Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доходы и расходы бюджета. Особенности бюджета 2010 года




Доходы федерального бюджета слагаются из налоговых поступлений и неналоговых доходов. Так, к налоговым доходам, в частности, относятся:

· налог на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления в федеральный бюджет, по нормативу 100%;

· налог на добавочную стоимость по нормативу – 100%;

· акцизы на спирт этиловый по нормативу – 100%;

· акцизы на спиртосодержащую продукцию по нормативу – 50%;

· акцизы на табачную продукцию по нормативу -50%;

· акцизы на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) по нормативу – 100%;

· и др. (подробнее см. ст.50 БК РФ).

Неналоговые доходы слагаются из:

· доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности РФ по нормативу – 100%;

· доходов от продажи имущества по нормативу – 100%;

· части прибыли унитарных предприятий в размерах, установленных Правительством РФ;

· платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, по нормативу – 100%

В доходах федерального бюджета также учитывается прибыль Центрального Банка РФ, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, по нормативам, установленным федеральными законами, а также доходы от внешнеэкономической деятельности (см. подробнее ст. 51 БК РФ).

Расходная часть государственного бюджета

Согласно ст. 65 БК РФ, формирование расходов бюджетов РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными разграничением полномочий федеральных органов власти, органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году и таковом периоде за счет средств соответствующих бюджетов. Напомним, что расходные обязательства – это обязанности публичного образования (РФ, субъекта Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права, права и средства из соответствующего бюджета.

Бюджетные обязательства – расходные обязательства, подлежащие к исполнению в соответствующем финансовом году. Расходные обязательства возникают в результате:

· принятия федеральных законов и нормативных актов Президента и Правительства, а также заключение договоров Российской Федерацией при осуществлении федеральными органами полномочий по предметам ведения РФ;

· принятие федеральных законов и нормативных актов, предусматривающих предоставление субвенций региональным и местным бюджетам на исполнение расходных обязательств.

Федеральные расходы направлены на решение общенациональных задач в области обороны и правоохранительной деятельности, управления, экономической и социальной политики.

О структуре публичных бюджетных расходов

За последние 5 лет доля расходов федерального бюджета в общем объеме расходов консолидированного бюджета РФ составляет 50%, расходов региональных бюджетов около 32% и расходов местных бюджетов – 18%.

Публичные расходы классифицируются по ряду признаков:

1. по звеньям системы публичных финансов: бюджетные и сумма внебюджетных. При этом основную массу составляют 1-ые, то есть расходы федеральных, региональных и местных бюджетов. 2-ые же – это расходы государственных внебюджетных фондов (пенсионный, фонд социального страхования, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования);

2. по уровням власти и управления: федеральные, региональные и местные;

3. в зависимости от отношения публичных расходов к заемным источникам доходов: %-ые и не %-ые расходы.

Такая классификация необходима для оценки затрат на обслуживание договорных обязательств органов публичной власти.

Цели расходования государственного бюджета:

Согласно ст. 69 БК РФ предусматривается следующая классификация бюджетных ассигнований (расходов):

· на оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе ассигнования на оплату государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;

· социальное обеспечение населения;

· предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственным учреждением;

· предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением государственных учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, производителям товаров, работ, услуг;

· предоставление межбюджетных трансфертов;

· предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

· обслуживание государственного долга;

· исполнение судебных актов по искам РФ по возмещению вреда, причиненному гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) органов государственной власти.

Более подробно направления указанных ассигнований изложены в соответствующих статьях БК РФ (ст.70-80).

Заметим, что расходы бюджетов могут оказать активное воздействие на общественное воспроизводство. Бюджетные расходы оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение. Стимулирование совокупного предложения осуществляется через бюджетное субсидирование и бюджетное кредитование субъектов хозяйствования, через размещение государственных заказов на поставку товаров, работ, услуг для государственных нужд. Расходы в форме субсидий и субвенций физическим и юридическим лицам осуществляются из средств федерального бюджета в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами и федеральными законами.

Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическим или юридическим лицам, на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Субвенция – бюджетные средства, предоставляемы бюджету другого уровня, физическим или юридическим лицам, на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.

В случае нецелевого использования или неиспользования в установленные сроки субсидий и субвенций полученные средства подлежат возврату в соответствующий бюджет.

Бюджетные кредиты юридическим лицам предоставляются на основе договора лиц уполномоченными органами и заемщиком на условиях платности, возвратности и обеспеченности, исполнения обязательств по возврату заемных средств. В качестве обеспечения могут выступать только банковские гарантии, поручительство, залог имущества в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Бюджетные кредиты могут быть предоставлены юридическим лицам только за счет целевых иностранных кредитов (заимствований) в случае реструктуризации обязательств юридических лиц по ранее полученным бюджетным кредитам. Условия предоставления бюджетных кредитов утверждаются в бюджете на очередной год в соответствии с программой государственных внешних заимствований РФ.

В расходной части бюджета РФ за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов предусматривается также создание резервного фонда исполнительных органов государственной власти (Правительства РФ). Вместе с тем запрещается создание резервного фонда законодательного (представительного) органа. Размеры резервного фонда Правительства РФ, а также правительств субъектов Федерации и местных организаций устанавливаются законами (решениями) о соответствующих бюджетах и не могут превышать 3% от общего объема расходов.

Дополнительные бюджетные доходы могут помочь не так быстро тратить имеющиеся резервы, обеспечить в большей мере финансирование расходов по индексации денежного довольствия военнослужащих, заработной платы бюджетников стипендиального фонда, расширить возможность решения проблем социально-экономического развития страны.

Какие существуют дополнительные пути увеличения доходов?

· Приватизация государственного имущества. В России слишком много предприятий, находящихся в государственной собственности. Поэтому решено с 2011 года активизировать процесс приватизации. Правда, Российский Союз Промышленников и Предпринимателей предлагают начать процесс приватизации в наступившем году. Приватизация во многих отраслях должна способствовать развитию конкуренции, улучшению бизнес среды, привлечению частных инвестиций, которые являются ключевыми в подъеме любой экономики. В посткризисный период стране нужны будут инвестиции для роста. Приватизация даст толчок новым инвестициям для модернизации в России;

· Обмена государственных резервов, продавая золото из государственного хранилища в международные резервы и одновременно закупая в государственные хранилища алмазы. Эти операции обеспечивают диверсификацию резервов, создают дополнительные источники бюджетных поступлений, так как золото продается по самым высоким ценам соответствующие мировому рынку, а алмазы закупаются у компании «Алроса» по самым низким за последние 15 лет ценам. Вместе с тем, закупая готовую продукцию, государство оказывает помощь развитию алмазной отрасли;

· Увеличение налога. Такие решения приняты – единый социальный налог отменен. Было признано целесообразным вернуться к прежней системе страховых выплат. Размер этих выплат с 2011 года планировалось увеличить до 34%. В настоящее время идут дискуссии по этой теме. Предприниматели считают данный % завышенным и предлагают остановиться хотя бы на 32%.

О расходах бюджета 2010 года

Структура расходов федерального бюджета на 2010 год остается практически неизменной. За исключением 3-х направлений:

1. увеличены объемы межбюджетных трансфертов пенсионному фонду и ассигнования на обслуживание государственного долга;

2. сокращены бюджетные расходы по разделу национальная экономика;

3. принятый бюджет можно назвать социальным, в то время как во многих странах в кризисных условиях заработные платы бюджетникам и льготы сокращаются, в России наоборот – увеличиваются.

Отметим, что в 2010 году из резервного фонда на покрытие бюджетного дефицита будет израсходованного ≈1,8 трл. руб. (в 2009 г. ≈2,8 трл. руб). Государство сохранит в следующем году значительный объем антикризисных мер. Антикризисный фонд Правительства в 2010 году будет увеличен на 150 млрд. руб за счет перераспределения средств из 250 млрд. руб ранее предусмотренных на 2010 год для капитализации банков через механизм облигаций федерального займа.

Основная задача бюджетной политики – не увеличивать расходы. Контролируя расходы бюджета можно создать условия для кредитования банками реального сектора экономики. Условия кредитования в РФ должны быть не хуже, чем на иностранных рынках.

Кризис подарил России такую возможность в виде снижения инфляции. Если удастся обеспечить возможность для кредитования по низким ставкам, то экономика получит триллионы «длинных» денег. Поэтому в ближайшие годы необходимо добиться низкой инфляции и низких ставок кредита. Без чего невозможно начать модернизацию экономики. Курс рубля сегодня отвечает текущей конъюнктуре рынка: он растет вслед за ценами на нефть и благодаря притоку капитала.

Что ожидает нас в ближайшие год-два?

В последнее время российская экономика демонстрирует рост. Общий объем ВВП хоть и незначительно, но возрос. Это говорит о том, что падение российской экономики закончилось. Скорее всего нашей экономике удастся избежать нового спада. И хотя нынешний финансовый кризис далек до завершения, фундаментальные показатели остаются слабыми. Продолжается хотя и низкий рост безработицы, международная торговля сокращается, плохие долги еще остаются, что не исключает банкротства. Но не смотря на имеющиеся недостатки наша экономика остается одной из ведущих в мире – отмечает заместитель председателя Правительства Министр финансов А. Кудрин в «Финансы» №12, 2009 г.


Тема 12: Бюджетное устройство. Бюджетная система. Бюджетный процесс

Бюджетное устройство РФ – это организация бюджетной системы и принципов ее построения. Различают следующие принципы бюджетного устройства:

· единство всех бюджетов;

· полнота;

· реальность;

· гласность;

· самостоятельность.

Бюджетная система – это совокупность бюджетов государственно-территориальных образований, находящихся в определенной взаимосвязи друг с другом на основе принципов, установленных законодательством. Состав бюджетов, входящих в бюджетную систему, и формы их взаимосвязей зависят от типа государственного устройства страны (федеративного/унитарного).

Бюджетная система характеризуется следующими принципами:

· в основе лежат финансовые отношения, возникающие в процессе формирования и использования бюджетных ресурсов;

· структура непосредственно зависит от государственного устройства и особенностей организации местного самоуправления страны;

· бюджетная система жестко регламентируется законодательством страны, нормами финансового и бюджетного права;

· материальную основу составляет совокупность взаимосвязанных бюджетов, публично-правовых образований и бюджетов внебюджетных фондов.

Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности:

1) составление проектов бюджетов;

2) рассмотрение бюджетов;

3) утверждение бюджетов;

4) исполнение бюджетов, а также составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование – перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня. Продолжительность всех стадий бюджетного процесса от начала составления проектов бюджетов до утверждения отчетов об их исполнении различна по странам, но как правило, в связи со сложностью работ, выполняемых на каждой стадии, занимает период около трех лет.

 


Тема 13: Государственный кредит




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.