Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Игра «Прятки с платочками» (любая русская народная




Описание игры.

Русская народная песня в обработке М. Раухвергера.

 

Программное содержание. Учить детей двигаться по кругу спокойным шагом, держась за руки, в соответствии с характером музыки и содержани­ем песни; на плясовую музыку исполнять простейшие плясовые движения.

Задачи. Воспитывать умение активно включаться в общую игру, действо­вать в коллективе.

 

1. Ходит Ваня, Ходит Ваня Посреди кружочка, Посреди кружочка.   2. Ищет Ваня, Ищет Ваня Для себя дружочка, Для себя дружочка.   3. Нашёл Ваня, Нашёл Ваня Для себя дружочка, Для себя дружочка. Дети сидят или стоят по кругу. Поёт воспитатель. Названный в песне ребёнок ходит перед детьми.   Ребёнок выбирает кого-нибудь из детей и подходит к нему.     «Ваня» и его «дружочек», взявшись за руки, неторопливо кружатся. Остальные дети хлопают в ладоши. Затем игра повторяется с новым «Ваней».

 

Методика проведения игры. Песня к игре заранее не учится. Обычно дети ее запоминают в ходе игры. Малышам трудно петь и одновременно выполнять движения, при этом страдает либо то, либо другое. Дети в процес­се игры подпевают. Перед игрой дается образный рассказ: «Жил-был Ваня, веселый мальчик. Захотел он найти себе дружочка, с которым можно было бы весело плясать. Отправился он в путь и скоро дружочка нашел. Оба обрадовались и стали весело плясать».

Первый раз воспитатель берет роль Вани на себя. Он и дети идут по кругу. Воспитатель поет 1-й куплет. Перед вторым куплетом объясняет: «А теперь все дети остановятся, чтобы я всех видела, надо выбрать Ване дружочка» (Воспитатель ходит по кругу и поет 2-й куплет, разглядывая детей). После 2-го куплета говорит: «Вот я и выбрала себе дружочка» - и под пение 3-го куплета торжественно проводит его по кругу. Потом воспитатель с дружоч­ком пляшут, а дети хлопают. Воспитатель говорит: «Теперь "Ваней" будет Леночка, она будет искать себе дружочка». В текст песни не стоит подстав­лять настоящие имена, дабы не нарушать народный колорит игры. Игра по­вторяется без объяснений педагога. Можно предложить разные варианты этой игры, например, искать цветы или платочки.

 

мелодия бодрого характера).

Программное содержание. Учить детей выполнять плясовые движения, согласовывая их с характером и формой музыки.

Задачи. Вызвать чувство радости, воспитывать внимание, выдержку.

Описание игры и методика ее проведения. Воспитатель берет платочек и показывает несколько плясовых движений с ним: пружинки, притопы, кру­жения, хлопки. Потом раздает платочки, подходя к каждому ребенку. Гово­рит: «Вот тебе, Аня, синий платочек, а тебе, Вова, красный». Затем предлага­ет: «Теперь давайте с платочками плясать» (сначала пляшет вместе с детьми, а затем подсказывает движения словами). В момент окончания музыки пред­лагает всем спрятаться за платочки, быстро присаживается показывая, как спрятаться, а потом встает и начинает искать детей, приговаривая: «Где же ребятки, куда они убежали?» (Главное, чтобы дети при этом радовались - они здесь сидят, а их не находят.) Снова звучит музыка, и дети пляшут. Воспитатель: «А вот они, ребятки!» (если кто-либо из детей не встал, надо, называя его по имени, пригласить на пляску).

Варьируя игру, можно мальчиков и девочек поставить ларами, дав каж­дой паре одинаковые по цвету платочки. После пляски девочки прячутся за платочками, а мальчики их ищут и наоборот.

 

Пляска «Стукалка», украинская народная мелодия в обработке Н. Метлова, автор движений Ф. Теплиикая.

Программное содержание. Учить детей изменять движения с измене­нием громкости звучания музыки. Исполнять легкий бег и энергичные при­топы одной ногой.

Задачи. Воспитывать пространственную ориентировку.

Описание пляски. На 1—8 такты дети двигаются легким бегом врассыпную по всей комнате. На 9—16 такты, повернувшись лицом к воспитателю, энергично притопывают одной ногой.

Методика разучивания. Дети слушают музыку к пляске, затем педагог объясняет им, что сначала музыка звучит не очень громко, легко и под нее очень хорошо бегать, а потом музыка звучит громко, энергично и под нее очень хорошо топать. Свое объяснение педагог подкрепляет показом пляски. После показа предлагает поплясать всем детям, и сам пляшет вместе с ними. В процессе исполнения пляски дает указания. При дальнейшем ее разучивании может использовать музыкальную загадку: «Отгадайте, дети, что я играю?»; показ движений пляски с двумя-тремя детьми; пояснения. При повторении пляски надо следить за тем, чтобы дети топали то правой, то левой ногой (меня­ли ногу). Когда пляска освоена, можно ввести в нее движение парами.

 

Пляска «Подружились», музыка Т. Вилькорейской, автор движений Н. Френкель

Программное содержание. Двигаться в соответствии с бодрым характе­ром музыки; своевременно изменять движения со сменой частей музыкального произведения; ритмично двигаться в парах, выполняя легкий бег и кружение.

Задачи. Воспитывать внимание, чувство симпатии друг к другу.

Описание пляски. На I часть произведения пары детей двигаются легким бегом врассыпную по всей комнате. На II — кружатся, широко раскинув руки в стороны. В момент окончания музыки останавливаются и крепко обнима­ются. Пляску можно давать с движением пар по кругу.

Методика разучивания. Перед исполнением пляски дети слушают музыку, педагог обращает их внимание на ее характер. Затем педагог образно рассказывает ее содержание, например, так: «На музыкальных занятиях пляшут дети очень весело, дружно. Вместе бегают, кружатся и даже, когда музыка пере­стает звучать, никак не хотят расстаться друг с другом». После объяснения пляски говорит: «Посмотрите, как дружно танцуют дети», - и показывает пляс­ку вместе с другим педагогом или заранее подготовленным ребенком. За­тем предлагает детям встать в пары и танцевать всем вместе. Воспитатель группы встает в пару с ребенком или с двумя детьми. В дальнейшем дети пляшут одни; в ходе пляски педагог дает указания, хвалит детей. На последу­ющих занятиях при проведении пляски можно использовать музыкальную загадку. «А какую пляску мы сейчас плясать будем?», а также показ лучше всех пляшущей пары или нескольких пар.

 

К детям средней группы в процессе занятий музыкально-рит­мическими движениями предъявляются гораздо большие требова­ния. Их учат точнее исполнять задания, самим исправлять ошибки, осознанно относиться к качеству движений. Развивают наблюда­тельность, инициативу и самостоятельность детей при выполнении заданий, будят воображение.

Обучая детей играм, углубляют их представления об окружаю­щем, так как в них дети передают повадки зверей, действия людей, имитируют движение транспортных средств. В процессе игр, пля­сок, упражнений у детей воспитываются интерес и любовь к музы­ке, развиваются музыкальная память и музыкально-ритмическое чувство. В средней группе закрепляются навыки, полученные в младшей, и вводятся новые, более сложные. Так, например, дети средней группы должны уметь изменять движения в соответствии с чередованием менее контрастных музыкальных фрагментов; с динамическими изменениями (громко, умеренно громко, тихо; громче - тише); с регистрами (высокий, средний, низкий) и т. д.

Также происходят изменения и в основных видах движений, гимнастических упражнениях, перестроениях, образных и танце­вальных движениях. Детей учат выполнять движения с предметами, перестраиваться из круга врассыпную и обратно, инсценировать песни в соответствии с характером и средствами выразительности музыкальных произведений, выразительно воплощать игровые об­разы (гордого петушка, хлопотливой курицы, хитрой лисы и др.). Дети учатся ходить бесшумно, мягко ступая под спокойную, тихую музыку, высоко поднимать ноги под энергичный марш, бегать лег­ко на носках под музыку, звучащую в высоком регистре, мягко полуприседать под плясовую музыку, делать подскоки с ноги на ногу поднимать и опускать руки быстро, медленно и плавно.

Тематика игр в средней группе более разнообразна, их содержа­ние достаточно развернутое, сложнее музыкальные задания. Пляс­ки усложняются с точки зрения движений и построения, музыкальный материал становится более разнообразным по форм г и содержанию. Вводятся игры с индивидуальными ролями. («Ого­родная-хороводная», музыка Б. Можжавелова; «Дед Мороз и дети» музыка И. Кишко), с элементами соревнования.

Кроме игр с пением используются игры под инструментальную музыку, например, «Жмурка», музыка Ф. Флотова, «Летчики» музыка М. Раухвергера. Они воспитывают волю ребенка, развива­ют его память, воображение, внимание, прививают навыки поведе­ния в коллективе, умение считаться с интересами товарищей.

В средней группе используется много плясок с зафиксирован­ными движениями, вводится самый простой вид пляски-импрови­зации - типа «Зеркало». Пляски становятся более разнообразны­ми как по своей музыке, так и по построению. Движения в них более детально отражают изменения характера музыки.

Дети работают со всеми видами упражнений, хотя упражнения-композиции даются очень простые, состоящие из 2-3 элементов движений. Меняется и роль воспитателя. Он предоставляет детям все больше и больше самостоятельности, чаще объясняет, дает ука­зания, чем показывает. В играх с индивидуальными ролями их ис­полнение уже со второго занятия поручается ребенку.

Учитывая особенности возраста, педагог стремится выработать у детей умение играть и плясать без участия взрослого. Знакомя детей с новой игрой или пляской, педагог привлекает их к простей­шему анализу музыки. В этом возрасте дети должны уметь в дви­жениях передавать образы программной музыки. Обучая детей, педагог напоминает им о событиях и явлениях повседневной жизни. В отдельных случаях используется иллюстративный материал -игрушки, картинки. Поскольку на занятиях особенно важное зна­чение приобретают упражнения, от педагога требуется продуман­ный и точный показ образцов движений. Они должны помогать де­тям правильно выполнять задания.

В процессе обучения все большее место начинает занимать ин­дивидуальная работа - вызовы для демонстрации движения од­ного, двух, трех детей. Причем вызываются не только дети, хоро­шо усвоившие способ его выполнения, но и не справляющиеся с ним. Такие вызовы активизируют детей, помогают сосредоточить их внимание.

С детьми, отстающими в усвоении материала, проводится инди­видуальная работа вне музыкальных занятий.

На каждом занятии при разучивании игры или пляски перед детьми ставятся новые задачи. Разученные игры и пляски повторя­ются неоднократно, используются различные варианты игр, соче­тание их с пляской.

Раньше, чем показать детям игру или пляску, необходимо дать им послушать музыку, привлечь их внимание к характеру, форме и средствам выразительности музыкального произведения.

Приводим примерные образцы последовательного разучивания игры и пляски.

 

Игра «Зайцы и медведь», музыка Н. Римского-Корсакова и В. Ребикова, автор движений Н. Ветлугина

Программное содержание. Учить детей двигаться в соответствии с му­зыкой различного характера, заканчивать движение в момент окончания зву­чания музыки, эмоционально выполнять легкие прыжки зайцев, тяжелую по­ступь медведя.

Задачи. Воспитывать слуховое внимание, выдержку; развивать творчес­кую активность.

Описание игры. Все дети — «зайцы». Один из детей — «медведь». «Зай­цы» сидят на стульях (в «норках») у стены, «медведь» находится в одном из углов комнаты (в «берлоге»). На музыку Н. Римского-Корсакова «зайчики» выбегают из «норок» и прыжками двигаются по комнате. Когда начинает звучать пьеса В. Ребикова «Медведь», из «берлоги» выходит «медведь». Он ходит тяжело, переваливаясь. «Зайцы» при появлении «медведя» убегают в свои «норки».

Методика разучивания. Дети разучивают движения зайчиков и медве­дей в ходе образных упражнений. Слушают музыкальные произведения «Заинька» и «Медведь» по отдельности. Педагог в беседе с ними о харак­тере музыки раскрывает образы. При повторном слушании сравнивает два образа заиньки и медведя, использует музыкальные загадки: «Про кого рас­сказывает музыка?».

При проведении игры предлагает послушать следующий рассказ: «Жили-были веселые зайчики. Любили они резво прыгать по зеленой полянке. Но им часто медведь мешал. Только зайчики распрыгаются, а он тут как тут — идет-бредет переваливаясь. Задумали зайки его перехитрить. Как только услышали, что медведь идет, быстро прискакали и в норки спрятались. Сидят, ни ушками, ни лапками не шевелят. Ушел медведь, и снова весело запрыга­ли зайки по полянке». После рассказа педагог исполняет музыку и предла­гает детям поиграть. Сначала воспитатель может сыграть вместе с детьми, взяв на себя роль медведя или одного из зайцев. При повторных проведени­ях игры роли исполняют сами дети. После окончания игры педагог дает пояснения о ее ходе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.