Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы рыночных структур и виды конкуренции




Антимонопольное регулирование

Тема 6. Конкуренция и рыночная власть.

Конкуренция: понятие и виды.

Эффективность конкурентных рынков

 

Конкуренция (от латинского «concurrere» – сталкиваться) соперничество между отдельными субъектами рынка за наиболее выгодные условия производства и реализации продукции, работ и услуг.

Объективные условия возникновения конкуренции:

– наличие множества равноправных рыночных субъектов;

– полная экономическая обособленность каждого из них;

– зависимость рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;

– противоборство со всеми другими рыночными субъектами за удовлетво-рение покупательского спроса.

Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание – закон рыночного хозяйства. Конкуренция – двигатель экономического прогресса. «Общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей. Именно конкуренция показывает как можно эффективнее производить вещи» (Фридрих фон Хайек, лауреат Нобелевской премии, 1974).

Вместе с тем с конкуренцией связаны негативные явления: разорение и обнищание части населения, безработица, нестабильность, социальная неспра-ведливость, инфляция, образование монополий и т. д.

Функции конкуренции:

– ориентация производителя на удовлетворение запросов потребителя, без чего нельзя получить прибыль;

– стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей;

– дифференциация производителей (выигрывают, сохраняют бизнес, разо-ряются);

– влияние на производство и распределение ресурсов между видами экономической деятельности (ВЭД) в соответствии со спросом и нормой прибыли;

– устранение неконкурентоспособных предприятий (их продажа, слияние преобразование и т.п.);

– стимулирование снижения цен и повышение качества товаров.

Характер конкуренции зависит от рыночной ситуации, отличающейся следующими признаками:

– количеством и размером фирм, численностью покупателей и продавцов;

– характером производимой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг;

– возможностью входа на рынок новых фирм и выхода из него;

– возможностью контроля за ценой продукции;

– доступ участников рынка к информации, необходимой для принятия экономических решений.

В зависимости от этих признаков выделяются 2формы рыночных структур (табл. 1, 2):

3. Свободная или совершенная конкуренция.

4. Несовершенная конкуренция, включающая 3 вида конкуренции:

– чистая монополия;

– монополистическая конкуренция;

– олигополия.

Различается также виды конкуренции:

– функциональная (конкуренция по определенному товару);

– видовая (по цене и качеству);

– межфирменную (среди предприятий, фирм);

– внутриотраслевую, межотраслевую (см. том III «Капитала» К. Маркса);

– ценовую и неценовую конкуренцию.

Основные методы добросовестной конкуренции:

– повышение качества продукции, снижение цен («война цен»), реклама, развитие до- и послепродажного обслуживания, создание новых товаров и услуг, реализация инноваций и т.п.;

Основные методы недобросовестной конкуренции:

– экономический (промышленный) шпионаж, подделка продукции конкурентов, подкуп и шантаж, обман потребителей, махинации с деловой отчетностью и валютой, сокрытие дефектов и т.п.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.