КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пляска парами», латвийская народная мелодия
в обработке Т. Попатенко, автор движений Ф. Теплицкая. Программное содержание. Учить детей узнавать двухчастную форму музыкального произведения, реагировать на смену частей сменой движений; исполнять притопы, хлопки, кружения, легкий бег парами. Задачи. Воспитывать умение согласовывать свои движения с движениями товарища, развивать внимание. Описание пляски. Дети стоят парами по кругу лицом друг к другу. Такты 1—4. Бег по кругу. Такты 5—12. Притопывание ногами. Такты 13-16. Бег по кругу. Такты 17-24. Хлопки в ладоши. Такты 25-28. Дети берутся за руки и бегут по кругу парами. Такты 29-36. Дети кружатся, взявшись за руки. Методика разучивания. Вначале дети слушают музыку к пляске. Педагог проводит с ними беседу, в ходе которой привлекает их внимание к характеру и форме музыкального произведения. Перед разучиванием пляски музыкальный руководитель вместе с воспитателем показывают детям движения пляски, напевая мелодию. Педагог объясняет последовательность движений. Далее ставит детей по кругу с воспитателем. Проводит пляску, используя указания и пояснения (воспитатель пляшет только тогда, когда у кого-либо из детей не оказалось пары). Можно вызвать для исполнения пляски одну, две пары, побеседовать с детьми об их исполнении. В процессе разучивания пляски педагог делает необходимые пояснения, замечания, дает указания.
Усложнение программы в старшей и подготовительной группах обусловлено уже приобретенным детьми жизненным и музыкальным опытом, а также уровнем их физического и психического развития: окрепла нервная система, движения стали более скоординированными, развились ориентировка в пространстве и воображение, внимание стало более сконцентрированным. У детей данного возраста в достаточной степени развиты музыкальные способности - чувство ритма, музыкальный слух. В старшей и подготовительной группах воспитатель закрепляет все ранее приобретенные детьми навыки, знания и умения. Объем их музыкальных и двигательных навыков возрастает. К выполнению задания дети подходят осознанно, умеют давать оценки своей деятельности и стремятся все выполнить правильно. Если в младшей группе ребенок имитирует образ, в средней группе точно выполняет его, то в старшей и подготовительной группах ребенок воплощает образ эмоционально, выразительно. Часто даются индивидуальные и групповые задания, каждому из детей предлагается выполнить роль ведущего в построениях, плясках, играх. Дети, освоившие способ выполнения задания, помогают друг другу. В связи с этим у них развивается чувство коллективизма, товарищества. Особое внимание уделяется развитию детского творчества. От детей требуется умение двигаться в различных построениях и направлениях (звездочка, воротца; ходьба вперед, назад, врассыпную, змейкой и т. д.). В ряде игр, плясок и упражнений проводится работа над поочередными действиями групп и пар детей, над своевременным началом и окончанием ими действий. В этих группах проводятся все виды игр, плясок, упражнений, импровизаций; инсценировки, этюды. Дети старшего дошкольного возраста должны уметь: ритмично двигаться в соответствии с характером музыкального произведения, его частями и динамикой звучания, темпом и метром, ритмическим рисунком. В играх с пением дети должны передавать содержание текста и характер мелодии. Исполнять пляски, построенные на плясовых движениях - шаг галопа, польки, выставление ног на носок и пятку. Исполнять элементы русской народной пляски - плавный шаг, переменный шаг, шаг с притопыванием, полуприсядка, троекратное притопывание в конце музыкальных фраз; хлопки в разном темпе и ритме и т. д. Правильно сочетать основные движения с гимнастическими, имитационными. Играть под пение детей и воспитателя, под инструментальное сопровождение, уметь инсценировать содержание песни. В музыкальных играх детей учат действовать согласованно, самостоятельно искать выразительные движения, не подражая друг другу. В плясках они должны творчески использовать знакомые им элементы движений, комбинировать их, составлять несложные композиции. Дети должны не только овладеть различными движениями, но и знать их названия. В старшей и подготовительной группах игра остается основным видом деятельности, но пляски и упражнения занимают большее место. Игры для старшего дошкольного возраста очень разнообразны. За последнее время композиторами и педагогами создано много новых игр, отвечающих программным требованиям. Их также необходимо использовать в работе с детьми. В каждой из игр воспитатель обучает детей музыкальным навыкам и одновременно разучивает с ними движения. В играх дети могут имитировать различные движения трудовых процессов, некоторых животных, передавать образы окружающей жизни. Часто в игры включаются пляска, маршировка, различные построения, перестроения, элементы соревнования. Некоторые пляски имеют определенную тематику. В пляски нередко включаются различные перестроения: круги, шеренги, звездочки и т. д. Регулярно проводимые упражнения помогают детям овладеть программными умениями и совершенствовать их. Большое воспитательное значение имеет совместное участие детей старшей и подготовительной групп в упражнениях-композициях. Обычно они выполняются на праздничных утренниках и вызывают особо радостное настроение. В играх педагог добивается осознанного отношения детей к музыке и движениям. Для этого он иногда объясняет детям новое движение, показывает, как оно выполняется, а иногда предлагает одним детям выполнить хорошо знакомые им движения, а другим внимательно посмотреть и внести свои поправки и замечания, порой предлагает детям придумать новые движения самостоятельно, а потом вместе с детьми составляет из наиболее интересных движений новую пляску или упражнение. В несюжетных играх от детей требуется очень четкая реакция на музыку, на более сложные игровые задания. Перед детьми в такой игре стоит задача двигаться ритмично в соответствии с характером музыки, быстро ориентироваться при переходе от одного движения к другому со сменой частей музыкального произведения. Педагог учит детей воспринимать более тонкие темповые и динамические нюансы музыки, которые диктуют те или иные изменения в движениях, действиях. При разучивании несюжетной игры сначала дается слушание музыки, затем детей спрашивают, какая это музыка, сколько в ней частей, какие движения можно выполнить под эту музыку? Педагог стремится научить детей самостоятельно разбираться в характере музыки и форме музыкального произведения. Затем педагог, если это необходимо, объясняет и показывает игру. Не всегда следует начинать разучивание с показа движений, иногда допустимо только дать указания. Отдельные детали игры предварительно разучиваются в подготовительных упражнениях. Сюжетные игры подбираются более развернутые, с большим количеством персонажей. От ребенка требуется умение «войти в образ», проявить воображение, свои творческие потенции. Развивая у детей более точное восприятие характера музыки, педагог по-прежнему вначале дает им образный рассказ, который настраивает на игру, направляет их внимание на характер музыки, помогает в воплощении образов, и только потом играет музыкальное произведение. После этого педагог предлагает детям поиграть самостоятельно, распределив роли и обозначив место действия. В тех случаях, когда образ игры детям недостаточно знаком, или если они неправильно его передают, неточно выполняют движения, педагог на последующих занятиях еще раз выразительно исполняет музыку, обращает внимание на ее характер, нюансы. Сам показывает примерные образцы движений или предлагает показать их тем де-i ям, которые хорошо и выразительно их исполняют. Игры систематически повторяются и варьируются. С каждым таким повторением детям полнее раскрывается музыкальное содержание игры. Во время проведения сюжетных игр педагог следит, чтобы все дети проявляли активность, не выпускает из поля зрения застенчивых, малоактивных, ненаблюдательных детей, помогает им наводящими вопросами. Обучение играм, пляскам и упражнениям-композициям проходит по трем этапам: первоначального ознакомления, разучивания и закрепления. В группах детей старшего дошкольного возраста проводятся все виды плясок и упражнений. Пляска с участием взрослого обычно фигурирует лишь на праздниках, когда прибывшие гости (Дед Мороз, Петрушка, Снегурочка, Весна, Осень и т. д.) танцуют вместе с детьми или когда ведущий организует детей в хоровод и проводит с ними пляску, ранее не разученную. Все пляски и упражнения-композиции требуют предварительного слушания и анализа детьми музыкальных произведений к ним, выполнения серии подготовительных упражнений и проведения целостного показа, а упражнения-композиции также - объяснения способа выполнения на первом этапе обучения. На втором этапе пляски разучиваются по частям, на третьем этапе обучения - самостоятельно исполняются детьми. Пляски-импровизации проводятся во всех трех вариантах. Предлагаем примерные образцы методики разучивания музыкально-ритмического материала с детьми старшего дошкольного возраста.
Несюжетная игра «Будь ловким», музыка Н. Ладухина, авторы движений Е. Зархина и М. Кремянская Программное содержание. Учить детей двигаться в соответствии с бодрым характером музыки; отмечать в движениях метрические акценты, своевременно изменять движения, начинать и оканчивать их. Задачи. Воспитывать внимание, выдержку, развивать быстроту реакции. Описание игры. Спинками наружу по широкому кругу расставлены стулья. Каждый ребенок становится позади стула. В центре присаживается на корточки ведущий. Такт 1. Все дети садятся на стулья, а ведущий встает. Такт 2. Все дети встают, а ведущий садится. Такты 3-4. Повторяются движения тактов 1-2. Такты 5—12. Дети бегут вместе с ведущим по кругу в одном направлении. В момент окончания звучания музыки все дети вбегают внутрь круга, и каждый садится на любой свободный стул (вариант — останавливается и кладет ладони рук на спинку ближайшего стула). Один ребенок остается без места. Его не следует выбирать ведущим, так как он в таком случае как бы награждается за свою неловкость. При повторном проведении игры ведущим следует выбрать наиболее ловкого ребенка. При завершении игры во время бега детей рекомендуется поставить еще один стул, чтобы все дети оказались ловкими. Искать свободный стул следует, пробегая по внешней стороне круга (за стульями). Методика разучивания. На 1-м этапе дети слушают музыку к игре, анализируют ее вместе с педагогом, определяют, какие движения можно под нее выполнять. В ряде подготовительных упражнений обучаются попеременному вставанию и приседанию под музыку. В ходе упражнений педагог показывает им точные образцы движений. В начале 2-го этапа обучения педагог дает детям послушать музыку к игре, объясняет ее ход и предлагает детям начинать игру. В ходе игры помогает указаниями. При первом исполнении игры роль ведущего может взять на себя воспитатель. Если кому-либо из детей не удается то или иное движение, с ним проводится индивидуальная работа. В конце 2-го этапа и на 3-м этапе обучения дети играют в игру самостоятельно. Сюжетная игра «Звероловы и звери», музыка Е. Тиличеевой, автор движений С. Руднева Программное содержание. Учить детей согласовывать движения с характером и формой программных музыкальных произведений; выразительно воплощать образы игры. Задачи. Совершенствовать навыки восприятия музыки; воспитывать внимание, выдержку, ориентировку в пространстве, развивать творческую активность. Содержание игры. Выражается в образном рассказе: «В глухом дремучем лесу жило много зверей: медведей, волков, лисиц, зайцев. Было им там хорошо и привольно. Ничто не нарушало лесной тишины, редко приходили в дремучий лес люди. Звери никого не боялись, бродили по лесу, ели спелые ягоды, резвились на полянках. Но однажды приехали в лес звероловы, чтобы поймать зверей для зоопарка. Устроили звероловы свой лагерь на опушке и осторожно вошли в лес. Идут они по лесу, останавливаются, к шорохам лесным прислушиваются. Зашли в самую чащу и залегли в кустах. А в лесу тихо-тихо. Лишь кукушка кукует, да птицы щебечут. Но вот вышли из берлог своих медведи. Идут они по лесу, переваливаются. К кустам подошли... выскочили тут ловкие звероловы из кустов, накинули на медведей большие сети и всех их поймали. Отправили медведей в свой лагерь, а сами опять спрятались. Вновь тишина наступила. Вдруг выскочили из чащи волки. Они большими прыжками пересекали поляну, останавливались и протяжно выли. Выбежали звероловы из кустов и волков всех поймали. Их тоже отправили в лагерь, а сами вновь в кустах затаились около красивой поляны. Долго они ждали. В лесу было тихо-тихо. Но вот на поляну выпрыгнули зайчики. Они кружились на зеленой траве и оказались совсем близко от кустов. А звероловы уже тут как тут. Всех зайчиков поймали и привели в свой лагерь. Там звероловы посадили всех зверей в клетки, погрузили клетки на большой грузовик и повезли в зоопарк». Методика разучивания. На первом занятии дети слушают образный рассказ и музыку к игре. Проводится распределение ролей по желанию детей (все движения персонажей разучиваются предварительно в образных упражнениях). Педагог следит за ходом игры, не останавливая ее. После завершения игры дает пояснения и вновь проводит игру. Если в действиях детей имеются неточности, на последующих занятиях педагог вновь проводит ряд образных упражнений. В дальнейшем, при совершенствовании игры, можно перемежать образный рассказ со слушанием музыки, использовать музыкальные загадки, рассказ сюжета одним из детей, исполнение игры по подгруппам (артисты — зрители) с оценкой движений товарищами. Разученную игру рекомендуется использовать как спектакль, включив ее в сценарий вечера досуга или праздника.
Упражнение «Мельнииа», музыка Т. Ломовой, автор движений Е. Лубянская Программное содержание. Учить детей различать и передавать в движениях динамические оттенки музыкального произведения; изменять движения в соответствии со строением фраз музыкального произведения. Содержание упражнения. На первую фразу музыкального произведения дети плавно покачивают вытянутыми вперед руками, скрещивая их перед собой. На вторую фразу делают круговые движения руками, поднимая их над головой и опуская вниз с постепенным нарастанием мышечного напряжения. Методика разучивания. Дети слушают музыку. Педагог спрашивает, какой у нее характер, сколько в ней частей. Выслушав ответы детей и уточнив их, исполняет произведение еще раз. Спрашивает, все время ли музыка звучит одинаково. Уточняет ответы детей. Называет упражнение. Если дети не знают, что такое мельница, показывает им картинку с ее изображением. Объясняет, что на первую фразу надо плавно покачивать руками, как будто дует слабый ветерок, а на вторую фразу делать круги руками, взмахивая ими ровно, как будто сильный ветер вращает лопасти ветряной мельницы. Показывает упражнение. Дети выполняют его первый раз вместе с воспитателем, стоя перед ним или располагаясь по кругу. В дальнейшем дети выполняют упражнение самостоятельно. При разучивании упражнения используется показ движений детьми, оценка ими движений товарищей, указания, пояснения. Для усложнения упражнения можно дать детям в руки ленты.
Пляска «Русский хоровод», русская народная мелодия «Возле речки, возле моста» в обработке Н. Метлова, автор движений К. Сучкова Программное содержание. Учить детей двигаться в соответствии с характером музыки, изменять движения и их направление на запев и припев, выполнять сужение и расширение круга, плавный и дробный шаг. Задачи. Развивать слуховое внимание и эмоциональную отзывчивость на музыку, пространственную ориентировку. Содержание пляски. Дети стоят по кругу, взявшись за руки. 1. На запев идут простым шагом. На припев продолжают идти дробным шагом в том же направлении. 2. На запев идут к центру круга плавным шагом, на припев отходят назад дробным шагом, останавливаясь лицом к центру. Круг расширяется до первоначального размера. 3. На запев дети идут по кругу простым плавным шагом, на припев, разомкнув руки и положив их на пояс, кружатся вокруг себя дробным шагом. Вариант Пляска исполняется парами: мальчик стоит по левую руку от девочки. 1. На запев пары идут плавным шагом, слегка вытянув сцепленные руки вперед. Девочка свободной рукой придерживает платье, мальчик держит руку на поясе. На припев дети соединяют обе руки, разводят их в стороны и кружатся дробным шагом. 2. На запев мальчики, взяв девочек за обе руки, спиной идут к центру круга (девочки идут лицом) плавным шагом. На припев пары возвращаются на свои места дробным шагом, причем спиной идут девочки. 3.Повторяются движения пар плавным шагом по кругу, как в первой фигуре, но на припев дети кружатся дробным шагом вокруг себя через правое плечо. Руки находятся на поясе (или кружатся, взявшись под правую руку). Методика разучивания. В ходе подготовительных упражнений дети отрабатывают умение ходить плавным и дробным шагом. Для этого подбираются различные танцевальные мелодии соответствующего характера. На первом этапе разучивания пляски дети слушают музыку к ней, определяют ее характер, форму. Затем музыкальный руководитель показывает пляску с воспитателем или заранее подготовленным ребенком и предлагает исполнить ее детям. При первоначальном исполнении пляски в ней может участвовать воспитатель. На втором этапе педагог для совершенствования пляски использует объяснения, пояснения, указания, замечания, показ ее исполнения детьми, усвоившими характер и последовательность движений. Предлагает варианты пляски. На втором этапе обучения воспитатель участвует в пляске лишь тогда, когда она проводится в парах и один ребенок остается без пары. На третьем этапе от детей требуется самостоятельное эмоциональное выразительное исполнение.
Таким образом, методика обучения музыкально-ритмическим движениям разнообразна и вариативна, что способствует глубокому и осознанному усвоению детьми музыкально-ритмических навыков, необходимых для их общего музыкального развития.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 979; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |