Студопедия

КАТЕГОРИИ:



Мы поможем в написании ваших работ!

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы поможем в написании ваших работ!

Коллектив как субъект и объект воспитания





Методы воспитательного воздействия - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников с педагогом-воспитателем.

Методы воспитания, их классификация. Ситуации воспитания

Сущность, содержание, закономерности, принципы воспитания

Тема 5. Педагогика как теория воспитания

V. Укажите термин

1.… - это управление деятельностью учащегося и процессом взаимодействия с ним.

2. … – эторезультат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике.

3. … – этопрофессиональное общение педагога с учащимися в процессе обучения и воспитания, направленное на решение определенных педагогических задач и реализацию педагогических функций.

4. … – это проверка знаний по разделу или объемной теме с целью принятия решения о том, можно ли переходить к изучению новой темы.

5. …- это стиль, который предполагает внимание и учет педагогом мнения учащихся, при этом он старается убедить учащихся, а не приказывать, ведет диалогическое общение.

Воспитание понимается как целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом.Данный подход получил название деятельностно-отношенческой концепции воспитания, суть которого состоит в следующем: только включая растущего человека в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность, можно осуществлять действенное воспитание.

Сущность воспитательного процессазаключается в переводе внешнего (объективного) в область сознания человека, чтобы найти свое выражение в результатах дальнейшего поведения и деятельности.

Основополагающим и определяющим компонентом любой системы воспитания являются цели воспитания. Цели воспитания - это ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя к личности воспитуемого.



Содержание воспитания включает:

· умственное воспитание (овладение системой знаний, интеллектуальными умениями, развитие способностей системного мышления); нравственная (осознание нравственных ценностей, нравственная культура);

· экологическое (понимание ценностей природы, владение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, готовность к природоохранительной деятельности);

· эстетическое (система знаний, обеспечивающих эстетическое отношение к действительности, понимание и оценка прекрасного, умения и навыки художественно-эстетической деятельности);

· экономическое (знание экономических закономерностей развития общества, экономическое мышление и поведение);

· физическое (нормальное физическое развитие, укрепление здоровья, навыки гигиены);

· трудовое (развитие и подготовка добросовестного, творческого и ответственного отношения к труду, накопление профессионального опыта как условие выполнения важнейшей обязанности человека);

· гражданское(формирование ответственного отношения к семье, другим людям, к своему народу и Отечеству);

· правовое воспитание (знание своих прав и обязанностей, ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и на критическое отношение к тем, кто преступает последнее).

Отечественная педагогика к закономерностям воспитательного процесса относит следующие:

· характер воспитания на всех исторических этапах определяется объективными потребностями производства и интересами общества;

· единство целей, содержания, методов воспитания;

· неразрывное единство обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе;

· воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность;

· воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив;

· воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организации деятельности.

В процессе воспитания необходимо:

· проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью;

· открывать перед учащимися перспективы их роста, помогать им добиться успехов;

· выявлять положительные качества учащихся и опираться на них;

· учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

· побудить ребенка к осуществлению самовоспитания, Т.е. к деятельности, направленной на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями.

Любая воспитательная задача решается через активные действия: физическое развитие - через физические упражнения, нравственное - через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное - через мыслительную активность. Воспитание должно носить скрытый характер, дети не должны чувствовать себя объектом приложения педагогических нравоучений. Скрытая позиция воспитателя обеспечивается совместной деятельностью, интересом педагога к внутреннему миру ребенка, предоставлением ему личной свободы, уважительным и демократичным стилем общения.

Выделяются общие принципы воспитания и частные (С.В. Кулоневич).

К общим или стратегическим принципам относят: принцип гуманизма воспитания, принцип культуросообразности, принцип личностного функционирования, принцип субъективного контроля, принцип веры в ребенка и др.

Если общие принципы определяют стратегию отношений педагога с учащимися, то частные помогают ему создать непосредственные условия для воспитания творческой личности на основе сотрудничества с воспитанниками, поэтому принципы, определяющие тактику воспитательной деятельности, строятся с ориентацией на модель личности воспитанника.

I группа частных принципов учитывает направленность личности, ее моральные качества, интересы, потребности, мотивы деятельности - это принципы самосовершенствования, самоуважения, самореализации в творчестве, готовности к ответственным действиям;



II группа - это принцип учета социально-профессионального опыта (учета поведения, привычек, профессиональных умений, степени сформированности умений общения, аудиовизуальной культуры);

III и IV группы принципов учитывают индивидуальные психические процессы и типологические свойства личности.

Принципы воспитания указывают на необходимые условия формирования и развития позиции личности воспитанника. Соблюдение отдельного принципа не гарантирует успеха, поскольку он зависит и от других условий, однако нарушение принципа ведет к просчетам в воспитании.

 

Методы воспитания определяются целями, принципами и содержанием воспитания и позволяют решать те или иные педагогические задачи, являясь способами взаимодействия с обучаемыми.

Имеются разные классификации методов воспитания, но все они обязательно включают:

• методы убеждений,с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, происходит обмен информацией (внушение, призывы, убеждение, диалог);

• методы упражнений,с помощью которых организуется деятельность воспитуемых и стимулируются ее позитивные мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязаний, показания ситуаций успеха);

• методы оценки и самооценки,с помощью которых про изводится оценивание поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения (критика, поощрение, замечания, наказание, ситуации доверия, контроля, самоконтроля, самокритики).

Н.В. Бордовская и А.А. Реан к методам воспитания относят также педагогическое требование, приучение, пример. Педагогическое требование как метод может: выступать как конкретная задача, выражать нормы поведения человека, помочь воспитаннику уяснить смысл, полезность или необходимость того или иного действия, поступка, а также стимулировать его к новым действиям. Формы требования подразделяются на прямые (в виде указания в деловом, решительном тоне, приказе), и косвенные, осуществляемые посредством совета, просьбы, намека, с целью вызвать у воспитанника соответствующий интерес, мотив действия или поступка. Приучениекак метод воспитания предполагает культивирование у воспитанника способности к организованным действиям и разумному поведению как условию становления основ нравственности и устойчивых форм поведения. Приучение предполагает демонстрацию воспитателем образца или процесса правильного выполнения действия. Воспитанник должен научиться идеально копировать и поддерживать данное умение или навык.

Пример как метод воспитания заключен в убедительном образце для подражания. Пример связан с наглядным представлением и конкретизацией идеала человека и представляет собой перспективу стремлений воспитанника быть похожим на идеальный образ. Примеры используют для того, чтобы сориентировать воспитанника на позитивный идеал и развить эмоциональное неприятие асоциальных действий и поступков. (Бордовская Н.В., Реан А.А., с. 42-43)

Обычно методы воспитания носят комплексный характер и применяются в конкретных ситуациях, которые определяются внешними и внутренними условиями. Среди множества ситуаций, создаваемых педагогами, можно считать ставшими классическими следующие.

Ситуация авансирования доверием(А.С. Макаренко)характеризуется тем, что доверие дается авансом еще не окрепшей личности, но уже готовой оправдать его. Создаются условия для выражения доверия со стороны товарищей или значимого для ребенка взрослого.

Ситуация непринужденной принудительности(Т.Е. Конникoва)­это механизм влияния конкретной ситуации не в виде бескомпромиссного требования педагога, в виде актуализации уже имеющихся мотивов поведения в новых условиях, обеспечивающих активное участие каждого в жизни коллектива, благодаря чему складывается позиция субъекта, творческого соучастника.

Ситуация свободного выбора (О.С. Богданова, Б.А. Краковский). В ней школьник ставится перед необходимостью и получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Иногда ситуация выбора приобретает характер конфликтной ситуации, в которой происходит столкновение и борьба несовместимых интересов и установок.

Ситуация соотнесения (Х.Й. Лиймете) предполагает оценку, принятие решения и поступка человека на основе уже имеющегося опыта, благодаря чему человек становится субъектом ситуации.

Ситуация соревнования (А.Н. Лутошкин) предполагает не только желание быть лучше, но и волевое усилие и, как результат, достижение лучших в сравнении с другими показателей. Эго достижение отмечается призовым местом, грамотой и т.д.

Ситуация успеха (О.С. Газман, В.А. Краковский, А.С. Белкин) создается в том случае, когда надо поддержать коллектив или отдельного его члена преодолеть неуверенность в своих силах, заставить взглянуть на себя по-новому. Успех ему гарантирован, но его предопределенность не должна быть заметной для воспитанников.

Ситуация творчества (В.А. Краковский). Суть ее заключается в создании таких условий, в которых актуализируется фантазия воспитанников, способность к импровизации, умение выйти из нестандартной ситуации.

Одни и те же ситуации могут выполнять различные функции: диагностику отношений, их формирование, корректировку. Чтобы ситуация была воспитывающей, она должна быть значимой для воспитанника.

Прием воспитания - это составная часть метода, звено в воспитательном процессе. Метод поощрения включает, например, такие приемы, как одобрение, похвала, награда.

Приемы воспитания можно разделить на 2 группы.

1. Приемы, корректирующие поведение, способствующие развитию новых положительных качеств и подавлению негативного в человеке: убеждение, забота, просьба, проявление огорчения, моральная поддержка и укрепление веры воспитанников успех, доверие, вовлечение в интересную деятельность.

2. Приемы, помогающие исправить поведение, пробуждая у воспитанников стыд, раскаяние, намерение воздержаться от неблаговидных поступков.

Очень эффективным, развивающим личность фактором является самовоспитание, т.е. целенаправленная активная деятельность самого обучаемого, способствующая формированию у него положительных качеств и устранению отрицательных.

Самовоспитание выступает, с одной стороны, как условие постоянного самосовершенствования, необходимого для эффективной и качественной учебной деятельности, с другой стороны, для педагогов как обязанность учить школьников или студентов постоянно работать над собой, целенаправленно руководить процессом их самосовершенствования.

 

Мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность учащегося оказывает сама ученическая (студенческая) среда, особенности учебной группы, в которую входит ученик или студент, особенности других референтных групп.

Как известно, поведение людей в группе имеет свою специфику по сравнению с индивидуальным поведением. В группе происходит как унификация, рост схожести поведения ее членов в результате подчинения групповым нормам и ценностям на основе механизма внушаемости, конформизма, подчинения власти, так и рост возможностей оказывать свое ответное влияние на группу. В учебной группе происходят динамичные процессы формирования и изменения межличностных отношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров. Все групповые процессы оказывают сильное влияние на личность учащегося, на успешность его учебной деятельности и на поведение.

Коллектив – это устойчивое объединение людей на основе существования между ними связующих отношений, обусловленных наличием общей цели, которая достигается в процессе совместной общественно полезной деятельности. Для сплоченного, сформировавшегося коллектива характерно:

· единство и общая цель;

· общая ответственность;

· положительные традиции;

· атмосфера доверия;

· высокая требовательность к себе и другим;

· умение критиковать и правильно воспринимать критику.

В практике воспитания коллектив разделяют на первичный (класс, учебная группа) и общий – общешкольный, общевузовский коллектив. Особое значение имеет воспитательный коллектив.

Воспитательный коллектив – это объединение учащихся, функционирующее на основе здоровых социальных отношений, высокой организации самоуправления и межличностных отношений, стремления к общему успеху. К функциям воспитательного коллектива относят: 1) стимулирующую – коллектив выступает как побудитель активности всех его членов в повышении целенаправленности его жизнедеятельности; 2) организаторскую – коллектив становится субъектом воспитания и управления своей деятельностью; 3) нравственную – коллектив способствует формированию нравственных норм и культуры поведения учащихся.

Воспитательный коллектив, во-первых, является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, куратора; во-вторых, воспитательный коллектив – это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям.

Настоящий коллектив возникает не сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов.

На первом организационном этапе учебная группа не представляет собой коллектив в полном смысле слова, поскольку она создана из поступивших в вуз учащихся различного жизненного опыта, взглядов, отношения к коллективной жизнедеятельности. Организатором деятельности учебной группы на этом этапе является педагог-куратор, который предъявляет требования к поведению и режиму деятельности студентов. Для куратора важно четко выделить два-три наиболее значимых и принципиальных требования к деятельности и дисциплинированности студентов, не допуская выдвижения обилия второстепенных требований, указаний, запретов. В целом, первый этап характеризуется социально-психологической адаптацией, т.е. активным приспособлением к учебному процессу, учебной группе, освоением требований, норм, традиций вуза.

Второй этап развития коллектива, когда выявлен действенный, а не формальный актив коллектива, т.е. выявлены организаторы, пользующиеся авторитетом у большинства студентов. Теперь требования к коллективу выдвигают не только куратор, но и его актив. Воспитание актива группы – важнейшая задача куратора, направленная на развитие организаторских способностей актива и устранение негативных явлений – зазнайства, тщеславия, «командирского тона» в поведении актива. Знания структуры неформальных взаимоотношений облегчает понимание внутригрупповой атмосферы и позволяет находить наиболее рациональные пути воздействия на эффективность групповой работы. Однако на втором этапе развития учебная группа еще не является в полном смысле коллективом. Свободный обмен мнениями, дискуссии, внимание куратора к настроению и мнению студентов, демократический способ принятия решений и управления создает основу для создания сплоченности коллектива.

На третьем этапе развития коллективдостигает высокого уровня сплоченности, сознательности, организованности, ответственности его членов, что позволяет коллективу самостоятельно решать разнообразные задачи, перейти на уровень самоуправления. Далеко не каждая учебная группа достигает данного уровня развития.

 





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 961; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.007 сек.