Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетный процесс (БП)




Бюджетная классификация

 

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (с присвоением объектам классификации группировочных кодов), используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Федеральным законом “О бюджетной классификации” №115-Ф3 от 15.08.96 г. предусматривалась:

· классификация доходов бюджетов РФ;

· экономическая классификация расходов бюджетов РФ;

· функциональная классификация расходов бюджетов РФ;

· ведомственная классификация расходов федерального бюджета;

· классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

· классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

· классификация видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

· классификация видов государственного внешнего долга РФ, а также государственных внешних активов РФ;

Экономическая классификация расходов бюджета предполагает деление бюджетных расходов на текущие и капитальные.

Текущие расходы обеспечивают текущее содержание экономической и социальной инфраструктуры, отраслей экономики, текущие субсидии нижестоящим органам власти, трансфертные платежи, выплату % по государственному долгу и др.

Капитальные расходы бюджета – это денежные затраты государства, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности.

Функциональная классификация отражает сферы общественной деятельности, в которые направляются денежные средства. При этом все расходы подразделяются на крупные разделы:

· государственное управление;

· международная деятельность;

· национальная оборона;

· и т.д. см. табл.1.1.

Ведомственная классификация выделяет министерства и агентства - субъекты, получающие бюджетное финансирование. Здесь же утверждается перечень главных распорядителей средств бюджетов на соответствующий финансовый год.

      Приложение 11
      к Федеральному закону
      "О федеральном бюджете на 2011 год
      и на плановый период 2012 и 2013 годов"
   
Ведомственная структура расходов
федерального бюджета на плановый период 2012 и 2013 годов (пример)
   
              (тыс. рублей)
Наименование Мин Рз ПР ЦСР ВР Сумма
2012 год 2013 год
В С Е Г О           9 396 053 931,5 9 515 084 752,1
МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ           171 765 112,1 158 058 340,8
Общегосударственные вопросы           471 174,6 202 686,3
Международные отношения и международное сотрудничество           8 206,1 8 286,3
Международное сотрудничество           8 206,1 8 286,3
Взносы в международные организации           8 206,1 8 286,3
Выполнение международных обязательств           8 206,1 8 286,3
Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов           18 568,5  
Федеральные целевые программы           18 568,5  
                       

 

 

В настоящее время (ст. 19 ФЗ от 26.04.2007 г. № 63-ФЗ) бюджетная классификация РФ включает:

· классификацию доходов бюджетов;

· классификацию расходов бюджетов;

· классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

· классификацию операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления).

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе производить дальнейшую детализацию своих бюджетов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

 

 

Бюджетный процесс - это регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета, контролю за исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Бюджетный процесс регламентируется:

· бюджетным кодексом РФ;

· соответствующим Законом субъекта федерации;

· соответствующими правовыми актами органов местного самоуправления.

Основными принципами организации бюджетного процесса являются:

· единство и полнота охвата всех доходов и расходов бюджета;

· реальность планируемых бюджетных доходов, которая достигается как обоснованием размеров всех источников доходов, так и расходов бюджетов;

· гласность и публичность разработки проектов и утверждения бюджетов;

· соблюдение бюджетной классификации;

· периодичность бюджетов, которая заключается в ежегодном составлении бюджета на календарный финансовый год;

· отражение в бюджете на очередной финансовый год социально-экономической политики, изложенной в Бюджетном послании Президента РФ.

Выделяют следующие стадии бюджетного процесса:

· составление проектов бюджетов;

· рассмотрение и утверждение бюджетов;

· исполнение бюджетов;

· контроль исполнения, организация учета, подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Каждая стадия имеет свое назначение, все они должны быть соблюдены и выполнены в обозначенные законодательством сроки. Открытие бюджетных ассигнований осуществляется финансовыми органами только после утверждения соответствующего бюджета, что создает основу для исполнения бюджета.

Деятельность государственных органов от начала составления бюджета до утверждения отчета о его исполнении длится около 3,5 лет. Этот период называется бюджетным циклом.

Участниками бюджетного процесса являются:

· Президент Российской Федерации;

· высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;

· законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;

· исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

· Центральный банк Российской Федерации;

· органы государственного (муниципального) финансового контроля;

· органы управления государственными внебюджетными фондами;

· главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

· главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

· главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

· получатели бюджетных средств.

 

Участниками бюджетного процесса на федеральном уровне являются:

· Президент Российской Федерации;

· Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;

· Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

· Правительство Российской Федерации;

· Министерство финансов Российской Федерации;

· Федеральное казначейство;

· Центральный банк Российской Федерации;

· Счетная палата Российской Федерации;

· Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

· органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации;

· главные распорядители, распорядители и получатели средств федерального бюджета;

· главные распорядители, распорядители и получатели средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

· главные администраторы (администраторы) доходов федерального бюджета;

· главные администраторы (администраторы) доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

· главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита федерального бюджета;

· главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Статья 168.1. ФЗ от 20.08.2004 № 120-ФЗ введено понятие «Временная финансовая администрация» - федеральный орган исполнительной власти (исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации), уполномоченный Правительством Российской Федерации (высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации) подготавливать и осуществлять меры по восстановлению платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования), оказывать содействие федеральным органам государственной власти (органам государственной власти субъектов Российской Федерации) в осуществлении отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления), осуществлять и (или) контролировать осуществление отдельных бюджетных полномочий исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местной администрации).

Временная финансовая администрация в субъекте РФ (муниципальном образовании) вводится на срок до одного года решением арбитражного суда при осуществлении производства по делу о восстановлении платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования) по ходатайству Правительства РФ (высшим должностным лицом субъекта РФ и (или) представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования).

Решение о введении временной финансовой администрации принимается в случае, если на момент принятия данного решения возникшая в результате решений, действий или бездействия:

органов государственной власти субъекта РФ просроченная задолженность по исполнению долговых обязательств и (или) бюджетных обязательств субъекта РФ (муниципального образования) превышает 30 % объема собственных доходов бюджета субъекта РФ (местного бюджета) в последнем отчетном финансовом году при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета перед бюджетом субъекта РФ (бюджета субъекта перед бюджетом муниципального образования).

Составление бюджета основывается на:

· Бюджетном послании Президента РФ.

· Прогнозе социально-экономического развития соответствующих территорий на очередной финансовый год.

· Основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год.

· Прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год.

· Плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.

Этапы бюджетного процесса. БП должен начинаться за 1,5 года (реально за 0,5 года).

1. Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

2. Приблизительно 15 августа выходит распоряжение правительства о разработке бюджета.

3. В течение 2-х месяцев Министерство экономического развития разрабатывает прогноз экономического и социального развития России. Министерство финансов рассылает классификации расходов и доходов бюджета и нормативы по сферам деятельности, которых следует придерживаться при разработке смет.

4. Министерство финансов взаимодействует с министерствами и республиками по поводу дотаций из бюджета. Эти органы представляют свои предложения в виде росписи доходов и расходов и свои бюджеты.

5. Не позднее 24 часов 1 октября Правительство вносит Проект ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу, одновременно со следующими документами:

· основными направлениями бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год и плановый период;

· предварительными итогами социально-экономического развития РФ за истекший период текущего финансового года и ожидаемыми итогами социально-экономического развития РФ за текущий финансовый год;

· прогнозом социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и плановый период;

· оценкой ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий финансовый год;

· прогнозом основных параметров бюджетной системы РФ, в том числе консолидированного бюджета РФ на очередной финансовый год и плановый период;

· пояснительной запиской к проекту ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;

· расчетами по статьям классификации доходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период;

· реестром расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, в том числе за счет субвенций бюджетам субъектов РФ;

· перечнем публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, и расчетами по ним на очередной финансовый год и плановый период;

· методиками (проектами методик) и расчетами распределения межбюджетных трансфертов между субъектами РФ в очередном финансовом году и плановом периоде;

· основными показателями государственного оборонного заказа;

· отчетами о реализации долгосрочных целевых программ;

· федеральной адресной инвестиционной программой;

· верхним пределом государственного внешнего долга РФ по состоянию на конец очередного финансового года и каждого года планового периода по видам долговых обязательств и с разбивкой по отдельным государствам;

· верхним пределом и проектом структуры государственного внутреннего долга РФ по состоянию на конец очередного финансового года и каждого года планового периода;

· проектом программы предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период;

· проектами программ государственных внутренних и внешних заимствований РФ на очередной финансовый год и плановый период;

· проектом программы государственных гарантий РФ в иностранной валюте и проектом программы государственных гарантий РФ в валюте РФ на очередной финансовый год и плановый период;

· предложениями по минимальному размеру оплаты труда, размеру стипендий, а также предложениями о порядке индексации заработной платы работников федеральных бюджетных учреждений, денежного содержания (денежного довольствия) федеральных государственных служащих в очередном финансовом году и плановом периоде;

· (с 1 января 2013 г.) расчетами прогнозируемого использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, прогнозируемого объема средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на начало и конец очередного финансового года и каждого года планового периода.

Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов:

· о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;

· о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на очередной финансовый год и плановый период.

· проекты федеральных законов об изменении сроков вступления в силу (приостановления действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде.

Центральный банк РФ не позднее 1 октября представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период.

6. В течение суток документы, полученные Думой, направляются в Комитет по бюджету. На основании заключения Комитета Совет Государственной Думы проект закона о ФБ вносит на рассмотрение в Государственную Думу или возвращает на доработку в Правительство РФ, если состав представленных документов и материалов не соответствует требованиям Кодекса.

7. Принятый Думой ФЗ о федеральном бюджете в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение в Совет Федераций. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины общего числа членов, или если он в течение 14 дней не был рассмотрен. В случае отклонения Закона Советом Федерации создается согласительная комиссия.

8. Согласительная комиссия в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный федеральный закон о федеральном бюджете, которая повторно рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете в одном чтении. В случае несогласия ГД с решением СФ закон о бюджете считается принятым, если за него при повторном голосовании проголосовало не менее 2/3 общего числа депутатов Государственной Думы.

9. Принятый ФЗ в течение 5 дней направляется на подпись президенту. На подписание закона ему отводится 14 дней и на обнародование закона - 7 дней.

В случае если закон (решение) о бюджете не вступил в силу с начала текущего финансового года, то вводится временное управление бюджетом:

· финансовый орган правомочен ежемесячно доводить до главных распорядителей бюджетных средств бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в размере, не превышающем 1/12 части бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в отчетном финансовом году;

· иные показатели, определяемые законом (решением) о бюджете, применяются в размерах (нормативах) и порядке, которые были установлены законом (решением) о бюджете на отчетный финансовый год;

· порядок распределения и (или) предоставления межбюджетных трансфертов другим бюджетам бюджетной системы РФ сохраняется в виде, определенном на отчетный финансовый год.

Орган исполнительной власти в течение одного месяца представляет на рассмотрение и утверждение законодательного органа проект закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете, уточняющего показатели бюджета с учетом исполнения бюджета за период временного управления бюджетом. Указанный проект закона (решения) рассматривается и утверждается законодательным органом в срок, не превышающий 15 дней со дня его представления.

Если закон (решение) о бюджете не вступил в силу через три месяца после начала финансового года, финансовый орган организует исполнение бюджета при соблюдении условий, определенных выше, но при этом не имеет права:

· доводить лимиты бюджетных обязательств и бюджетные ассигнования на бюджетные инвестиции и субсидии юридическим и физическим лицам, установленные настоящим Кодексом;

· предоставлять бюджетные кредиты;

· осуществлять заимствования в размере более одной восьмой объема заимствований предыдущего финансового года в расчете на квартал;

· формировать резервные фонды.

Указанные ограничения не распространяются на расходы, связанные с выполнением публичных нормативных обязательств, обслуживанием и погашением государственного (муниципального) долга, выполнением международных договоров.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.