КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экологическое налогообложение
Экологические налоги представляют собой платежи, вносимые источниками загрязнения, которые напрямую зависят от объема
загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду. Этот инструмент эколого-экономического регулирования имеет широкий диапазон применения, поскольку такую плату можно взимать различными способами. Разновидностями экологических налогов являются:
1) налог или штраф за сброс неочищенных сточных вод или на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух – эмиссионный налог, размер которого напрямую зависит от объема эмиссии загрязняющего вещества;
2) продуктовый налог, которым облагаются товары, вызывающие негативные экологические последствия;
3) плата за пользование природными ресурсами;
4) административный сбор, которым облагается ряд услуг, к примеру, регистрация опасных химикатов.
Экологическое налогообложение опирается на теоретические принципы интернализации отрицательных внешних эффектов, разработанные А. Пигу, классическим примером реализации которых является налог на единицу продукции, вызывающей загрязнение окружающей среды (более подробно см. главу 4).
Поскольку товар, вызывающий загрязнение окружающей среды, выпускается в количестве, превышающем оптимальный уровень, ресурсы общества распределяются неэффективно. Чтобы побудить производителя сократить выпуск товара до оптимального уровня, вводится продуктовый налог, повышающий издержки производства до социально оптимального уровня, то есть заставляющий производителя учитывать предельные внешние издержки.
Однако, несмотря на его теоретическую убедительность, подход Пигу сложно применять на практике. Главной причиной является то, что точную денежную оценку предельных внешних издержек дать трудно или вообще невозможно. Кроме того, этот подход критикуют за то, что он не дает производителю иной возможности уменьшить загрязнение окружающей среды, кроме сокращения выпуска, что вынуждает его нести экономические потери. Поэтому на практике чаще используется налог на эмиссию загрязняющего вещест ва, которым облагается реальный объем выброса или сброса.
Налог на сброс неочищенных сточных вод или на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух представляет собой плату за загрязнение окружающей среды, взимаемую при помощи ценового механизма. Эмиссионный налог вынуждает источник загрязнения признать экологический ущерб, который он наносит обществу, платить за него и тем самым учитывать его в составе своих производственных издержек. Сталкиваясь с этими дополнительными затратами, предприятие- загрязнитель может либо продолжать загрязнение, внося соответствующую плату, либо сокращать эмиссии загрязняющих веществ за счет
природоохранной деятельности, чтобы платить меньше. В каждом конкретном случае предпочтительным оказывается тот вариант, который требует наименьших издержек.
Рассмотрим модель эмиссионного налога, предположив, что вначале государство устанавливает определенный «приемлемый уровень» загрязнения посредством экологического стандарта Qs. Предприятие- загрязнитель может осуществить следующие действия (в сочетании или в отдельности):
- платить за разницу между существующим уровнем загрязнения Q i и стандартом Q s налог на единицу загрязнения в постоянном размере t, так что налоговые поступления будут равняться t (Q s – Q i) и/или
- нести природоохранные издержки с целью снижения эмиссионного налога.
P MAC
c
t a b MT
0 Q0 QS Q
Рис. 9.4.2.1. Модель эмиссионного экологического налога
Эту ситуацию выбора для отдельно взятой фирмы иллюстрирует график, представленный на рис. 9.4.2.1. В отличие от модели оптимального пользования окружающей средой, рассмотренной в третьей главе, в данном случае по оси абсцисс обозначен объем предотвращенных загрязнений, поэтому кривая предельных природоохранных издержек MAC имеет положительный наклон. Поскольку налог на единицу эмиссии имеет постоянную величину, кривая предельного налога MT имеет вид горизонтальной прямой. Фирма, стремящаяся минимизировать свои издержки, будет сравнивать MAC и MT для каждого объема Q. На графике показано, что фирма будет заниматься природоохранной деятельностью до Q 0, поскольку на отрезке 0 Q 0 предельные природоохранные издержки MAC
меньше предельного налога MT. При этом общие природоохранные издержки равны площади треугольника 0аQ 0. При всех значениях Q, превышающих Q 0, общие природоохранные издержки, представленные площадью фигуры 0taQ 0 будут больше. Поэтому на отрезке между Q 0 и Q s, на котором MT < MAC, фирма предпочтет платить эмиссионный налог. В этом случае суммарные налоговые выплаты фирмы будут представлены площадью прямоугольника Q0abQ s, меньшей, чем площадь фигуры Q 0 aсQ s, отображающей общие природоохранные издержки. Все общие издержки фирмы, подвергающейся эмиссионному налогообложению, равны площади фигуры 0abQ s, представляющей собой сумму площади треугольника 0аQ 0, показывающего общие издержки предотвращения Q 0 единиц загрязнения, и площади прямоугольника Q0abQ s, представляющего издержки, связанные с выплатой налога в случае, если природоохранная деятельность не ведется.
Обратим внимание на то, что эмиссионный налог формирует рыночные стимулы, побуждающие эмитентов осуществлять выбор между двумя альтернативными вариантами поведения с учетом имеющейся производственной технологии. В результате, в отличие от продуктового налога, интернализация внешнего эффекта достигается с минимальными потерями экономических ресурсов. Кроме того, у фирмы появляется стимул совершенствовать природоохранные технологии, поскольку это позволит сокращать загрязнение окружающей среды с более низкими издержками, одновременно избегая уплаты эмиссионного налога.
В мировой практике эмиссионные налоги являются самым распространенным рыночным инструментом эколого -экономического регулирования. В частности, исследование, проведенное по инициативе ОЭСР в 1987 г., показало, что из 153 существующих в теории рыночных инструментов, на практике использовалось более 80 эмиссионных налогов. Некоторые из этих налогов вводились, чтобы стимулировать природоохранную деятельность, но во многих случаях они выполняли чисто фискальную функцию, обеспечивая приток средств для финансирования различных природоохранных мероприятий. В качестве примера можно привести введенный в Японии и Швейцарии эмиссионный налог, позволяющий регулировать уровень шумового загрязнения, источником которого является авиационный транспорт. Во многих странах эмиссионный налог служит для регулирования уровня загрязнения водных ресурсов.
Кроме того, в мировой практике эколого -экономического регулирования широко используется плата за пользование природными ресурсами, которая устанавливается в зависимости от ущерба, вызванного негативным влиянием эмиссий загрязняющих веществ на их качество. Одним из примеров является взимаемая с домашних хозяйств плата за размещение твердых бытовых отходов, которая возрастает прямо пропорционально объему выбрасываемых отходов. В результате у домашних хозяйств появляется финансовый стимул к сокращению объема
бытовых отходов, которого можно добиться как за счет изменения своих потребительских предпочтений (например, путем отказа от одноразовой посуды или пластиковых пакетов в пользу изделий многоразового употребления), так и при помощи сортировки отходов с целью последующей переработки.
Продуктовый экологический налог, как правило, ориентирован как на стимулирование природоохранной деятельности, так и на пополнение государственного бюджета или специализированных природоохранных фондов. Типичными примерами продуктов, облагаемых таким налогом, являются пестициды, удобрения, батарейки, содержащие кадмий или меркурий, бензин и т.д. В ряде стран, таких как Финляндия, Франция, Германия, Италия и Нидерланды действует налог на смазочные материалы.
В Республике Беларусь экологическое налогообложение было введено в 1991 г. и стало важным компонентом формирующейся системы экономического механизма стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды. Первоначально экологический налог включал преимущественно плату за пользование некоторыми видами природных ресурсов, которые впоследствии были дополнены платой за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов производства; за производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной бумажной и картонной тары и импорт товаров, упакованных в такую тару; за импорт и производство товаров, содержащих более 50% летучих органических соединений; за ввоз на территорию Республики Беларусь веществ, разрушающих озоновый слой.
После вступления в силу с 1 января 2010 г. Закона Республики Беларусь от 29.12.2009 № 72-З «О введении в действие Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, внесении изменений и дополнений в Общую часть Налогового кодекса Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения», налог за использование природных ресурсов (экологический налог) был разделен на два самостоятельных налога:
1) непосредственно экологический налог, в состав которого входят платежи за загрязнение окружающей среды;
2) налог за добычу (изъятие) природных ресурсов.
Плательщиками экологического налога являются организации и индивидуальные предприниматели. Им облагаются объемы:
ü выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
ü сбросов сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду;
ü отходов производства, подлежащих хранению, захоронению;
ü озоноразрушающих веществ, ввозимых на территорию Республики Беларусь, в том числе содержащихся в продукции.
Налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов облагается фактический объем добываемых (изымаемых) конкретных видо в природных ресурсов согласно установленному Налоговым кодексом перечню, включающему 20 наименований, в том числе:
песка формовочного, стекольного, строительного; песчано-гравийной смеси; камня строительного, облицовочного;
Для усиления стимулирующей роли экологического налога его ставки периодически корректируются. Осуществляется также упрощение налоговой системы. С этой целью в 2008 г. был существенно (в 11 раз) сокращен перечень облагаемых экологическим налогом загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух при о дновременном увеличении ставок налога за выбросы тех веществ, которые им облагаются.
В Беларуси действует система льгот для категорий плательщиков экологического налога, осуществляющих природоохранные меропр иятия, направленные на снижение: 1) выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (строительство и реконструкция оборудования по очистке газов, создание автоматизированных систем контроля выбросов); 2) сбросов сточных вод (строительство и реконструкция сооружений для очистки сточных вод) и 3) объемов образования отходов (строительство и реконструкция объектов размещения и обезвреживания отходов). Налоговые льготы применяются также для предприятий, внедряющих международные экологические стандарты ИСО серии 14000.
Первоначально экологическое налогообложение в Беларуси носило скорее фискальный, чем стимулирующий характер, поскольку его выплата не оказывала реального влияния на техническое и финансовое состояние предприятий-загрязнителей. Однако с течением времени его стимулирующее воздействие заметно усилилось.
В целом принято считать, что преимуществами экологического налога как инструмента эколого-экономического регулирования являются: 1)
соответствие обеим парадигмам современной экологической политики; 2) высокая экономическая эффективность; 3) низкие издержки контроля; 4) стимулирование природоохранной деятельности; 5) содействие инновационному процессу; 6) обеспечение природоохранной деятельности финансовыми ресурсами. Это означает, что экологические налоги лишены главных недостатков экологических стандартов, лимитов и нормативов. Вместе с тем они имеют собственные недостатки, обусловленные невозможностью точного измерения предельного эколого -экономического ущерба.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |