Музыкально-ритмические построения, национальные пляски, инсценировки, хороводные игры с пением, построенные на лучших образцах народной, русской классической и современной музыки, формируют нравственный облик ребенка, развивают музыкаль­ность и художественный вкус, воспитывают любовь к Родине. Кроме того, музыкально-ритмические движения способствуют раз­витию пространственных и временных ориентировок. Ребенок по­падает в такие игровые ситуации, которые требуют быстрой peaкции на изменение в музыке, на движения товарищей, сталкивается с необходимостью самостоятельного выполнения заданий. Это paзвивает его внимание, творческую инициативу. Следовательно, за­нятия музыкально-ритмическими движениями связаны со всеми сторонами воспитания. Они способствуют умственному, нравст­венному, эстетическому и физическому развитию ребенка.

Значение музыкально-ритмических движений в жизни ребенка заключается в том, что они:

♦ обогащают эмоциональный мир детей и развивают музыкаль­ные способности;

♦ развивают познавательные способности;

♦ воспитывают активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;

♦ способствуют физическому совершенствованию организма.

Главным направлением в работе над музыкально-ритмически­ми движениями является систематическое музыкальное развитие ребенка.

Музыка не просто сопровождает движение, а определяет его сущ­ность, т. е. движение не должно быть только движением под акком­панемент музыки или на фоне музыки, оно должно соответствовать:

♦ характеру музыки;

♦ средствам музыкальной выразительности;

♦ форме музыкального произведения.

Рассмотрим эти положения.

Музыка, как известно, передает самые различные оттенки на­строения. Например, в следующих трех произведениях для ходь­бы - «Праздничном марше» Н. Леви, «Этюде» Т. Ломовой и «Марше» С. Прокофьева - музыка бодрого, спокойного и торжественного характера. Естественно, что в этих трех случаях дети будут ходить по-разному. Под первый марш они будут идти бодрым шагом, под музыку Т. Ломовой - спокойным, неторопливым, а под «Марш» С. Прокофьева дети пойдут торжественно. Следовательно, движе­ние, в данном случае ходьба, соответствует характеру музыки.

Среди средств музыкальной выразительности особое значе­ние для музыкально-ритмического воспитания имеют темп, метро-ритм и динамика. Темп - это скорость движения музыкального произведения, метроритм - организация сильных и слабых долей, соотношение различных длительностей, динамика - сила (гром­кость) звучания.

В зависимости от темпа музыкального произведения ребенок двигается быстро или медленно, замедляет или ускоряет свои дви­жения. Метроритм определяет координацию тех или иных движе­ний с музыкой. Например, в «Польке» И. Штрауса на сильную долю такта детям предлагают выставить ногу вперед на носок, на акценты дети грозят то правой, то левой рукой.

Уже к шести годам они не только ощущают метрические акцен­ты, но и могут частично воспроизвести ритмический рисунок му­зыкального произведения. Так, в хороводе «На горе-то калина» (русская народная мелодия) на припев «Ну что ж, кому дело ка­лина» дети делают 4 хлопка и три притопа. Это уже ритмический рисунок.

Движение, как уже было сказано, согласуется с формой музы­кального произведения. Уже дети младших групп могут различать контрастную музыку двухчастной формы и изменять в связи с ней движения. Рассмотрим пляску «Сапожки» (русская народная ме­лодия), предназначенную для детей младшего дошкольного возра­ста. В этой пляске две части. На первую часть произведения дети идут, на вторую часть - притопывают. Следовательно, движения зависят от формы музыкального произведения. Старших детей зна­комят с трехчастной и более сложными формами музыкальных произведений, учат их менять движения, в соответствии со сменой частей менее контрастного характера. Чем точнее, детальнее они различают характер музыки, средства музыкальной выразительно­сти, формы музыкальных произведений, тем свободнее, вырази­тельнее выполняют движения.

Дошкольный - это период накопления музыкальных впечатле­ний, интенсивного развития музыкального восприятия. В зависимости от возрастного развития характер музыкально-ритмической деятельности детей изменяется. В самом раннем детстве ребенок с радостью бегает, прыгает, приплясывает. Но это еще не исполне­ние игры, пляски, а лишь частичное включение в этот процесс. Ребенок двигается неточно и невыразительно. В эти годы у детей развивают эмоциональную отзывчивость на музыку, способность слушать ее, запоминать и выполнять связанные с музыкой движе­ния, показанные воспитателем и согласующиеся со словами песни.

На четвертом году жизни дети способны осваивать и выполнять движения самостоятельно. Но эти движения еще недостаточно скоординированны, дети плохо ориентируются в пространстве, с тру­дом включаются в коллективные действия. Поэтому музыкально-ритмическая деятельность детей четвертого года жизни достаточно скромна. Они учатся двигаться в соответствии с ярко контрастным характером музыки, в медленном и быстром темпе, способны реа­гировать на начало и окончание звучания музыки и выполнять про­стейшие движения.

На пятом году жизни дети уже имеют опыт слушания музыки, могут узнавать знакомые мелодии, различать самые яркие средст­ва музыкальной выразительности, определять характер музыки. У них дифференцируются слуховые ощущения, они двигаются рит­мичнее, согласованнее с характером музыки, начинают и прекращают движения в соответствии с началом и окончанием звучания музыки, выполняют более разнообразные движения (прямой галоп, движения парами, притопы одной ногой, выставление ноги на пятку).

В пяти-шестилетнем возрасте дети могут выразительно и рит­мично двигаться, проявляя в движениях свою индивидуальность.

Они должны уметь ощущать метрическую долю и, сначала в хлопках, а затем в движениях, исполнять несложный ритмичес­кий рисунок, овладеть разнообразными движениями (от ритмичес­кого бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприсядки, переменного шага и т. д.).

Следовательно, в процессе музыкально-ритмических движений осуществляются как общие задачи музыкального воспитания, так и следующие специальные задачи:

♦ развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмичес­кого чувства и в связи с этим ритмичности движений;

♦ обучение детей согласованию движений с характером музы­кального произведения, наиболее яркими средствами музы­кальной выразительности, развитие пространственных и вре­менных ориентировок;

♦ обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навы­кам через игры, пляски и упражнения;

♦ развитие художественно-творческих способностей.

Двигательной основой музыкально-ритмических движений, кото­рые проводятся с детьми в виде игр, плясок и упражнений, являются:

♦ основные движения - ходьба, бег подскоки, прыжки;

♦ гимнастические движения с предметами (мячами, лентами, обручами, флажками);

♦ танцевальные движения;

♦ имитационные движения, которые представляют собой сочета­ния основных движений с имитацией разнообразных действий и движений птиц, людей, зверей, транспортных средств и т. д.

Все эти движения передаются детьми по-разному и являются полезным материалом для развития воображения и творческой ак­тивности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 77; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.