Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пляска парами», латвийская народная мелодия




в обработке Т. Попатенко, автор движений Ф. Теплицкая.

Программное содержание. Учить детей узнавать двухчастную форму музыкального произведения, реагировать на смену частей сменой движе­ний; исполнять притопы, хлопки, кружения, легкий бег парами.

Задачи. Воспитывать умение согласовывать свои движения с движениями товарища, развивать внимание.

Описание пляски. Дети стоят парами по кругу лицом друг к другу.

Такты 1—4. Бег по кругу.

Такты 5—12. Притопывание ногами.

Такты 13-16. Бег по кругу.

Такты 17-24. Хлопки в ладоши.

Такты 25-28. Дети берутся за руки и бегут по кругу парами.

Такты 29-36. Дети кружатся, взявшись за руки.

Методика разучивания. Вначале дети слушают музыку к пляске. Педа­гог проводит с ними беседу, в ходе которой привлекает их внимание к харак­теру и форме музыкального произведения. Перед разучиванием пляски музыкальный руководитель вместе с воспитателем показывают детям дви­жения пляски, напевая мелодию. Педагог объясняет последовательность дви­жений. Далее ставит детей по кругу с воспитателем. Проводит пляску, исполь­зуя указания и пояснения (воспитатель пляшет только тогда, когда у кого-либо из детей не оказалось пары). Можно вызвать для исполнения пляски одну, две пары, побеседовать с детьми об их исполнении. В процессе разучивания пляс­ки педагог делает необходимые пояснения, замечания, дает указания.

 

Усложнение программы в старшей и подготовительной груп­пах обусловлено уже приобретенным детьми жизненным и музы­кальным опытом, а также уровнем их физического и психического развития: окрепла нервная система, движения стали более скоор­динированными, развились ориентировка в пространстве и вооб­ражение, внимание стало более сконцентрированным.

У детей данного возраста в достаточной степени развиты музы­кальные способности - чувство ритма, музыкальный слух. В стар­шей и подготовительной группах воспитатель закрепляет все ранее приобретенные детьми навыки, знания и умения. Объем их музы­кальных и двигательных навыков возрастает. К выполнению зада­ния дети подходят осознанно, умеют давать оценки своей деятельно­сти и стремятся все выполнить правильно. Если в младшей группе ребенок имитирует образ, в средней группе точно выполняет его, то в старшей и подготовительной группах ребенок воплощает об­раз эмоционально, выразительно. Часто даются индивидуальные и групповые задания, каждому из детей предлагается выполнить роль ведущего в построениях, плясках, играх. Дети, освоившие спо­соб выполнения задания, помогают друг другу. В связи с этим у них развивается чувство коллективизма, товарищества. Особое внима­ние уделяется развитию детского творчества.

От детей требуется умение двигаться в различных построениях и направлениях (звездочка, воротца; ходьба вперед, назад, врассып­ную, змейкой и т. д.). В ряде игр, плясок и упражнений проводится работа над поочередными действиями групп и пар детей, над своевременным началом и окончанием ими действий. В этих группах проводятся все виды игр, плясок, упражнений, импровизаций; инс­ценировки, этюды. Дети старшего дошкольного возраста должны уметь: ритмично двигаться в соответствии с характером музыкаль­ного произведения, его частями и динамикой звучания, темпом и метром, ритмическим рисунком.

В играх с пением дети должны передавать содержание текста и характер мелодии. Исполнять пляски, построенные на плясовых движениях - шаг галопа, польки, выставление ног на носок и пят­ку. Исполнять элементы русской народной пляски - плавный шаг, переменный шаг, шаг с притопыванием, полуприсядка, троекрат­ное притопывание в конце музыкальных фраз; хлопки в разном темпе и ритме и т. д. Правильно сочетать основные движения с гим­настическими, имитационными. Играть под пение детей и воспи­тателя, под инструментальное сопровождение, уметь инсцениро­вать содержание песни.

В музыкальных играх детей учат действовать согласованно, са­мостоятельно искать выразительные движения, не подражая друг другу. В плясках они должны творчески использовать знакомые им элементы движений, комбинировать их, составлять несложные композиции. Дети должны не только овладеть различными движе­ниями, но и знать их названия.

В старшей и подготовительной группах игра остается основным видом деятельности, но пляски и упражнения занимают большее место.

Игры для старшего дошкольного возраста очень разнообразны. За последнее время композиторами и педагогами создано много новых игр, отвечающих программным требованиям. Их также не­обходимо использовать в работе с детьми.

В каждой из игр воспитатель обучает детей музыкальным навы­кам и одновременно разучивает с ними движения. В играх дети могут имитировать различные движения трудовых процессов, не­которых животных, передавать образы окружающей жизни. Часто в игры включаются пляска, маршировка, различные построения, перестроения, элементы соревнования. Некоторые пляски имеют определенную тематику. В пляски нередко включаются различные перестроения: круги, шеренги, звездочки и т. д. Регулярно прово­димые упражнения помогают детям овладеть программными уме­ниями и совершенствовать их. Большое воспитательное значение имеет совместное участие детей старшей и подготовительной групп в упражнениях-композициях. Обычно они выполняются на празд­ничных утренниках и вызывают особо радостное настроение.

В играх педагог добивается осознанного отношения детей к му­зыке и движениям. Для этого он иногда объясняет детям новое дви­жение, показывает, как оно выполняется, а иногда предлагает одним детям выполнить хорошо знакомые им движения, а другим внимательно посмотреть и внести свои поправки и замечания, по­рой предлагает детям придумать новые движения самостоятельно, а потом вместе с детьми составляет из наиболее интересных дви­жений новую пляску или упражнение.

В несюжетных играх от детей требуется очень четкая реакция на музыку, на более сложные игровые задания. Перед детьми в та­кой игре стоит задача двигаться ритмично в соответствии с харак­тером музыки, быстро ориентироваться при переходе от одного движения к другому со сменой частей музыкального произведе­ния. Педагог учит детей воспринимать более тонкие темповые и динамические нюансы музыки, которые диктуют те или иные из­менения в движениях, действиях. При разучивании несюжетной игры сначала дается слушание музыки, затем детей спрашивают, какая это музыка, сколько в ней частей, какие движения можно выполнить под эту музыку? Педагог стремится научить детей са­мостоятельно разбираться в характере музыки и форме музыкаль­ного произведения. Затем педагог, если это необходимо, объясня­ет и показывает игру. Не всегда следует начинать разучивание с показа движений, иногда допустимо только дать указания. От­дельные детали игры предварительно разучиваются в подготови­тельных упражнениях.

Сюжетные игры подбираются более развернутые, с большим количеством персонажей. От ребенка требуется умение «войти в образ», проявить воображение, свои творческие потенции. Разви­вая у детей более точное восприятие характера музыки, педагог по-прежнему вначале дает им образный рассказ, который настраивает на игру, направляет их внимание на характер музыки, помогает в воплощении образов, и только потом играет музыкальное произ­ведение. После этого педагог предлагает детям поиграть самостоя­тельно, распределив роли и обозначив место действия. В тех слу­чаях, когда образ игры детям недостаточно знаком, или если они неправильно его передают, неточно выполняют движения, педагог на последующих занятиях еще раз выразительно исполняет музыку, обращает внимание на ее характер, нюансы. Сам показывает примерные образцы движений или предлагает показать их тем де-i ям, которые хорошо и выразительно их исполняют. Игры систе­матически повторяются и варьируются. С каждым таким повторе­нием детям полнее раскрывается музыкальное содержание игры.

Во время проведения сюжетных игр педагог следит, чтобы все дети проявляли активность, не выпускает из поля зрения застенчивых, малоактивных, ненаблюдательных детей, помогает им наводя­щими вопросами.

Обучение играм, пляскам и упражнениям-композициям прохо­дит по трем этапам: первоначального ознакомления, разучивания и закрепления.

В группах детей старшего дошкольного возраста проводятся все виды плясок и упражнений. Пляска с участием взрослого обычно фигурирует лишь на праздниках, когда прибывшие гости (Дед Мо­роз, Петрушка, Снегурочка, Весна, Осень и т. д.) танцуют вместе с детьми или когда ведущий организует детей в хоровод и проводит с ними пляску, ранее не разученную. Все пляски и упражнения-компо­зиции требуют предварительного слушания и анализа детьми музы­кальных произведений к ним, выполнения серии подготовительных упражнений и проведения целостного показа, а упражнения-компо­зиции также - объяснения способа выполнения на первом этапе обу­чения. На втором этапе пляски разучиваются по частям, на третьем этапе обучения - самостоятельно исполняются детьми.

Пляски-импровизации проводятся во всех трех вариантах.

Предлагаем примерные образцы методики разучивания музыкаль­но-ритмического материала с детьми старшего дошкольного возраста.

 

Несюжетная игра «Будь ловким», музыка Н. Ладухина,

авторы движений Е. Зархина и М. Кремянская

Программное содержание. Учить детей двигаться в соответствии с бод­рым характером музыки; отмечать в движениях метрические акценты, сво­евременно изменять движения, начинать и оканчивать их.

Задачи. Воспитывать внимание, выдержку, развивать быстроту реакции.

Описание игры. Спинками наружу по широкому кругу расставлены сту­лья. Каждый ребенок становится позади стула. В центре присаживается на корточки ведущий.

Такт 1. Все дети садятся на стулья, а ведущий встает.

Такт 2. Все дети встают, а ведущий садится.

Такты 3-4. Повторяются движения тактов 1-2.

Такты 5—12. Дети бегут вместе с ведущим по кругу в одном направлении.

В момент окончания звучания музыки все дети вбегают внутрь круга, и каж­дый садится на любой свободный стул (вариант — останавливается и кладет ладони рук на спинку ближайшего стула). Один ребенок остается без места. Его не следует выбирать ведущим, так как он в таком случае как бы награж­дается за свою неловкость. При повторном проведении игры ведущим сле­дует выбрать наиболее ловкого ребенка. При завершении игры во время бега детей рекомендуется поставить еще один стул, чтобы все дети оказа­лись ловкими. Искать свободный стул следует, пробегая по внешней стороне круга (за стульями).

Методика разучивания. На 1-м этапе дети слушают музыку к игре, ана­лизируют ее вместе с педагогом, определяют, какие движения можно под нее выполнять. В ряде подготовительных упражнений обучаются попере­менному вставанию и приседанию под музыку. В ходе упражнений педагог показывает им точные образцы движений.

В начале 2-го этапа обучения педагог дает детям послушать музыку к игре, объясняет ее ход и предлагает детям начинать игру. В ходе игры помогает указаниями. При первом исполнении игры роль ведущего может взять на себя воспитатель. Если кому-либо из детей не удается то или иное движе­ние, с ним проводится индивидуальная работа.

В конце 2-го этапа и на 3-м этапе обучения дети играют в игру самосто­ятельно.

Сюжетная игра «Звероловы и звери»,

музыка Е. Тиличеевой, автор движений С. Руднева

Программное содержание. Учить детей согласовывать движения с ха­рактером и формой программных музыкальных произведений; выразитель­но воплощать образы игры.

Задачи. Совершенствовать навыки восприятия музыки; воспитывать вни­мание, выдержку, ориентировку в пространстве, развивать творческую ак­тивность.

Содержание игры. Выражается в образном рассказе: «В глухом дрему­чем лесу жило много зверей: медведей, волков, лисиц, зайцев. Было им там хорошо и привольно. Ничто не нарушало лесной тишины, редко приходили в дремучий лес люди. Звери никого не боялись, бродили по лесу, ели спелые ягоды, резвились на полянках.

Но однажды приехали в лес звероловы, чтобы поймать зверей для зоопар­ка. Устроили звероловы свой лагерь на опушке и осторожно вошли в лес. Идут они по лесу, останавливаются, к шорохам лесным прислушиваются. Зашли в самую чащу и залегли в кустах. А в лесу тихо-тихо. Лишь кукушка кукует, да птицы щебечут. Но вот вышли из берлог своих медведи. Идут они по лесу, переваливаются. К кустам подошли... выскочили тут ловкие звероловы из кус­тов, накинули на медведей большие сети и всех их поймали. Отправили медве­дей в свой лагерь, а сами опять спрятались. Вновь тишина наступила.

Вдруг выскочили из чащи волки. Они большими прыжками пересекали поляну, останавливались и протяжно выли. Выбежали звероловы из кустов и волков всех поймали. Их тоже отправили в лагерь, а сами вновь в кустах затаились около красивой поляны. Долго они ждали. В лесу было тихо-тихо. Но вот на поляну выпрыгнули зайчики. Они кружились на зеленой траве и оказались совсем близко от кустов. А звероловы уже тут как тут. Всех зай­чиков поймали и привели в свой лагерь. Там звероловы посадили всех зверей в клетки, погрузили клетки на большой грузовик и повезли в зоопарк».

Методика разучивания. На первом занятии дети слушают образный рас­сказ и музыку к игре. Проводится распределение ролей по желанию детей (все движения персонажей разучиваются предварительно в образных упраж­нениях). Педагог следит за ходом игры, не останавливая ее. После заверше­ния игры дает пояснения и вновь проводит игру. Если в действиях детей име­ются неточности, на последующих занятиях педагог вновь проводит ряд образных упражнений. В дальнейшем, при совершенствовании игры, можно перемежать образный рассказ со слушанием музыки, использовать музы­кальные загадки, рассказ сюжета одним из детей, исполнение игры по под­группам (артисты — зрители) с оценкой движений товарищами. Разученную игру рекомендуется использовать как спектакль, включив ее в сценарий ве­чера досуга или праздника.

 

Упражнение «Мельнииа», музыка Т. Ломовой,

автор движений Е. Лубянская

Программное содержание. Учить детей различать и передавать в дви­жениях динамические оттенки музыкального произведения; изменять дви­жения в соответствии со строением фраз музыкального произведения.

Содержание упражнения. На первую фразу музыкального произведе­ния дети плавно покачивают вытянутыми вперед руками, скрещивая их перед собой. На вторую фразу делают круговые движения руками, поднимая их над головой и опуская вниз с постепенным нарастанием мышечного напряжения.

Методика разучивания. Дети слушают музыку. Педагог спрашивает, какой у нее характер, сколько в ней частей. Выслушав ответы детей и уточ­нив их, исполняет произведение еще раз. Спрашивает, все время ли музыка звучит одинаково. Уточняет ответы детей. Называет упражнение. Если дети не знают, что такое мельница, показывает им картинку с ее изображением. Объясняет, что на первую фразу надо плавно покачивать руками, как будто дует слабый ветерок, а на вторую фразу делать круги руками, взмахивая ими ровно, как будто сильный ветер вращает лопасти ветряной мельницы. Показывает упражнение. Дети выполняют его первый раз вместе с воспита­телем, стоя перед ним или располагаясь по кругу. В дальнейшем дети выпол­няют упражнение самостоятельно. При разучивании упражнения использу­ется показ движений детьми, оценка ими движений товарищей, указания, пояснения. Для усложнения упражнения можно дать детям в руки ленты.

 

Пляска «Русский хоровод», русская народная мелодия «Возле речки, возле моста»

в обработке Н. Метлова, автор движений К. Сучкова

Программное содержание. Учить детей двигаться в соответствии с ха­рактером музыки, изменять движения и их направление на запев и припев, выполнять сужение и расширение круга, плавный и дробный шаг.

Задачи. Развивать слуховое внимание и эмоциональную отзывчивость на музыку, пространственную ориентировку.

Содержание пляски. Дети стоят по кругу, взявшись за руки.

1. На запев идут простым шагом. На припев продолжают идти дробным шагом в том же направлении.

2. На запев идут к центру круга плавным шагом, на припев отходят назад дробным шагом, останавливаясь лицом к центру. Круг расширяется до пер­воначального размера.

3. На запев дети идут по кругу простым плавным шагом, на припев, разомкнув руки и положив их на пояс, кружатся вокруг себя дробным шагом.

Вариант

Пляска исполняется парами: мальчик стоит по левую руку от девочки.

1. На запев пары идут плавным шагом, слегка вытянув сцепленные руки вперед. Девочка свободной рукой придерживает платье, мальчик держит руку на поясе. На припев дети соединяют обе руки, разводят их в стороны и кружатся дробным шагом.

2. На запев мальчики, взяв девочек за обе руки, спиной идут к центру круга (девочки идут лицом) плавным шагом. На припев пары возвращаются на свои места дробным шагом, причем спиной идут девочки.

3.Повторяются движения пар плавным шагом по кругу, как в первой фигуре, но на припев дети кружатся дробным шагом вокруг себя через правое плечо. Руки находятся на поясе (или кружатся, взявшись под правую руку).

Методика разучивания. В ходе подготовительных упражнений дети от­рабатывают умение ходить плавным и дробным шагом. Для этого подбира­ются различные танцевальные мелодии соответствующего характера. На первом этапе разучивания пляски дети слушают музыку к ней, определяют ее характер, форму. Затем музыкальный руководитель показывает пляску с воспитателем или заранее подготовленным ребенком и предлагает испол­нить ее детям. При первоначальном исполнении пляски в ней может участвовать воспитатель. На втором этапе педагог для совершенствования пляски исполь­зует объяснения, пояснения, указания, замечания, показ ее исполнения детьми, усвоившими характер и последовательность движений. Предлагает варианты пляски. На втором этапе обучения воспитатель участвует в пляске лишь тогда, когда она проводится в парах и один ребенок остается без пары. На треть­ем этапе от детей требуется самостоятельное эмоциональное выразительное исполнение.

 

Таким образом, методика обучения музыкально-ритмическим движениям разнообразна и вариативна, что способствует глубоко­му и осознанному усвоению детьми музыкально-ритмических на­выков, необходимых для их общего музыкального развития.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 979; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.