Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды экономических потребностей.Их взаимосвязь с производством




Потребность – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.

Товары и услуги, в которых испытывают по­требности люди, исчисляются миллионами и их круг непрерывно расширяется. Экономисты изучают материаль­ные потребности, т.е. желания потребителей приобрести и ис­пользовать товары и услуги, доставляющие им удовольствие или удовлетворение.

В процессе удовлетворения потребностей формируются новые в количественном и качественном отношении потребности, их структура изменяется, приоритеты смещаются, развивается взаимозаменяемость. Непрерывное воз­растание, или возвышение, потребностей подтверждается многочисленными фактами из экономической эволюции человечества. В течение каждых десяти лет количество видов потребительских товаров и услуг увеличивается более чем в два раза. Эта историческая закономерность заслуживает выделения и может быть названа законом возвышения потребностей. Человек прошел этапы — от примитивного потребления ресурсов природы до рационального использования природных, человеческих и произведенных человеком ресурсов.

Современная цивилизация (нынешняя ступень разви­тия материальной и духовной культуры общества) знает множество различных потребностей. Они подразделяются на следующие виды:

физиологические потребности (в пище, воде, одежде, жилье, воспро­изводстве рода);

потребность в безопасности (защита от внешних врагов и преступ­ников, помощи при болезни, защите от нищеты);

потребность в социальных контактах (общении с людьми, имею­щими те же интересы; в дружбе и любви);

потребность в уважении (уважении со стороны других людей, само­уважении, в приобретении определенного общественного положения);

потребность в саморазвитии (в совершенствовании всех возмож­ностей и способностей человека).

Эти виды потребностей можно представить в виде пирамиды.

На рисунке видно, что в основании пирамиды находятся физио­логические потребности. Как у всех живых существ, так и у человека, они обусловлены обменом веществ — необходимой предпосылкой су­ществования каждого организма. Однако в этом отношении человек решительно отличается от любого животного. У последнего верхний предел его желаний — полностью удовлетворить потребности биологи­ческого порядка. У людей такого ограничителя нет.

 

В отличие от животных, которые просто приспосабливаются к при­родной среде, человеческое общество преобразует природную и соци­альную среду. Оно в первую очередь налаживает производство средств, необходимых для поддержания жизни (пищи, жилища, одежды и т.п.). Затем появляются качественно новые потребности более высокого по­рядка, которые могут резко увеличиваться.

Итак, экономический прогресс общества предполагает действие закона возвышения потребностей. Этот закон выражает объективную (не зависящую от воли и желания людей) необходимость роста и со­вершенствования человеческих потребностей с развитием производст­ва и культуры. Действия этого закона проявляются в следующих изме­нениях. В ходе исторического развития потребности общества количе­ственно растут и качественно изменяются. Некоторые потребности исчезают, возникают новые, вследствие чего иным становится состав потребностей. Соответственно этому меняется структура обществен­ного богатства, уровень благосостояния людей.

Потребности подразделяются:

– на первичные, удовлетворяющие жизненно важные нужды человека (одежда, питание, жилье) и

– вторичные, к которым относятся все остальные (например, потребности досуга: кино, театр, спорт).

– Широкий спектр продуктов, предназначенных для удовлетворения потребностей, иногда подразделяют

– на предметы первой необходимости и

– предме­ты роскоши.

Нет большой необходимости доказывать условность гибкого деления. То, что является предметом первой необходимо­сти для одного человека, может оказаться предметом роскоши для другого, и наоборот, то, что еще недавно считалось предме­том роскоши, теперь является самым обычным предметом пер­вой необходимости. К материальным потребностям относятся и услуги, которые наравне с товарами, удовлетворяют наши по­требности (ремонт автомобиля, стрижка волос, консультации юри­ста и т.п.). Многие изделия и покупаются ради услуг: автомобиль, стиральная машина и др.

По субъектам (носителям потребностей) потребности различаются на

– индивиду­альные,

– групповые,

– коллективные и

– общественные.

По объекту (пред­мету, на который они направлены) запросы людей подразделяются на

– материальные,

– духовные,

– этические (относящиеся к нравственности) и

– эстетические (касающиеся искусства).

По сферам деятельности выде­ляются потребности

– труда,

– общения,

– рекреации (отдыха, восстановле­ния работоспособности) и

– экономические.

Экономические потребности — та часть человеческих нужд, для удовлетворения кото­рых необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ.

Производство прямо влияет на потребности по нескольким направ­лениям.

Во-первых, оно создает конкретные блага и тем самым способствует реализации определенных человеческих запросов. Их удовлетворение с помощью уже потребленной вещи ведет к возникновению новых запро­сов. Вот простой пример. Предположим, человек пожелал приобрести автомобиль. После его покупки владелец машины испытывает массу новых нужд. Автомашину надо застраховать, найти для нее подходящую стоянку или гараж, приобрести горючее, запасные части и многое другое.

Во-вторых, под воздействием технического обновления производ­ства сильно изменяется предметный мир и уклад жизни, возникают качественно новые потребности. Скажем, с появлением в продаже пер­сональных компьютеров, видеомагнитофонов, телевизоров новых по­колений у людей возникает желание их приобрести.

В-третьих, производство не только доставляет материал для удов­летворения потребности, но и влияет на способы потребления, а тем самым формирует определенную культуру потребителя. Например, первобытный дикарь питался, разрывая руками и зубами сырое мясо на куски. А современный человек испытывает, как правило, качествен­но иную потребность. Мясо должно быть определенным образом при­готовлено и потреблено с помощью столовых приборов.

Значит, производство создает потребление и определенный способ потребления. Благодаря этому оно развивает у людей потребности – влечение и способности к потреблению.

В свою очередь, экономические потребности оказывают сильное обратное воздействие на производство, которое идет по двум линиям.

Во-первых, потребности являются внутренней побудительной при­чиной и конкретным ориентиром созидательной деятельности.

Во-вторых, запросам людей присуще свойство быстро изменяться в количественном и качественном отношении. Потребности всегда включают в себя появление новых созидательных целей еще до того, как изготавливаются блага, соответствующие таким целям. В силу этого человеческие запросы часто обгоняют производство и толкают его вперед.

Глубокая внутренняя взаимосвязь производства и потребностей вы­ражается в законе возвышения потребностей.

Средства, с помощью которых удовлетворяются потребно­сти, называются благами. Одни блага имеются в распоряжении общества в неограниченном количестве (например, воздух), другие – в ограниченном. Последние называют экономическими благами.

Потребности общества способны расти бесконеч­но – и в отношении увеличения их разнообразия, и в отношении каче­ственных изменений. С другой стороны, такой рост в действительности может происходить лишь по мере соответствующего усложнения раз­деления труда в производстве и его качественного совершенствования. Закон возвышения потребностей функционирует как относительно устойчивая тенденция, прокладывающая себе путь при особых благоприятных условиях.

Контрольные вопросы

1. Как называется работа А.Смита опубликованная в 1776 году?

2. Что означает ограниченность ресурсов?

3. Что означает редкости ресурсов?

4. Что изучает экономическая теория?

5. Назовите основные функции экономической теории

6. Что изучает микроэкономика?

7. Что изучает макроэкономика?

8. Какова задача позитивной экономической теории?

9. Какова задача нормативной экономической теории?

10. Что такое потребность и какие его виды вы узнали?

Лекция 2. Основы общественного производства

 

1. Человек и экономика.

2. Способ производства и две его стороны

3. Общественное производство: сущность, структура и результаты

4 Производство и воспроизводство

5 Понятие экономической системы. Классификация систем

 

Ключевые понятия:

Экономический человек, Экономическое поведение человека, Способ производства материальных благ, Производство, Общественное воспроизводство, Общественное производство, материальное и нематериальное производство, Обмен, потребление, распределение, простое, суженное, расширенное воспроизводство, экстенсивное, интенсивное и смешанное воспроизводство, Экономическая система, Иерархия, Спонтанный порядок, Традиционная экономическая система, Рыночная система, Смешанная экономика, Общественно-экономическая формация, цивилизация.

 

1. Человек и экономика.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК (economic man) преследующий только собственные цели и абсолютно рациональный человек. Хотя подобного индивидуума в чистом виде можно встретить только в экономических моделях, его свойства в той или иной мере присущи столь многим людям, что экономические модели такого рода достаточно реалистичны.

Экономическая теория в изучении человеческого общества исходит из следующей предпосылки: человек является одновременно производителем и потребителем товаров и экономических благ. Он определяет способы использования созданной им техники и технологии в целях получения жизненных благ.

Но для достижения жизненных благ человек постоянно стремится минимизировать затраты своего труда, создавая для этого все более совершенные машины, механизмы, технологии и другие блага.

В экономической теории не рассматривается, является ли труд первой жизненной потребностью. Он как своеобразный вид издержек необходим для получения благ. Мотивация труда подразделяется на два вида: рыночная и принудительная.

Маслоу А. в книге «Мотивация и личность» (1954 г.) рассмотрел виды мотивации и предложил классификацию целей работников и ранжирование мотивов их поведения по степени важности, с помощью которых можно объяснить характер влияния внутренних и внешних факторов на мотивы поведения работника. Им выделены четыре основных вида потребностей и вызванных ими мотивов поведения: потребности в безопасности; потребности принадлежности к социальной группе; потребности в уважении к себе; потребности в самоутверждении. Все эти потребности могут проявиться одновременно, но доминирующими являются физиологические потребности.

Понятие «человек экономический» было сформулировано в экономической теории в связи с попытками определения модели человека. Модель включает в себя основные параметры, характеризующие человека экономического и прежде всего мотивы его экономической активности. В модели отражены особенности физических, психологических и интеллектуальных возможностей человека для достижения поставленных целей. В экономической теории модель человека характеризуется тем, что многообразные его интересы к труду объединены в следующие четыре группы понятий: • рациональное «экономическое поведение» людей, представленное классической английской научной школой, маржинализмом и неоклассиками; • мотивационные стимулы труда человека, определяемые сложной системой целей (идейными основоположниками и сторонниками этого направления являются представители кейнсианской научной школы, институционалисты и сторонники исторической школы); • мотивация трудовой деятельности, которую обусловливают не столько материальные, сколько духовные потребности личности, т.е. удовлетворенность от самого процесса труда, его социальной значимости, сложности и др.; • специфическая модель — «советский экономический человек» и черты его экономического поведения в условиях административно-командной системы

Экономическое поведение человека в различных хозяйственных системах различно. В зависимости от вида хозяйственной системы по-разному проявляет себя постулат о рациональном поведении человека. Для удовлетворения своих личных интересов человек всегда стоит перед выбором альтернативного способа достижения и использования ограниченных экономических благ при условии свободы выбора. Степень свободы выбора находится в прямой зависимости от сословных, кастовых, политических, правовых и прочих ограничений выбора экономического поведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4884; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.