КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Как учебная дисциплина
1. Понятие, предмет, принципы и методы таможенного права Таможенное право—это комплексная отрасль права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, которые устанавливаются либо санкционируются государством. Предмет регулирования в таможенном праве — это общественные отношения в сфере таможенного дела. Круг этих отношений очень широк: организация таможенного дела в стране, таможенные режимы, таможенные тарифы, специальные таможенные процедуры, таможенные платежи, таможенный контроль, ответственность в таможенной сфере, международно-правовое сотрудничество и др. Как комплексная отрасль права таможенное право включает в себя положения многих правовых отраслей — конституционного, административного, налогового, гражданского, финансового, уголовного и международного права. В нем применяются все имеющиеся в системе права и способы правового воздействия на субъектов таможенных правоотношений. Однако речь идет прежде всего о двух методах — административно-правовом и гражданско-правовом в различных формах их выражения. Новая редакция Таможенного кодекса предоставляет физическим и юридическим лицам большой простор и возможности для применения регулирования отношений в области таможенного дела гражданско-правовым методом. Принципы таможенного дела —это исходные нормативно-руководящие начала таможенно-правового регулирования. Они обеспечивают взаимосвязь таможенного права, таможенного законодательства и таможенной политики, гарантируют непрерывность и последовательность нормотворческого процесса в сфере таможенного дела, содействуют толкованию правовых актов и устранению правовых пробелов в таможенном законодательстве. Таможенному праву присущи принципы законности и демократизма. Принцип законности означает, что все участники отношений* таможенной сфере обязаны действовать в строгом соответствии с Конституцией РФ, международными договорами России, ее законами, а также иными нормативно-правовыми актами. Принцип демократизма предполагает, что таможенное право служит народу и государству, физическим и юридическим лицам страны. Помимо этих принципов, для таможенного дела характерны и специальные принципы. К ним следует отнести принцип полного и четкого таможенного регулирования. Он означает, что таможенное право должно во всей полноте и четкости регулировать отношения в таможенной сфере. Следующий принцип таможенного дела — обеспечение эффективности таможенно-правовых средств и инструментов, который предполагает, что таможенные средства и инструменты должны применяться и действовать с максимальной эффективностью в целях ускорения внешнеторгового оборота, соблюдения действующего законодательства в таможенной сфере, обеспечения интересов всех участников таможенных правоотношений. Одним из важных принципов таможенного дела является учет опыта международно-правового сотрудничества и регулирования в области таможенного дела. Следует отметить, что Россия активно участвует в международно-правовом регулировании вопросов таможенного дела. _2. Система таможенного права Таможенное право как совокупность правовых норм имеет свою специфику. Оно состоит из правовых норм различной правоотраслевой принадлежности, объединенных общим предметом 'правового регулирования — кругом общественных отношений, возникающих в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России. Комплексный характер таможенного права накладывает свой отпечаток и на критерии его систематизации. В отрасли таможенного права можно выделить три составные части — общую, особенную и специальную. Общая часть включает понятие, особенности, методы, источники и систему таможенного права — его институты; правовой статус таможенных органов и их должностных лиц; ответственность в таможенном праве. Особенная часть включает в себя расположенные в определенном Таможенном кодексом РФ и логической последовательности институты таможенного права, связь между которыми обусловлена самим существом таможенного дела. Сюда входят правовое регулирование порядка перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, применения таможенных режимов, таможенного оформления и таможенного контроля, таможенно-тарифного регулирования и взимания таможенных платежей, порядка применения таможенных льгот, ведения таможенной статистики и товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Специальная часть включает разделы: 1) международное правовое и организационное сотрудничество в таможенной сфере; 2) международные организации, конвенции и многосторонние соглашения в области таможенного дела; 3) сотрудничество государств — участников СНГ по таможенным вопросам; 4) таможенное законодательство государств — участников СНГ.
Источники таможенного права Иерархия источников таможенного права выглядит следующим образом: Конституция Российской Федерации; международные договоры и соглашения; федеральные законы (включая федеральные конституционные законы); подзаконные нормативные акты. Конституция как Основной закон страны по праву возглавляет иерархию источников таможенного права, определяя ключевые моменты и основные принципы государственной политики в области таможенного регулирования. Положения, относящиеся к сфере таможенного права, содержатся в статьях 8, 71 и 74 Конституции. Статья 8 определяет перечень гарантий, в том числе единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции. Основные принципы таможенного права отражены в статье 74: свобода перемещения товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу России, запрет на установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных ограничений на территории нашей страны для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств по России. В соответствии с положениями статьи 71 в исключительном ведении России находятся: установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов исполнительной власти (п. «г»; применительно к сфере таможенного права — установление системы и формирование таможенных органов); установление правовых основ единого рынка, финансовое, кредитное, таможенное регулирование (п. «ж»); внешнеэкономические отношения России (п. «л»); определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа России, составляющих таможенную территорию России (п. «н»). Международные договоры России носят подзаконный, но не надконституционный характер, поэтому в иерархии источников они следуют сразу же за Конституцией РФ. Часть 4 ст. 15 Конституции и статья 8 ТК РФ устанавливают, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью правовой системы нашей страны. Кроме того, если международным договором России установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены российским законодательством, применяются правила международного договора. В области таможенного права применяются следующие договоры: Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) 1979 г. в редакции от 1999 г.; Конвенция о гармонизированной системе классификации и кодирования товаров 1983 г.; Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция) 1990 г.; Таможенная конвенция о контейнерах 1972 г.; двусторонние договоры России с иностранными государствами в области таможенного дела. Федеральные законы представляют собой основную группу источников таможенного права России: Таможенный, Гражданский, Налоговый, Бюджетный кодексы, Закон о таможенном тарифе и др. Федеральные законы содержат большинство положений, регулирующих отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей. Российское таможенное законодательство состоит из Таможенного кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. При регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей российское таможенное законодательство применяется в части, не урегулированной законодательством о налогах и сборах. Порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы в местах ее совпадения с государственной границей России регулируется российским законодательством о государственной границе, а в части, не урегулированной им, — таможенным законодательством (ст. 3 ТК РФ). Подзаконные нормативные акты издаются в соответствии и во исполнение положений Конституции РФ, международных договоров и федеральных законов. К их числу можно отнести указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, издающиеся на основании и во исполнение актов таможенного законодательства, а также нормативные акты Минэкономразвития России и Федеральной таможенной службы (ФТС). Акты таможенного законодательства, указы Президента РФ и постановления и распоряжения Правительства РФ применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы, кроме случаев, когда это предусмотрено федеральными законами или международными договорами России или когда акты таможенного законодательства и иные правовые акты России, улучшающие положение лиц, в своем тексте предусматривают это (ст. 4 ТК РФ). В соответствии со статьей 4 ТК РФ акты таможенного законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Нормативные правовые акты ФТС России подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном для государственной регистрации и официального опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Такие нормативные акты вступают в силу не ранее чем по истечении десяти дней после дня их официального опубликования. Исключения из этого правила устанавливаются федеральным законом (ст. 4 — 5 ТК). Согласно статье 5 ТК РФ нормативные правовые акты ФТС России, затрагивающие права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии с российским законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах. В связи с важностью и сложностью правового регулирования ввоза-вывоза товаров в нашу страну закон содержит ряд специфических требований к положениям федеральных законов и подзаконных правовых актов (см. ст. 6 ТК). Положения актов таможенного законодательства, нормативных правовых актов в области таможенного дела должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. Нормативные акты ФТС России не могут устанавливать требования, запреты и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства и иными правовыми актами России. Никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение таможенных правил, если это нарушение вызвано неясностью правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах в области таможенного дела. Государство возмещает убытки, причиненные лицам вследствие несвоевременного принятия, введения в действие и опубликования нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено ТК, а также вследствие недостоверности информации, предоставленной таможенными органами, за счет средств России в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. 2. Взаимосвязь таможенного права и дела с другими отраслями права и законодательство в таможенном деле Взаимосвязь таможенного права с другими отраслями права. В этом вопросе нам необходимо уяснить соотношение таможенного права с другими отраслями права. В частности, нормы конституционного права, закрепляя основы экономической и политической организации российского общества, являются основополагающими и для таможенного права. Конституция РФ формирует основные принципы таможенного права как комплексной отрасли системы российского права. Взаимоотношение таможенного и административного права проявляется, во-первых, в том, что деятельность таможенных органов, как основных субъектов таможенно-правовых отношений, в основном представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность органов исполнительной власти, где их властные полномочия реализуются в строгом соответствии с закрепленной за ними компетенцией. Во-вторых, отношения, реализуемые таможенно-правовыми нормами, часто возникают против воли одной из сторон, что характерно для административно-правового регулирования. Следует отметить, что к сторонам таможенно-правовых отношений за нарушение ими своих обязанностей применяются в большинстве своем меры административной или дисциплинарной ответственности, а спор между сторонами очень часто решается в административном порядке. Соотношение таможенного и гражданского права проявляется в тех случаях, когда действие норм гражданского права вступает в противоречие с нормами таможенного права. Однако тесная связь этих отраслей права проявляется тогда, когда некоторые разделы особенной части гражданского права имеют свои прямые аналоги в таможенном праве. Например, гражданско-правовой договор перевозки — аналог «Таможенный перевозчик» и т.д. Связь таможенного и уголовного права проявляется при регулировании общественных отношений, возникающих в связи с совершением контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела. Таможенное право также часто соприкасается с финансовым, налоговым, земельным, уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, международным и другими отраслями права. В последние годы взаимосвязь таможенного права наиболее тесно проявляется с европейским и международным (в целом) правом. Законодательство в таможенной сфере представлено исключительно актами федерального уровня, так как таможенное регулирование Конституции РФ отнесено к ведению федеральных органов государственной власти. В составе таможенного законодательства нет правовых актов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Иными словами, таможенное регулирование носит исключительно федеральный характер. Законодательство в таможенной сфере, однако, охватывает не только Конституцию РФ и законы, но и включает также подзаконные нормативно-правовые акты. К ним относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также нормативно-правовые акты бывшего ГТК РФ, Федеральной таможенной службы РФ и ряда иных федеральных органов исполнительной власти. Центральное место в правовом обеспечении таможенного дела занимают Таможенный кодекс Российской Федерации и Закон РФ от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе». Иные законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы таможенного дела, должны соответствовать нормам Таможенного кодекса РФ и Закону «О таможенном тарифе». Это требование прямо закреплено в действующем Таможенном кодексе. Таможенное дело тесно связано с международными отношениями, поэтому гармонизация и унификация в соответствии с общепринятыми международными нормами и практикой — основное направление развития таможенного дела России на современном этапе, о чем указано в ТК РФ. При этом согласно данному Кодексу применяется принцип приоритета международного договора над внутренним российским таможенным законодательством, т.е. если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены ТК РФ и иными актами российского законодательства по таможенному делу, то применяются правила международного договора.
Вопросы семинарских занятий: Предмет и понятие таможенного права и дела, их определения. Соотношение таможенного дела с другими отраслями. Система таможенного права. Источники таможенного права. Таможенное право как учебная дисциплина.
Вопросы для самоконтроля: 1. Содержание предмета таможенного права: - общественные отношения, входящие в предмет регулирования таможенного права. 2. Таможенное право: - таможенное право – механизм правового регулирования таможенного дела; - соотношения таможенного права с другими отраслями права; - цели и принципы таможенного права и дела; - система таможенного права; - источники таможенного права и дела; - таможенное право как учебная дисциплина.
Тесты по теме: МАК №3 закрытое стандартное
S: Предмет таможенного право, определяется: +: общественными отношениями -: международными правовыми актами -: нормативно-правовыми актами
МАК №6 Закрытое стандартное
S: Правоохранительные цели таможенной деятельности заключаются в: +: Защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества +: Обеспечении интересов российских потребителей ввозимых товаров -: Установлении ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу -: Установлении сборов за таможенное оформление -: Проверка законности проведенных операций
Рекомендуемая литература
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. 2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 25 мая 2003 8. Рассолов М.М. Таможенное право: Учебник/ Моск. Университет МВД России; Рос. прав. акад. МЮ РФ; Под ред. М.М.Рассолова, Н.Д.Эриашвили.- 3-е изд., перераб. и доп..- М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007.- 391 с.. 9. Романова Е.В. Таможенное право.- СПб.: Питер, 2006.- 217 с. 10. Салминен Э.О. Международное транспортное и таможенное право России: Учебное пособие/ ВТУ; Департамент леса и технологий лесных продуктов; Э.О.Салминен и др.- СПб: Профикс, 2007.- 160 с. 11. Таможенное право: учебник для вузов под общ. ред. Андриашина Х.А. - ЗАО "Юстицинформ", 2006 г. 12. Таможенное право: Учебное пособие/Под ред. В. Г. Драганова, М. М. Рассолова.—М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.—639с. 18. Чекмарева Г. И. Основы таможенного дела: Краткий курс: Учебное пособие.—2-е изд., испр. и доп.—М.: Ростов-на-Дону: МарТ, 2003.—192с.
Таможенные правоотношения и нормы
Нормы таможенного права: понятие, структура, особенности толкования и применения Норма таможенного права — это юридически обязательное правило, установленное и санкционированное государством в соответствующих правовых актах, которые регулируют блок отношений в сфере таможенного дела и неисполнение или нарушение которого влечет за собой ответственность, установленную и обеспечиваемую государством. Как для любых правовых норм, для норм таможенного права характерны следующие признаки: всеобщность, т.е. данные нормы распространяются на всех участников отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу; общеобязательность, т.е. данные нормы обязательны для всех участников таможенных правоотношений; за неисполнение норм таможенного права наступает юридическая ответственность, предусмотренная положениями Кодекса РФ об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Российской Федерации. Структура нормы таможенного права, как и любой правовой нормы, состоит из трех частей; гипотезы, диспозиции, санкции. Гипотеза определяет, при каких условиях применяется конкретное таможенное правило. Она содержит указание на фактические условия, при наличии которых влечет за собой ответственность, установленную и обеспечиваемую государством. Вторая часть нормы таможенного права — диспозиция, которая определяет правило поведения, предписываемое, дозволяемое или рекомендуемое данной нормой права. Третья часть таможенной нормы — санкция. Это ответственность, наступающая за нарушение соответствующей нормы. В норме указываются условия и неблагоприятные последствия, угрожающие нарушителям установленного данной нормой правила. Типичными в таких случаях санкциями являются меры административной и дисциплинарной ответственности, а также меры пресечения. Следует отметить, что в новой редакции Таможенного кодекса не содержится санкций за нарушение норм таможенного права. Они отражены в Кодексе РФ об административных правонарушениях и Уголовном кодексе РФ. Отмечая особенности норм таможенного права, следует сказать, что они связаны со спецификой отношений, урегулированных данными нормами права. Она заключается в том, что объектом регулирования таможенного права являются общественные отношения в сфере таможенного дела, которое связано с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Нормы таможенного права разработаны на основе предписаний международных договоров, участниками которых является и Российская Федерация. Эти нормы основаны на международном праве, впитали в себя их требования, предъявляемые мировым сообществом к участникам международных отношений в сфере таможенного дела. Таможенно-правовые нормы различны по своей предметной направленности. По этому критерию они подразделяются на материальные и процессуальные нормы. Материальные нормы закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность субъектов таможенно-правовых отношений. Процессуальные таможенно-правовые нормы определяют порядок и условия реализации прав, обязанностей и ответственности участников таможенно-правовых отношений, установленных нормами материального таможенного права. Следует отметить, что правоотношения в сфере таможенного дела регулируются и нормами различной правоотраслевой направленности — нормами конституционного, административного, гражданского, налогового, уголовно-процессуального права и ряда других отраслей. Объединяющим признаком всех этих таможенно-правовых норм является их направленность на предмет регулирования таможенного права, т.е. на регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Таможенно-правовые нормы, помимо предметной направленности и юридической силы, можно классифицировать и по степени общности их содержания, по характеру предписываемых правил поведения, по техническим приемам установления правил поведения и другим критериям. По направленности поведения участников таможенных отношений нормы таможенного права можно также классифицировать на обязывающие, запрещающие и управомочивающие. Обязывающие таможенно-правовые нормы предписывают участникам таможенных отношений совершать определенные действия или, наоборот, не совершать определенных действий. Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздержаться от совершения действий определенного характера. В частности, согласно статье 63 ТК РФ таможенные органы не вправе отказать в принятии документов из-за наличия в них неточностей, не влияющих на определение размера подлежащих уплате таможенных платежей, на принятие решений таможенных органов в отношении применения запретов и ограничений, установленных в соответствии с российским законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Управомочивающие нормы в таможенном праве устанавливают права субъектов совершать определенные действия определенного содержания. Например, «создание, реорганизация и ликвидация таможенных постов» осуществляется Федеральной таможенной службой РФ. Основанием возникновения, изменения и прекращения любых, в том теле и таможенных, правоотношений являются юридические факты. Поэтому таможенно-правовые отношения делятся на порождаемые правомерными юридическими фактами и на порождаемые неправомерными юридическими фактами, которые именуются еще деликтными, или юрисдикционными, правоотношениями. Нормы таможенного права можно классифицировать и по степени определенности выражения в них правил поведения участников таможенных отношений. По этому основанию нормы делятся на определенные и неопределенные, или бланкетные. Следует отметить, что определенная норма таможенного права точно формулирует правила поведения его исполнителей. В новом Таможенном кодексе таких норм подавляющее большинство. Отсылка к нормам иных отраслей российского права объясняется тем, что таможенное право является комплексной отраслью. К Толкование и применение норм таможенного права. Для правильного применения норм таможенного права необходимо четко усваивать их смысл и содержание. Каждая норма содержится в законе, поэтому необходимо уметь толковать закон. Официальное толкование законов — это их толкование уполномоченной на то государственными органами и должностными лицами. Этот вид толкования закрепляется законодательно и подлежит бесспорному толкованию. Особым видом официального толкования законов в таможенном праве является судебное толкование. Самым распространенным видом толкования законов является научное толкование, которое основывается на научных разработках проблем таможенного права. Различают также ограничительное и расширительное толкование законов в таможенной сфере.
Вопросы семинарских занятий:
1. Понятие таможенного правоотношения и его специфика. 2. Таможенно-правовые нормы. Понятие и виды. 3. Структура, нормы таможенного права. 4. Действие таможенно-правовых норм во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Вопросы для самоконтроля:
1. Таможенные правоотношения: - понятие и характеристика таможенных правоотношений; - способы правового регулирования. 2. Понятие и виды норм таможенного права: - структура и действие правовых норм; - виды норм таможенного права.
Тесты по теме: МАК №8 закрытое стандартное
S: Приоритетами Российской Федерации являются: +: Таможенное дело +: Таможенное регулирование -: Правовое регулирование ВЭД -: Всемерное использование внешнеэкономических связей для решения вопросов развития экономики страны -: Использование общих положений в международном праве
МАК №9 закрытое стандартное
S: Совокупность нормативных актов, в рамках и на основе которых осуществляется практика внешнеэкономической деятельности (ВЭД), представлена: +: Международными правилами и нормами, подписанными РФ, международными договорами России с другими странами +: Национальным законодательством по ВЭД, представленным законами, кодексами, а также подзаконными актами -: Таможенным законодательством -: Законами, регулирующими ВЭД -: Дипломатическими отношениями
МАК №10 открытое стандартное
S: Административная форма ### государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту +: нетарифного
Рекомендуемая литература
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. 2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 25 мая 2003 года № 61-ФЗ. 3. Рассолов М.М. Таможенное право: Учебник/ Моск. Университет МВД России; Рос. прав. акад. МЮ РФ; Под ред. М.М.Рассолова, Н.Д.Эриашвили.- 3-е изд., перераб. и доп..- М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007.- 391 с.. 4. Романова Е.В. Таможенное право.- СПб.: Питер, 2006.- 217 с. 5. Салминен Э.О. Международное транспортное и таможенное право России: Учебное пособие/ ВТУ; Департамент леса и технологий лесных продуктов; Э.О.Салминен и др.- СПб: Профикс, 2007.- 160 с. 6. Таможенное право: учебник для вузов под общ. ред. Андриашина Х.А. - ЗАО "Юстицинформ", 2006 г. 7. Таможенное право: Учебное пособие/Под ред. В. Г. Драганова, М. М. Рассолова.—М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.—639с. 8. Тимошенко И. В. Таможенное право России (в схемах и определениях): Пособие для подготовки к экзаменам.—Ростов-на-Дону: МарТ, 2002.—159с. 9. Тимошенко И. В. Таможенное право России. Практикум: Учебно-методическое пособие.—М.: Книга-сервис, 2002.—144с. 10. Тимошенко И. В. Таможенное право России: 100 экзаменационных ответов: Учебное пособие.—М.: Ростов-на-Дону: МарТ, 2003.—251с. 11. Тимошенко И. В. Таможенное право России: Курс лекции.—3-е изд., перераб. и доп.—М.: Приоритет, 2003.—352с. 17. Халипов С. В. Таможенное право: Учебник.—М.: Зерцало-М, 2003.—367с. 12. Чекмарева Г. И. Основы таможенного дела: Краткий курс: Учебное пособие.—2-е изд., испр. и доп.—М.: Ростов-на-Дону: МарТ, 2003.—192с.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |