КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обучение музыкально-ритмическим движениям в разных по возрасту группах
Пляски Упражнения Сюжетная игра. Несюжетная игра ДВИЖЕНИЯМ ОБЩИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИМ Перед ее исполнением дети в ряде подготовительных упражнений разучивают необходимые движения, слушают музыку к игре. Когда она выносится для самостоятельного исполнения, педагог называет игру, исполняет музыку, предлагая детям вспомнить, какие движения они должны делать. Уточняет ответы детей. Рассказывает, что и когда надо выполнять - дает игровое задание, объясняет правила игры. Предлагает детям начинать игру. Не прерывая хода игры указаниями, уточняет действия детей. В более сложных играх возможен показ некоторых движений педагогом или кем-либо из детей (перед вторичным исполнением игры). В основном же педагог должен до начала игры предусмотреть, какие трудности дети могут в ней встретить, какие движения, перестроения будут для них новыми, и провести ряд подготовительных упражнений на предыдущих музыкальных занятиях.
Перед разучиванием игры (на предыдущих занятиях) педагог проводит ряд образных упражнений, облегчающих детям ее восприятие и воспроизведение, и слушание музыкального произведения с его анализом. Перед первичным проведением игры рассказывает ее содержание - сюжет. В образном рассказе он должен точно следовать временному развертыванию музыкального произведения. Затем исполняет музыкальное произведение и предлагает детям играть. В более развернутых сюжетных играх можно чередовать образный рассказ и слушание музыки к игре. В старших группах в играх с пением текст песен разучивается заранее. В процессе игры педагог наблюдает за исполнением детей, не вмешиваясь с указаниями в ее ход, чтобы не помешать проявлениям детского творчества. После окончания игры оценивает деятельность детей, предлагает поиграть еще. Если в игре наблюдалось много неудачных моментов, например, несогласованность движений с музыкой, и дальнейшем проводит ряд образных упражнений, уточняющих игровые действия. Затем неоднократно повторяет игру. Сюжетные игры хорошо проводить как спектакль: часть детей играет, они – артисты, другая часть оценивает, они - зрители, и наоборот.
Совершенствование основных движений. Педагог объясняет детям задание. Например: «На первую часть музыки будете идти за предыдущим вперед, на вторую часть - повернетесь, ведущим будет стоящий последним. Не останавливаясь, пойдете за ним». Предлагает детям двигаться. Если движение не получается, показывает его. Повторяет с детьми. Возможен и такой прием, как объяснение задания, показ движения педагогом, а затем движение выполняют дети. Зачастую вводная ходьба уже является упражнением на совершенствование основных движений. Подготовительные упражнения. В ходе этих упражнений разучиваются движения к пляскам и несюжетным играм. Педагог показывает детям движение обязательно под музыкальное сопровождение (может показывать воспитатель, а играть музыкальный руководитель или показывает сам музыкальный руководитель, напевая мелодию). Затем предлагает детям повторить движение так, как он показал (дает точный образец). Многие сложные танцевальные движения разучиваются по частям. Примером может служить разучивание переменного шага, шага польки. Разучивать танцевальные движения необходимо под разные музыкальные произведения, чтобы дети не привыкли выполнять их только под одну музыку. Если подготовительное упражнение дается к определенной пляске (например «Полька тройками», музыка И. Штрауса) или несюжетной игре (например, «Игра с цветными флажками», эстонский народный танец), то для упражнения используется музыкальный фрагмент данного танца или игры. Образные упражнения. Они уточняют движения персонажей сюжетной игры. Прежде чем проводить сюжетную игру, педагогу необходимо объяснить и показать детям походку, повадки тех или иных животных, движения, имитирующие езду транспортных средств, полет самолетов, действия рабочих разных профессий. Но при этом педагог не должен давать детям точных образцов движений, чтобы не помешать проявлению детского творчества. Он дает примерный образец, т. е. под одну и ту же музыку показывает несколько вариантов движения изображаемого персонажа и предлагает детям двигаться так, как им хочется, но обязательно в соответствии с характером музыки. Примером могут служить следующие упражнения: «Бабочка», музыка Ф. Гершовой; «Самолет», «Поезд», музыка Л. Банниковой; «Пляшущий зайчик», музыка Е. Тиличеевой. Упражнения-композиции. Обычно эти упражнения длительные по времени, содержат много составных элементов - различных построений, гимнастических движений с предметами. Поэтому сразу разучить такое упражнение невозможно, трудно показать его целиком. Музыкальные произведения к упражнениям-композициям, так же как к пляскам, сюжетным и несюжетным играм, на одном из занятий слушаются детьми и анализируются ими, а затем на последующих занятиях разучиваются по частям в ходе подготовительных упражнений. Когда части упражнения разучены детьми, их легко соединить в единое целое. Конечно, в процессе проведения всех видов упражнений педагог неоднократно показывает движения сам (иногда это делают дети, лучше других выполняющие задание), дает указания, пояснения, делает замечания.
Перед разучиванием любого вида пляски с зафиксированными движениями музыка к ней сначала слушается и анализируется детьми на одном из музыкальных занятий. Затем проводится ряд подготовительных упражнений, и только после этого пляска показывается целиком музыкальным руководителем и воспитателем или заранее подготовленными детьми, а затем исполняется всей группой. Пляски с участием взрослого обычно используются в работе с детьми групп младшего возраста. Движения в них точно зафиксированы, но в силу возрастных особенностей детей присутствие взрослого в таких плясках необходимо даже тогда, когда они хорошо усвоены детьми. Эти пляски обычно хороводного типа, но могут быть и парными. В более старших возрастных группах они используются реже. Характерным примером могут служить пляски с Дедом Морозом, Снегурочкой, Снежной бабой на празднике новогодней елки, пляски с Петрушкой, Весной и другими персонажами на праздниках и вечерах досугов. Движения этих плясок заранее разучиваются детьми в ряде подготовительных упражнений. В младших группах дети сразу исполняют пляску с воспитателем. Современный детский, бальный и характерный танцы бывают как очень простыми, так и сложными. Но всегда движения для них предварительно разучиваются в ходе подготовительных упражнений. Когда дети усвоили все движения танцев, они исполняются во время второй части музыкального занятия. Например, педагог говорит детям: «Сегодня мы с вами будем танцевать чешский танец "Аннушка". Движения и музыку этого танца вы хорошо знаете. Посмотрите, как мы с Валентиной Ивановной (воспитателем) станцуем его. {Показывает.) А теперь встаньте в пары и станцуйте танец самостоятельно». Дети танцуют. В процессе танца педагог делает замечания, указания. После его окончания может показать неудавшиеся движения отдельным детям. Снова повторяет танец 2-3 раза. Если какое-либо движение большинство детей выполняет плохо, на последующих занятиях педагог снова проводит ряд подготовительных упражнений. Если движение не получается у отдельных детей, проводит с ними индивидуальные занятия. Народные пляски нельзя путать с плясками на народные мелодии, так как в большинстве плясок любого вида и особенно в плясках-импровизациях используются обычно двухчастные народные плясовые мелодии («Во саду ли в огороде», «Калинка», «Юрочка», «Ах ты, береза» и др.). В народных плясках обязательно присутствуют подлинные народные плясовые элементы. Обычно эти пляски используются в старших группах. Педагог рассказывает детям историю создания пляски, комментирует условия жизни того или иного народа. Методика ее разучивания аналогична методике разучивания современного детского и характерного танца. В процессе слушания музыки детям следует показать соответствующий народный костюм или его иллюстративное изображение. Прежде чем приступать к хороводу с пением, следует разучить мелодию и текст песни. Обычно такие пляски просты по движениям и не требуют проведения ряда подготовительных упражнений (за некоторым исключением). Показать хороводную пляску целиком одному музыкальному руководителю или воспитателю практически невозможно. Поэтому детям дается задание встать в круг и выполнять все движения, которые будет показывать педагог. Когда движения усвоены детьми, хоровод проводится лишь под пение детей без присутствия взрослого. Хороводы с пением отличаются от хороводных игр с пением. Разница заключается в том, что игры с пением относятся к сюжетным, и в них большая часть движений детей точно соответствует содержанию песни (вспомним хороводные игры «На горе-то калина», «Как на тоненький ледок» и др.). В плясках-хороводах с пением движения детей не совпадают с текстом песен. Как указывалось выше, на занятиях с детьми используются три разновидности пляски-импровизации. 1. Пляска типа «зеркало». Дети стоят по кругу. Педагог предлагает нескольким детям показать движения, а остальным повторить их. Такую пляску можно разнообразить тем, что на 1-ю часть музыкального произведения несколько детей показывают движения, а все их повторяют, а на 2-ю часть все выполняют одно заранее показанное педагогом движение, например кружение. При показе движений солистами им предлагается не повторять движений товарища, а придумывать что-то свое, новое. 2. Пляска-импровизация (1). Всем детям дается задание придумать плясовое движение для 1-й части музыкального произведения. Сидя у инструмента, они слушают музыку, а затем по очереди показывают придуманное движение. Движение ко 2-й части показывает педагог. Он вместе с детьми отмечает наиболее красивые движения, соответствующие характеру музыки и форме музыкального произведения. Воспитатель записывает их и составляет фигуры пляски. Обычно дети исполняют такую пляску с огромным удовольствием - ведь они сами ее придумали! В ходе первичных исполнений пляски воспитатель подсказывает детям последовательность фигур. 3. Пляска-импровизация (2). Детям дается задание придумать танцевальные движения для обеих частей произведения. Для 1-й части педагогом и детьми отбираются 4-6 наиболее удачных движений, а для 2-й - дети выбирают из всех показанных какое-либо одно наиболее соответствующее характеру музыки движение (обычно это бывают различного вида кружения). Из отобранных движений составляется пляска. Воспитатель записывает последовательность ее фигур. У младших дошкольников наблюдается большая потребность и двигательной деятельности, но ребенок двух-трехлетнего возраста устает от длительного нахождения в одном положении или от однообразных движений. Детям трудно реагировать и на частую смену движений. Поэтому в младших группах необходимо чередовать движение с отдыхом. Для детей этого возраста характерно также отсутствие выдержки, устойчивого внимания, свойственно непроизвольное поведение. В большинстве случаев малыши недостаточно развиты в двигательном отношении. У некоторых детей плохая осанка: они ходят переваливаясь, волоча ноги, голову держат опущенной, не координируют движения рук и ног, бегают и прыгают, тяжело опускаясь на всю ступню; при подъеме рук в стороны или вверх напрягают не только мышцы рук, но и шеи, поднимают плечи, отчего нарушается гибкость в суставах. Музыкальное развитие большинства детей также недостаточно. Несмотря на это малыши относятся к музыке с интересом, слушают ее внимательно, просят повторить. Как только появляется понимание, что музыка является главной на занятиях, начинают проявлять трогательное внимание к ней. Например, если педагог просит тихо хлопать в ладоши в такт музыке, дети хлопают предельно тихо. На первых занятиях некоторым детям младших групп свойственна замедленная реакция на сигнал - и музыкальный, и словесный. Так, если дается указание начинать ходьбу одновременно с музыкой, дети несколько запаздывают. То же происходит, когда педагог просит остановиться с прекращением звучания музыки. Останавливаются немногие дети, большинство продолжают движение и после окончания музыки. Сходным образом они реагируют на словесные сигналы. Например, если договориться с детьми, что на слово «вниз» они быстро присядут на корточки, а на слово «вверх» - быстро встанут, то точно среагируют на сигналы только несколько детей. В процессе занятий дети развиваются очень быстро. Уже в первой половине/ода они легко различают контрастные части произведения. Если в начале процесса обучения они с трудом справляются с задачей остановиться с окончанием музыки, то к моменту перехода в среднюю группу с легкостью выполняют двигательные задания, связанные с чередованием частей музыкального произведения. Заметно улучшается координация рук и ног, движения становятся свободными. Дети обращают внимание на быстроту двигательной реакции, например, начинают интересоваться, кто первым упал на спину в упражнении «Жуки» (венгерская народная мелодия в обработке Л. Вишкарева), кто первым остановился с окончанием звучания марша. Основные программные требования по разделу музыкально-ритмических движений заключаются в следующем: через музыкально-ритмические упражнения и музыкальные игры повысить интерес детей к музыке, развить их музыкальные способности, помочь им целостно, эмоционально воспринимать музыку. Дети должны овладеть следующими умениями: ♦ начинать и оканчивать движения одновременно с музыкой; ♦ согласовывать свои движения с характером музыки (бодрый, спокойный), регистровыми изменениями (высоко, низко), темпом (быстро, медленно), динамикой (громко, тихо), формой музыкальных произведений (двухчастной); выполнять основные движения (ходьба, бег, прыжки); выполнять гимнастические упражнения (с флажками, платочками, погремушками и т. д.), перестроения; ♦ выполнять образные и танцевальные движения. Этими умениями дети овладевают в упражнениях и сюжетных играх. Например, в игре «Воробушки и автомобиль», музыка М. Раухвергера и А. Руббаха, и упражнении «Птенчики и мама-птица» отрабатывается различение звучаний по регистру высоко-низко. В «Игре с куклой», музыка В. Карасевой, дети должны на 1-ю часть произведения баюкать куклы, а на вторую, в связи со сменой характера музыки, весело плясать. На повторение I части дети снова баюкают кукол. Образная форма игры, четкое задание помогают детям легко освоить музыкальную композицию произведения. В играх совершенствуются и основные движения. Например, движения зайчиков помогают улучшить навыки прыжков. Ходьба высоким шагом помогает детям на занятиях по гимнастике перешагивать через предметы. Совершенствуются навыки ориентировки в пространстве и в коллективных действиях. Основное место в репертуаре данного раздела программы занимают музыкальные игры, разнообразные по тематике, музыке и построению. Тематика музыкальных игр для детей младшего возраста отражает наиболее близкие и понятные им образы и действия - полет птички, езду автомобиля, прыжки зайчика, движения с куклой и т. д. Музыкальные произведения, предназначенные для музыкальных игр малышей, должны быть образными, с ясно выраженным характером и средствами выразительности. Чаще всего на протяжении всей игры сохраняется один и тот же характер музыки. В некоторых играх, отдыхая после действий, дети слушают вокальную и инструментальную музыку. Иногда дети слушают музыку, глядя, как действие выполняет воспитатель или ребенок старше их по возрасту. Ход игры, ее построение определяются тематикой, а также характером и формой музыкального произведения. Большое место в репертуаре младших групп занимают игры с пением, так как они наиболее доступны детям. В них слова подсказывают детям последовательность выполнения движений. Помимо игр дети исполняют пляски, чаще под народные плясовые мелодии, для которых характерно наличие запева и припева. Эти пляски особенно близки детям, хорошо ими запоминаются. Строятся пляски на простейших элементах плясовых движений, которые являются наиболее удобными для детей данного возраста (хлопки, притопывание ногами, вращение кистями рук и т. д.). В младших группах используются три вида плясок: с участием взрослого, детский танец, хороводы с пением. Преимущественно все виды плясок исполняются с активным участием воспитателя. В отдельных случаях выполняются несложные упражнения, помогающие детям усвоить программные требования. Они отличаются игровым характером и чаще всего связаны с определенным образом. Например, упражнение «Птички летают», музыка Г. Фрида. Своеобразие занятий с детьми младших групп заключается в их синтетическом характере. Пение, слушание и музыкально-ритмические движения очень тесно связаны между собой. Движения иногда сами являются своеобразным методическим приемом при разучивании песни или слушании музыки. Например, дети поют песню М. Раухвергера «Птичка» и по очереди изображают птичек, которые сидят у окошка и улетают на последние слова. При разучивании с детьми игр, плясок и упражнений широко применяются игровые приемы, образная подача материала, используются игрушки. Например, обучая детей легким подпрыгиваниям, педагог говорит им, что они должны прыгать, как мячики. Себе же он возьмет «мяч», который прыгает лучше всех. Приемы обучения изменяются в зависимости от каждого программного требования. Прежде всего педагог должен вызывать у детей желание отзываться движением на музыку, затем привлекать их внимание к общему характеру музыки и передаче его в движении. Предлагая детям игры, построения, основанные на контрастных музыкальных произведениях, педагог обязательно подчеркивает изменения в характере музыки. Для привлечения внимания детей к началу и окончанию звучания музыки используется ряд игр в такой последовательности, чтобы каждая новая игра требовала от них более четкого согласован ия движения с гранями музыкальной формы. Методически привлекательным приемом является показ движений детьми, овладевшими способом их выполнения. При выполнении задания педагог не должен торопить детей, обучать умениям терпеливо, последовательно. Не следует добиваться точного усвоения умения в ходе одной игры, требовать немедленного включения в игру, пляску от стеснительных детей. Принуждение может огорчить их, свести на нет желание деятельно участвовать в занятии. Только увлекая содержанием игры, создавая у детей веселое настроение, педагог вызывает у них желание выполнить задание как можно лучше, выразительнее. Взаимодействие слова педагога, исполнения музыки и показа движений бывает различным в зависимости от игры, программных требований. В одних случаях дети слушают рассказ к игре, музыку, а потом играют. В других сразу после ее названия вовлекаются в действие, в третьих - воспитатель берет на себя главную роль, в четвертых - использует различные варианты игры. В течение всего года игры неоднократно повторяются, исполнение их совершенствуется. Рассмотрим на нескольких примерах методику проведения игр и плясок с детьми младшего дошкольного возраста.
Сюжетная игра с пением «Ходит Ваня»,
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 105; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |