Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели, парадигмы и принципы современной экологической политики




 

Экологическая политика – это целенаправленная деятельность государства по обеспечению экологической безопасности и сохранению естественных ресурсов.

 

Основными целями современной экологической политики являются:

 

1) обеспечение оптимального качества окружающей среды;

 

2) обеспечение устойчивого развития;

 

3) сохранение биологического разнообразия.

 

Сложившиеся к настоящему времени общемировые традиции в области экологической политики требуют использования таких инструментов регулирования, которые позволяют достигать общественных целей в области охраны окружающей среды через индивидуальные решения экономических субъектов. Отсюда следует первая парадигма экологической политики: трансформация общественной цели достижения определенного качества окружающей среды в индивидуальные мотивы поведения субъектов.

 

Вт орая парадигма вытекает из первой и выражается в подходе

«заказчик-исполнитель» (principal-agent). Его суть состоит в том, что орган экологической политики выступает в роли заказчика, который хотел бы добиться определенного качества окружающей среды. Исполнителями

 

 


являются экономические субъекты, которые, действуя в собственных интересах, одновременно обеспечивают достижение этой цели.

 

Однако на практике применение подхода «заказчик-исполнитель» сталкивается с рядом проблем. Важнейшей из них является асимметричность информации. Орган экологической политики не располагает полной и достоверной информацией о природоохранной деятельности исполнителя (например, о природоохранной технологии). В результате заказчик не в состоянии предвидеть все возможные варианты реакции исполнителя на ту или иную меру экологической политики. Кроме того, важную роль играют неопределенность и неоднозначность последствий как загрязнения окружающей среды, так и природоохранной деятельности.

 

Экологическая политика руководствуется несколькими основными принципами.

 

Принцип альтернативных издержек. Он требует учета альтернативных издержек использования природных ресурсов и экологических благ. Выигрыш от определенного варианта использования должен превышать альтернативные издержки. Это гарантирует рациональность, т.е. наилучшее из возможных применений благ и ресурсов. Например, если предполагается использовать окружающую среду для размещения отходов, то альтернативные издержки заключаются в потере качества окружающей среды. Если эта потеря больше, чем выигрыш от размещения отходов, то от такого решения необходимо отказаться.

 

Принцип «загрязнитель платит». Он является конкретизацией принципа альтернативных издержек. Требование, чтобы альтернативные издержки общества сопоставлялись с выигрышами, само по себе не определяет, каким образом эти издержки будут распределены между субъектами экономики. В условиях рыночной экономики, когда экономические субъекты принимают самостоятельные решения, важно сопоставлять частные выигрыши от экономической деятельности с общественными альтернативными издержками. В результате альтернативные издержки будут адресованы тем хозяйственным единицам, по вине которых они возникли. Это и составляет суть принципа

«загрязнитель платит».

 

Благодаря использованию этого принципа достигается ряд преимуществ: 1) альтернативные издержки охраны окружающей среды распределяются рационально; 2) формируется стимул к сокращению и предотвращению загрязнений; 3) устраняется разрыв между частными и общественными издержками, и в результате цены товаров наряду с затратами труда и капитала включают экологические издержки.

 

Принцип долгосрочной перспективы. Он предполагает, что альтернативные издержки природопользования должны определяться не статически, а в долгосрочной перспективе. Часто последствия загрязнения

 


окружающей среды проявляются через длительное время, что порождает экологические риски и неопределенность. Примерами являются накопление разрушение озонового слоя из-за поступления в атмосферу хлорфторуглеродов, проникновение нитритов в системы почвенных и подземных вод и т.д. Успех экологической политики заключается не только в сокращении текущих загрязнений, но и в предупреждении будущего эколого-экономического ущерба.

 

Принцип взаимозависимости. Экологические системы образуют сложную сеть взаимодействий. Поэтому при проведении экологической политики необходимо учитывать перемещение загрязняющих веществ из одних подсистем окружающей среды в другие. Экологическая политика должна быть комплексной, т.е. охватывать все объекты и подсистемы окружающей среды, виды природных ресурсов, а также все известные типы загрязняющих веществ.

 

Принцип предосторожности ориентирован на предупреждение предполагаемых негативных последствий, несмотря на высокую степень неопределенности относительно того, наступят ли они. Особую актуальность этот принцип приобрел в контексте проблем глобального потепления – явления, в существовании которого не уверено большое число ученых. Вместе с тем, несмотря на отсутствие стопроцентных доказательств, возможные последствия глобального потепления таковы, что гораздо лучше заранее продумать и разработать предупреждающие меры, чем впоследствии столкнуться с финансовыми и материальными затруднениями.

 

В своей эволюции государственная экологическая политика прошла несколько этапов, каждый из которых характеризовался особой стратегией. В эколого-экономической литературе выделяют четыре базовых типа стратегий экологической политики:

 

 
Стратегия «конца трубы» (1970-е гг.), включающая: 1) стратегию

«разбавления» (сброс стоков в водоемы, строительство высоких дымовых труб) и 2) стратегию «фильтрации» (строительство очистных сооружений, использование пылегазоулавливающих устройств и т.д.).

 

 
Стратегия «малоотходных технологий» (1980-е гг.).

 

 
Стратегия «повышения эффективности»: снижение энерго- и ресурсоемкости производства (1990-е гг.).

 

 
Стратегия «изменения стиля жизни» (современная стратегия экологизации развития).

 

Современная экологическая политика Республики Беларусь строится с учетом как общемировых тенденций, так и национальных особенностей. Основными ее целями на данном этапе развития страны являются:

 

1) обеспечение экологически безопасных условий для проживания людей;


2) рациональное использование и охрана природных ресурсов;

 

3) выработка правовых и экономических основ охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений.

 

К основным направлениям государственной экологической политики

Беларуси относятся:

 

 
совершенствование природоохранного законодательства с целью создания более четкой нормативной базы в области охраны окружающей среды;

 

 
внедрение эффективных экономических методов управления и контроля за охраной окружающей среды;

 

 
создание целостной системы финансирования природоохранных мероприятий;

 

 
совершенствование системы органов управления и экологического контроля;

 

 
реализация программы экологической подготовки кадров, повышение экологической культуры населения;

 

 
развитие международного сотрудничества и более активное использование мирового опыта в решении экологических проблем.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.