КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Таможенное дело и право
Содержание, цели и структура таможенного дела
Согласно действующему Таможенному кодексу таможенное дело в Российской Федерации составляет таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. Цели таможенной политики направлены на регулирование товарообмена и стимулирование развития национальной экономики России. Таможенное дело означает деятельность — специализированную, таможенную, связанную с порядком перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взиманием таможенных платежей, проведением таможенного контроля. Структура современного таможенного дела — это: 1) принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств; 2) таможенные режимы; 3) таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей; 4) таможенное оформление; 5) таможенный контроль; 6) предоставление таможенных льгот; 7) ведение таможенной статистики и товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; 8) правовая регламентация ответственности в сфере таможенного дела; 9) международное сотрудничество в сфере таможенного дела. В целом представленная структура достаточно полно отражает содержание современного таможенного дела. Цели таможенного дела в России можно подразделить на экономические, регулятивные и правоохранительные. Экономические цели достигаются пополнением государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Регулятивные цели — посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, а также путем запретов ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер. Правоохранительные цели таможенного дела заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности и моральных устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в обеспечении интересов российских потребителей ввозимых товаров; в борьбе с незаконным оборотом через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т.д. 5. Таможенная политика, пути ее осуществления Таможенная политика является составной частью как внешней, так и внутренней политики государства. И хотя Таможенный кодекс не дает определения таможенной политики, в целом ее можно представить как систему государственных экономических и иных таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решению фискальных задач. Цели таможенной политики сформулированы в Таможенном кодексе: обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России; участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка; стимулирование развития национальной экономики; содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики России; иные цели, определяемые Президентом, Правительством и Федеральным Собранием Российской Федерации. Формирование таможенной политики любого государства предполагает два важных подхода к определению ее направленности — протекционизм и фритредерство. Протекционизм — это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для протекционистской таможенной политики характерны высокие таможенные тарифы и ограничение импорта. Фритредерство — это политика свободной торговли, которая устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к росту товарооборота и способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка. 6. Таможенные правоотношения: понятия и виды Таможенные правоотношения — это отношения его участников, урегулированные нормами таможенного права. В ходе таможенных отношений между их участниками возникают самые разнообразные отношения, которые, однако, не все становятся таможенными правоотношениями. Таможенные правоотношения имеют свою специфику, которая предопределяется особенностью объекта регулирования — общественными отношениями, обусловленными перемещениями товаров и транспортных средств через таможенную границу. Специфика таможенных правоотношений заключается в особом положении одного из его участников — таможенного органа, который является специальным субъектом таможенного права, наделенным специальными полномочиями в области таможенного дела. От имени таможенного органа таможенную деятельность в рамках таможенного права осуществляют государственные служащие таможенных органов. Особенность таможенных правоотношений состоит и в том, что здесь взаимодействуют различные виды субъектов, цели и интересы которых могут не совпадать, а иногда они вовсе противоположны. Таможенные правоотношения можно подразделить на активные, пассивные, вспомогательные таможенные действия, посредническую, организационную таможенную деятельность. Как любые управленческие отношения, таможенные правоотношения имеют строго определенную структуру, т.е. составные части. Такими частями являются субъекты таможенного права, объекты таможенно-правовых отношений и содержание этих правоотношений. 7. Понятие таможенной территории и таможенной границы Это основные понятия, характеризующие территориальные аспекты таможенного регулирования. Под таможенной территорией попинают территорию, на которой в полном объеме действует законодательство данной страны. Такая формулировка содержится в документах Совета таможенного сотрудничества. Однако Таможенный кодекс при определении таможенной территории опирается на понятие государственной территории. Понятие «единая таможенная территория Российской Федерации» помимо государственной территории Российской Федерации включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Это положение ранее уже нашло свое развитие в Федеральном законе от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации». Россия на континентальном шельфе осуществляет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию, использование искусственных островов, установок и сооружений, осуществлять юрисдикцию над этими искусственными островами, установками и сооружениями в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил. Более четкое определение единой таможенной территории дано в Федеральном законе от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации». Исключительная экономическая зона Российской Федерации — это морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и нормами международного права. Российская Федерация осуществляет также юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных и иных законов и правил над искусственными островами, установками и сооружениями, созданными в исключительной экономической зоне. Конвенцией ООН по морскому праву в 1982 г. установлен статус прилежащей зоны к территориальному морю (24 морских мили от исходных линий), где прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря, а также осуществлять наказание за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря. Для определения пространственных пределов действия таможенно-правовой нормы используется понятие «таможенная граница» — воображаемая (условная) линия, ограничивающая таможенную территорию. Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного законодательства данного государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран. Иными словами, таможенная граница устанавливает область действия таможенного суверенитета. Она практически может как совпадать, так и не совпадать с государственной границей страны. Различают понятия внешней и внутренней таможенных границ. Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории смежных государств и, как правило, совпадает с государственной границей. На внешней таможенной границе действует административно-таможенный режим, устанавливаемый законодательством о государственной границе. Внутренние таможенные границы проходят в глубине таможенной территории страны. По своему административно-правовому статусу внутренняя таможенная граница приравнена к внешней. Существенное влияние на определение таможенной территории оказывает практика создания таможенных союзов, которая призвана служить интересам развития и укрепления международной экономической интеграции. Таможенные территории государств, составивших таможенный союз, теряют самостоятельное значение. Их объединение дает новое качество — союзную общую таможенную территорию. В настоящее время реализуются планы создания таможенных союзов в рамках СНГ. 8. Действие таможенного права в пространстве, во времени и по кругу лиц Нормы таможенного права применяются на определенном территориальном пространстве, в течение определенного времени и по отношению к конкретным лицам. Территориальное пространство действия таможенных норм распространяется на таможенную территорию Российской Федерации и ограничено ее таможенной границей. Нормы таможенного права действуют в течение определенного времени, которое обозначено Таможенным кодексом. Акты таможенного законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, если соответствующие положения этих актов, на основании и во исполнение которых издаются иные правовые акты, направленные на обеспечение соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с российским законодательством о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности, прямо предусматривают введение их действия в более короткие сроки. Действие таможенного права по кругу лиц состоит в том, что его нормы распространяются на всех лиц, находящихся на таможенной территории РФ. Исключение из общего правила допускается для лиц, пользующихся преимуществами, привилегиями или иммунитетами.
Вопросы семинарских занятий: Понятие таможенного дела Содержание и структура таможенного дела. Таможенная политика и таможенное законодательство. Развитие отечественного таможенного дела и законодательства о нем.
Вопросы для самоконтроля: 1. Особенности таможенной политики России: - содержание таможенной политики; - связь таможенной политики и таможенного дела; - место и роль таможенной политики в развитии таможенного дела. 2. Содержание, происхождение и сущность таможни: - содержание таможенной территории; - понятие таможенная граница; - сущность таможенной системы; - система таможенного управления. 3. Законодательство в таможенном деле: - правовая основа таможенного дела; - соотношение таможенной политики и таможенного законодательства. 4. История таможенного дела в России: - возникновение таможенного дела; - развитие таможенного дела в России; - становление современной таможенной политики и таможенного дела. Тесты по теме: Понятие и предмет таможенного права
МАК №1 открытое стандартное
S: Таможенное право - ### отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм различной правосторонней принадлежности. +: комплексная
МАК №2 открытие базовое
S: Структура ### отношений определена таможенным кодексом. +: общественных
МАК №4 закрытое стандартное
S: Структуру таможенного дела НЕ составляют: -:Таможенные режимы -:Таможенно-тарифное регулирование +:Таможенные пошлины
МАК №5 открытое стандартное
S: Экономические цели таможенной деятельности достигается путем взимания ### платежей +: таможенных
Рекомендуемая литература
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. 2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 25 мая 2003 года № 61-ФЗ. 1. Бакаева О.Ю. Таможенное право России: Учебник/ Отв. ред. Н.И. Химичев.- М.: Юристъ, 2003.- 427 с. 2. Бакаева О. Ю. Таможенное право России: Учебник/Отв. ред. Н. И. Химичев, 2003. 4. Габричидзе Б. Н. Курс таможенного права Российской Федерации: Учебник для вузов: В 3-х чч.—М.: Дело и сервис, 2002.—528с. 5. Габричидзе Б. Н. Российское таможенное право: Учебник для вузов.—М.: НОРМА—ИНФРА-М, 2001.—447с. 6. Драганов В.Г. Таможенное право: Учебное пособие/ Под ред. Драганова В.Г., Рассолова М.М..- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 639 с.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 3288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |