КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Решения о структуре каналаКомпания-новичок обычно начинает свою деятельность с реализации продукции на каком-либо ограниченном рынке, обращаясь к услугам уже существующих посредников. На любом локальном рынке их число невелико: несколько торговых агентов фирм-производителей, несколько оптовых организаций, устоявшиеся организации розничной торговли, небольшое число транспортных компаний и несколько складов. В этой ситуации выбор наилучшего канала не представляет затруднений, а основная проблема состоит в том, чтобы убедить одного или нескольких посредников заняться новым товаром. Если новичку повезет, он получает возможность реализации продукции на новых рынках. В этом случае для работы на различных рынках используются разные каналы. На небольших рынках фирма обычно осуществляет поставки прямо розничным организациям, на крупных — через дистрибьюторов. В сельской местности она работает с торговцами товарами смешанного ассортимента, в городских районах — со специализированными торговыми компаниями. В одном регионе страны она предоставляет посредникам исключительные права, действуя по принципу франчайзинга, в другом — заключает договоры с магазинами, готовыми принять товар на реализацию. На одном зарубежном рынке компания сотрудничает с международными торговыми агентами, на другом — заключает партнерское соглашение с местной компанией. Таким образом, система маркетинговых каналов складывается под влиянием локальных возможностей и условий. При управлении своими посредниками фирма должна принять решение о пропорциональном соотношении между маркетингом проталкивания и рыночного втягивания. Стратегия проталкивания товараориентирована на посредников, которым производитель пытается, опираясь на торговых представителей и мероприятия но продвижению, «протолкнуть» товар, переложив на участников маркетингового канала основные проблемы по его дальнейшему движению к конечным потребителям. Данная стратегия хороша в случаях, когда имеет место лояльность к торговой марке для данной товарной категории, выбор торговой марки происходит непосредственно в магазине, покупки импульсивные, а выгоды, предлагаемые товаром, хорошо понятны. Стратегия рыночного втягивания («протаскивания» товарапотребителем) заключается в том, что реклама и мероприятия по стимулированию потребителей побуждают покупателей обращаться за товаром к посредникам, что заставляет последних заказывать товар у производителя. Данная стратегия наиболее целесообразна в тех случаях, когда товар имеет четкие марочные преимущества и требует высокой степени вовлечения потребителя в процесс покупки, а покупатель, будучи привержен определенной марке, выбирает товар еще до похода в магазин. Компании, оперирующие в одной и той же отрасли, могут следовать как той, так и другой стратегии. Создание системы канала предусматривает четыре этапа: 1) анализ потребностей потребителей; 2) определение целей канала; 3) идентификацию основных вариантов каналов и 4) оценку вариантов каналов. Анализ требований потребителей к уровню обслуживания Создание маркетингового канала начинается с осознания субъектом рынка требований целевых потребителей к уровню обслуживания {объему и качеству предоставляемых услуг). Обычно выделяют пять типов услуг, предоставляемых каналом: 1. Размер партии. Количество одного и того же товара, которое может приобрести типичный покупатель за один раз. При закупке автомобилей компания Hertz (прокат автомашин) предпочтет канал, предлагающий крупную партию, тогда как типичная семья обратится к услугам канала, позволяющего приобрести партию, состоящую из одного «средства передвижения». 2. Время ожидания. Среднее время, в течение которого покупателям канала приходится ожидать получения товара. Чаще всего покупатели предпочитают каналы с быстрой доставкой. 3. Удобство расположения. В какой степени маркетинговый канал облегчает потребителю покупку изделия? Автопроизводитель Chevrolet, например, предлагает больше пространственных удобств, чем Cadillac, поскольку взаимодействует с большим числом дилеров, что позволяет потребителям уменьшить издержки поиска торговой точки (а после покупки — и станции техобслуживания). 4. Разнообразие товаров. Имеется в виду широта товарного ассортимента внутри маркетингового канала. Покупатели предпочитают иметь дело с торговцами, предлагающими широкий выбор товаров (повышается вероятность удачного приобретения). 5. Вспомогательные услуги. Услуги, обеспечиваемые внутри канала: предоставление кредита, доставка товара, установка, ремонт. Чем больше вспомогательных услуг, тем выше эффективность канала.10 При формировании маркетинговых каналов необходимо учитывать, что повышение уровня обслуживания клиентов означает увеличение затрат внутри канала, а значит, и возрастание цен на товары (услуги) для покупателей. Успешная деятельность магазинов, предлагающих обычные потребительские товары по относительно низким ценам (со скидками, дискаунтеров), показывает, что многие потребители готовы «обменять» сопутствующие покупке стандартные услуги на низкую цену товара. Определение целей и сфер деятельности Обычно выделяют несколько сегментов рынка с разными потребностями в услугах. Чтобы планирование оказалось эффективным, необходимо определить, какие именно сегменты должен обслуживать канал и какие каналы производитель будет использовать в каждом конкретном случае. Цели канала зависят и от характеристик товара. Скоропортящиеся продукты требуют быстрой реализации, так как задержки и хранение связаны с повышенным риском потерь. Для громоздких товаров, например стройматериалов, требуются каналы, в которых продукция на пути от производителя к потребителю проходит минимальное расстояние и через возможно меньшее число посредников. Нестандартные продукты (собранная на заказ техника) продаются напрямую через торговых представителей поставщика. Товары, которые требуют установки и/или обслуживания со стороны поставщика, скажем системы охлаждения или обогрева, продаются и обслуживаются самим производителем или его эксклюзивными франчайзинговыми дилерами. Контракты на поставку промышленного оборудования высокой стоимости (электрогенераторы, турбины) чаще всего заключаются непосредственно торговым персоналом фирмы, но никак не посредниками. В ходе формирования канала должны учитываться слабые и сильные стороны различных видов посредников. К примеру, наличие собственных торговых представителей позволяет компании предложить покупателям немного более низкие цены на товары, так как общие издержки распределяются между несколькими клиентами. Но в то же время, сотрудники торговых компаний, как правило, прилагают более интенсивные усилия для продажи товаров, работают более целеустремленно. В процессе создания канала непременно учитывается и опыт каналов компаний-конкурентов. Функционирование канала должно учитывать специфику внешней среды. При ухудшении рыночной ситуации производители стремятся доставить товары к месту продажи кратчайшим путем, исключают некоторые услуги, стремясь сохранить конечную цену продукции на прежнем уровне. На каналы распределения оказывают влияние и законодательные акты. Так, законы США запрещают использование каналов распределения, ограничивающих конкуренцию или направленных на установление монополии. Идентификация основных вариантов канала Для достижения клиентов компании могут выбирать любые каналы из широкого их спектра: торговый персонал или агентов, дистрибьюторов, дилеров, прямую почтовую рассылку, телемаркетинг или Интернет. У каждого из каналов есть свои сильные и слабые стороны. Торговый персонал можно использовать для продажи сложных товаров или заключения сложных сделок, но это дорогостоящий канал. Интернет — гораздо более дешевый канал, но с его помощью невозможно предлагать сложные продукты. Продажи могут осуществляться через дистрибьюторов, но тогда у компании не будет прямого контакта с клиентами. Проблема еще более усугубляется тем фактом, что большинство компаний предпочитает использовать целый комплекс (микс) каналов. Каждый из каналов предположительно помогает обратиться к различным группам покупателей и предоставить каждой из групп необходимые для нее товары по наименьшей цене. Если этого не происходит, значит имеет место несовместимость каналов и избыточные издержки. Рассматриваемые варианты канала характеризуются тремя основными элементами: типом предполагаемых посредников, их необходимым количеством и условиями работы и ответственностью каждого участника канала. Видыпосредников. Компании необходимо определить, какие из известных ей посредников имеют возможность обеспечить эффективное функционирование ее канала. Рассмотрим два примера. Производитель контрольно-измерительного оборудования разработал звуковое сигнальное устройство для обнаружения нарушений в механизмах с подвижными частями. Руководство компании считает, что оно имеет высокий потенциал сбыта на предприятиях, широко использующих электромоторы и двигатели внутреннего сгорания. Число собственных торговых работников производителя ограничено. Проблема заключается в том, как наиболее эффективным образом охватить все целевые рынки. Были идентифицированы следующие варианты распределения товара: ♦ Увеличить численность торгового персонала. Закрепить за каждым работником определенную территорию, связаться с каждым перспективным клиентом. Другой вариант — создать отдельные группы по работе с различными отраслями. ♦ Заключить договоры со специализированными агентствами, которые будут осуществлять продажи нового контрольно-измерительного оборудования в различных регионах или отраслях. ♦ Заключить договоры с дистрибьюторами, которые будут реализовывать аппаратуру в различных регионах и отраслях (на дистрибьюторов возлагаются функции закупки и хранения приборов). Предоставить им эксклюзивные права на распространение, обеспечить соответствующую норму прибыли, обучение персонала и оказать поддержку по стимулированию сбыта. Компания производит автомобильные средства сотовой связи. Она определила для себя следующие варианты маркетинговых каналов: ♦ Продажа товара производителям автомобилей, которые включают их в стандартную комплектацию в качестве оригинального оборудования. ♦ Реализация товара торговцам автомобилями. ♦ Продажа товара розничным продавцам автомобильного оборудования через собственный торговый персонал либо через дистрибьюторов. ♦ Продажа товара специализированным центрам через собственный персонал либо через посредников. ♦ Организация почтовой торговли товаром по каталогу. ♦ Продажа товара через торговцев товарами широкого потребления, таких как Best Buy или Circuit City. Компании-поставщики находятся в непрерывном поиске новых каналов распределения. Например, компания Conn Organ Company стала продавать органы через универмаги и магазины, торгующие со скидками, и в результате привлекла гораздо больше внимания, чем ей удавалось в небольших музыкальных магазинах. Фирма Book-of-the-Month Club (Клуб «Книга месяца») рассылает книги по почте. Ее примеру следуют и десятки других клубов: «Пластинка месяца», «Цветок месяца», «Фрукт месяца». В некоторых случаях компании-производителю приходится останавливать свой выбор на нестандартных маркетинговых каналах (когда взаимодействие с основными сопряжено с трудностями или высокими издержками). Преимущество нестандартного канала состоит в том, что поставщику удается хотя бы на первых этапах его использования уменьшить остроту конкуренции. Неудовлетворенная показателями продаж недорогих наручных часов «Timex» в ювелирных магазинах компания U.S. Time Company предложила свою продукцию посредникам, специализирующимся на торговле товарами широкого потребления. Компания Avon делает акцент на торговле один на один, так как ей не удалось проникнуть в специализированные косметические отделы универмагов и торговых центров (и ничуть не жалеет о своем выборе, ибо ее прибыли существенно возросли). Chiodo Candy Co. В середине 1980-х гг. компания Chiodo Candy Co. терпела поражение за поражением в битве за стеллажи супермаркетов с гигантом кондитерской промышленности E.J. Brack. В 1988 г. компания занялась поисками новых каналов распределения продукции и в итоге остановилась на фирме — лидере в области магазинов-клубов и торговли со складов, что по тем временам было в диковинку. В США магазины-клубы не взимали с производителей платы за предоставление торговых площадей и были готовы заняться новыми товарами. Для торговли через такие магазины требовалась тара большого объема, поэтому Chiodo разработала специальную пластиковую упаковку, в которую помещалось около килограмма дешевых конфет. Вскоре единичный объем заказа составил 8 тыс. таких упаковок. Число посредников. Компании предстоит принять решение о числе посредников на каждом уровне канала, т. е. выбрать один из трех видов распределения — эксклюзивное, селективное и интенсивное. Эксклюзивное распределение. В данном случае число посредников, работающих непосредственно с товарами или услугами производителя, жестко ограничено. Такой тип распределения применяется тогда, когда производителю необходимо установить контроль деятельности продавцов и уровня предоставляемого ими обслуживания. Обычная практика в данном случае — заключение эксклюзивных дилерских соглашений, согласно которым торговые компании обязуются исключить из своего ассортимента товары конкурирующих марок. Предоставляя право эксклюзивного распределения, производитель надеется на организацию агрессивного профессионального сбыта. Кроме того, обычно данная практика позитивно воздействует на имидж товара, что позволяет устанавливать более высокие наценки. Между участниками канала, как правило, складываются тесные партнерские взаимоотношения. Эксклюзивное распределение используется в торговле новыми легковыми автомобилями, некоторыми крупными электробытовыми приборами, отдельными моделями женской одежды. Если компания решает отойти от схемы эксклюзивного распределения, отношения между ней и посредниками могут испортиться. Avon. После 115 лет работы «леди Avon», предлагавших косметику напрямую потребителям, в 2001 г. Avon Products, Inc. решила обратиться к универмагам Sears и JCPenney с предложением открыть отделы по продаже косметики этой компании. Чтобы сохранить отношения со своими 500 тыс. представителями в США компания решила действовать осмотрительно. Avon решила открыть свои салоны красоты, представляющие собой нечто среднее между мини-салонами и обычными косметическими салонами, всего лишь в 70 из 1140 магазинов JCPenney и нескольких десятках из 860 магазинов Sears. Avon также разработала новую, стоящую особняком товарную линию под названием «Avon Gold», отличающуюся ценой, упаковкой и содержимым от товаров, предлагаемых «леди Avon». Селективное распределение. В данном случае число посредников увеличивается, но участниками канала становятся все-таки не все желающие. Такая схема используется утвердившимися на рынке компаниями и новыми компаниями, ищущими желающих заняться распределением товара. Компания получает возможность сконцентрировать усилия на ограниченном числе дистрибьюторов. Селективное распределение позволяет производителю расширить присутствие на рынке при более жестком контроле и с меньшими издержками, чем при интенсивном распределении. Хороший пример селективного распределения показывает компания Disney: Disney. Disney продает свои фильмы через 5 различных каналов: салоны проката видеокассет и дисков, подобные Blockbuster, собственные розничные точки (магазины Disney); розничные магазины вроде Best Buy; онлайновых розничных торговцев, таких как Amazon.com, и собственный онлайновый магазин Disney; с помощью каталога Disney или каталогов других торговцев. Такое разнообразие каналов позволяет Disney максимально расширить свое присутствие на рынке и предлагать свои фильмы в целом ряде торговых точек. Интенсивное распределение. Данный подход предполагает, что производитель стремится обеспечить наличие своих товаров в максимально возможном числе торговых точек. Такая практика особенно эффективна, когда потребители уделяют особенное внимание удобству расположения магазинов. Интенсивное распределение применяется в распространении товаров повседневного спроса — табачных изделий, мыла, продуктов питания, жевательной резинки. Нередко производители в надежде расширить охват рынка и добиться увеличения объема продаж предпринимают попытки перехода от эксклюзивного и селективного распределения к интенсивному. Такие действия, как правило, имеют лишь краткосрочные положительные результаты и со временем приводят к снижению общей эффективности маркетингового канала, как о том говорит пример Calvin Klein: Calvin Klein. В мае 2000 г. дизайнер Кельвин Кляйн подал в суд на Линду Уочнер, исполнительного директора Wamaco Group Inc., обвинив ее в продаже джинсовой одежды через массовые розничные точки, торгующие со скидками, без предварительного на то разрешения с его стороны. Wamaco, обладающая лицензией на изготовление и распространение джинсовой одежды этой марки, была обвинена Кельвином Кляйном в изготовлении низкокачественной одежды для подобных розничных точек и как следствие нанесении ущерба его имиджу. В январе 2001 г. спор был урегулирован без судебного разбирательства и обе стороны сообщили, что они «будут стремиться к увеличению объема продаж джинсовой одежды с учетом необходимости поддержания имиджа и престижности товаров с маркой "Calvin Klein"». Впредь Wamaco будет продавать эти джинсы только через универмаги или специализированные магазины. Условия работы и ответственность участников канала. Производитель должен определить права и обязанности всех участников канала, обеспечить каждому равную поддержку и возможность получения прибыли. К основным элементам комплекса торговых отношений относятся ценовая политика, условия продаж, закрепление за продавцом определенной территории и определение перечня услуг, которые должна предоставлять каждая сторона. Ценовая политика требует от поставщика разработки такого прейскуранта и системы скидок, которые оцениваются посредниками как справедливые и способные принести им прибыль. Условия продаж включают стандарты осуществления платежей и гарантии производителя. Многие поставщики предоставляют скидки при оплате тем дистрибьюторам, которые осуществляют платежи точно в обусловленные сроки. Другие гарантируют оптовой торговле отсутствие дефектов в товарах или неизменность цен на продукцию, что стимулирует дистрибьюторов закупать большие партии товара. Закрепление определенной территории. Каждый дистрибьютор хотел бы иметь информацию о том, где и на каких условиях будут работать другие партнеры производителя. Обычно дистрибьюторы хотят получить полное право на все продажи на своей территории, вне зависимости от того, будут ли они вестись или нет. Взаимные услуги и ответственность должны быть четко оговорены, особенно с эксклюзивными дистрибьюторами и компаниями, работающими по франчайзингу. Например, компания McDonald's предоставляет своим партнерам здания, поддержку в продвижении, систему учета, обеспечивает обучение сотрудников, управленческие и технические консультации. В свою очередь, компании, приобретающие франшизу, обязаны соответствовать стандартам партнера в содержании помещений, участвовать в новых рекламных кампаниях, предоставлять требуемую информацию, закупать продукты у определенных поставщиков. Оценка различных вариантов Каждый вариант канала распределения следует оценивать по экономическому критерию, степени контроля и периоду адаптации. Рисунок 8.3. Соотношение «добавленная стоимость –затраты» для различных каналов
Экономический критерий. Каждый вариант организации маркетингового канала характеризуется разными уровнями продаж и затрат. На рис. 8.3 показано, каким образом можно ранжировать шесть различных каналов продаж по критерию добавляемой при продаже стоимости и стоимости сделки. Например, при продаже промышленных товаров стоимостью от $2 тыс. до $5 тыс. стоимость сделки составляет $500 (через торговых представителей), $200 (через дистрибьюторов), $50 (по телефону) или $10 (через Интернет). Банки сообщают, что при предложении банковских услуг частному клиенту стоимость предоставления составляет $2 (через живого кассира), $0,50 (посредством банкомата) или же $0,10 (через Интернет). Вне сомнений, при достаточной добавленной стоимости продажи продавец будет стремиться заменить канал с высокими издержками более дешевым каналом. Если продавец находит удобный дешевый маркетинговый канал, он пытается ориентировать клиентов использовать именно его. Для этого компания может поощрять клиентов в случае их переключения на использование этого канала. Например SAS, скандинавская авиакомпания, предоставляет дополнительные «очки» тем клиентам, кто заказывает электронные билеты через Интернет. Другие компании поднимают стоимость товара (услуги) для клиентов, использующих дорогостоящие каналы, таким образом заставляя их переключиться на другие. Компании, которым удается успешно переключить своих клиентов на канал с меньшими издержками, разумеется при условии сохранения уровня продаж и качества обслуживания, получают преимущество от использования канала. Обычно более дешевые каналы — это каналы с малой возможностью общения. Это не имеет значения в случае заказа товаров широкого потребления, но покупатели специализированных товаров предпочитают каналы с большой возможностью общения, т. е. контакт с торговым представителем. Критерии контроля и адаптации. При пользовании услугами торгового агентства возникает ряд проблем. Агентства — независимые организации, которые стремятся к максимизации собственной прибыли. Их сотрудники отдают предпочтение клиентам, которые приобретают большие партии товаров, причем не обязательно какого-то определенного производителя. Более того, агенты не всегда разбираются в технических деталях продукции, неэффективно используют рекламные материалы, предоставляемые производителем. Прежде чем канал будет «открыт», его участники должны сработаться, «притереться» друг к другу, а на это требуется некоторое время. Однако, установление партнерских отношений неизменно ведет к уменьшению способности производителя реагировать на изменения рыночной среды. На нестабильных, подверженных постоянным изменениям рынках, в условиях неопределенности производителю необходимы каналы, структура которых позволяет быстро внести коррективы в маркетинговую стратегию.
Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |