КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогическая деятельность - это управление деятельностью учащегося и процессом взаимодействия с ним
Сущность и структура педагогической деятельности. Тема 4. Профессионально-педагогическая деятельность. V. Укажите термин 1. … - этодеятельность студентов по усвоению знаний и умений, которая протекает без непосредственного руководства преподавателя, хотя и направляется им. 2. … – этопредвидение педагогом и учащимися результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми соотносятся все остальные компоненты педагогического процесса. 3. … – этосистема целенаправленных действий педагога, организующих познавательную и практическую деятельность обучаемых и обеспечивающих решение задач обучения. 4. … – этоспособ, характер взаимодействия педагога и учащихся между собой, учащихся с изучаемым материалом. 5. … – эторазновидность практических занятий, предполагающая использование специального оборудования и приборов.
Педагогическая деятельность является сложно организованной системой различных видов деятельности. В её структуре можно выделить следующие компоненты: · Гностический компонент относится к сфере знаний педагога, знаний не только своего предмета, но и знаний способов педагогической коммуникации, психологических особенностей учащихся. · Проектировочный компонент включает в себя представления о перспективных задачах обучения и воспитания и способах их достижения. · Конструктивный компонент – это особенности конструирования педагогом собственной деятельности и активности учащихся с учетом ближних целей обучения и воспитания (занятия, цикла занятий и т.д.). · Коммуникативный компонент – это особенности коммуникативной деятельности педагога, специфика его взаимодействия с учащимися, направленного на достижение образовательных целей. · Организаторский компонент – это система умений педагога организовать собственную деятельность, а также активность учащихся (Н.В.Кузьмина). Педагогическую деятельность определяют как деятельность по решению педагогических проблем и задач. Педагогическая проблема – это объективно возникающий в педагогической теории и практике вопрос или комплекс вопросов относительно процессов обучения и воспитания человека. Главная особенность педагогической деятельности состоит в том, что ее и объектом и субъектом всегда является человек. Педагогическая задача возникает всегда, когда надо подготовить переход человека от состояния «незнания», «неумения» к состоянию «умения», «знания». Педагогическая задача – это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике. У человека как субъекта и объекта взаимодействия с педагогом в результате решения педагогической задачи должно появиться новообразование в форме знания, навыка, умения или качества личности. Все педагогические задачи делятся на два больших класса- задачи по обучению и задачи по воспитанию. Педагогической задачей, например, является обучение учащегося рефлексии – процессу осознания, осмысления им своей учебной деятельности. Цель рефлексии заключается в том, чтобы вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности: ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения. Полученные результаты и т.д. Традиционная педагогика не требовала осмысления процесса обучения ни от учеников, ни от педагога. Вместо этого применялось и применяется закрепление или обобщение полученных знаний. Личностно ориентированное обучение предлагает педагогу решать проблему постановки целей обучения, конструирования системы занятий, форм рефлексии и оценки. Профессиональное решение педагогической задачи характеризуется тем, что при анализе ситуации педагог целенаправленно выбирает из арсенала педагогической науки и практики эффективные средства для решения данной задачи применительно к конкретным условиям. А.К.Маркова в педагогической деятельности выделяет 10 групп педагогических умений. Первая группа включает умения увидеть в педагогической ситуации проблему и сформулировать ее в виде педагогических задач, принимать оптимальное решение, ориентируясь на ученика как на субъекта обучения и воспитания. Вторую группу педагогических умений составляют умения планировать и организовывать образовательный процесс с учетом межпредметных связей, мотивации учащихся, затрат времени, предполагаемых у них затруднений при изучении учебного материала. Третья группа педагогических умений относится к области психолого-педагогических знаний и их практического применения. Четвертая группа умений включает в себя приемы, создавать условия психологической безопасности в общении. К пятой группе умения относятся приемы, способствующие достижению доверительного общения: умения понять позицию ученика, правильно истолковать его внутреннее состояние, с юмором отнестись к отдельным аспектам педагогической ситуации. В шестую группу умений входят умения удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, управлять своим эмоциональным состоянием, реализовывать и развивать педагогические способности и т.д. Седьмая группа умений понимается как осознание перспективы собственного профессионального развития. Восьмая группа умений представляет собой умения диагностировать уровень знаний, навыков, умений обучаемых, умение стимулировать их к самообучению и непрерывному обучению, выявлять отдельные показатели обучаемости. Девятая группа умений – это оценивание педагогом воспитанности и воспитуемости учеников. Десятая группа умений связана с интегральной способностью учителя оценивать свой труд в целом, его результативность, уровень своего профессионализма. Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности педагога, представлены в его профессиограмме:
В зависимости от развитости у учителей профессионально важных качеств и направленности в процессе педагогической направленности на те или иные цели выделяют несколько типов учителей (Е.И. Рогов): организатор, предметник, коммуникатор, интеллигент. - Организатор является лидером, склонен к проведению различных мероприятий. Для него характерны требовательность, организованность, сильная воля, энергичность. Из педагогических функций лучше всего осуществляет исполнительскую, мобилизационную, организаторскую функции. - Предметник характеризуется стремлением к творчеству, высокой профессиональной компетентностью, уверенностью в необходимости знаний и их значимости в жизни. При осуществлении педагогической деятельности лучше всего реализует конструктивную, методическую, обучающую функции. - Коммуникатор общителен, добр, внешне привлекателен, отличается низкой конфликтностью с обучаемыми, эмпатичностью, любовью к детям. Лучше всего осуществляет коммуникативную функцию. - Интеллигент обладает высоким интеллектом, общей культурой, высокой нравственностью. Легко может обеспечить развивающую, исследовательскую, информационную, воспитательную функции в своей педагогической деятельности. Эмоциональное выгорание часто сопутствует деятельности педагогов. Высоких результатов в педагогической деятельности достигают лишь те учителя, которые обладают большой стрессоустойчивостью и сопротивляемостью к эмоциональному выгоранию.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |