Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетный дефицит. Состав и структура доходов Федерального бюджета




Состав и структура доходов Федерального бюджета

Состав и структура расходов Федерального бюджета

Исполнение бюджета - это работа по обеспечению полного и своевременного поступления налогов и других платежей, доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года.

Исполнение бюджета

 

Эта работа возложена на Минфин РФ, Федеральное казначейство, Государственную налоговую службу, Государственный таможенный комитет и их подразделения на местах.

Исполнение бюджета осуществляется на основе бюджетной росписи доходов и расходов основному оперативному плану распределения доходов - расходов по подразделениям бюджетной классификации, в котором проставлены сроки поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

· зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему РФ, распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, со счетов органов Федерального казначейства и иных поступлений в бюджет;

· возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;

· зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством РФ;

· уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы РФ;

· перечисление Федеральным казначейством средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, в порядке, установленном Министерством финансов РФ.

Исполнение бюджета по расходам предусматривает:

· принятие бюджетных обязательств;

· подтверждение денежных обязательств;

· санкционирование оплаты денежных обязательств;

· подтверждение исполнения денежных обязательств.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты.

Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом.

Оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.

Оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований.

Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы РФ, субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств.

Организация оперативного исполнения бюджета возложена на Федеральное казначейство РФ (ФК) — структуру Министерства финансов, которое осуществляет с единого (главного) счета Федерального казначейства все операции со всеми государственными федеральными ресурсами. Все остальные счета, открытые казначейством в учреждениях банковской системы служат для транзитного перемещения бюджетных средств на счета субъектов, финансируемых за счет Федерального бюджета. Казначейство информирует о результатах исполнения ФБ министра финансов – ежедневно, а высшие органы государственной власти — ежемесячно.

Главное управление Федерального казначейства МФ РФ:

· организует бюджетное и финансовое исполнение ФБ и государственных внебюджетных фондов;

· доводит до территориальных органов ФК размеры бюджетных ассигнований;

· ведет сводный реестр распорядителей средств ФБ;

· организует распределение в установленных размерах доходов между ФБ и бюджетами субъектов РФ;

· осуществляют управление доходами и расходами ФБ и иными централизованными ресурсами;

· регулируют финансовые отношения между ФБ и государственными внебюджетными фондами;

· организует и осуществляет ведение операций по учету государственной казны РФ и другие мероприятия по исполнению ФБ.

Правительство ежемесячно предоставляет в ГД информацию о ходе исполнения ФБ и ежеквартально — отчет.

Составлением отчета занимается Министерство финансов, Государственная налоговая служба и Государственный таможенный комитет. Отчет докладывается Федеральному собранию, которое его утверждает.

Контроль за исполнением ФБ осуществляет Счетная палата.

Операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря.

 


Таблица 1.1.

Состав и структура расходов Федерального бюджета

Виды расходов и структура в % (план)         2002* 2003*
Государственное управление 1,6 1,2   3,4 2,9 2,8
Международная деятельность 6,4 4,6     2,2 1,9
Национальная оборона 18,4 19,2 16,5   14,6 14,7
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства 8,1 9,5 9,3 11,0 8,9 10,4
Фундаментальные исследования и содействие НТП 2,8 2,7 1,8 1,9 1,6 1,7
Промышленность, энергетика, строительство 11,4 8,1 2,3 3,5 3,0 2,7
Сельское хозяйство 3,3 2,0 1,3 1.7 1,38 1,33
Охрана окружающей среды 0,5 0,4     0,5 0,46
Образование 3,6 3,2 3,8 4,1 4,11 4,16
Культура и искусство, СМИ 1,2 1,0     1,06 1,11
Здравоохранение и физическая культура 1,7 1,6 1,9 1.9 1,64 1,68
Социальная политика 3,0 3,4   9,0 22,1 6,42
Обслуживание государственного долга 13,4 15,5 7,4 20,1 14,6 11,8
Финансовая помощь субъектам РФ 12.6   8,1 15,6 0,03 0,89
В том числе            
Федеральный фонд финансовой поддержки регионов 9,0       0,71 30,7
Прочие расходы 5,8 18,1     0,16 0,33
Расходы, не вошедшие в таблицу         20,1 7,11
Расходы целевых бюджетных фондов (Федерального дорожного фонда, Федерального экологического фонда) 6,2   7,1 1,2 0,71 0,6
Общая сумма расходов, млрд. руб. 435,7 100% 524,3 100% 855,1 100% 100% 1947,4 100% 2345,6 100%

РS. В таблице представлены плановые цифры бюджета. Фактически бюджеты последних лет значительно перевыполняются. На 2010 г. общий объем расходов ФБ запланирован в сумме 9886,9 млрд. руб., на 2011 г. - прогнозируется в сумме 10658,6 млрд. руб.

 


Таблица 1.2.

Состав и структура доходов Федерального бюджета

Состав и структура доходов в % (план)         2002* 2003*
Налоговые доходы — всего -в том числе:     84,6 93,4 94,4 93.4
-НДС     34,8 43,3 36,4 39.1
-акцизы       15,8 10,4 9.4
–налоги на внешнюю торговлю и операции     27,6 16,0 9,2 13,9
–лицензионные и регистрационные сборы   0,4     0,04 0,06
–налог на прибыль предприятий       14,5 9,76 7,37
–подоходный налог с физических лиц       0,2    
–платежи за пользование природными ресурсами     1,4 3,1 8,64 7,57
–отчисления на воспроизводство МСБ   -     0,1 0,03
-налог на доходы от капитала -       0,11  
-налог на покупку иностранных дензнаков -       0,09  
-налог на игорный бизнес -       0,05 0,05
-налог на совокупный доход -       0.27 0.35
-налог на операции с ценными бумагами -       0,04 0,03
-госпошлина -       11,57 0,11
-прочие налоги, сборы и пошлины -       0.12 0,22
Неналоговые доходы в том числе:     7,8 5,4 4,91 6,02
-Доходы от федерального имущества, находящегося в государственной собственности или от деятельности     3,2 2,25 2,37 3,44
из них:            
· перечисление прибыли ЦБ РФ -       0,19 0,37
· доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в гос. собственности -       0,39 0,3
· дивиденды по акциям, принадлежащим государству -       0,36 0,43
· прочие -       1,43 2,33
-Доходы от внешнеэконом. деятельности     4,3 2,64 2,25 2,43
-Прочие неналоговые доходы         0,15 0,16
Доходы целевых бюджетных фондов     7,6 1,2 0,65 0,58
Единый социальный налог (35,6%, позже 26 %. С 2010 г. заменен на страховые платежи в размере 34%.)         13,23 15,12
Итого доходов, млрд. руб. 347,2 100% 473,6 100% 797,2 100% 1193,5 100% 2125,7 100% 2417,8 100%

 

РS. В таблице представлены плановые цифры бюджета. Фактически бюджеты последних лет постоянно перевыполняются, например, бюджет 2000г. по доходам выполнен на 141,4%.

На 2010 г. запланирован ВВП в размере 43187,0 млрд. руб., общий объем доходов ФБ – 6950, млрд. руб., в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов - 3194,7 млрд. руб. Прогнозируемый на 2011 г. объем ВВП в размере 50389,0 млрд. руб., общий объем доходов ФБ - 8844, млрд. руб., уровень инфляции не выше 6,5 %.

 

 

Превышение расходных статей бюджета над доходными называется бюджетным дефицитом. В 1991 г. он составил 20% ВВП. В 1996 г. - 3,85% ВВП, в 1997 - 3,3%, в 1998 - 0,42 % (по плану ВВП должен составить 2750 млрд. руб.). В 1999 г. - 2,54% (ВВП 4000 млрд. руб). В 2000 г. – 1,08% от 5350 млрд. руб. В 2010 г. – 42,3% от доходов и 6,8 % от ВВП в сумме 43187,0 млрд. руб., в 2011 г. – 20,5% от доходов ФБ и 3,6% от прогнозируемого ВВП в размере 50389,0 млрд. руб. Причины дефицита:

1. Необходимость осуществления крупномасштабных государственных вложений в развитие экономики, отражающих необходимость государственного регулирования экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.

2. Чрезвычайные ситуации (войны, крупные стихийные бедствия).

3. Кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо помнить:

· Бюджетный дефицит допустим даже для здоровой экономики в отдельные периоды ее развития.

· Величина БД не должна превышать 2-3% валового национального продукта.

· Дефицит может покрываться работой печатного станка, приводящей к эмиссии денежных средств и возрастанию инфляционных процессов и использованием различных форм государственного кредита (как внутреннего, так и внешнего).

· Для преодоления бюджетного дефицита необходимо лечение “больной” экономики.

В 1999г. в оборот впервые введено понятие “профицит”, т.е. превышение доходов над расходами в сумме 65,5 млрд. руб., или 1,64% ВВП (из общей суммы расходов вычитают расходы на обслуживание госдолга России). Профицит консолидированного бюджета 2000 г. – 4,5% ВВП. Профицит на 2004 г. был запланирован в размере 0,5% ВВП, а на 2005г. 1,5% ВВП. Профицит является следствием высоких цен на нефть и относительно низких темпов роста расходов бюджета. Профицит в 2004 г. впервые направлен на образование Стабилизационного фонда РФ (в настоящее время Резервный фонд). Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния. На 01.10.2010 г. совокупный объем средств Резервного фонда - 41,39 в млрд. долларов США или 1 258,26 в млрд. руб. Совокупный объем средств Фонда национального благосостояния на 01.10.2010 г. 89,54 млрд. долларов США или 2722,15 млрд. руб.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.