Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Заг рязняю щих ве щес тв




Заг рязнение унифициров анным и смешанными заг ря знителям и


 

Рисунок 9.4.5 (б) – Спрос и пред ложе ние на рынке разре ше ний на эм иссии


 

 

Сравнивая величины предельных издержек по сокращению загрязнения MAC i с рыночной ценой разрешения p*, каждое предприятие принимает решение о необходимости приобретения таких разрешений и их количестве N. Если предельные издержки сокращения загрязнения для предприятия превышают рыночную цену разрешения, ему будет выгоднее купить дополнительные разрешения, а не сокращать уровень загрязнений, и наоборот. Правило эффективного распределения разрешений, которое предполагает, что общие издержки на сокращение эмиссий загрязнений минимальны в такой точке, где предельные издержки на сокращение загрязнений равны для всех производителей можно записать в виде следующей формулы.

 

 

 

 

Таким образом, данный принцип побуждает предприятия контролировать уровень загрязнений вплоть до точки N*, в которой

 

 


предельные издержки по сокращению загрязнения окружающей среды для отдельных предприятий становятся равными друг другу.

 

Рассмотрим, как формируется равновесная цена разрешения на загрязнение окружающей среды p*. По горизонтальной оси графика, представленного на рис. 9.4.5(б) отложены как объемы эмиссий, выраженные в количестве разрешений на загрязнение (N), а по вертикальной оси – их рыночная цена (p). Орган экологического регулирования, контролирующий объем эмиссий загрязняющих веществ, устанавливает его на определенном уровне, равном N0. Поэтому предложение разрешений на загрязнения S является абсолютно неэластичным по цене. Как было сказано выше, принимая решение о том, какое количество разрешений ему необходимо приобрести, каждое предприятие i сравнивает значение природоохранных издержек MAC i с рыночной ценой разрешения. Если цена снижается, предприятию выгоднее приобрести больше разрешений на загрязнение и свернуть свою природоохранную деятельность, и наоборот. В результате для каждого предприятия кривая MAC i является, по сути, кривой спроса на разрешения на загрязнение. Тогда агрегированная кривая MAC i всех предприятий будет отражать региональный спрос на разрешения D, который находится в обратной зависимости от цены. Пересечение кривых D и S дает равновесную цену разрешения p*. Предприятия, не желающие или не имеющие возможности платить эту цену, вынуждены либо сокращать объем выпуска продукции (и, соответственно, загрязнений), либо внедрять более экологически безопасные технологии производства.

 

Равновесие для рынка разрешений на загрязнение окружающей среды достигается при их эффективном распределении в соответствии с приведенным выше правилом. Торговля разрешениями способствует оптимизации издержек по сокращению эмиссий загрязняющих веществ, опираясь на стремление участников рынка максимизировать свои финансовые выигрыши. Участники с низкими предельными природоохранными издержками заинтересованы в том, чтобы сократить объемы эмиссий на наибольшую величину, чтобы продать невостребованные разрешения и получить доход, а участники с высокими издержками стремятся приобрести как можно больше разрешений на загрязнение, чтобы сэкономить на природоохранных издержках. В результате эмиссии загрязняющих веществ сокращаются с минимальными суммарными издержками.

 

Введение торговли разрешениями на загрязнение окружающей среды осуществляется в несколько этапов.

 

Вначале орган экологической политики очерчивает условную границу региона, для которого устанавливается оптимальный или предельно допустимый уровень загрязнения конкретным веществом. Затем этот суммарный объем загрязнений делится на определенное количество частей (квот), каждая из которых фиксируется в специальном документе –


разрешении или лицензии. Такое разрешение на загрязнение окружающей среды можно отнести к ценным бумагам, удостоверя ющим имущественное право их владельца.

 

Разрешения на загрязнение окружающей среды могут передаваться фирмам двумя способами. В первом случае они продаются на аукционе, и их рыночная цена формируется в процессе торгов. Недостатком этого метода распределения разрешений является то, что участники рынка с финансовыми преимуществами оказываются в более выгодном положении, имея возможность купить большее количество первоначально выпущенных разрешений, и тем самым повлиять на их цены, ограничивая предложение. Во втором случае они распределяются между эмитентами бесплатно с учетом их прошлого (исторического) уровня загрязнений. В обоих случаях предполагается последующая купля-продажа лицензий. Так формируется первичный рынок разрешений на загрязнение окружающей ср еды.

 

Затем формируется вторичный рынок. Как уже говорилось выше, у предприятий с низкими природоохранными издержками и высокими экологическими показателями образуется запас неиспользованных разрешений, которые оно готово продать их тем предприятиям, для которых сокращение загрязнения окружающей требует слишком высоких природоохранных издержек. В итоге за счет обмена квотами между экономическими субъектами заданный суммарный объем загрязнения остается неизменным, что и является целью эколого -экономического регулирования.

 

Такой подход сочетает преимущества прямого регулирования и рыночного саморегулирования, а значит, является более выигрышным по сравнению с экологическим налогообложением. Вмешательство государства здесь ограничивается определением оптимального качества окружающей среды, рынок же обеспечивает гибкое распределение разрешений на загрязнение в пределах заданного уровня. При этом нет необходимости измерять эмиссии каждого предприятия, достаточно учесть лишь их суммарный объем.

 

Отсюда вытекают следующие основные преимущества рынка разрешений на загрязнение окружающей среды: 1) сведение к минимуму бюрократизации экологической политики; 2) низкие издержки контроля; 3) поддержание целевого уровня загрязнения окружающей среды при помощи рыночного механизма, что обеспечивает эффективное распределение ресурсов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.