КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Товар и товарный ассортиментТовар — все, что может быть предложено на рынке для удовлетворения нужд или потребностей. Товары, предлагаемые на рынке, включают материальные объекты, услуги, опыт, события, образы, личности, места, объекты собственности, организации, информацию и идеи. Уровни товара При формировании рыночного предложения маркетолог должен рассмотреть пять уровней товара (рис. 6.1). Переход на новый уровень означает увеличение ценности товара для потребителей; а все вместе они образуют иерархию потребительской ценности. В основе ее лежит основная выгода — та главная услуга или преимущество, которую приобретает покупатель. Так, останавливаясь в гостинице, путешественник обменивает свои деньги на «отдых и сон», покупатель электродрели приобретает «отверстия». При этом поставщиками потребительских выгод и преимуществ выступают маркетологи. Второй уровень товара основывается на его основной (ключевой) выгоде и называется основным товаром. Для гостиничного номера это означает наличие в нем кровати, ванной, полотенца, стола, шкафа для одежды и туалета. Рисунок 6.1. Пять уровней товара Третий уровень — это ожидаемый товар, т. е. подготовленный производителем набор свойств и условий, которые потребитель ожидает получить при покупке товара. Например, постоялец гостиницы рассчитывает на то, что в номере он найдет чистую постель, свежие полотенца, свет и относительную тишину. Поскольку большинство отелей отвечает этим минимальным ожиданиям, путешественника, как правило, удовлетворит любой находящийся поблизости или самый недорогой отель. На четвертом уровне формируется дополненный (улучшенный) товар, который превышает обычные ожидания потребителя. BabyCenter.com. Миссия web-сайта BabyCenter.com — помогать матерям растить здоровых детей. Вместо того чтобы превратиться в электронный «детский мир», компания стала метапосредником: предлагает массу полезной информации и услуг. Молодая мама найдет здесь множество полезных советов по уходу за ребенком, поисковую систему для отыскания достоверной медицинской информации, возможность персонализации сайта и общения с другими родителями. Как однажды заметил Элмер Уиллер: «Продавайте не бифштекс, а шкворчанье жарящегося мяса». Современная конкуренция разворачивается преимущественно на уровне дополненных товаров (в менее развитых странах — на уровне ожидаемых товаров). На уровне дополнения товара субъект рынка должен проанализировать систему потребления — решения потребителя относительно приобретения, доставки и установки, использования и избавления от предлагаемого товара. Теодор Левитт отмечает: Современная конкуренция развивается не между тем, что компании производят на своих заводах, а между тем, что они «добавляют» к продукту в виде упаковки, услуг, рекламы, консультаций для покупателей, финансирования, условий поставок, складирования и других значимых для потребителей ценностей. Стратегия дополнения товара требует учета ряда обстоятельств. Во-первых, любое дополнение предполагает возрастание издержек. Маркетолог должен быть уверен, что покупатели готовы заплатить сумму, достаточную для их покрытия. Во-вторых, дополнительные выгоды быстро превращаются в ожидаемые. Сегодня постояльцы отелей ожидают, что в номере будет телевизор с дистанционным управлением и другие приятные мелочи. Из этого следует, что конкуренты компании-поставщика находятся в постоянном поиске все новых и новых качеств и преимуществ соперничающих товаров. В-третьих, наряду с предложением одними компаниями дополненных товаров по повышенным ценам их конкуренты могут представить «упрощенные» продукты по гораздо более низким ценам. Так, при увеличении количества «многозвездных» отелей типа Four Seasons и Ritz Carlton на рынке появляется множество дешевых гостиниц и мотелей {Motel Six, Comfort Inn), ориентированных на клиентов, заинтересованных исключительно в основном товаре. В качестве хорошего примера компании, постоянно расширяющей и дифференцирующей свои предложения, можно привести Virgin Atlantic. Virgin Atlantic Airlines. Авиакомпания Virgin ставит перед собой цель обеспечивать пассажирам полный комплекс положительных впечатлений от полета. Компания сотрудничает с фирмами, сдающими напрокат лимузины, чтобы обеспечить пассажирам бизнес-класса бесплатную доставку в аэропорты. По прибытии их ждет регистрация в специальном салоне Virgin Clubhouse. Здесь можно получить короткий сеанс гидротерапии, бесплатно сделать маникюр, педикюр, макияж, подстричься. К услугам пассажиров — бар, ресторан, библиотека, музыкальный салон. На некоторых рейсах самолеты оборудованы душем, джакузи, каютами наподобие корабельных, доступом в Интернет. Пятый уровень товара — это потенциальный товар,представляющий возможные будущие дополнения и трансформации существующего продукта. Именно на уровне потенциального товара компании ищут новые способы удовлетворения потребителей и совершенствования рыночных предложений. Ричард Брэнсон планирует оборудовать в недалеком будущем 600-местные самолеты казино и торговыми рядами. Отдельно следует сказать о возможностях индивидуализации, предлагаемых многими новыми э-коммерческими сайтами. MyCereal.com, Personalblends.com, Reflect.com. Сайт mycereal.com компании General Mills функционировал в 2000-2001 гг. Сайт позволял пользователям создавать собственные версии кукурузных хлопьев, подбирая ингредиенты по вкусу или медицинским показаниям. Одна женщина получила хлопья с изюмом в миндале, дробленым миндалем и кусочками сушеных бананов, а на упаковке красовалось придуманное ею же название. Procter & Gamble разработала сайт personalblends.com. Здесь, ответив на несколько вопросов, ценители кофе могут получить эксклюзивную версию напитка. Этой же компании принадлежит Reflect.com, где по своему усмотрению можно создавать косметические препараты. Рыночные предложения отдельных преуспевающих компаний дополнены такими неожиданными преимуществами, которые не только удовлетворяют потребителя, но и вызывают чувство удовольствия. Такая реакция — результат превышения нормальных ожиданий. Ritz-Carlton Hotels. В отелях Ritz-Carlton запоминают предпочтения постояльцев и при последующих визитах учитывают прошлые пожелания. Персонал имеет право самостоятельно принимать решения по обслуживанию гостей, в том числе и финансовые. Процесс приема изучается до мельчайших деталей, чтобы заблаговременно выявить возможные «узкие места» и принять меры. Для постояльцев отеля это могут быть пакетик карамели на подушке, вазы с фруктами или видеомагнитофон с набором кассет. А персонал сети отелей Ritz-Carlton запоминает индивидуальные привычки и запросы своих гостей и учитывает их при подготовке номеров. Иерархия товаров Каждый товар определенным образом взаимосвязан с другими продуктами. Товарная иерархия простирается от основных потребностей до конкретных изделий или услуг, предназначенных для их удовлетворения. Рассмотрим семь уровней иерархии товара (на примере услуг по страхованию жизни): 1. Семейство потребностей: стержневая потребность, лежащая в основе существования семейства товаров (пример — потребность человека в обеспечении будущего). 2. Семейство товаров: все классы (категории) товаров, способных достаточно эффективно удовлетворить стержневую потребность (сбережения и доходы потребителя). 3. Класс товаров: группа товаров в рамках семейства, имеющих функциональные взаимосвязи (финансовые инструменты). 4. Товарная линия: группа товаров в рамках класса, тесно взаимосвязанных между собой в силу выполнения аналогичных функций, ориентации на одни и те же группы потребителей, распределения по одним и тем же каналам либо принадлежности к одному ценовому диапазону (пример — страхование жизни). 5. Тип товаров: группа товаров в рамках товарной линии, представляющих одну из нескольких возможных форм продукта (пример — страхование жизни на срок). 6. Товарная единица (также называется единицей храпения или вариантом товара): отдельное изделие в рамках торговой марки или товарной линии, отличающееся определенным размером, ценой, внешним видом или каким-либо другим признаком (пример — возобновляемое срочное страхование жизни Prudential). В анализе товарной иерархии часто используется такое понятие, как товарная система,— группа различных, но связанных между собой, функционально совместимых изделий. Например, компания Nikon продает базовую модель 35-мм фотокамеры вместе с широким набором объективов, фильтров и других дополнений, которые в совокупности образуют товарную систему. А ассортимент товара (или товар-микс), — это совокупность всех предлагаемых покупателям конкретным продавцом товаров и товарных единиц. Классификация товаров Специалисты по маркетингу традиционно классифицируют товары в соответствии с присущими им характеристиками: длительностью пользования, материальной осязаемостью и сферой потребления (потребительские товары или товары производственного назначения). Каждому типу товара соответствует определенная маркетинговая стратегия компании-производителя. Длительность пользования и осязаемость. В зависимости от длительности пользования и материальности товары подразделяются на три группы: 1. Товары кратковременного пользования: материальные изделия, полностью потребляемые сразу или за несколько раз (пиво, мыло). Вследствие быстрого потребления покупатели приобретают их относительно часто, поэтому маркетинговая стратегия поставщика состоит в обеспечении широкой доступности таких товаров, небольшой наценке и активной рекламе, направленной па формирование выбора и предпочтений потребителей. 2. Товары длительного пользования: материальные изделия, срок пользования которыми обычно составляет несколько лет, например холодильники, механические инструменты, одежда. Такие товары требуют применения методов личных продаж, предоставления послепродажного обслуживания, приносят более высокую прибыль и предполагают расширенные гарантии со стороны производителя. 3. Услуги: услуги нематериальны, неразделимы, изменчивы и несохраняемы. Они требуют постоянного контроля над качеством, доверия к производителю и взаимной приспособляемости сторон (парикмахерские услуги или ремонтные работы). Классификация потребительских товаров. Потребительские товары классифицируются в соответствии с покупательскими привычками потребителей. Обычно выделяют товары повседневного спроса, предварительного выбора, особого и пассивного спроса. Товары повседневного спроса — товары, которые потребитель покупает часто, без особых раздумий и с минимальными усилиями при выборе. Пример — табачные изделия, мыло, газеты. Среди товаров повседневного спроса выделяют три группы. Основные товары, которые покупатели приобретают постоянно, например кетчуп «Heinz», зубная паста «Colgate» и крекеры «Ritz». Товары импульсной покупки приобретаются без предварительного планирования или поиска. К ним относятся, например, пакетики с карамелью и журналы. Предметы крайней необходимости приобретают, когда в них возникает острая потребность, — зонтик дождливой осенью, теплые ботинки и шапки зимой. Производители таких товаров стремятся к тому, чтобы они были представлены в различных торговых точках (чтобы покупатель мог их приобрести сразу же после осознания возникшей потребности). Товары предварительного выбора (представленные в магазинах) — товары, при выборе и покупке которых потребитель сравнивает их по степени удобства, качеству, цене и внешнему оформлению. В качестве примеров можно привести мебель, одежду, подержанные автомобили и большинство предметов бытовой техники. Товары предварительного выбора подразделяются на гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные). Гомогенные товары предварительного выбора примерно одинаковы по качеству, но значительно различаются по цене, что оправдывает их сравнение при приобретении. Гетерогенные товары предварительного выбора различаются по свойствам и условиям эксплуатации, что часто бывает важнее цены. Следовательно, для удовлетворения индивидуальных запросов потребителей компания-производитель или предприятие розничной торговли должны предлагать такие товары в широком ассортименте и иметь штат высококвалифицированных продавцов, которые в случае необходимости дадут покупателям необходимую консультацию. Товары особого спроса — товары с уникальными свойствами или определенных торговых марок, ради приобретения которых значительная часть покупателей готова приложить дополнительные усилия (автомобили, стерео- и фотоаппаратура, мужские костюмы). Хорошим примером таких товаров является автомобиль марки «Mercedes»; заинтересованного в его приобретении покупателя не остановит необходимость специальной поездки к дилеру. Уникальность свойств и качеств товаров особого спроса избавляет покупателя от их сравнений при покупке; потребителю необходимо только выбрать время для посещения предлагающего необходимый продукт продавца. Удобство месторасположения фирмы-посредника в данном случае не имеет большого значения; важно, чтобы ее местонахождение было известно потенциальным покупателям. Товары пассивного спроса — товары, о которых потребитель либо не знает, либо знает, но не задумывается об их приобретении, как в случае с индикаторами дыма. Классические примеры общеизвестных, но относящихся к товарам пассивного спроса продуктов — страхование жизни, участки на кладбище, надгробные плиты и энциклопедии. Маркетинг товаров пассивного спроса предполагает проведение интенсивных рекламных кампаний и организацию личных продаж. Классификация товаров производственного назначения.Товары этой категории классифицируются по степени их участия в производственном процессе и цепам. Выделяют три группы товаров производственного назначения: материалы и комплектующие, капитальное имущество, вспомогательные материалы и услуги. Материалы и комплектующие — товары, полностью расходуемые в процессе производства изделий. Подразделяются на две группы: сырье, полуфабрикаты и комплектующие. Сырье делится на два основных класса: продукты сельскохозяйственного (фермерского) производства (пшеница, хлопок, мясо, фрукты, овощи) и природные продукты (рыба, лесоматериалы, сырая нефть, железная руда). Многочисленные производители сельскохозяйственных продуктов поставляют их рыночным посредникам, которые обеспечивают их сортировку, хранение, транспортировку и сбыт. Недолговечность их «жизни», сезонный характер поставок и особенности их потребления отразились на специфике маркетинга: относительно низкой активности в рекламе и продвижении товаров и организации периодических рекламных кампаний для стимулирования потребления отдельных ассортиментных групп — картофеля, слив, молока. Кроме того, некоторые производители поставляют продукцию под марочными названиями: апельсины «Маrос», бананы «Chiquita». Предложение природных продуктов ограничено. Как правило, они объемны, отличаются низкой стоимостью товарных единиц и должны быть доставлены от производителя к потребителю. Чаще всего они поставляются немногочисленной группой крупных производителей непосредственно промышленным предприятиям. Такие поставки определяют производство компаний-потребителей, а потому они осуществляются по долгосрочным контрактам. Гомогенный характер природных продуктов ограничивает мероприятия по стимулированию спроса. Цена и надежность поставок —- важнейшие факторы, влияющие на выбор их производителя. Полуфабрикаты и комплектующие делятся на две категории: материалы (железо, пряжа, цемент, кабель) и комплектующие (небольшие двигатели, шины, литье). Материалы обычно проходят дальнейшую обработку — например, чугун перерабатывается в сталь, из пряжи изготавливают ткани, а затем одежду. Стандартный характер материалов означает, что решения о закупках определяются ценами и надежностью поставщиков. Комплектующие изделия входят в состав конечного продукта полностью, без изменений (устанавливаемые в пылесосы электродвигатели; автомобильные шины). Большинство произведенных материалов и деталей продается напрямую промышленным потребителям, заказы на поставки часто размещаются на годы вперед. Важнейшими маркетинговыми факторами являются цены и сервис, в то время как значение торговых марок и рекламы не столь велико. Капитальные товары (капитальное имущество) — товары длительного пользования, обеспечивающие производство или управление производством конечного продукта. Делятся на две группы: здания, сооружения и оборудование; вспомогательное оборудование. Здания, сооружения и оборудование включают в себя строения (производственные и офисные здания) и стационарные машины и устройства (генераторы, прессы, подъемники, центральные компьютеры). Такие товары обычно приобретаются непосредственно у производителей после длительного периода обсуждения всех условий. Как правило, в число сотрудников коммерческих служб производителей входят технически грамотные специалисты. Производители должны быть готовы предоставить заказчикам спецификации на свою продукцию и обеспечить ее послепродажное обслуживание. Реализация капитальных сооружений и оборудования осуществляется преимущественно в форме личных продаж, значение рекламы относительно невелико. Вспомогательное оборудование включает передвижные производственные механизмы и инструменты (ручной инструмент, погрузчики), а также оргтехнику (персональные компьютеры, столы). Вспомогательное оборудование не входит (материально) в состав конечной продукции, его эксплуатационный период короче, чем у стационарных сооружений, но более длителен, чем у вспомогательных материалов. Некоторые производители продают оборудование самостоятельно, но большинство пользуются услугами посредников, так как рынок распылен географически, потребителей много и объемы заказов невелики. При продаже вспомогательного оборудования важнейшее значение имеют его качество, характерные особенности, цена и сервис. Непосредственные усилия по продаже могут оказаться более действенными, чем реклама, хотя и применение последней может быть весьма эффективным. Вспомогательные материалы и промышленные услуги — товары краткосрочного пользования и услуги, которые способствуют производству или управлению производством конечного продукта. Вспомогательные материалы бывают двух видов: рабочие материалы (смазочные материалы, уголь, писчая бумага, карандаши) к материалы для технического обслуживания и ремонта (краска, гвозди, швабры). Вспомогательные материалы приобретаются так же, как потребительские товары повседневного спроса, — регулярно и с минимальными усилиями при выборе. Производители обычно реализуют такие продукты через посредников, так как цена товарной единицы невелика, а география разрозненных потребителей достаточно обширна. Вспомогательные материалы достаточно стандартизированы, предпочтения определенным торговым маркам незначительны, поэтому большое значение имеют цена и сервис. Промышленные услуги включают в себя техническое обслуживание и ремонт (мытье окон, ремонт печатных машинок) и консультативные услуги (правовые вопросы, управление, реклама). Услуги по техническому обслуживанию и ремонту обычно предоставляются по контракту мелкими фирмами или производителями оборудования. В основе решения об обращении к поставщикам консультативных услуг — профессиональная репутация фирмы-консультанта и ее специалистов. Товарный ассортимент Товарный ассортимент (или товар-микс) — совокупность всех товаров и товарных единиц, предлагаемых конкретным продавцом. Например, ассортимент компании Kodak представляет собой совокупность двух товарных линий: информационных товаров и товаров для создания изображений; товар-микс японской компании NEC — средства связи и компьютерные товары, а компании Michelin — автомобильные шины, карты автомобильных дорог и услуги по составлению рейтингов ресторанов. Товарный ассортимент компании характеризуется широтой, длиной, глубиной и согласованностью. ♦ Широта ассортимента показывает количество различных товарных линий компании. ♦ Длина ассортимента (российские маркетологи называют этот показатель насыщенностью ассортимента) — это общее количество составляющих его отдельных единиц. ♦ Глубина ассортимента показывает количество вариантов каждого продукта в товарной линии. Если зубная наста «Crest» (в Европе — «Blend-a-Med») выпускается в двух разновидностях (обычная и мятная) и в упаковках трех размеров, глубина данного товара равна 6. ♦ Гармоничность товара-микс отражает степень общности различных товарных линий с точки зрения их использования, производства, каналов распределения или других показателей. Основываясь на данных показателях, компания может развивать бизнес в четырех направлениях: создание новых товарных линий (т. е. расширение ассортимента); увеличение длины каждой товарной линии; разработка новых вариантов товаров (углубление товара-микс); увеличение гармоничности ассортимента.
Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 1438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |