КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 5. Философия эпохи Возрождения
Вопрос 3. Схоластика и мистика Вопрос 2. Основные идеи и представители апологетики и патристики Вопрос 1. Характерные особенности средневековой философии ВВЕДЕНИЕ Схоластика и мистика Основные идеи и представители апологетики и патристики Характерные особенности средневековой философии
На предыдущей лекции мы рассмотрели основные идеи античной философии, которая заложила основы западного способа мышления. Но западноевропейский менталитет формировался не только под влиянием античной философии, но и несколько более позднего явления, имя которому христианство. Христианство не просто мировая религия, а наряду с античной философией оно составляет фундамент западноевропейской, да и отечественной тоже, культуры. Цель настоящего занятия – рассмотреть сначала характерные особенности христианской средневековой философии, а затем выяснить своеобразие важнейших периодов в развитии средневековой мысли, изучить взгляды наиболее видных средневековых христианских мыслителей – Августина и Фомы Аквинского.
Под философией Средних веков имеют в виду исторически своеобразный способ философствования, сопряпряжённый с религиозной идеологией, основанной на принципах откровения и монотеизма, т.е. на принципах, общих для христианства, мусульманства и иудаизма, но чуждых античному мировоззрению. Хронологические рамки средневековой философии не совпадают с эпохой Средневековья: начало философствования приходится на рубеж I - II вв. н.э., его завершение – на XIV век. Средневековая философия оказалась своеобразным синтезом античного разума и христианской (или мусульманской) веры. В ту эпоху теологизация философии (т.е. подчинение философии богословию) была неизбежна, ибо христианизированные варвары не могли бы терпеть и понимать иную. Будучи от начала и до конца пронизанной верой, подчинённой религиозному мировоззрению и церкви, средневековая философия разделяла и основополагающие принципы христианского мировоззрения. Отметим наиболее важные из числа последних: 1. Теоцентризм (от греч. theos – бог) утверждает, что Бог – это высшее, самое совершенное существо во Вселенной, источник всего: жизни, добра, счастья. 2. Фидеизм (от лат.fide – вера) означает примат веры перед разумом, прежде всего, истин Откровения, возвещённых пророками и самим мессией Иисусом Христом, перед истинами, открываемыми самим человеком в ходе познания мира. 3. Монотеизм (от греч. моно – один и theos – бог) есть принцип единобожия, противостоящий языческому многобожию. 4. Креационизм (от лат. creatio – творить) означает творение мира Богом из ничего. 5. Провиденциализм (от лат.providentia – провидение) -- принцип, согласно которому Бог определяет весь ход истории и судьбу каждого человека, предполагает постоянное вмешательство Бога в дела мира, зависимость происходящего от воли высших сил. 6. Эсхатологизм (от греч. eschatos — последний, конечный и logos — слово, учение) происходит от слова «эсхатология», обозначающее религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. 7. Сотериологизм (от греч. sother – спаситель) связан с термином «сотериология», обозначающим учение о спасении души. Спасение души – важнейшая непосредственная цель каждого христианина, каждого верующего. Наряду с мировоззренческими принципами, выражающими основное содержание христианской средневековой философии, необходимо отметить также и важнейшие черты средневекового мышления, своего рода принципы философствования, отражающие, соответственно, формальные особенности средневековой философии: 1. Ретроспективность и традиционализм, т.е. обращённость в прошлое, приверженность к традиции, любовь и уважение к ней. Максимой средневекового мыслителя был девиз: «Чем древнее – тем подлиннее, чем подлиннее – тем истиннее». 2. Авторитаризм и догматизм вытекают непосредственно из традиционализма средневекового мышления. Авторитаризм означает необходимость опоры на авторитеты, без ссылок на которые нельзя себе представить ни один из богословских текстов. Догматизм – приверженность догмам, т.е. положениям, принимаемым за истинные и не подлежащими обсуждению, критике, вообще каким бы то ни было сомнениям. 3. Экзегетичность (от греч. exegetikos — разъясняющий) – философ той эпохи опирался на неукоснительный авторитет Библии, которая, однако, содержала немало тёмных, непонятных мест, изобиловала противоречиями. Поэтому необходимо было истолковать, проинтерпретировать непонятные места, примирить противоречия, что и составляло задачу христианской экзегетики как искусства толкования священных текстов. 4. Дидактизм, учительство, назидательность. Почти все средневековые философы раннего средневековья занимали должности в церковной иерархии, нередко весьма высокие (например, Августин был епископом Гиппона), поэтому участвовали в церковной жизни, необходимым элементом которой было чтение проповедей перед паствой.
ВЫВОДЫ по 1 вопросу: 1. Средневековая философия охватывает длительный период с I по XIV века нашей эры и связана она неразрывно с христианской религией. По существу, вся философия средних веков носила религиозный характер, была подчинена религии, обслуживала ее интересы, и в этом ее основная особенность. 2. Важнейшими принципами средневековой философии стали принципы христианского мировоззрения: теоцентризм, фидеизм, монотеизм, креационизм, эсхатологизм, провиденциализм, сотериологизм. 3. К особенностям стиля философствования в это время следует отнести: авторитаризм, догматизм, назидательность, экзегетизм, традиционализм.
В развитии средневековой философии выделяют ряд этапов, отличающихся друг от друга не только хронологически, но и стилистически, и тематически. Исторически первый период развития христианской философии охватывает временной интервал с начала II до конца III вв. н.э. и именуется апологетикой (от греч. apologeomai — защищаю). Это время «защищающегося» христианства, для этого этапа характерны, с одной стороны, периодически вспыхивавшие со стороны властей гонения на христиан и, с другой стороны, неуклонный рост авторитета христианства, укрепление церкви на фоне усиливающегося кризиса античного политеизма (т.е. многобожия). Апологеты адресовали свои сочинения в первую очередь римским императорам, надеясь убедить их в преимуществах христианской веры перед язычеством. Первым известным апологетом был Марциан Аристид, написавший около 140 г. н.э. «Апологию», адресованную императору Антонину Пию. Наиболее известными апологетами являются Тертуллиан, Климент Александрийский и Ориген. Тертуллиан (160 – 220 гг н.э.) родился и прожил большую часть жизни в Карфагене, писал он по-латински и больше всего известен своим резко негативным отношением к античной философии: он доказывал, что между Афинами и Иерусалимом, Академией (платоновской) и Церковью (христианской) не может быть ничего общего. Ему приписывают формулу: «Верую, ибо абсурдно». Деятельность Климента Александрийского (150 – 230 гг. н.э.) и Оригена (185 – 254 гг. н.э.) проходила в Александрии, в городе, где уже в начале III века процветала яркая христианская интеллектуальная жизнь, объединенная вокруг богословской школы. Климент является автором известного тезиса: «Философия – служанка богословия». Он не выступал против разума, как Тертуллиан, а в противовес ему полагал, что философия дает средства защищать веру с помощью рациональных доводов. Второй этап в развитии средневековой философии получил название патристики (от лат. pater — отец), поскольку в это время на авансцену христианской культуры выходит многочисленная плеяда выдающихся мыслителей, признанных впоследствии «отцами Церкви» за их вклад в богословие и святость жизни. Заслуга отцов Церкви состояла в разработке христианской догматики, впоследствии утвержденной Вселенскими соборами, в создании цельного христианского мировоззрения. Хронологические рамки патристики – III – VIII века, она разделяется на латинскую (западную) и греческую (восточную, византийскую). Самым видным представителем греческой патристики был Григорий Нисский, епископ города Ниса в Малой Азии. Как платоник он во многом следовал за Оригеном, развивая диалектику Единого, Логоса и Мировой Души. Григорий доказывал иллюзорность чувственного бытия, настаивал на том, что только через мистический опыт человек может ощущать божественное присутствие. Василий Великий известен больше всего как автор «Шестоднева» -- книги, в которой на основе объединения содержания 1-й главы Библии и «Тимея» Платона излагается христианская космогония и натурфилософия. Завершает греко-византийскую патристику Иоанн Дамаскин -- богослов, философ и поэт, систематизатор греческой патристики и ведущий идейный противник иконоборчества. Среди латинских патристов широтой интересов и авторитетом выделяется Аврелий Августин, интересный не только своим мыслями, но и биографией. Учение Августина органично соединяет высокую теологию Востока с углубленным вниманием Запада к психологии и антропологии. Один их крупнейших представителей христианского неоплатонизма, Августин со своим небывалым доселе интересом к человеческой личности и человеческой истории выступает родоначальником европейского «субъектоцентрического» и исторического сознания. Наиболее интересны размышления Августина о времени и его оригинальная концепция истории. Августин помещает время в человеческую душу и приступает к созиданию первой в истории философии субъективистской концепции времени. В соответствии с последней, получается, что прошлое – это наша память, настоящее – это актуальные переживания, а будущее – это наши надежды. В своем трактате «О граде Божьем» Августин заложил основы рассмотрения истории как поступательного целенаправленного процесса, противопоставив свою теорию античному видению истории как циклического процесса. По мнению Августина, история имеет цель и является богочеловеческим процессом, т.е. направляется Богом, но реализуется усилиями людей.
ВЫВОДЫ по 2 вопросу: 1. Первым историческим этапом в развитии средневековой философии была апологетика (II – III вв. н.э.), она так называется потому, что ее целью была апология (защита) христианского вероучения перед лицом пока еще господствущего язычества. Апологеты, самые известные из которых Тертуллиан и Климент Александрийский, адресовали свои произведения римским императорам, их целью было убедить последних в превосходстве христианской религии перед традиционными языческими верованиями. 2. Второй исторический этап средневековой философии получил название патристики (от слова pater – отец) – это учение «отцов церкви», признанных христианских авторитетов. Исторической заслугой патристики стало формирование цельного христианского мировоззрения на основе синтеза идей Библии и древнегреческой философии. Хронологические рамки патристики – конец III – VIII века. Патристика делится на западную (латинскую) и восточную (греческую). Самым известным патристом на Западе был Августин, на востоке – Григорий Нисский.
Третьим завершающим этапом в развитии средневековой философии стала схоластика (от греч. scholastikos — школьный, ученый) -- тип религиозной философии, характеризующийся соединением богословских догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам. Важнейшая черта схоластики – умозрительность как оторванность от действительности, стремление решать все вопросы в области чистой мысли, не выходя в мир опыта, реальной практики. Временем зарождения схоластики принято считать IX – X века, её расцвет пришелся на XII – XIII века, а период поздней схоластики приходится на XIV век. Схоластика развивалась в основном в Англии и Франции, её ведущим центром был Парижский университет, а также Оксфордский и Кембриджский университеты. Представитель ранней схоластики -- Ансельм Кентерберийский (1033-1109), -- известен как автор онтологического доказательства бытия Бога, согласно которому Бог как всесовершенное существо должен существовать потому, что существование является признаком всесовершенства. Наиболее значительными представителями зрелой схоластики являются Абеляр (1079 – 1142), Альберт Великий (1193 – 1280), Фома Аквинский (1226 – 1274). Абеляр уже в юности прославился как один из самых тонких философов, обладающий блестящей эрудицией. Красотой слова и неотразимым личным обаянием Абеляр привлекал тысячи восхищенных учеников со всех концов Запада. Примерно к этому же времени относится история трагической любви Абеляра и Элоизы, которая была одной из самых талантливых его учениц.Прежде всего, он известен как сторонник концептуализма – промежуточной позиции (между реализмом и номинализмом) в споре о природе универсалий (общих понятий), последние он рассматривал как умственные концепции, которые не существуют отдельно от предметов. Крупнейшим представителем зрелой схоластики был Фома Аквинский (1226 - 1274), чья деятельность была связана с Парижским университетом. Основные сочинения мыслителя: «Сумма теологии», «Сумма против язычников». Фома опирался на авторитет Аристотеля и в целом повторял его учение (в частности, об акте и потенции, форме и материи, субстанции и акциденции, видах человеческой души и т. д.). Больше всего Фома известен своими формулировками пяти доказательств бытия бога, некоторые из которых не потеряли своего значения до сих пор. Альтернативой схоластики в период средневековья выступила мистика. Мистика (греч. mystika -- таинственные обряды, таинства) – практика переживания единства с Богом, а также совокупность богословско-философских доктрин, оправдывающих, осмысляющих и регулирующих эту практику. К наиболее видным представителям западноевропейской мистики следует отнести итальянского теолога и кардинала Петра Дамиани (1007-1072), французских богословов Гильома из Шампо (ок. 1070 — 1121) и Гуго Сен-Викторского (ок. 1096 — 1141), руководивших богословской школой при Сен-Викторском аббатстве, которая и была европейским центром мистического варианта католической теологии. Гильом также известен как учитель Абеляра. Еще более знаменит Бернар Клервосский (1090-1153) -- французский теолог-мистик, аббат монастыря в Клерво, вдохновитель второго крестового похода (1147 г.). Крупнейшим представителем позднесредневекового мистицизма были Джованни Бонавентура и Мейстер Экхарт. Мейстер Экхарт (ок. 1260 — ок. 1327) -- монах-доминиканец, основатель немецкого мистицизма, впервые употребивший немецкий язык как язык философии. В своих воззрениях на существо тварного мира Экхарт придерживается пантеистической концепции. Мир — итог вечной творческой божественной энергии, постоянно изливающейся из «его недр» вследствие преизбыточности Единого. Все бывшее, настоящее и будущее — весь мир, относящийся к порядку множественности, — это творящий, «услаждающийся собою в вещах» Бог; однако вечное, неизменное, единое Божество не тождественно миру.
ВЫВОДЫ по 3 вопросу: 1. Третьим историческим периодом в развитии средневековой философии стала схоластика – тип философствования, главной особенностью которого, кроме опоры на христианскую веру, была умозрительность, то есть оторванность от действительности, стремление решать все философские вопросы в области умозрения, без всякого обращения к опыту и практике. 2. Главной проблемой схоластики стала проблема доказательства бытия Бога. Наиболее известные доказательства разработал главный представитель схоластики Фома Аквинский, кстати, некоторые из доказательств бытия Бога не потеряли своей актуальности, например, телеологическое доказательство. 3. Центральный спор в рамках схоластики – спор о природе общих понятий (универсалий) между номиналистами и реалистами. Первые считали, что общие понятия лишь имена, в реальности существуют только отдельные вещи (Оккам), а вторые, напротив, полагали, что общие понятия реальны наподобие платоновских идей (Гуго Сен-Викторский). 4. Альтернативой схоластике была мистика, выступавшая против разума в богопознания. Мистики считали, что познать Бога можно только через чувства, через мистический экстаз, для чего активно разрабатывали особую практику, включающую аскетические упражнения, молитвы, песнопения и прочие способы телесного воздействия, способные приблизить душу к Богу.
Основная литература: 1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 42-52. 2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1989. С. 115-135. 3. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 47-56. 4. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1991. С.14-15, 193-196, 612-615; Ч. 2. С. 375-377.
Дополнительная литература: 5. Августин. Исповедь. - М., 1992. 6. Боэций. Утешение философией и другие трактаты. - М., 1990. 7. Коплстон Ф. История философии. Средние века. – М., 2003. 8. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. - М., 1979. 9. Мейстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения. - М., 1991. 10. Соколов В.В. Средневековая философия. - М., 1979. 11. Тертуллиан. О плоти Христа // Тертуллиан. Избр. соч. - М., 1994. 12. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 1991. 13. Штекль А. История средневековой философии. - СПб., 1996. План лекции:
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1233; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |