Тема 6. Конкуренция и рыночная власть.
6.1. Конкуренция: понятие и виды.
Эффективность конкурентных рынков
Конкуренция(от латинского «concurrere» – сталкиваться) – соперничество между отдельными субъектами рынка за наиболее выгодные условия производства и реализации продукции, работ и услуг.
Объективные условия возникновения конкуренции:
– наличие множества равноправных рыночных субъектов;
– полная экономическая обособленность каждого из них;
– зависимость рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;
– противоборство со всеми другими рыночными субъектами за удовлетво-рение покупательского спроса.
Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание – закон рыночного хозяйства. Конкуренция – двигатель экономического прогресса. «Общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей. Именно конкуренция показывает как можно эффективнее производить вещи» (Фридрих фон Хайек, лауреат Нобелевской премии, 1974).
Вместе с тем с конкуренцией связаны негативные явления: разорение и обнищание части населения, безработица, нестабильность, социальная неспра-ведливость, инфляция, образование монополий и т. д.
Функции конкуренции:
– ориентация производителя на удовлетворение запросов потребителя, без чего нельзя получить прибыль;
– стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей;
– дифференциация производителей (выигрывают, сохраняют бизнес, разо-ряются);
– влияние на производство и распределение ресурсов между видами экономической деятельности (ВЭД) в соответствии со спросом и нормой прибыли;
– устранение неконкурентоспособных предприятий (их продажа, слияние преобразование и т.п.);
– стимулирование снижения цен и повышение качества товаров.