КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этапы развития и характерные черты русской философии
Вопрос 1. Основные идеи философии марксизма
Основоположниками марксизма, как известно, являются два немецких мыслителя Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895). Основные идеи нового философского учения Маркс выразил в таких работах, как «Капитал» (1867 – 1883), «Манифест коммунистической партии» (1848, совместно с Ф. Энгельсом). Марксизм – это идеология пролетариата, полагающая, что именно рабочий класс – самый передовой, сознательный, организованный социальный класс, ему принадлежит будущее. В своей основе марксизм – это материализм. Материалистическая ориентация сближает марксизм с наукой и ставит его в оппозицию к идеализму и, в особенности, религии. Поэтому марксизм – это также последовательный атеизм. Важнейшим открытием Маркса считается материалистическое понимание истории, согласно которому существуют объективные (т.е. материальные), независимые от сознания и воли людей законы истории, общественной жизни, эти законы также непременны и объективны как законы физики или биологии, люди не могут отменить их действия, а могут лишь их познать и учесть в своей практике, поэтому, по мнению его сторонников, марксизм, открывший эти законы, так же точен и научен, как естественные науки. Другим фундаментальным положением марксистской философии является экономикоцентризм, утверждающий, что намерения и цели людей обусловлены в конечном счете объективными материальными факторами их общественной жизни, т.е. местом в системе разделения труда, отношением к собственности и пр., иными словами, общественное сознание людей есть отражение их общественного бытия. Опираясь на идеологию прогресса, Маркс создает учение об общественно-экономических формациях как поступательных стадиях развития любого общества. Двигателем этого движения, источником общественных изменений выступает классовой борьба: в каждом обществе есть два основных класса – имущий и неимущий – антагонизм, противоречие между которыми выступает источником развития общества. Апогеем классовой борьбы становится социальная революция. Захватив власть, пролетариат организует народ на строительство общества нового типа – коммунизма, первой фазой которого является социализм. Коммунизм – это пятая, самая прогрессивная (и с точки зрения экономики, и с точки зрения морали) общественно-экономическая формация, завершающая историю.
ВЫВОДЫ по 1 вопросу: 1. Рост численности рабочего класса и развитие рабочего движения в Европе получили отклик, отражение и поддержку в рамках философии марксизма, поднявшей на новый уровень идеи социального равенства и справедливости. Основоположниками марксизма стали К. Маркс и Ф. Энгельс, в России крупный вклад в развитие марксизма внес В.И. Ленин. 2. По своей сути марксизм – это последовательный материализм и атеизм. Его центральные идеи носят в основном социально-политический характер – это учение о материалистическом понимании истории, общественно-экономических формациях, о прогрессивной роли рабочего класса в истории, двигателем которой выступает классовая борьба, а апогеем такой борьбы – пролетарская революция.
Вопрос 2. Софийная линия в философии: «философия жизни» и экзистенциализм
Софийная линия в современной философии представлена прежде всего «философией жизни», появившейся в середине 19-го века, и экзистенциализмом, появление которого традиционно относят к 20 - 30-м годам XX столетия, а расцвет экзистенциализма пришелся на 40-е – 50-е годы прошлого века. В целом для софийной линии характерно критическое отношение к разуму, к науке, поэтому нередко ее отождествляют с иррационализмом. Главный тезис иррационализма можно сформулировать так: «Разум лишь плавает по поверхности вещей, тогда как сущность мира открывается нам через чувства, переживание, интуицию, веру или понимание». Иными словами, разум дает нам лишь поверхностное знание, пусть оно и полезно для повседневной жизни, но глубины бытия мы постигаем внерационально, благодаря чувствам или интуиции. «Философия жизни» получила такое название потому, что главным, центральным понятием этого направления является понятие «жизнь». Жизнь понимается здесь как космическая сила, как «жизненный порыв», характеризующийся противоречивостью, текучестью, изменчивостью, непрерывным творчеством все новых форм жизни. Основоположником, точнее, предтечей, «философии жизни» принято считать немецкого мыслителя Артура Шопенгауэра (1788 – 1860). Первоосновой мира у Шопенгауэра выступает безосновная «воля к жизни». Если в неживой природе воля – слепая и бессознательная сила, постоянно стремящаяся к экспансии, захвату новых пространств и территорий, то на уровне психики воля становится зрячей и раздваивается на объект и субъект, то есть становится сама для себя представлением, начинает себя познавать. И тут выясняется, что разум – только инструмент, орудие воли, используемое ей ради своих целей. Наиболее видным представителем философии жизни был немецкий мыслитель Фридрих Ницше (1844-1900). Философская деятельность Ницше не представляет стройной системы, исходящей из вполне установленных начал. В своем зрелом творчестве Ницше выступает как яркий критик христианства, имморалист, проповедник культа сильной личности – Сверхчеловека. Ницше доказывает ложность общепринятых представлений о добре и зле, правде и неправде, и считает важным все то, что поднимает жизненность, что усиливает жизнь, без отношения к их нравственной оценке. Первоосновой мира он считает уже не «волю к жизни», а «волю к власти (могуществу)», отсюда закономерно вытекает имморализм Ницше и его аристократизм, проявляющийся в негативном отношении к слабым, страдающим, убогим, а в конечном счете – и к большинству людей, которые для него не более, чем «навоз истории». Последним представителем философии жизни является французский мыслитель Анри Бергсон (1859-1941), также бывший прекрасным писателем и стилистом, за что получил в 1927 году Нобелевскую премию по литературе. Зрелая философия Бергсона дуалистична. Мир для него разделен на две в корне различные части: с одной стороны – жизнь, с другой материя. Вся вселенная есть столкновение и конфликт двух противоположных движений: жизни, которая стремится вверх, и материи, которая падает вниз. Жизнь есть единственная великая сила, единственный огромный жизненный порыв, данный единожды, в начале мира; встречающий сопротивление материи; борющийся, чтобы пробиться через материю. Наследницей философии жизни стала философия экзистенциализма. Ведущими представителями экзистенциализма в Германии были Карл Ясперс (1901 - 1976) и Мартин Хайдеггер (1889 - 1977), во Франции — Жан-Поль Сартр (1905 -1980) и Альбер Камю (1913 - 1960). В центре внимания философов-экзистенциалистов находятся наиболее острые, сущностные, смысложизненные вопросы человеческого существования, к числу которых можно отнести “вину” и “ответственность”, “свободу” и “экзистенциальный выбор”, “смерть” и “отчаяние”, “одиночество” и “заброшенность”, “любовь” и “абсурд жизни”. Основные положения экзистенциализма состоят в следующем: 1. “Существование предшествует сущности (человека)”.“Это означает, что человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и только потом он определяется”. Человек становится человеком лишь впоследствии, но становится он таким, “каким он сделает себя сам”. 2. Человек обладает абсолютной свободой и абсолютной ответственностью.Человек “осужден быть свободным”, он отвечает за всё, что с ним происходит. 3. Переживание — окно в подлинный мир.Примыкая к философскому иррационализму, экзистенциализм, хотя и не отбрасывает разум, тем не менее полагает, что именно чувства позволяют нам понять самих себя, свою глубинную сущность или самость. 4. Подлинная сущность человека открывается в пограничных ситуациях.Пограничная ситуация — это ситуация экзистенциального выбора, возникающая перед лицом угрозы смерти, когда человек испытывает отчаяние, страх, тревогу или одиночество. Именно в такие моменты жизни человек сталкивается со своей самостью, может познать её.
ВЫВОДЫ по 2 вопросу: 1. Софийная линия в философии тяготеет к философскому иррационализму, главный тезис которого: «Разум лишь плавает по поверхности вещей, тогда как сущность мира открывается нам через чувства, переживание, интуицию, веру или понимание». 2. Наиболее известными направлениями в рамках софийной линии в постклассической западной философии выступают «философия жизни» и экзистенциализм.
Вопрос 3. Эпистемная линия: позитивизм и неопозитивизм
К эпистемной линии в философии можно отнести широкий спектр направлений, о чем мы говорили в начале лекции – прагматизм, феноменологию, неорационализм, структурализм. Но наиболее ярко и последовательно эта линия представлена в философии позитивизма и неопозитивизма. В центре внимания позитивизма – вопрос о взаимоотношении философии и науки. Позитивизм – это, в сущности, философская реакция на ускорившийся во второй половине 19-го века рост авторитета и возможностей науки. Позитивизм – это не только пропаганда научных достижений, это также и вера в превосходство науки над всеми другими формами знания, вера в то, что только наука способна решить все социальные и технические проблемы. Иными словами, позитивизм – это наиболее последовательное и яркое воплощение сциентизма. Основоположником позитивизма считается французский философ Огюст Конт (1798 – 1857). Позитивизм Конта – это, во-первых, последовательный эмпиризм. Главный тезис этого учения можно сформулировать так: «Единственным источником истинного знания являются позитивные (конкретные, опытные) науки, тогда как философия не имеет никакой познавательной ценности». Конт выдвинул «закон трех стадий», согласно которому каждая отрасль знания, человечество в целом и всякий индивид проходят в своем поступательном развитии три стадии развития – «теологическую, или фиктивную, «метафизическую, или абстрактную» и «позитивную, или реальную». «Теологическая» и «метафизическая» стадии характеризуются тем, что происходит измышление сверхопытной реальности, обуславливающей мир действительных явлений. На увенчивающей и завершающей развитие «позитивной стадии» происходит отказ от догматических тупиков теологии и метафизики. Другим крупнейшим представителем позитивизма является английский мыслитель, философ и социолог, идеолог либерализма Герберт Спенсер (1820 – 1903). Он известен как ревностный сторонник дарвинизма, который прилагал к анализу общественной реальности. Спенсер предлагал рассматривать общество как организм, подобный животному организму, со своей структурой и институтами, регулирующими его деятельность. Неопозитивизм -- одно из основных направлений философии 20 века, третья историческая форма позитивизма. Неопозитивизм появляется в 20-е годы 20-го века, а завершает свое развитие в 60-е – 70-е годы, уступая место постпозитивизму. Исторически первый и основной вариант неопозитивизма – логический позитивизм. Он начал складываться с 1922 года, когда австрийский физик Мориц Шлик (1882 – 1936), немецкие логики Рудольф Карнап (1891 – 1970) и Ханс Рейхенбах (1891 – 1953) и др. организовали Венский лингвистический кружок. Логический позитивисты попытались соединить эмпиризм, основанный на принципе верификации, с методом логического анализа научного знания, языка науки. Конечной целью такого анализа было освобождение науки от «метафизики», т.е. от всего того, что непосредственно не наблюдается в чувственном опыте (в этом и состоит принцип верификации, гласящий, что «истинность всякого утверждения о мире должна быть в конечном счете установлена путем его сопоставления с чувственными данными»). Реализация неопозитивистской программы не привела к ожидаемому результату – очищению науки от «метафизики». Оказалось, что при последовательном проведении аналитической работы в разряд бессмысленных попадают основные понятия науки (энергия, сила, поле и др.), без которых наука рассыпается. Другая разновидность неопозитивизма – философия лингвистического анализа – оказалась более продуктивной и успешно существует и сегодня. У истоков этого направления стоял австрийский логик Людвиг Витгенштейн (1889 – 1951). В 1921 году он издал «Логико-философский трактат», который принес ему всемирную известность. Идеи трактата в целом соответствуют взглядам деятелей Венского кружка: критика метафизики, сведение философии к аналитической деятельности. В лингвистической философии основной акцент делается на анализе не искусственных, формально-логических или научных, а естественных языков, языка повседневного, обыденного общения.
ВЫВОДЫ по 3 вопросу: 1. Эпистемная линия в философии представлена множеством направлений, главные из которых марксизм, позитивизм и неопозитивизм. 2. Позитивизм, представленный О. Контом, Г. Спенсером, Дж. Миллем, выступил с критикой философии как бесплодного «кабинетного» знания, и предложил заменить философию опытными «позитивными» науками. 3. Неопозитивизм, появившийся в 20-е годы 20 века признавал, что большинство философских проблем бессмысленны и возникают из-за незнания логики нашего языка. Поэтому главная задача философии у неопозитивистов – анализ языка науки с целью элиминации бессмысленных «метафизических» выражений.
Основная литература: 1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 113-135, 169-193. 2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1989. С. 221-247, 280-288, 293-367. 3. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 81-106, 230-238, 432-435. 4. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1991. С.56-75, 118-129, 154-158; 227-232, 315-316, 456-464, 586-608, 643-658; Ч..2. С. 59-76, 92-98, 153-154, 222-227, 262-271, 276-282, 285-307, 315-316, 324-326, 478-482.
Дополнительная литература: 5. Витгенштейн Л. Философские работы. В 2тт. М., 1994. 6. Камю А. Бунтующий человек. М., 1991. 7. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989. 8. Сумерки богов / Ф. Ницше, З. Фрейд, Ж.-П. Сартр и др. М., 1989. 9. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993.. 10. Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия. М., 1992. 11. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. Тема 9. Русская философская мысль в 11– первой половине 19-го вв. План лекции: 2. Основные идеи и главные представители русской философской мысли XI – XVIII вв. 3. Философско-социологические взгляды П.Я. Чаадаева, «славянофилов» и «западников
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 900; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |