Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные инструменты прямого эколого-экономического регулирования




 

Основными инструментами прямого эколого -экономического регулирования являются моральное воздействие, а также экологические стандарты, лимиты и нормативы.

 

Моральное воздействие предполагает регулирование деятельности индивидов с помощью этических норм и общественного мнения. Оно включает моральное поощрение деятельности, направленной на сохранение благоприятной окружающей среды и моральное осуждение деятельности, наносящей вред природе и, в конечном счете, самому человеку.

 

Действенность этого инструмента зависит от ряда социальных, культурных, психологических и других факторов. В частности, в обществе должны сложиться общепринятые нормы бережного отношения к природе, прочные традиции экологические безопасного поведения. Большую роль в этих процессах играет экологическое воспитание и экологическое образование.

 

Однако не следует иметь в виду, что в рыночной экономике индивиды ориентированы на максимизацию собственного чистого выигрыша и часто

 


игнорируют мнение общества об этической стороне их поведения. В этом случае необходимо использовать внешние регуляторы поведения людей, прежде всего, правовые нормы. В экологической политике они выступают в виде экологических стандартов, лимитов и нормативов.

 

Экологические стандарты и нормативы широко распространены в практике эколого-экономического регулирования. Они включают:

 

l Стандарты качества окружающей среды

 

l Стандарты воздействия на окружающую среду

 

l Прямые запреты

 

l Технологические стандарты

 

l Стандарты качества продукции

 

l Экологические сертификаты, разрешения и лицензии

 

Стандарты качест ва окружающей среды опираются на совокупность экологических норм, важнейшими из которых являются предельно допустимая концентрация загрязняющего вещества (ПДК) и предельно допустимая нагрузка на окружающую среду (ПДН).

 

Предельно допустимая концентрация – это максимальное содержание вредного вещества в единице объема воздуха, воды или почвы, не вызывающее при длительном и ежедневном воздействии патологических изменений в организме человека, животных и растений.

 

Окружающая среда считается чистой, если концентрация вещества в данной местности превышает значение ПДК, то есть соблюдается условие:

 

 

Предельно допустимая нагрузка на окружающую среду представляет собой допустимую степень загрязнения окружающей среды в конкретном регионе. Этот показатель служит ориентиром для обеспечения благоприятной среды обитания человека и сохранения экологических систем. Для каждой экологической системы используются свои критерии качества окружающей среды, которые зависят от ее потенциала и степени устойчивости.

Стандарты воздейст вия на окружающую среду определяются на основе ПДК. При их помощи устанавливаются предельно допустимые эмиссии загрязняющих веществ: 1) предельно допустимый выброс (ПДВ) и

2) предельно допустимый сброс (ПДС ).

 

Предельно допустимый выброс позволяет дать оценку вклада в загрязнение атмосферного воздуха конкретного стационарного источника. Он устанавливается на таком уровне, чтобы суммарные выбросы всех стационарных источников на данной территории не превышали ПДК.

 


Предельно допустимый сброс – показатель, аналогичный ПДВ, но предназначенный для оценки вклада стационарного источника в загрязнение воды.

Технологические стандарт ы устанавливают определенные экологические требования к производственным и природоохранным технологиям.

 

Стандарты качест ва продукции устанавливают требования экологической чистоты и безопасности.

 

Прямые запрет ы и ограничения представляют собой меру административного воздействия на виновника загрязнения и применяются в крайних случаях, когда процесс производства или выпус каемая продукция наносит непоправимый ущерб окружающей среде.

 

Экологические серт ификат ы – это документы, дающие право осуществлять экологически безопасную деятельность.

Разрешения и лицензии представляются в некоторых сферах деятельности, требующих их получения, или при отсутствии стандартов и нормативов. Они могут выдаваться на определенный срок или быть разовыми.

 

Все эти стандарты, лимиты и нормативы устанавливаются в законодательном порядке, и их нарушение предполагает юридическую ответственность. Это является главным преимуществом данного инструмента эколого-экономического регулирования. При строгом соблюдении экологического законодательства состояние окружающей среды действительно улучшается, о чем свидетельствует опыт стран Западной Европы.

 

Однако у экологических стандартов и нормативов как инструмента экологической политики имеется целый ряд недостатков, которые необходимо учитывать при их использовании.

 

Во-первых, они не соответствуют критерию экономической эффективности. Это объясняется тем, что стандарты и лимиты разрабатываются на основе усредненных данных без учета индивидуальных различий между субъектами экономики.

 

Чтобы проиллюстрировать это на конкретном примере, возьмем две фирмы, выпускающие одинаковую продукцию (рис. 9.3). Каждый источник загрязнения имеет собственную кривую предельных природоохранных издержек (MAC), вид которой зависит от таких факторов, как местоположение фирмы, тип загрязняющего вещества, характер производства, доступ к новейшим производственным и природоохранным технологиям и т.д. Предположим, орган экологической политики потребовал от этих фирм сократить загрязнение окружающей среды на одинаковую величину, равную Х. Однако у первой из них издержки на охрану окружающей среды высокие, а у второй — низкие, что видно по

 


более крутому наклону кривой предельных природоохранных издержек первой фирмы по сравнению со второй.

 

На графиках OW — это максимальный объем загрязнения окружающей среды, обусловленный данным производственным процессом. Он одинаков для обеих фирм. Предписанное им сокращение загрязнения Х показано в виде отрезков V 1 W 1 и V 2 W 2, при этом V 1 W 1 = V 2 W 2. Выполняя обязательство, первая фирма понесет предельные природоохранные издержки MAC 1, которые больше соответствующих издержек второй фирмы MAC 2. Иначе говоря, соблюдение стандрата обходится первой фирме намного дороже, чем второй, что сопровождается неэффективным распределением ресурсов.

 

 

Фирма A Фирма B

 

 

P MACA P

 


MAC1


MACB


 

 

MAC2

 

 


0 V1


W1 Q 0


V2 W2 Q


 

 

Рис.9.3. Последствия введения экологического стандарта на примере двух фирм с разными природоохранными издержками

 

Во-вторых, происходит бюрократизация экологической политики, которая лишает ее гибкости в принятии решений. Примером является опыт Германии, где правительство земли Северный Рейн-Вестфалия пыталось регулировать каждый стационарный источник эмиссии путем выдачи разрешений на загрязнение воздуха в установленном размере, и в результате более 10 000 таких разрешений. Очевидно, что орган государственной власти не может располагать полной информацией по каждому конкретному случаю, и поэтому индивидуальные различия не будут приниматься во внимание. Кроме того, существует опасность субъективности чиновника при принятии соответствующих решений.

 

В-третьих, поскольку разрешения на загрязнение в установленном размере даются бесплатно (если не учитывать возможность их покупки через взятку чиновнику), игнорируется принцип альтернативных издержек, играющий важную роль в современной экологической политике.

 

 


В-четвертых, замедляется инновационный процесс. Часто при выдаче разрешения оговаривается использование существующей технологии. Тем самым, фирмы лишаются стимула к технологическим инновациям, что снижает их конкурентоспособность на рынках готовой продукции.

 

Все эти и некоторые другие недостатки экологических стандартов и нормативов как инструмента прямого эколого-экономического регулирования могут быть компенсированы путем их комбинации с методами косвенного регулирования, применение которых позволяет решать экологические проблемы с более высокой эффективностью.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.