Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды и принципы сегментации




Сущность процесса сегментации рынка.

Сегментация рынка.

 

Любая фирма осознает, что ее товары не могут нравиться сразу всем покупателям. Покупателей этих слишком много, они широко разбросаны и отличаются друг от друга своими нуждами и привычками. Некоторым, особенно небольшим, фирмам лучше всего сосредоточиться на обслуживании отдельных частей или сегментов рынка.

Рыночная сегментация представляет собой, с одной стороны, метод для нахождения частей рынка и определения объектов, на которые направлена маркетинговая деятельность предприятия. С другой стороны - это управленческий подход к процессу принятия решений на рынке, основа для выбора правильного сочетания комплекса маркетинга.

Сегментация проводится с целью максимального удовлетворения запросов потребителей в различных товарах, а также позволяет предприятию - поставщику сосредоточить свои усилия на наиболее эффективных направлениях к коммерческому успеху, рационализации затрат на разработку программы производства, выпуска и реализации товара, завоевании надежных позиций на рынке.

Процесс сегментации рынка требует проведения трех мероприятий и состоит из 6 этапов (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Процесс сегментации рынка.

 

Первое мероприятие - непосредственно сегментация рынка - выделение целевых групп потребителей, характеризующихся определенной однородностью вкусов, предпочтений, поведения в отношении предлагаемых предприятием товаров и услуг.

Второе - выбор целевых сегментов рынка - оценка и отбор одного или нескольких сегментов рынка для выхода на них со своими товарами.

Третье - позиционирование товара на рынке - обеспечение товару конкурентного положения на рынке и разработка детального комплекса маркетинга.

 

Объектами сегментации являются прежде всего потребители. Выделенные особым образом, обладающие определенными общими признаками они составляют сегмент рынка. Сегментация рынка требует детального знания требований потребителей к товару и характеристик самих потребителей. Сегментация бывает нескольких видов:

• макросегментация, - делящая рынки по регионам, странам, их степени индустриализации и т. п.;

• микросегментация, - определяющая группы потребителей в рамках одной страны по более детальным принципам;

• сегментация вглубь, - когда маркетолог начинает сегментацию с широкой группы, а затем ее сужает (например, наручные часы - часы для мужчин-часы для деловых мужчин- часы для деловых мужчин с высоким уровнем доходов);

• сегментация вширь, - когда маркетолог начинает сегментацию с узкой группы потребителей, а затем расширяет ее (например, кроссовки для спортсменов-профессионалов - кроссовки для спортсменов-любителей- кроссовки для молодежи);

• предварительную сегментацию, - определяющую начало маркетинговых исследований и охватывающую значительное число возможных рыночных сегментов, предназначенных для изучения;

• окончательную сегментацию, - определяющую завершающую стадию рыночных исследований и формирующуюся исходя из условий рынка и возможностей самого предприятия.

Существует множество способов сегментации рынка, при выборе которых прежде всего следует учитывать назначение товара.

Для сегментации рынка товаров народного потребления основными принципами являются: географический, демографический, поведенческий и психографический.

К географическому принципу относят следующие переменные: район, административные данные (город-село), плотность населения, климатические условия, удаленность от предприятия-производителя. Этот принцип использовался на практике раньше других, что обуславливалось необходимостью определения пространства деятельности предприятия.

Демографические переменные - возраст, пол, размер и этап жизненного цикла семьи, уровень доходов, род занятий, образование, религиозные убеждения, национальность. Их относят к наиболее популярным факторам, служащим основой для различия групп потребителей. Это обусловлено доступностью их характеристик, а также наличием, как правило, между ними и спросом существенной корреляционной связи.

Сегментация по психографическому принципу заключается в выделении групп потребителей на основе их принадлежности к общественному классу, образу жизни и типу личности. Все эти переменные рекомендуется рассматривать во взаимосвязи друг с другом или с переменными других принципов, например, демографических.

Рассмотренные выше три группы принципов представляют собой общие объективные принципы сегментации рынка. Однако зачастую однородные по общим объективным принципам сегменты оказываются значительно дифференцированными с точки зрения их поведения на рынке. В этих случаях целесообразно дополнительно использовать субъективные специфические критерии, характеризующие собой поведенческий принцип оценки показателей. К переменным, характеризующим поведение индивидуума, обычно относят повод для совершения покупки, искомые выгоды, интенсивность потребления, степень приверженности и др.

В отличие от сегментации рынка товаров народного потребления, для сегментации рынка товаров производственного назначения первостепенное значение имеют экономические и технологические критерии, к которым относят:

• характер (отрасль) деятельности фирмы (промышленность, сельское хозяйство, строительство, культура, наука, здравоохранение, торговля);

• форма собственности (государственная, частная, коллективная, иностранных государств, смешанная);

• размер предприятия (малое, среднее, крупное);

• географическое положение (тропики, Крайний Север);

• объемы партий и периодичность заказов;

• объем сопутствующих технических услуг и техническое обслуживание;

• деловая репутация и платежеспособность заказчика;

• и т.д.

Как и для рынка товаров народного потребления, сегментация потребителей товаров производственного назначения осуществляется на основе комбинации нескольких приемов.

Кроме того, принципы (критерии), лежащие в основе сегментации рынка, должны удовлетворять следующим условиям:

• способность предприятия осуществлять дифференциацию структуры маркетинга;

• выбранный сегмент должен быть достаточно доходным, емким, устойчивым и иметь перспективы роста;

• предприятие должно располагать данными о выбранном сегменте, иметь возможность измерить его характеристики и требования;

• выбранный сегмент должен быть доступным для использования эффективных методов сбыта;

• предприятие должно иметь контакт с сегментом(например, через каналы личной и массовой коммуникации);

• предприятие должно иметь возможность оценить защищенность выбранного сегмента от конкуренции, определить сильные и слабые стороны конкурентов и собственные преимущества в конкурентной борьбе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.