КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Решения относительно управления каналомПосле окончательного выбора одного из вариантов канала фирма приступает к отбору отдельных посредников, созданию системы мотивации его участников и оценки их деятельности. Следует отметить, что соглашения, заключенные между участниками канала, должны с течением времени корректироваться. Отбор участников канала Компания должна очень серьезно подходить к выбору участников канала. С точки зрения клиента, канал — это олицетворение компании. Представьте, какое у клиента может сложиться представление о McDonald's, Shell Oil или Ford, если сотрудники ресторана или организации-дилера будут регулярно появляться в грязной одежде, работать плохо и невежливо обращаться с клиентами. Далеко не все производители умеют привлечь к участию в канале распределения квалифицированных посредников. Блестящие навыки продемонстрировала японская компания Toyota которой удалось привлечь значительное число американских дилеров для торговли новой моделью автомобиля представительского класса «Lexus». Когда компания Polaroid только начинала свою работу, она не смогла организовать продажу новых фотоаппаратов в специализированных фотомагазинах и ей пришлось организовать торговлю новинкой через обычные предприятия розничной торговли. Рассмотрим события, произошедшие в компании Epson. Epson. Японская компания — лидер в области производства принтеров, планировала заняться сборкой персональных компьютеров. Но руководство компании было недовольно своими дистрибьюторами и испытывало сомнения относительно их способности вести дела с новыми типами розничных магазинов. Поэтому было принято решение постепенно обновить список посредников. Epson обратилась к услугам фирмы Hergenrather & Company, специализировавшейся на подборе посредников, со следующими указаниями: 1) необходимы претенденты, имеющие опыт; 2) потенциальный дистрибьютор должен создать собственную распределительную сеть; 3) основная заработная плата управляющего компанией-посредником будет составлять $80 тыс. в год плюс премии, плюс $375 тыс., которые Epson выделит партнеру для организации нового бизнеса. Кроме того, каждый посредник должен вложить в дело собственные $25 тыс. Каждому из них будут обеспечены равные права; 4) посредники обязуются заниматься только товарами Epson, однако им разрешается распространение программных продуктов других фирм. Каждая торговая компания должна нанять специалиста для обучения персонала и содержать полностью оборудованный сервисный центр. Рекрутинговая фирма с помощью справочника «Желтые страницы» выяснила названия претендентов и обзвонила «вторых по значимости» менеджеров этих компаний. Затем, проведя с ними интервью и проделав значительную работу, она оставила в списке 12 из них. Скомпрометировавшие себя дистрибьюторы были уведомлены о предстоящих переменах за 90 дней. Впрочем, как производитель компьютеров Epson потерпела фиаско. Вне зависимости от препятствий, с которыми столкнется компания при выборе посредников, она должна по крайней мере определить желаемые их характеристики. Стоит обратить внимание на стаж работы претендента на рынке, какими сферами бизнеса он занимался, на темпы роста и отчет о прибылях и убытках, платежеспособность, умение работать с другими организациями, репутацию. Если посредниками являются торговые агентства, производителю необходимо поинтересоваться, распространением каких еще товаров они занимались, численностью их торгового персонала, уровнем его подготовки. Если в качестве посредника выступает компания, управляющая сетью универмагов, настаивающая на предоставлении ей права эксклюзивного распределения, следует оценить расположение ее предприятий, потенциал дальнейшего роста, тип покупателей. Обучение участников канала Необходимость разработки и реализации программ обучения дистрибьюторов и дилеров определяется тем, что конечные пользователи рассматривают их как представителей компании производителя. Рассмотрим несколько примеров подобных программ. Mita Corporation. Производитель фотокопировального оборудования Mita Corporation использует для обучения своих дилеров специально созданные интерактивные программы на компакт-дисках. С помощью такой программы торговый представитель дилера может последовательно пройти все шаги, необходимые для продажи копировального оборудования, и поскольку программа интерактивна, она может «говорить» с воображаемым клиентом, имитировать проведение презентации, задавать вопросы, получать на них ответы и назначать цены. Программа автоматически оценивает виртуальную продажу и предлагает возможные коррективы, которые могут быть внесены в действия сотрудника. Ford Motor Company. Учебные программы компании Ford Motor предусматривают использование спутниковой сети Fordstar Network. Доступ к сети имеют более 6000 фирм-дилеров, сервисные инженеры которых садятся за стол, просматривают предлагаемый материал (где, например, инструктор поясняет, как нужно ремонтировать встроенную электронику), задают вопросы и отвечают на вопросы других инженеров. В настоящее время Ford разрабатывает учебные программы, которые могли бы транслироваться для дилеров через Интернет. Мотивирование участников канала Во многом взаимодействие компании-производителя и ее посредников напоминает отношения поставщика и конечных потребителей. Необходимо определить потребности посредника и позиционировать канал так, чтобы предложение канала имело бы для этих посредников максимальную ценность. Компания должна обеспечить их учебными программами, программами маркетинговых исследований и другими методами, позволяющими сделать работу посредника более эффективной. Brewski Brewing Company. Когда пивоваренная компания Brewski Brewing только начинала свою деятельность, она предлагала и крупным дистрибьюторам, и мелкооптовым компаниям самые привлекательные условия. Как только дистрибьютор брался за торговлю товарами Brewski, он получал в подарок кожаную куртку стоимостью $300 и возможность награждать своих лучших клиентов деревянными открывалками для бутылок ручной работы с логотипом Brewski. Результаты деятельности компаний-производителей во многом определяются тем, насколько искусно ее менеджеры выстраивают отношения с дистрибьюторами. Для повышения эффективности сотрудничества с посредниками компания-поставщик может воспользоваться следующими рычагами: Власть, основанная на принуждении. В случае, если посредники игнорируют согласованные условия сотрудничества, производитель имеет возможность прервать отношения или ограничить доступ к ресурсам. Такие меры эффективны в ситуации, когда участники канала в значительной степени зависят от поставщика. Но прямое принуждение может привести к организованному противостоянию посредников. Власть, основанная на вознаграждении. За выполнение специфических действий или функций производитель предлагает посреднику дополнительные преимущества. Вознаграждение представляется более действенным, чем принуждение, но не следует его переоценивать. Посредники идут навстречу желанию производителя не в соответствии со своими убеждениями, а в погоне за сверхприбылью. Возможно, они будут ожидать вознаграждения всякий раз, когда поставщик рассчитывает на определенные действия со стороны партнеров. Власть, основанная на законе. Производитель требует соблюдения посредниками оговоренных в контрактах условий. Так, General Motors может в соответствии с соглашением о франчайзинге настаивать на том, чтобы ее дилеры поддерживали определенный уровень запасов. Пока посредники воспринимают производителя как легитимного лидера, власть, основанная на законе, сохраняет свою силу. Экспертная власть. В ее основе — специальные знания компании-производителя, которые высоко оцениваются посредниками (к примеру, поставщик разработал действенную систему подготовки торговых работников). Очевидно, что такого рода власть эффективна тогда, когда посредники нуждаются в помощи производителя, и по мере накопления ими опыта она ослабевает. Следовательно, компании-производителю необходимо постоянно совершенствовать свои экспертные способности. Референтная власть. Производитель пользуется большим уважением, посредники гордятся возможностью совместной работы с ним. Значительным влиянием пользуются такие американские компании, как IBM, Caterpillar, Hewlett-Packard. Во взаимодействии с производителем посредники выбирают один из трех вариантов отношений: кооперирование, партнерство или планируемое распределение. Представляется, что основная цель большинства производителей — кооперирование с посредниками, и для ее достижения используются весьма действенные стимулы (обеспечение высокой нормы прибыли, заключение сделок на специальных условиях, премии, проведение рекламных кампаний, в которых участвуют несколько посредников, предоставление помещений для презентаций, соревнование). В некоторых случаях поставщики обращаются к негативным санкциям, таким как снижение прибыли, уменьшение поставок или разрыв отношений. Слабость данного подхода заключается в том, что производитель применяет ко всем посредникам однотипные стимулы, основанные на простом расчете «есть стимул — есть реакция». Более искушенные компании стремятся добиться установления с дистрибьюторами отношений долгосрочного партнерства. Производитель четко определяет свои требования к посредникам (охват рынка, оборудование, развитие системы маркетинга и передача необходимой информации, уровень предоставляемых услуг и технического обслуживания), согласовывает их с партнерами и увязывает размеры вознаграждения с выполнением дистрибьюторами достигнутых договоренностей. Вот несколько примеров успешного построения партнерских отношений: ♦ В компании DuPont функционирует совместный с дистрибьюторами комитет по распределению и маркетингу. ♦ Dayco Corporation (строительный пластик и резиновые изделия) устраивает ежегодные недельные встречи 20 руководителей компаний-дистрибьюторов и 20 высших менеджеров Dayco. ♦ Vanity Fair, Levi Strauss, Hanes организовали партнерство «быстрого отклика» с магазинами-диска-унтерами и универмагами. ♦ Rust-Oleum ежеквартально предлагает партнерам «меню» из маркетинговых программ; дистрибьюторы выбирают ту из них, которая в наибольшей степени соответствует их потребностям. Компания Ford реализовала следующую программу мотивирования дилеров: Ford. Тех дилеров, которые соответствуют стандартам Ford по чистоте, внешнему виду, уровню обслуживания и обучения, компания отметила «Голубым овалом». Чтобы дать клиентам понять, какие дилеры прошли сертификацию, Ford использует логотип в виде отпечатка пальца. В качестве стимула прошедшие сертификацию дилеры получили 1,25% скидку на машины Ford. В мае 2001 г. 80% из 4100 дилеров Ford в США соответствовали стандартам «Голубого овала». Наиболее прогрессивный метод взаимодействия производителей и посредников — планируемое распределение, т. е. построение плановой, профессионально управляемой вертикальной системы маркетинга, отвечающей требованиям как производителя, так и дистрибьютора. Поставщик организует специальный отдел планирования отношений с дистрибьюторами, который занимается выявлением потребностей посредников, а также разработкой программ по стимулированию торговли, нацеленных на повышение эффективности деятельности каждого отдельного продавца. Сотрудники отдела совместно с дистрибьюторами намечают коммерческие цели, определяют необходимый уровень товарных запасов, разрабатывают систему платежей и их оформления, вырабатывают требования к подготовке торгового персонала, составляют планы рекламных кампаний и мероприятий по стимулированию сбыта. Цель этой работы — изменение мировоззрения дистрибьюторов. Блестяще организовано планирование отношений с дистрибьюторами в таких компаниях, как Kraft и Procter & Gamble. Оценка деятельности участников канала Производитель должен периодически оценивать результаты деятельности посредников по таким показателям, как выполнение квот продаж, средний уровень запасов, время доставки товара покупателям, отношение к повреждениям и пропажам товаров, участие в программах по продвижению товаров и обучению персонала. Анализ полученных данных позволяет компании-поставщику выявить несоответствия между реальным вкладом дистрибьюторов и получаемым ими вознаграждением. Так, один из производителей был немало изумлен, узнав, что выплачивает посреднику компенсацию за то, что тот хранит товар на своем складе, хотя на самом деле товар складировался у производителя и за его счет. Должна быть установлена система скидок, согласно которой производитель компенсирует расходы посредников по каждой согласованной заранее операции. Если деятельность посредника неудовлетворительна, следует оказать помощь в обучении его сотрудников, изменить систему мотивации или, наконец, вообще отказаться от его услуг. Изменение правил внутри канала От производителя требуется постоянная координация и периодический пересмотр форм сотрудничества его участников в соответствии с изменениями рыночной ситуации. Очевидно, что коррективы обязательны в тех случаях, когда эффективность системы распределения снижается, когда изменяется схема совершения покупок потребителями, когда расширяется рынок, появляются новые конкуренты и новые каналы распределения, а также при переходе товара на следующие стадии жизненного цикла. Рассмотрим пример Apple. Apple. Чтобы как-то изменить ситуацию и увеличить свою скромную долю американского рынка персональных компьютеров (3,2%) в 2001 г. Apple открыла 25 розничных магазинов. Эти магазины предлагали только продукцию Apple и были рассчитаны па «технически подкованных» покупателей. В них проводились демонстрации товаров, предлагался весь спектр компьютеров «Macintosh», более 300 наименований программного обеспечения, работала «Стойка гения», за которой сидел консультант но товарам Apple, а также имелась масса совместимых с данными компьютерами периферийных устройств. Хотя такой ход и огорчил розничных торговцев, работавших с этими товарами, Apple объяснила это следующим образом: поскольку www.apple.com дает около 25% продаж, значит, собственная розничная сеть была бы вполне логичным продолжением. Ни один маркетинговый канал не может сохранять свою эффективность на протяжении всего жизненного цикла товара. Покупатель-новатор, возможно, согласится заплатить за канал с высокими издержками, но покупатель-консерватор наверняка переключится на каналы с низкими издержками. Так, первоначально копировальные аппараты для малых офисов реализовывались непосредственно производителями, затем — через дилеров офисного оборудования, а сегодня к продажам подключились фирмы, торгующие по почтовым заказам, и интернет-магазины. Рисунок 8.4. Издержки внутри канала и уровень роста рынка сбыта
Миланд Лиль предложил схему, иллюстрирующую изменение маркетинговых каналов персональных компьютеров (ПК) и одежды под дизайнерскими марками в соответствии со стадиями жизненных циклов этих товаров (рис. 8.4): ♦ Стадия внедрения. Совершенно новые товары и направление в моде, выход на рынок через специализированные каналы (магазины для радиолюбителей, бутики), привлекающие покупателей-новаторов. ♦ Стадия роста. По мере того как интерес покупателей к новому товару возрастает, появляются каналы с высокой пропускной способностью (сети магазинов, универмаги), но объем предоставляемых услуг уменьшается. ♦ Стадия зрелости. Темпы прироста объемов продаж замедляются, и некоторые конкуренты переходят к более дешевым каналам распределения (торговцы товарами широкого потребления). ♦ Стадия упадка. Возрастает значение каналов, имеющих еще меньшие издержки (фирмы, торгующие по почтовым заказам, магазины сниженных цен). На рынках с низкими барьерами на входе оптимальная структура каналов со временем будет неизбежно меняться. Возможные коррективы заключаются в увеличении или уменьшении числа участников канала, изменении числа каналов на конкретных рынках или же в разработке новых способов продажи товаров. При включении новых посредников или выходе из канала некоторых торговых компаний необходимо проанализировать влияние происходящих изменений на эффективность канала и прибыль компании-производителя. Прежде чем принять решение об отказе от услуг какого-либо дилера, производитель автомобилей должен вычесть продажи этого дилера из общих продаж и оценить возможный убыток или прибыль других своих дилеров. В некоторых случаях поставщику приходится рассматривать вопрос об отказе от сотрудничества со всеми посредниками, которым не удалось достичь согласованных результатов. Рассмотрим следующий пример. Navistar. Анализ результатов деятельности дилеров компании (продажи грузовых автомобилей) показал, что 5% от их числа продают всего лишь 3-4 грузовика в год, а значит, стоимость предоставляемых ими услуг превышала выручку компании. Но отказ от сотрудничества с отстающими мог негативно отразиться на системе в целом (повышение издержек производства единицы продукции, необходимость сокращений сотрудников, снижение загрузки оборудования, уменьшение доли рынка, отрицательная реакция других участников канала). Поэтому при принятии решения компания обязана учесть все его последствия. Наиболее сложные проблемы возникают при пересмотре стратегии распределения в целом. С течением времени каналы неизбежно «мелеют», устаревают. Разрыв между действующей в настоящее время и идеальной, способной удовлетворить все потребности и желания потребителей, системой распределения постоянно увеличивается. За примерами далеко ходить не надо: по мере того как в США возрастает число работающих женщин, компании Avon придется пересмотреть систему торговли косметикой вразнос; с появлением обладающих низкой стоимостью персональных компьютеров IBM, издавна полагавшейся на эксклюзивные отношения с региональными и отраслевыми торговыми представительствами, пришлось внести изменения в систему маркетинговых каналов.
Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |