Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени




Вопрос 4. Социально-политическая мысль эпохи Ренессанса

Вопрос 3. Натурфилософия эпохи Возрождения

Вопрос 2. Философия итальянского гуманизма

Вопрос 1. Характерные черты философской мысли и культуры Ренессанса

ВВЕДЕНИЕ

Социально-политическая мысль эпохи Ренессанса

Натурфилософия эпохи Возрождения

Философия итальянского гуманизма

Характерные черты философской мысли и культуры Ренессанса

 

Эпоха Возрождения, к рассмотрению философской мысли которой, мы сегодня приступаем, знаменует собой едва ли не крупнейшую революцию в области западноевропейского духа на протяжении всей его истории.

Цель сегодняшней лекции – выявить характерные особенности философской мысли и культуры Ренессанса, рассмотреть основные мыслительные потоки этого времени, включая воззрения наиболее крупных мыслителей Возрождения, а также выделить главные философские идеи-интуиции этого бурного времени.

 

Эпоха Возрождения, непосредственно следующая за Средневековьем и вырастающая на его основе, представляет собой время коренного перелома в жизни европейского общества. Это эпоха зарождения буржуазных отношений и великих географических открытий (открытие Америки Колумбом), в это время появляется книгопечатание и рождается естествознание. Вместе с последним формируется новый тип научного мышления, требующий вместо изучения текстов исследовать природу, вместо аппеляции к Богу и потусторонним силам обращаться к поиску естественных законов.

В сфере философии также происходит радикальные преобразования, связанные с критикой схоластического метода, отходом от христианского догматизма и утверждением нового гуманистического мировоззрения. Отметим основные характерные особенности философской мысли культуры Ренессанса:

1. Антропоцентризм – утверждает, что отныне не Бог, а человек является центром и высшей целью мироздания, мерой вещей и отношений, а также основным объектом исследования.

2. Гуманизм вытекает непосредственно из антропоцентризма. Термин «гуманизм» был введен Ф. Петраркой, отцом итальянских гуманистов, для обозначения светской мировоззренческой позиции, противостоящей схоластике, и утверждающей высокое достоинство и предназначение человека, его право на земное счастье и реализацию собственного творческого потенциала.

3. Ностальгия по античной культуре проявилась в это время настолько широко, приобрела настолько массовый характер, что сама эпоха позднее получила имя Возрождения, имея в виду восстановление идеалов античности.

4. Реабилитация чувственно-телесного начала в человеке стала логичным итогом гуманизма и возрожденного эпикуреизма. В живописи и скульптуре происходит отход от аскетической-символической иконописи и утверждается гедонистический реализм: начинают изображаться обнаженные человеческие тела, человеческие чувства и страсти.

Наконец, еще одной важной особенностью возрожденческой мысли является ее тесная связь с художественно-образной формой выражения и воплощения. Иначе говоря, философская мысль этого времени находила воплощение не только в философских произведениях (трактатах, статьях), но и в художественно-образной форме, прежде всего, в живописи и поэзии, архитектуре и скульптуре. Характерный пример – картина «Весна» флорентийского живописца Сандро Боттичелли.

Хронологические рамки эпохи Возрождения – конец XIV – нач. XVII века. Её духовно-культурным центром была Италия, в особенности Флоренция – подлинная столица европейского Ренессанса. Кроме Южного, итальянского Возрождения, также выделяют Северное Возрождение, охватившее Германию и Нидерланды и связанное с движением Реформации.

 

ВЫВОДЫ по 1 вопросу:

1. Эпоха Возрождения следует за Средневековьем, но не наследует ему, а, напротив, радикально порывает со средневековым догматизмом, авторитаризмом, аскетизмом, выступает с критикой схоластики, а у наиболее радикальных вариантов и с критикой религиозного мировоззрения в целом.

2. Важнейшими характерными особенностями как философской мысли, так и всей культуры Ренессанса являются: антропоцентризм, связанный как с гуманизмом, так и с индивидуализмом, ностальгия по античной культуре, реабилитация человеческой чувственности и телесности.

3. Философская мысль этого времени находила воплощение не только в философских произведениях (трактатах, статьях), но и в художественно-образной форме, прежде всего, в живописи и поэзии, архитектуре и скульптуре.

 

 

В философской мысли Ренессанса можно выделить четыре основных потока: гуманистический, натурфилософский, естественнонаучный и социально-политический, -- которые отличаются друг от друга как по ведущей тематике, так и по стилю мышления. Выделим основополагающие идеи и ведущих представителей каждого направления.

У истоков гуманистического движения стоит итальянский поэт Франческо Петрарка (1304-1374), его можно считать подлинным отцом гуманизма. Петрарка был автором эпических и патриотических стихов, гневных обличительных памфлетов против папства, философских трактатов «Моя тайна», «Об уединенной жизни», «О своем и чужом невежестве».

Прежде всего, Петрарка выступает против схоластической университетской учености, демонстрируя свое показное «невежество» в тонкостях теологии, но при этом прекрасно зная греческий язык и античную литературу и философию. В диалоге «Моя тайна» философ выступает с критикой аскетизма и проповедью индивидуализма, приверженности к земным благам, земной любви и славе. Его идеал добродетельной жизни: «не терпеть нужды и не иметь излишка, не командовать другими и не быть в подчинении».

Петрарка воспитал целую плеяду учеников и последователей – итальянских гуманистов – ученых без ученых степеней, политических деятелей, публицистов, поэтов, риторов, дипломатов, педагогов, стремившихся создать альтернативную церковной систему науки и просвещения.

Гуманисты создают мировоззрение, основанное на реабилитации чувственности (эпикуреизма), пропаганде таких «добродетелей» как плотская любовь, алчность, стремление к почестям, на утверждении богоравности и величайшего достоинства человека. Логика их размышлений такова: поскольку «природа – госпожа и устроительница всего мира», значит, надо стремиться к тому, что она требует («Все естественное – разумно»), следовать ей, бороться же с природой – противоестественно, это не что иное, как жалкое «лицемерие».

Расцвет гуманизма связан с платоновской академией во Флоренции, основателем и главой которой был Марсилио Фичино (1433 – 1499) -- философ-неоплатоник, переводчик сочинений Платона, Плотина, Ямвлиха, Прокла, Порфирия, Михаила Пселла и др.

С полной ясностью и последовательностью гуманистическое мировидение выразил Джованни Пико делла Мирандола (1463-94) – один из лидеров флорентийской академии. Главное произведение Пико -- «Речь о достоинстве человека» -- небольшое по объему, но замечательное по содержанию и стилю. Главная цель Пико – понять место человека в мироздании, его цель и предназначение, обосновать его достоинство и свободу. Философ утверждает, что человек – это творение неопределенного образа, которое Бог поставил в центр мира. Главная идея Пико -- идея самосозидания, самотворчества человека.

 

ВЫВОДЫ по 2 вопросу:

1. Наиболее мощным, глубоким и широким в период Возрождения был гуманистический поток мысли, представленный именами Данте, Петрарки, Фичино и др.

2. Основная идея гуманизма – возвышение человека, прославление его достоинства и творческих способностей, вплоть до признания богоравности. Центром итальянского гуманизма была Флоренция, где в середине XV века Марсилио Фичино основал в память о Платоне Платоновскую Академию, ставшую всеевропейским интеллектуальным центром того времени.

3. Наиболее видным представителем гуманизма следует признать Пико дела Мирандолу, который впервые в истории философии обосновал идею самосозидания, самотворчества человека и признания свободы важнейшим атрибутом человеческой жизни.

 

Натурфилософское направление ориентировалось на изучение природы, раскрытие её тайн. При этом мыслители судили о природе не столько исходя из опыта, сколько на основе размышления. С другой стороны, в ренессансной натурфилософии эклектически соединяется рациональное и мистическое: устремление к открытию природных законов сочетается с мистически-религиозным отношением к ней. Видные представители этого течения: Бернардино Телезио (1509-88), основавший в Неаполе академию для опытного изучения природы – одно из первых в Европе естественнонаучных обществ; Франческо Патрици (1529-97), неоплатоник, автор «Новой философии универсума», в которой развивал учение о мире как становящейся бесконечности, одушевленной и упорядоченной; Якоб Бёме (1575 – 1624), немецкий философ-мистик, разработавший сложнейшую космогоническую систему, в которой природа рассматривалась как истинная наставница человека.

К этому же течению мысли принадлежал известный немецкий естествоиспытатель и врач Парацельс (1493-1541). В отличие от вышеназванных мыслителей, он не только размышлял о природе, но и огромное внимание уделял её опытному исследованию, в частности, способствовал внедрению химических препаратов в медицину, считается основателем ятрохимии. Парацельс много странствовал по городам и землям Священной Римской империи и Швейцарии, писал, проповедовал, лечил, исследовал, ставил алхимические опыты, проводил астрологические наблюдения.

Парацельс исходил из идеи единства мироздания, тесной связи и родства человека и мира, человека и Бога. Он именовал человека не только «микрокосмом», малым миром, который заключает в себе свойства и природу всех вещей, но и «квинтэссенцией», или пятой, истинной сущностью мира.

Расцвета и наиболее полного воплощения ренессансная натурфилософия достигает в творчестве Джордано Бруно (1548 – 1600). Основная заслуга Бруно – раскрытие философского значения коперниканства.

Целью философии Бруно считал исследование тайн природы и установление природных законов. Основная идея Бруно – пантеизм – учение о тождестве Бога и природы, Бога и Вселенной. Из пантеизма Бруно логично вытекали его панпсихизм (или гилозоизм) – учение о всеобщей одушевленности материи.

Новаторство Бруно проявилось, прежде всего, в понимании Вселенной. Согласно Бруно, во Вселенной нет выделенных мест, нет деления на небесный и подлунный миры, нет никакого и трансцендентного мира с ангелами или демонами. Бруно впервые выдвинул идею о вечности и бесконечности Вселенной, о её однородности и изотропности, о бесчисленном множестве иных миров. Также впервые Бруно предположил, что звезды не есть особые тела, прикрепленные к небесной сфере, а такие же солнца, как и наше, и вокруг них есть планеты, некоторые из которых обитаемы.

Естественнонаучное направление, в отличие от натурфилософии, обожествлявшей и поэтизировавшей природу, подходило к последней более прагматично, стараясь найти в ней строгие законы на основе приложения математических и экспериментальных методов. Именно в русле этого направления и зародилось новоевропейское естествознание. Наиболее видные представителями, прославившимися своими фундаментальными научными открытиями, следует признать Николая Коперника, Иоганна Кеплера и Галилео Галилея.

 

ВЫВОДЫ по 3 вопросу:

1. Познание природы в эпоху Возрождения осуществлялось параллельно в рамках двух направлений – натурфилософского и естественнонаучного.

2. Натурфилософское направление ориентировалось на раскрытие тайн природы, сочетало в себе рациональное и мистическое, в ней устремление к открытию природных законов сочетается с мистически-религиозным отношением к ней, тогда как естественнонаучное направление стремилось ко всецело рационально-опытному познанию мира, используя строгие методы и аппарат математики.

3. Естественнонаучное направление представлено Коперником, Кеплером, Галилеем, именно в рамках этого направления формировалась современная научная картина мира, закладывались основы экспериментального естествознания.

 

Представители социально-политического направления – Н. Макиавелли, Т. Кампанелла, Т. Мор – ориентировались на исследование проблем общественного устройства, постижение механизмов социального развития.

Николо Макиавелли (1469-1527) -- итальянский политический мыслитель, историк и писатель, считающийся одним из отцов политологии. В своем главном произведении «Государь» разработал учение о власти, методах её достижения и удержания. Ради упрочения государства, достижения и удержания власти считал допустимыми любые средства («цель оправдывает средства»), поэтому в современной политической науке термин «макиавеллизм» употребляется для определения политики, пренебрегающей нормами морали.

Однако было бы неправильно считать Макиавелли человеком безнравственным. В его учении содержится немало ценных идей. В частности, он полагал, что подлинной целью правителя должен быть не частный, сугубо личный интерес, но «общее благо», подразумевавшее в то время объединение Италии в сильное национальное государство.

Два других видных представителя социально-политического направления как раз и мечтали осчастливить угнетенных и обездоленных, сделать наш мир хотя бы немного более справедливым и гуманным. Речь идет об итальянском мыслителе Томаззо Кампанелле и английском политическом деятеле Томасе Море, ставших зачинателями утопического социализма.

Кампанелла (1568 — 1639) – автор утопии «Город Солнца» (1602) – это произведение в форме рассказа мореплавателя об идеальной общине, руководимой учено-жреческой кастой и характеризующейся отсутствием частной собственности, семьи, государственным воспитанием детей, общеобязательным трудом при 4-часовом рабочем дне, развитием науки и просвещения.

Томас Мор (1478 — 1535) занимал в конце жизни пост канцлера Англии, однако был обвинен в государственной измене и казнен. В сочинении «Утопия» (1516), в переводе с греческого буквально «Нигдения», место, которого нет; это придуманное Мором слово стало нарицательным, содержащем описание идеального строя фантастического острова Утопия. Впервые в истории человечества Томас Мор изобразил общество, где ликвидирована частная и личная собственность, обобществлены производство и быт, введено равенство потребления, а привилегированное положение занимают люди образованные и добродетельные. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, рабочий день сокращен до шести часов, а наиболее тяжелые работы возложены на плечи преступников. Политический строй Утопии основан на принципах выборности и старшинства. Семья организована не столько на родственных, сколько на производственных началах. Какой-либо революционный путь достижения своего идеала Томас Мор отрицал — он был противником народных движений, видя в них разрушительное начало и анархию.

 

ВЫВОДЫ по 4 вопросу:

1. Социально-политическая мысль Ренессанса представлена, с одной стороны, творчеством Макиавелли, и, с другой стороны, первыми творцами социалистических утопий – Мором и Кампанеллой.

2. Хотя Николо Макиавелли известен более всего, как один из отцов политологии как науки и проповедник принципа «цель оправдывает средства», тем не менее, ряд его идей сохранили актуальность до сего дня, прежде всего, это идея социального активизма, требование, адресованное всем людям, не быть пассивными наблюдателями собственной гибели, а активными участниками социальной жизни, борцами за свободу и справедливость, против социальных язв и произвола властьимущих.

3. Важнейшим социально-политическим событием эпохи Возрождения стала Реформация, проповедовавшая право человека на прямое общение с Богом, идею спасения через добросовестный труд. Реформация и утвердившийся благодаря ей на севере Европы протестантизм способствовали развитию капиталистических отношений и так называемой «протестантской этики», возвысившей личный успех как признак богоизбранности.

 

Основная литература:

1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 52-62.

2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1989. С. 135-146.

3. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 56-62.

4. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1991. С.196-197; Ч. 2. С. 10-14.

 

Дополнительная литература:

5. Антология мировой философии: Возрождение. – Мн.: Харвест, 2001.

6. Бруно Д. О героическом энтузиазме. – М., 1953.

7. Валла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. - М., 1989.

8. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М., 1980.

9. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1978.

10. Соколов В.В. Европейская философия ХV – ХVII веков. - М., 1984.


Тема 6. Западноевропейская философия 17-18 вв.

План лекции:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.