Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные идеи философии марксизма




Вопрос 4. Антропологический материализм Л. Фейербаха

Вопрос 3. Объективный идеализм Г. Гегеля

Вопрос 2. Теория познания и учение о морали И. Канта

Вопрос 1. Общая характеристика немецкой классической философии

ВВЕДЕНИЕ

Антропологический материализм Л. Фейербах

Объективный идеализм Г. Гегеля

 

 

Если XVII век прошел под знаком борьбы эмпиризма и рационализма, то век XVIII стал эпохой торжества разума. В целом, XVIII век в Европе называют поэтому эпохой Просвещения. В конце XVIII века центр философской мысли Европы постепенно перемещается в Германию, где появляется целая плеяда мыслителей, идеи которых вошли в историю под собирательным именем «немецкая классическая философия».

Сегодня мы и рассмотрим воззрения этих философов, которые своим творчеством завершают эпоху Просвещения и доводят просветительскую мысль до логического конца, придают ей научную строгость, системность и глубокую обоснованность, которой не было у французских просветителей. Таким образом, цель настоящей лекции – рассмотреть основное содержание немецкой классической философии.

 

 

Понятие «немецкая классическая философия» (далее—н.к.ф.) обозначает ту линию в развитии новоевропейской мысли 2-й пол. 18-го – 1-й пол. 19-го вв., которая была представлена учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха.

Почему эти пять мыслителей объединены вместе? Почему выбраны именно эти пять философов, а не какие-либо другие?

Корень ответа на вопрос заключён в той эпохальной, всеевропейской значимости каждого из перечисленных философов. Их глубокие философские идеи не только выдвинули немецкую философию на ведущие позиции в Европе конца 18-го – начала 19-го веков, но и предопределили её всемирно-историческое значение в качестве квинтэссенции мировоззрения современной нам западной цивилизации. Именно н.к.ф. довела до полной ясности, до почти кристальной чистоты идеологию Просвещения, равно как и идеологию буржуазии, которая именно в это время начала утверждать своё господство в качестве наиболее прогрессивного, наиболее деятельного социального класса.

Представляется возможным выделить несколько важнейших особенностей немецкой классической философии:

1. Стремление к полноте, ясности, системной стройности мысли, сочетающееся с интенцией к широте охвата её содержания, т.е. всех сфер природного и социального бытия.

2. Глубина, сложность, подчас запутанность языка, на котором говорили эти философы, с помощью которого излагали свои взгляды.

3. Третья черта состоит в рассмотрении философии как науки наук (например, Фихте так прямо и называл свою философию «наукоучением»), которая поэтому должна носить всецело рациональный, дискурсивный характер, что предполагает опору на логику, доказательства, факты естествознания.

4. Претензия на радикальную новизну в философии, присущая всем пятерым мыслителям.

5. Основной проблемой этой философии являлся вопрос об отношении между мышлением и бытиём, о первичности либо сознания, либо материи.

 

Выводы по 1 вопросу:

Немецкая классическая философия представляет собой завершение просветительской мысли и в то же время завершение и всей классической философии, по своему общему содержанию эта философия является квинтэссенцией мировоззрения как эпохи Просвещения, так и зарождающегося буржуазного класса, в чем и состоит ее всемирно-историческое значение.

 

 

Иммануил Кант (1724-1804) – родоначальник немецкой классической философии.

Философское творчество Канта распадается на два этапа, водораздел между которыми проходит через 1781 г. – год выхода первой «Критики». Поэтому все сочинения Канта, написанные ранее этого времени, относят к его «докритической философии», написанные после 1781 г. – соответственно, к «критическому периоду творчества».

Несколько огрубляя суть дела, можно сказать, что «докритический» Кант был приверженцем естественнонаучного материализма, тогда как «критическая философия» Канта тяготеет к субъективному идеализму.

К числу основных достижений докритической философии Канта следует, прежде всего, отнести космогоническую гипотезу, изложенную в сочинении «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755). Новаторство Канта состояло в том, что он отказался от идеи «первотолчка», признав, что движение есть неотъемлемое, атрибутивное свойство материи, хотя всё же от идеи Бога он не отказался, последний выступает у Канта в качестве творца материи.

Критическая философия Канта является одним из величайших достижений мировой философии. По убеждению Канта, философия как наука о последних (высших) целях человеческого разума должна дать ответ на четыре основных вопроса:

1. Что я могу знать?

2. Что я должен делать?

3. На что я смею надеяться?

4. Что такое человек?

На первый из четырёх вопросов призвана была ответить гносеология Канта, выраженная в «Критике чистого разума» (1781). Эта работа очень богата по содержанию и сложна для понимания, поэтому остановимся лишь на её основных идеях:

1. Задача теории познания состоит в определении и оценке источников, принципов и границ научного познания. Кант хочет провести критическую ревизию самого разума, очистить его от всего, что привносит в разум опыт, и на этой расчищенной почве построить здание новой «метафизики».

2. Априоризм[от лат. а priori -- из предшествующего]: индивид располагает определёнными, сложившимися до него, доопытными формами познания. Таковы, в частности, пространство и время как априорные формы чувственности, а также 12 категорий рассудка, к которым относятся понятия «количества», «качества», «отношения», «возможности» и др.

Отсюда следуют далеко идущие субъективно-идеалистические выводы: отрицание объективности пространства и времени, признание конструктивно-проективного характера познания («рассудок не черпает свои законы из природы, а предписывает их ей»).

3. «Вещь в себе» и «явления». Всё существующее Кант разделяет на два мира: мир «вещей в себе» и мир явлений. Отношение между ними мыслится как отношение причины и следствия: «вещи в себе» выступают источником, детерминирующей подосновой явлений. Однако явления не имеют ничего общего с «вещами в себе»: познание явлений не даёт даже частичной информации о «вещах в себе», поскольку последние существуют вне времени и пространства, в то время как познание совершается в пространстве и времени. В итоге Кант приходит к агностицизму: явления не существуют сами по себе, вне процесса познания, а о том, что существует объективно, само по себе, вне нашего сознания, а таковы как раз «вещи в себе», мы ничего знать не можем.

Таким образом, человек, по мнению Канта, может знать лишь явления, тогда как истинная сущность мира, мир сам по себе мы знать не можем и никогда не сможем.

Вторая часть учения Канта, получившая выражение в «Критике практического разума» (1788), а также в работах «Метафизика нравов» (1797), «Основы метафизики нравственности» (1785) и др., была призвана ответить на вопрос: «Что я должен делать?». Речь идёт об этическом учении Канта, или о его философии морали. Очертим наиболее значимые морально-этические идеи Канта:

1. Идея автономии личности образует смысловой центр этики Канта. Автономия -- это самозаконность человеческого поведения. Она распадается на три формы: моральную автономию, утилитарную автономию и гражданскую автономию.

2. Идея свободы. Кант выступает уже в докритический период ярким обличителем рабства и глашатаем свободы: для человека «нет большего несчастья, чем быть отданным во власть такого же существа, [как он сам]» [Кант И. Сочинения. Т. 2, с. 218].

3. Следование долгу выступает высшим мерилом развития нравственности личности, поэтому этику Канта часто называют этикой долга. «Сообразным долгу действие признаётся лишь в том случае, -- разъясняет кантовскую позицию известный неокантианец Эрнест Кассирер, -- если в нём отсутствует всякое соображение выгоды, всякое исчисление наличных или будущих удовольствий, всякая материальная предусмотрительность» Наиболее кратко пафос этики Канта можно выразить его же словами: «Исполнять свой долг бескорыстно» [Кант И. Сочинения. Т. 4, ч. 2, с. 72]

4. Учение о «категорическом императиве» составляет ядро кантовской философии морали. «Категорический» означает здесь «неукоснительный», «обязательный к исполнению». Наиболее известная формула «категорического императива» гласит: «…Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала общим законом» [Кант И. Сочинения. Т. 4, ч. 1, с. 260].

Хотя гносеология и этика составляют важнейшие части философской системы Канта, он внёс вклад также в эстетику («Критика способности суждения» (1790)), в философию истории («Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» (1784)), в решение проблем войны и мира («К вечному миру» (1795)), а также в философию религии и философию права. Отметим лишь наиболее важные социально-политические идеи Канта, поскольку именно они сохранили свою актуальность в наибольшей степени:

1. Идея договора о вечном мире как «высшего политического блага».

2. Идея создания всемирной федерации государств, отвергающих войны.

3. Идея верховенства закона, а не людей.

4. Идея примата морали над политикой, включающая в себя положение о том, что публичность, гласность являются важными критериями оценки нравственности политических действий.

 

ВЫВОДЫ по 2 вопросу:

1. Основоположником н.к.ф. является кенигсбергский мыслитель И. Кант, вся жизнь которого была посвящена созданию всеобъемлющей системы критической философии, призванной переосмыслить все, что было создано в философии раньше.

2. В области теории познания Кант был агностиком, он отстаивал тезисы о непознаваемости «вещей в себе», утверждал, что пространство и время есть лишь способы нашего восприятия вещей и лишены объективного существования.

3. Этико-правовое учение Канта отличалось гуманизмом, приверженностью идеалам свободы и социальной справедливости. Кант формулирует основное правило нравственности – «категорический императив», суть которого в требовании взаимности: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой».

 

 

Другим крупнейшим представителем немецкой классической философии является Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831), создавший глобальную, всеобъемлющую систему объективного идеализма.

В историю Гегель вошёл как последний последовательный объективный идеалист, как последний классический философ. Отметим основные черты философии Гегеля.

Во-первых, это её объективно-идеалистическая направленность. Первоначалом мира, первичной реальностью и одновременно активным, творческим началом выступает у Гегеля сознание, которое определяется как «абсолютная идея» или «мировой дух» (в зависимости от контекста).

Во-вторых, приверженность принципу историзма, идее развития, что отличает идеализм Гегеля от шеллингианского статичного понимания абсолюта. В целом весь мир, как духовный, так и материальный, предстаёт как саморазвитие абсолютной идеи, в ходе которого идея познаёт саму себя.

В-третьих, развитие понимается Гегелем диалектически, т.е. трактуется не как простое накопление, увеличение, развёртывание уже потенциально данного, а как качественный переход, в ходе которого появляется принципиально новое, отрицающее старое.

Структура гегелевской философской системы упрощённо может быть представлена следующим образом:

1. Логика как наука об идее в себе и для себя посвящена исследованию процесса мышления и его форм.

2. Философия природы как наука об идее в её инобытии.

3. Философия духа как наука об идее, возвращающейся в самое себя из своего инобытия. Учение о субъективном духе рассматривает природу души, развитие сознания от чувственного к рациональному. Раздел «Объективный дух» посвящён исследованию сущности морали, семьи, форм государственного устройства и видов власти. «Абсолютный дух» выступает в трёх ипостасях: искусство, религия, философия.

Пожалуй, наиболее представительна, репрезентативна гегелевская философия истории. По Гегелю, подлинным господином истории является сверхчеловеческий «Разум», присущий «мировому духу». Существеннейший момент заключается в том, что «Разум», направляющий ход истории, это именно обнаруживаемая в ней необходимость, не зависящая от сознательных целей участников исторических событий. Особое место в истории занимают герои, которые, по Гегелю, -- «это те, чьи личные, частные цели заключают в себе субстанциальное, являющееся волей мирового духа».

Завершает гегелевскую систему исследование философии как высшей формы абсолютного знания, как наиболее адекватного способа воплощения истины. Также он охарактеризовал философию духовной квинтэссенцией эпох, в которые она получает развитие. Взлёты философской мысли наблюдаются именно тогда, когда назревают радикальные преобразования в жизни народов.

 

ВЫВОДЫ по 3 вопросу:

1. Гегель – самый крупный представитель н.к.ф., главная его заслуга состоит в построении всеобъемлющей системы объективного идеализма и разработке диалектического метода мышления.

2. Его философии присуща также предельная рационалистическая ориентация (панлогизм), вера в то, что на основе разума можно объяснить все тайны мироздания.

3. Гегель – последний классический мыслитель, автор наиболее фундаментальной философской системы во всей истории мировой философской мысли.

 

 

Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) – последний представитель н.к.ф., сторонник материализма и антропологизма.

Свою философскую систему Фейербах называл "новой философией" и "философией будущего". Преодолев идеализм Гегеля, Фейербах называет человека продуктом природы, а его мыслительную деятельность единственным носителем разума.

Материалистически решая основной вопрос философии, Фейербах убежден в познаваемости мира. Он последовательный сторонник материалистического сенсуализма, противник агностицизма. Новая философия должна исходить не из абстракций, а из чувственных данных и опыта. Предметом новой философии, считал Фейербах, должен стать человек, а сама философия - учение о человеке, или антропологией. Человек -- часть природы, природное живое существо. Антропологическая философия Фейербаха исходит из природной сущности человека, который стремится к счастью, любит и страдает, нуждаясь в общении с себе подобными.

Значительное место в творчестве Фейербаха занимает критика религии. Происхождение религиозных чувств и верований он пытается объяснить с позиций антропологического материализма. Религиозные чувства порождаются страхом не только перед стихийными силами природы и обманом жрецов, как считали материалисты XYII - XYIII веков. По мнению Фейербаха, не только и не столько страх, а стремления, надежды, страдания, идеалы свойственные природе человека, весь его эмоциональный мир в решающей степени способствуют порождению религиозных верований.

 

ВЫВОДЫ по 4 вопросу:

1. Людвиг Фейербах завершает немецкую классическую философию, его радикальное отличие от предшественников состоит в том, что он стоял не на позициях идеализма, а перешел к материализму.

2. Материализм Фейербаха носил антропологический характер, согласно которому человек есть «…единственный, универсальный и высший предмет философии», а его сущность состоит в «общении, в единстве человека с человеком», откуда философ делал вывод о необходимости установления «этики любви», согласно которой «любовь к человеку должна быть высшим и первым законом человека».

3. Фейербах известен как последовательный критик религии как иллюзорного сознания, парализующего стремление человека к лучшей жизни в реальном мире.

 

Основная литература:

1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 82-113.

2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1989. С. 169-191.

3. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 73-81, 425-428.

4. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1991. С.36-55, 395-410; Ч. 2. С. 33-40, 98-107, 146-148, 240-244, 388-393, 435-444.

 

Дополнительная литература:

5. Длугач Т.Б. И. Кант: от ранних произведений к «Критике чистого разума». – М., 1990.

6. Кант И. Из «Лекций по этике» (1780 – 1782 гг.) // В кн.: Этическая мысль. – М., 1988.

7. Кант И. Критика чистого разума. - СПб., 1993.

8. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века. – М., 1989.

9. Ойзерман Т.И., Нарский И.С. Теория познания Канта. – М., 1991.

10. Соловьёв Э.Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. – М., 1992.


Тема 8. Западная философия второй половины 19-го – 20-го веков

План лекции:

2. Софийная линия в философии: «философия жизни» и экзистенциализм

3. Эпистемная линия: позитивизм и неопозитивизм

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Как мы узнали на прошлой лекции, в середине XIX века завершается эпоха Просвещения, а вместе с ней заканчивается и эра классической философии, для которой характерны такие черты, как наукоподобие, примат разума, стремление к системной стройности, логичность и аргументированность мысли.

Во второй половине XIX века начинается постклассическая философия, для которой характерны: широкий плюрализм течений и направлений, отказ от строительства глобальных философских систем и критика метафизики, умозрительной «кабинетной» философии в целом.

При этом основная линия конфронтации начинает уже проходить не между эмпиризмом и рационализмом, как это было в XVII веке, и не между идеализмом и материализмом, как в XVIII веке, а между рационализмом и иррационализмом.

В нижеприведенной таблице мы видим, какие направления развивались в постклассической философии и к какой линии они относились.

 

Табл 1. Основные направления постклассической философии

Эпистемная линия (рационализм)   Софийная линия (иррационализм)  
Марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс) «Философия жизни» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей)
Позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер) Экзистенциализм (С. Киркегор, Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс)
Прагматизм (В. Джемс, Д. Дьюи) Персонализм (Э. Мунье)
Неокантианство (Э. Кассирер, Г. Риккерт, В. Виндельбанд) Философская антропология (М. Шелер, А. Гелен, Х. Плеснер)
Неопозитивизм (М. Шлик, Р. Карнап) Психоанализ (З.Фрейд)
Феноменология (Э. Гуссерль) Неофрейдизм (К. Хорни)
Неорационализм (Г. Башляр) Фрейдомарсксизм (Э. Фромм)
Неотомизм (Ж. Маритен, Э. Жильсон) Аналитическая психология (К.Г. Юнг)
Аналитическая философия (Л. Витгенштейн) Философская герменевтика (Г.Г. Гадамер, П. Рикёр)
Постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун)  
Структурализм (Р. Барт, К. Леви-Стросс, М. Фуко)  

 

Цель нашего занятия состоит, таким образом, в том, чтобы получить общее представление об особенностях и содержании основных направлений постклассической философии, о главных представителях этих направлений и их центральных идеях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.