КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пределы таможенной территории РФ, а также пределы вышеуказанных искусственных островов сооружений, особых экономических зон, являются таможенной границей
Общие вопросы таможенного дела в Российской Федерации
Основные положения таможенного регулирования и таможенного дела в Российской Федерации
Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации
Лица, участвующие в перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации
1. Основные положения таможенного регулирования и таможенного дела в Российской Федерации Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе - одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем. В соответствии с Конституцией РФ таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством России о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. В настоящее время законодательные основы правового регулирования отношений, возникающих при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации можно представить с помощью схемы, изображенной на рис.1
Рис.1 Законодательные основы правового регулирования при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу
Основные черты нового таможенного регулирования, закрепленные в ТК РФ: упрощение таможенных процедур и ускорение таможенного оформления (упрощенный порядок таможенного оформления для отдельных категорий товаров или отдельных лиц, внедрение процедур предварительного декларирования, выпуска товаров до завершения процедуры таможенного оформления); максимальное использование информационных технологий (электронное декларирование, применение в системе управления рисками); контроль на основе системы анализа и управления рисками; прозрачность и предсказуемость действий таможенных органов; партнерские отношения между таможней и бизнесом; создание эффективных процедур разрешения споров. Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ. Федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела. Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела. Федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, и федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, в пределах своей компетенции обеспечивают единообразное применение таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации. Территория РФ составляет единую таможенную территорию России. Таможенная территория РФ также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне России и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ. На территории РФ могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории России. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории РФ для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, определяемых Таможенным кодексом и иными федеральными законами. Таможенная граница совпадает с Государственной границей РФ. Во внешнеторговой деятельности можно выделить ряд отношений, которые регулируются таможенным законодательством. Схематично они представлены на рис.2
Рис. 2 Отношения, регулируемые таможенным законодательством
Таможенный кодекс, вступивший в силу с 01 января 2004 года установил принципиально новые подходы в таможенном регулировании между таможней и бизнесом. Ряд положений Таможенного кодекса направлены на реализацию принципа содействия развитию внешнеторговой деятельности: обязанность таможенных органов бесплатно и в короткие сроки информировать и консультировать всех заинтересованных лиц о содержании таможенных правил. При этом у лиц имеются определенные юридические гарантии полноты и достоверности предоставляемой таможенными органами информации по поставленным вопросам. В частности, пунктом 6 статьи 6 ТК РФ предусмотрено, что государство возмещает убытки, причиненные лицам вследствие недостоверности информации, предоставленной таможенными органами; установление и поддержание официальных отношений консультативного характера, а также взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности, перевозчиками и иными лицами, чья деятельность связана с внешней торговлей, а также их профессиональными объединениями (ассоциациями) в целях сотрудничества, внедрения наиболее эффективных методов осуществления таможенного оформления и таможенного контроля, повышения эффективности таможенного контроля; лица, занимающиеся околотаможенной деятельностью (таможенные брокеры, владельцы СВХ, таможенных складов, таможенные перевозчики) должны быть внесены таможенными органами в соответствующий Реестр без уплаты таможенных сборов за включение в Реестр; предусмотрено упрощение и ускорение процедур таможенного оформления. Так, например, таможенные органы обязаны произвести таможенное оформление товаров в течение трех рабочих дней со дня принятия таможенным органом таможенной декларации и необходимого пакета документов; декларант имеет право подать таможенную декларацию в любой таможенный орган, имеющий право принимать таможенные декларации и т.п.; более льготными являются отдельные таможенные режимы, содержание которых претерпело существенные изменения в пользу участников внешнеэкономической деятельности; лица не могут быть привлечены к ответственности за нарушение таможенных правил, если это нарушение вызвано неясностью правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах в области таможенного дела; государство возмещает убытки, причиненные лицам вследствие несвоевременного принятия, введения в действие и опубликования нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено Таможенным кодексом. Таможенный кодекс предусматривает широкое использование информационных технологий для передачи таможенным органам необходимых сведений электронным способом. Это позволит ускорить документооборот, упростить таможенные формальности. Отношения в области таможенного дела могут регулироваться также указами Президента России. На основании и во исполнение актов таможенного законодательства, указов Президента России Правительство РФ издает постановления и распоряжения в области таможенного дела. Акты таможенного законодательства, указы Президента России и постановления и распоряжения Правительства РФ применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, прямо предусмотренных в соответствующем акте таможенного законодательства. Акты таможенного законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Запреты, ограничения или требования в области таможенного дела, устанавливаемые иными правовыми актами Российской Федерации, вводятся в действие не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования указанных актов, за исключением случаев, если: соответствующие положения актов законодательства, направленные на обеспечение соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ, прямо предусматривают введение их в действие в более короткие сроки; таможенным кодексом установлен специальный порядок введения в действия указанных запретов, ограничений или требований. В случаях, прямо предусмотренных актами таможенного законодательства и иными правовыми актами Российской Федерации, федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, и федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, в пределах своей компетенции издают правовые акты в области таможенного дела. Нормативные правовые акты федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном для государственной регистрации и официального опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, вступают в силу не ранее чем по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, за исключением случаев, если: соответствующие положения актов таможенного законодательства и иных правовых актов Российской Федерации, на основании и во исполнение которых издаются нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, вводятся в действие в более короткие сроки; нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, устанавливают более льготный порядок, чем действующий. В указанном случае такие акты могут вступать в силу в более короткие сроки или иметь обратную силу. Таможенным кодексом установлен специальный порядок вступления в силу нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела. Нормативные правовые акты федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, затрагивающие права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии с законодательством Российской Федерации о судопроизводстве в арбитражных судах. Положения актов таможенного законодательства, нормативных правовых актов в области таможенного дела должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. Положения правовых актов федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, и федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела, не могут противоречить положениям актов таможенного законодательства и иных правовых актов Российской Федерации или устанавливать требования, запреты и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства и иными правовыми актами Российской Федерации. Нормативный правовой акт в области таможенного дела признается не соответствующим Таможенному кодексу, если такой акт: издан органом, не имеющим в соответствии с Таможенным кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов; отменяет или ограничивает права лиц в отношении товаров и транспортных средств либо полномочия таможенных органов, установленные Таможенным кодексом; изменяет установленные Таможенным кодексом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых таможенным законодательством России, иных лиц, обязанности которых установлены Таможенным кодексом; изменяет содержание понятий, определенных в Таможенном кодексе, либо если эти понятия используются в ином значении, чем в Таможенном кодексе. Лица не могут быть привлечены к ответственности за нарушение таможенных правил, если это нарушение вызвано неясностью правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах в области таможенного дела. Государство возмещает убытки, причиненные лицам вследствие несвоевременного принятия, введения в действие и опубликования нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено Таможенным кодексом, а также вследствие недостоверности информации, предоставленной таможенными органами, за счет казны Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством России. В таможенном деле применяются меры таможенно-тарифного регулирования и запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также акты законодательства России о налогах и сборах, действующие на день принятия таможенной декларации, если не установлено иное. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Таможенным кодексом, применяются правила международного договора России. Любая информация, полученная таможенными органами в соответствии с актами таможенного законодательства, иными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, может использоваться исключительно в таможенных целях. В целях однообразного понимания актов таможенного законодательства Таможенным кодексом определены основные понятия и раскрыты их значения – статья 11 ТК РФ. Таможенным кодексом установлено ряд понятий, наиболее важные из которых товары, транспортные средства, статус товаров для таможенных целей, декларант, таможенный брокер, таможенные операции, таможенная процедура. Все иные понятия употребляются в Таможенном кодексе в значениях, определенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, гражданским законодательством РФ, законодательством РФ об административных правонарушениях и иным законодательством России.
2. Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации
Общие правила, касающиеся ввоза в РФ и вывоза из РФ товаров и транспортных средств, перечень конкретных лиц, которые отвечают за совершение ряда таможенных операций, изложены в главе 2 таможенного Кодекса «Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу» статьи 12 – 17 ТК РФ. Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств представлены на рис.3.
Рис.3 Основные принципы перемещения товаров через таможенную границу РФ
3. Лица, участвующие в перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Лица, принимающие участие в перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу России схематично изображены на рис.4. Из многообразия лиц, могущих участвовать в перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, практический интерес представляет декларант, который непосредственно взаимодействует с таможенными органами при проведении таможенных операций, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем товаров и транспортных средств. На основании ст. 11 п.15 ТК РФ декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Перечень лиц, которые могут выступать в качестве декларантов, установлены в ст. 126 ТК РФ: В качестве декларанта имеют право выступать лица, указанные в статье 16 Таможенного кодекса, а также любые иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации. При этом установлено, что декларантом может быть только российское лицо, за исключением случаев перемещения товаров через таможенную границу: - физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; - иностранными лицами, пользующимися таможенными льготами в соответствии с главой 25 Таможенного кодекса; - иностранными организациями, имеющими представительства, зарегистрированные (аккредитованные) на территории Российской Федерации в установленном порядке, при заявлении таможенных режимов временного ввоза, реэкспорта, транзита, а также таможенного режима выпуска для внутреннего потребления товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств; - иностранными перевозчиками при заявлении таможенного режима транзита; - иных случаев, когда иностранное лицо имеет право распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации не в рамках внешнеэкономической сделки, одной из сторон которой выступает российское лицо. Разъяснения по поводу лиц, которые могут выступать в качестве декларантов на территории России приведены в письме ФТС России № 01-06/192 от 31 августа 2004 «О декларанте товаров». Лица, выступающие в качестве декларантов на таможенной территории РФ, схематично представлены на рис.5. Рис.5 Лица, выступающие в качестве декларантов на таможенной территории России
Продавец или покупатель (российское лицо) осуществляют свою деятельность в качестве декларанта по отношению к своим товарам без ограничений и дополнительных условий, например, наличия квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению. В этом случае правом совершать таможенные операции (декларировать товары, предъявлять товары и транспортные средства для таможенного осмотра, досмотра и т.п.) обладает работник продавца или покупателя при наличии трудового договора и доверенности от указанной фирмы на совершение указанных таможенных операций. В том случае, когда лицо, перемещающее товары не использует свое право на декларирование, наступает очередь таможенного брокера. На основании ст. 139 ТКРФ таможенным брокером (представителем) может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных брокеров (представителей). Казенное предприятие не может быть таможенным брокером (представителем). Таможенный брокер (представитель) – совершает от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению таможенные операции в соответствии с Таможенным кодексом. Взаимоотношения таможенного брокера с представляемым им лицом строятся, как правило, на основе нотариально удостоверенного договора. Правом совершать действия по таможенному оформлению от имени таможенного брокера обладает специалист по таможенному оформлению, имеющий квалификационный специалиста по таможенному оформлению. Специалист по таможенному оформлению осуществляет свою деятельность в качестве работника таможенного брокера (представителя). Права и обязанности лиц, выступающих в качестве декларанта на основании положений Таможенного кодекса РФ, представлены на рис.6.
На основании вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы: таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ; таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством РФ, законодательством России о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также международными договорами РФ; перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ допускается любым лицом; лица обязаны перемещать товары и транспортные средства через таможенную границу России в соответствии с общими требованиями, изложенными в главе 2 таможенного кодекса «Общие принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу»; лица, имеющие право помещать товары под избранный таможенный режим являются декларантами.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |