Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философские идеи в творчестве Л. Толстого и Ф. Достоевского





Вопрос 3. Философско-социологические взгляды П.Я. Чаадаева,

Вопрос 2. Основные идеи и главные представители русской философской

Вопрос 1. Этапы развития и характерные черты русской философии

ВВЕДЕНИЕ

 

На предыдущей лекции мы рассмотрели основные направления современной постклассической западноевропейской философии и, тем самым, завершили наш краткий экскурс в историю зарубежной философской мысли. Сегодня мы переходим к рассмотрению русской философской мысли.

Цель нашего занятия состоит в том, чтобы выявить основные особенности русской философской мысли и её содержание на протяжении восьми с половиной столетий, начиная с XI и заканчивая серединой XIX века.

 

 

Важнейшие особенности русской философской мысли можно разделить на содержательные и формальные. Первые связаны с основными темами и центральными идеями отечественной мысли, вторые характеризуют стиль философствования. Содержательное своеобразие русской философии связано, прежде всего, с присущим ей нравственно-антропологическим характером, со стремлением к поиску нравственной правды.

В отечественной философии также можно выделить некоторые «сквозные» идеи:

1. Идея соборности, получившая законченное истолкование у славянофилов. Согласно А.С. Хомякову, соборность -- общий принцип устроения бытия, характеризующий множество, собранное силой любви в «свободное и органическое единство».

2. Идея эсхатологическая как вера в предельный смысл истории, в возможность переустройства общества на началах добра и справедливости.

3. Мессианская идея -- вера в особую миссию русского народа. Впервые она была обоснована в начале XVI века старцем Филофеем в форме знаменитой идеологемы «Москва – Третий Рим», ставшей ведущей доминантой государственного самосознания.

К основным стилистическим чертам русской философии можно отнести следующие:

1. Стремление к целостному познанию мира, опираясь на все познавательные способности души: разум, чувства, веру, интуицию, мистический опыт.

2. До-систематический, до-логический (или сверх-систематический, сверх-логический) характер философствования.

3. Выраженность не только в философских трактатах, но и в публицистических и художественных произведениях.

Отметив важнейшие характерные особенности русской философии, можно перейти к её более подробному, поэтапному освещению. На наш взгляд, можно говорить о следующих основных этапах (исторических типах):

1. Русская средневековая философия (11 - 17 вв.).

2. Русская философия эпохи Просвещения (18 - нач.19 в.).

3. Расцвет русской философии (1830-е гг. – 1922).



4. Русская философия в эмиграции (1922 – 1991).

5. Русская философия в Советском Союзе (1922 – 1991).

6. Постсоветская российская философия (1991 – по наст. время).

В настоящей лекции мы подробно рассмотрим первые два этапа.

ВЫВОДЫ по 1 вопросу:

1. Русская философская мысль обладает длительной историей развития, а также собственными стилистическими чертами и своеобразным проблемным полем, отличающим ее от других национальных философий.

2. В целом, русская философская мысль на всем протяжении своего существования отличалась нравственно-антропологическим характером, ей всегда было присуще стремление к поиску нравственной правды. В центре внимания русских любомудров постоянно находились вопросы добра и справедливости, смысла жизни и поиска путей спасения.

 

мысли XI – XVIII вв.

 

На протяжении первых семи веков своего развития отечественная философия существовала в едином синкретическом образо-мысле-комплексе средневековой духовности. Это был период детства русской философии, на протяжении которого она больше ходила в учениках (сначала -- у древних греков и Византии, затем -- у Запада), чем проявляла своё оригинальное лицо.

Приобщение Руси к философии началось после 988 года – года Крещения Руси.

В середине XI века начинают появляться первые оригинальные сочинения древнерусских авторов, среди которых на первое место по своему философско-мировоззренческому значению надлежит поставить «Слово о законе и благодати», написанное между 1037 и 1050 гг. (т.е. во времена княжения Ярослава Мудрого) первым русским митрополитом Иларионом. Центральная задача произведения – обоснование преимуществ христианской веры перед язычеством. Христианство выступает для Илариона религией свободы, дарующей свет истины и подлинное спасение. «Слово» преисполнено оптимизма, жизнеутверждающего пафоса и веры в грядущее процветание Русской земли, в нем утверждается равенство русских среди других цивилизованных народов.

Среди светских деятелей, оставивших глубокий след в истории древнерусской мысли, выделяется великий князь Владимир Мономах (1053 – 1125), известный как талантливый писатель, мыслитель-гуманист. На склоне лет он пишет «Поучение», адресуя его своим детям и внукам. Основная тема этого произведения – обязанности власти. Владимир рисует образ идеального христианского правителя, который, «имея страх Божий в сердце своём», должен чувствовать свою ответственность за судьбы народа и государства.

Расцвет средневековой философии пришелся на XVI – XVIIвека. В это время происходили заметные события в религиозной жизни, связанные сначала с борьбой между нестяжателями, выступавшими за ограничение монастырских землевладений, и иосифлянами, требовавшими усиления экономической мощи Церкви, а затем – в середине XVII века -- с расколом.

Иосиф Волоцкий выступил непосредственным предшественником псковского старца Филофея (ок. 1465 - 1542), который написал несколько посланий к великому князю Василию III и к царю Ивану IV. В них он и обосновал идеологему «Москва – Третий Рим», суть которой сводится к следующему: было два Рима, две церкви, и обе они пали, ныне же появилась церковь нового, третьего Рима, возглавляемая русским самодержцем, а четвёртому Риму уже не быть. Таким образом, России предписывалась роль единственной хранительницы единственно истинной православной веры.

В XVIII веке наступает отрочество отечественной философии. В Россию проникает просветительская мысль Европы, зарождается отечественная наука, зачинается система светского образования, а вместе с ним из-под опеки церкви постепенно высвобождается и философия.

Центральной фигурой в области науки и философии в первой половине XVIII века следует признать Михаила Васильевича Ломоносова (1711 – 1765) – выдающегося русского поэта и ученого-энциклопедиста. Открытия Ломоносова обогатили многие отрасли знания, он создал русскую оду философского и высокого гражданского звучания и стал автором первой научной грамматики русского языка.

В понимании природы позицию Ломоносова можно охарактеризовать как деистический естественнонаучный материализм. Будучи православным человеком, он признавал роль Бога как устроителя мироздания, как создателя законов, управляющих всеми явлениями во Вселенной, но не признавал возможность божественного вмешательства в ход естественных процессов. Ломоносов чётко проводил границу между сферами компетенции науки и религии: первая должна заниматься исследованием творения, т.е. материального мира, вторая – изучать самого Творца.

Социально-политические воззрения Ломоносова также носили прогрессивный характер. Он был одновременно и сторонником европеизации России, и русским патриотом, ратовал за приобщение России к европейской цивилизации и в то же время доказывал необходимость развития русской культуры, в особенности, русского языка и русской науки.

Наиболее значительным мыслителем второй половины XVIII века был Александр Николаевич Радищев (1749-1802), прославившийся своей бескомпромиссной борьбой с самодержавием и крепостничеством. Его центральное философское произведение -- трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии», первым философско-антропологическим сочинением в русской философии.

 

ВЫВОДЫ по 2 вопросу:

1. Русская оригинальная философская мысль зародилась в 11 веке в связи с утверждением христианства на Руси. Первым оригинальным отечественным мыслителем следует признать митрополита Иллариона, который в своей работе «Слово о законе и благодати» поставил вопрос об исторической судьбе Руси, показал позитивное значение христианства для духовной и социальной жизни русского народа.

2. Важнейшей идеей, ставшей доминантой русского самосознания на протяжении всей истории России, стала идеологема «Москва – Третий Рим», обоснованная в 16 веке старцем Филофеем.

 

«славянофилов» и «западников»

 

Во второй трети XIX века отечественная философия достигает совершеннолетия, осознает себя как самобытная, отличная от западной мысли и приступает к подлинно самостоятельной постановке и решению основных философских проблем. Основным идейным событием этого периода выступает противостояние между славянофилами и западниками. Основной проблемой, которую они решали с диаметрально противоположных позиций, является вопрос об историческом пути развития России.

Лидерами славянофильского движения были Иван Васильевич Киреевский (1806 – 1856), Алексей Степанович. Хомяков (1804 – 1860), Константин Сергеевич Аксаков (1817 - 1860). Славянофилы стремились к созданию истинно православной философии, способной устранить противоречие между верой и разумом на основе переработки «европейской образованности» в духе учений восточной патристики.

Центральная идея Киреевского -- идея цельности духовной жизни. Именно в цельности состоит главное достоинство русского ума и характера. Киреевский, как и все славянофилы, идеализирует русскую историю, полагая, что в старой России, в отличие от Запада, не было разделения на враждующие классы, а царило их единодушие, что русская государственность возникла не в результате насилия, а как естественное развитие национальной жизни.

Непосредственным преемником Киреевского в области философии стал Алексей Степанович Хомяков – наиболее выдающаяся личность среди славянофилов.

Центральное место в мировоззрении Хомякова занимает экклезиология (учение о Церкви). Под Церковью он понимал, прежде всего, духовную связь, рожденную даром благодати и «соборно» объединяющую множество верующих «в любви и истине». В истории подлинный идеал церковной жизни сохраняет, по убеждению Хомякова, только православие, гармонически сочетая единство и свободу и, тем самым, реализуя центральную идею Церкви — идею соборности. Реальным проявлением соборной жизни является крестьянская община. Философ верил в великую миссию русского народа. В чём же эта миссия состоит? По мнению Хомякова, Россия стремится не к тому, чтобы быть богатейшей или могущественнейшей страной, а к тому, чтобы стать «самым христианским из всех человеческих обществ».

Предтечей западников следует признать Петра Яковлевича Чаадаева (1794-1854), его главная заслуга – создание оригинальной историософской концепции.

Главное произведение Чаадаева – «Философические письма», первое из которых было опубликовано в 1836 году в 15 номере журнала «Телескоп». Статья Чаадаева произвела небывалый скандал в обществе, а сам сочинитель «оскорбительного письма» указом императора был объявлен сумасшедшим.

Центральная тема письма – место России в мировой истории, оценка её вклада в европейскую цивилизацию. Общий лейтмотив этого послания к некоей «сударыне» -- глубокий скептицизм по отношению к прошлому, настоящему и будущему России. «Отшельники в мире – пишет философ, -- мы ничего ему не дали, ничего не взяли у него, не приобщили ни одной идеи к массе идей человечества…» По мнению мыслителя, Россия существует «лишь для того, чтобы преподать великий урок миру».

К собственно западникам принадлежали Виссарион Григорьевич Белниский (1811-1848), Тимофей Николаевич Грановский (1813 - 1855) Константин Дмитриевич Кавелин (1818 – 1885), но их идейным лидером был, без сомнения, Александр Иванович Герцен (1812 - 1870).

Глубоко занимал Герцена также вопрос об отношениях между личностью и обществом. В дилемме индивидуализм – коллективизм симпатии независимого и свободолюбивого Герцена всецело на стороне личности – в этом он прямой предшественник персонализма Н.А. Бердяева. Герцен пишет: «Масса хороша только как безличная, и развитие самобытной личности составляет всю прелесть, до которой дорабатывается все свободное, талантливое, сильное».

После поражения европейских революций 1848 - 49 гг. Герцен разочаровался в революционных возможностях Запада и во всём строе европейской жизни. Исследуя условия жизни европейских стран, Герцен приходит к выводам для этих стран весьма пессимистическим. Он находит, что Европа погрязла в невылазном болоте «мещанства».

И тогда его взоры снова обращаются к горячо любимой России. На склоне лет он подчеркивал, что вера в Россию спасла его тогда «на краю нравственной гибели». Герцен разрабатывает оригинальную теорию русского социализма, согласно которой общинный быт русского народа и свободная от предрассудков мысль интеллигенции могут стать залогом возможности для России иного, отличного от западноевропейского, пути развития, двигаясь по которому она сможет перейти к социализму, минуя капитализм, быстрее и безболезненнее западных стран.

Заканчивая разговор о западниках, следует отметить, что в целом западники были убеждены в том, что Россия отстала от Запада, должна у него учиться и пройти вслед за ним тот же самый путь развития. Они хотели, чтобы Россия усвоила европейскую науку, западные институты и ценности. Западники мало интересовались религией и имели склонность к преувеличению недостатков русской Церкви. Многие из них были сторонниками социализма в той или иной форме.

Несколько огрубляя суть спора между славянофилами и западниками, их основные идеи для наглядности можно свести в таблицу:


 

СЛАВЯНОФИЛЫ ЗАПАДНИКИ
§ приверженность православной религии, рассмотрение её как единственно верной; § оценка православия как религии свободы, в которой на основе любви гармонично совмещаются интересы личности и общества; § разработка философии с опорой на традиции восточной патристики; § вера в особый исторический путь России, связанный с реализацией русским народом высокой миссии, состоящей в духовном водительстве в мире; § вера в нравственную чистоту русского крестьянства; § негативное отношение к Петру I и идеализация допетровской истории; § критика западной цивилизации за бездуховность, стяжательство, индивидуализм, ошибочную веру. § критика религии вообще и православной церкви -- в частности, вплоть до атеизма; § разработка философии с опорой на науку и учения представителей немецкой классической философии; § признание отсталости России от европейских стран и утверждение необходимости её движения по западному пути развития, усвоения достижений передовых стран Европы; § восторженное отношение к преобразованиям Петра I, «прорубившего окно» в Европу; § критическое (реалистическое) отношение к русской истории; § приверженность социалистичес-ким идеям, в частности, взглядам Сен-Симона, Прудона и др. § критика самодержавия и призывы к его ликвидации

 

ВЫВОДЫ по 3 вопросу:

1. Главной проблемой русской философии первой половины 19-го века стал вопрос о путях развития России, ее исторической миссии и судьбе. Диаметрально противоположные ответы на этот вопрос давали западники во главе с Герценом, ратовавшие за европейский путь развития России, и славянофилы, представленные Киреевским и Хомяковым, выступавшие за сохранение общинного образа жизни, движение России по особому пути под водительством Православной церкви.

 

Основная литература:

1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 135-149.

2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1989. С. 194-204.

3. Киричек А.В. Русская философская мысль XI – начала XX вв. – М.: АГПС, 2010.

 

Дополнительная литература:

4. Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии, 1990, № 1, 2.

5. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IC - CIC вв. Л., 1989.

6. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X – XVII веков. - М.: Изд-во МГУ, 1990.

7. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. Спб., 1995.

8. Зеньковский В.В. История русской философии. – М.: Академический Проект, Раритет, 2001.

9. Златоструй. Древняя Русь. X - XIII вв. - М.: Мол. Гвардия, 1990.

10. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Высш. шк., 1991.

11. Чаадаев П.Я. Избранные сочинения и письма. – М.: Правда, 1991.

12. Хомяков А.С. О старом и новом. - М., 1988.


Тема 10. Отечественная философия второй половины 19-го – начала 20-го веков





Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.007 сек.