Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы формирования спроса на корпоративное управление




Анализ практики бизнеса, развития законодательно-нормативной базы и деятельности инвесторов в различных странах позволяет выделить ряд основных факторов, которые определяют развитие процессов становления систем корпоративного управления в компаниях.

Важнейшим фактором, обусловливающим формирование спроса на создание развернутых систем, регулирующих отношения между различными группами участников управления корпорациями, заключается в том, что быстрорастущим компаниям невозможно сохранять те принципы и модели отношений, которые существуют в компаниях небольшого масштаба.

Увеличение масштаба деятельности компании приводит к усложнению процесса управления ею. Особенно быстро этот процесс развивается в компаниях, работающих в отраслях, где ассортимент предлагаемых товаров и услуг должен быстро меняться, усложняться с учетом переменчивости настроений потребителей и высокой конкуренции. В таких условиях значительная часть собственников-управляющих предпринимают шаги по передаче части функций по текущему управлению профессиональным наемным менеджерам. Чем больше масштаб компании, чем быстрее она растет, чем сложнее отрасль, в которой она работает, тем больше потребность в привлечении профессиональных менеджеров, и тем больше объем полномочий, которые собственники вынуждены им передать. Отсюда возникает потребность собственников в создании системы контроля за деятельностью наемных менеджеров. В компаниях, где собственники сохраняют за собой руководство исполнительными органами, система такого контроля обычно встраивается в эти органы. Однако в тех фирмах, где собственники передают наемным менеджерам должности руководителей исполнительных органов и переходят на должности председателей совета директоров, а также в компаниях с разветвленной холдинговой структурой (где наемные менеджеры возглавляют исполнительные органы дочерних и зависимых обществ) возникает потребность в более сложной системе корпоративного управления, разработке специальных процедур мониторинга и контроля за деятельностью наемных высших менеджеров, закреплении данных процедур во внутренних документах компаний.

В компаниях, основанных небольшой группой собственников, также может возникнуть потребность в переходе от неформальных отношений к формальным механизмам и процедурам, регулирующим их отношения. Обычно это происходит в связи с возникновением расхождений во взглядах владельцев фирмы на перспективы ее развития, а также тогда, когда часть собственников не принимает участия в текущем управлении (например, занята другим бизнесом).

Двадцатый век дал мощный толчок развитию акционерной формы бизнеса и, в частности, формированию корпораций – открытых акционерных обществ, собственниками (акционерами) которых является очень большой круг частных лиц и компаний – от нескольких тысяч до сотен тысяч. В большинстве корпораций нет одного контрольного акционера, а значительная часть акций свободно обращается на фондовом рынке. Одним из важнейших факторов, обусловливающих развитие этого процесса, стало стремительное расширение масштабов деятельности компаний в ведущих промышленно развитых странах, возникновение и быстрый рост новых рынков, обострение конкуренции между компаниями. Работа на растущем рынке в условиях острой конкуренции требует от фирмы расширения масштабов своей деятельности темпами, соответствующими темпам роста рынка, в противном случае ее доля на рынке будет уменьшаться, а доля конкурентов – расти.

Необходимость такого расширения фирмы ставит перед ней проблему – за счет каких средств обеспечить его? Собственных средств оказывается недостаточно. К тому же в условиях высокой конкуренции норма прибыли имеет тенденцию к снижению. Кредиты довольно быстро становятся недоступными: соотношение между собственным капиталом и заемными средствами компании достигает уровня, за которым кредиторы либо отказываются предоставить новые заемные средства, считая риски неприемлемыми для себя, либо цена таких средств оказывается неприемлемо высокой для заемщика. Реакцией на подобные ограничения становится привлечение новых средств за счет эмиссии акций. Когда эмиссия новых акций широкомасштабна и их приобретает очень большое число новых акционеров, первоначальная группа собственников растворяется среди последних, а акции компании превращаются в объект свободной купли-продажи на рынке.

Обобщение опыта развитых стран, а также российского опыта позволяет выделить следующие основные предпосылки развития акционерной формы бизнеса:

- быстрый рост рынка,

- быстрые изменения в технологиях, основных средствах, требующие значительных инвестиций,

- высокая конкуренция (результатом чего является снижение нормы прибыли),

- наличие существенных свободных финансовых ресурсов вне банковской сферы,

- готовность собственников разделить право собственности / контроля в обмен на предоставляемые финансовые ресурсы и готовность разделить риски,

- наличие адекватной финансовой инфраструктуры, обеспечивающей привлечение финансовых средств от инвесторов,

- наличие адекватной правовой среды, обеспечивающей интересы участников корпоративных отношений.

Приход в компанию значительного числа новых акционеров, подавляющее большинство которых не могут и не заинтересованы участвовать в текущем управлении компанией, но заинтересованы в том, чтобы менеджеры компании, а также крупные акционеры учитывали их интересы, требует серьезных изменений в системе корпоративного управления. Действующим законодательством предусмотрено: перед выводом своих акций на фондовый рынок акционерные общества должны уже сформировать у себя систему корпоративного управления, обеспечивающего защиту прав всех акционеров, раскрытие информации о деятельности компании как для ее акционеров, так и для других категорий инвесторов, а также публичное ее раскрытие в тех или иных масштабах.

Еще одним фактором, способным подтолкнуть собственников к продаже некоторой части своих акций на фондовом рынке, может быть их потребность в получении средств для развития других, более перспективных и прибыльных проектов, а также опасения, что компания, действуя в качестве частной, достигла пика прибыльности, а в будущем скорее всего последует ее снижение, что в отрасли, в которой фирма работает, ожидают трудные времена, и поэтому разумно переложить часть рисков, связанных с владением компанией, на новых акционеров.

В России сложилась достаточно многочисленная группа контрольных собственников компаний, которые начали свою управленческую карьеру еще в советский период. Ко времени приватизации они занимали должности генеральных директоров государственных предприятий. Воспользовавшись своими возможностями, они стали владельцами контрольных пакетов акций фирм, созданных на базе предприятий. Далеко не все из них сохранили силы и желание управлять своими компаниями в текущем режиме - в условиях обостряющейся конкуренции, необходимости новых управленческих навыков. Они заинтересованы в том, чтобы снизить уровень личного участия в управлении, отойти от оперативного управления, передать его новым людям – профессионально подготовленным менеджерам, оставив себе право контроля за результатами работы и определения стратегии развития.

Важнейшим фактором, работающим в пользу повышения спроса на корпоративное управление, является значительное расширение деятельности портфельных инвесторов и их стремление повысить степень защищенности своих вложений. Приобретая незначительный (миноритарный) пакет акций, портфельные инвесторы в отличие, к примеру, от прямых инвесторов, приобретающих контрольный пакет акций, далеко не всегда могут рассчитывать на прямое участие своих представителей в процессе управления компаниями, в которые вложены их средства, а также на то, что их интересы будут учтены руководством и крупными акционерами этих компаний. Поэтому портфельные инвесторы очень чувствительны к практике корпоративного управления компаний, получающих их инвестиции.

Активную роль в процессе разработки и внедрения более развернутых и жестких норм и стандартов корпоративного управления играют органы государственного регулирования. Наиболее известным актом такого рода является принятый в США в 2002 г. закон Сарбейнса-Оксли, требующий от компаний, акции которых торгуются на американских биржах (независимо от национальной принадлежности компаний), соблюдения ряда требований, касающихся их практики корпоративного управления. Тенденция к переводу части принципов и механизмов так называемой «передовой практики корпоративного управления» (corporate governance best practices) в законодательно-нормативные требования наблюдается и в странах Европейского Союза. Ведущие зарубежные биржи также подключаются к этому процессу, включая в свои правила листинга большую часть или даже все положения национальных кодексов корпоративного положения.

В России этот процесс стал активно развиваться с 2000 г. В частности, орган регулирования фондового рынка – Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (с марта 2004 г. – Федеральная служба по финансовым рынкам - http://www.fcsm.ru/ - ФСФР России) приняла ряд нормативных актов, значительно повышающих требования к практике корпоративного управления российских акционерных обществ, в особенности тех, которые выводят свои акции на фондовый рынок.

Инвестиционные компании, работающие на российском рынке, стали больше внимания уделять большее внимание состоянию корпоративного управления в компаниях, акции которых они приобретают. Некоторые из них создали собственные рейтинги корпоративного управления, получившие известность среди портфельных инвесторов (Тройка-диалог - http://www.troika.ru, Брансвик ЮБС - http://www.ibb.ubs.com/russia).

Качественное корпоративное управление приносит компаниям прямую выгоду – позволяет получить премию при размещении своих акций, а также привлечь на более благоприятных условиях другие виды инвестиций (например, займы).

Существует тенденция к повышению веса нематериальных компонентов в общей стоимости компаний, частью которых является и система корпоративного управления.

Для улучшения корпоративного управления российским компаниям можно рекомендовать:

- осуществлять регулярный мониторинг деятельности различных влиятельных международных и зарубежных организаций и групп по разработке стандартов корпоративного управления и корпоративной отчетности;

- активно участвовать в выработке таких стандартов, форматов соответствующей отчетности, поддерживать участие российских экспертов в этой работе и российские организации, предлагающие такие услуги высокого профессионального уровня;

- в процессе разработки стандартов и форматов отчетности активно взаимодействовать с представителями зарубежных деловых кругов, компаний с целью выработки и отстаивания общей позиции в отношении предложений, выдвигаемых различными группами и /или странами и отражающих интересы отдельных групп;

- способствовать и активно участвовать в выработке национальных стандартов корпоративного управления, внедрения механизма проверки соблюдения этих стандартов и соответствия раскрываемой информации реальности;

- способствовать созданию национальных рейтингов корпоративного управления во взаимодействии с известными зарубежными экспертами, международными организациями, вести системную работу по обеспечению признания обоснованности и авторитетности этих рейтингов;

- развивать активный диалог с зарубежными партнерами и инвесторами с целью убедить их выработать более объективные критерии оценки стоимости российских компаний;

- развивать активный диалог с российскими инвесторами, в особенности с теми, которые будут появляться в процессе развития пенсионной реформы, развития системы страхования, с другими институциональными инвесторами;

- развивать активный диалог с заинтересованными группами, общественными организациями по вопросам корпоративного управления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.