Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыночная власть и ее показатели. Антимонопольное регулирование




Классификация видов конкуренции

Количество потребите-лей Количество производителей
Много Несколько Один
  Много Совершенная конкуренция   Отсутствие всякого контроля над ценами (условно: рынок зерна, ценных бумаг, валюты).   Монополистическая конкуренция. Некоторый контроль над ценами и рынком(рынок обуви, одежды, парфюмерии, мебели и др.). Олигополия (дуополия) 1. Небольшие различия в продукции, относительно большой контроль над ценами и рынком (металлургия, добывающая промышлен- ность).   2. Различная продукция (автомобиле-строение, машиностроение). «Чистая, абсолютная» монополия производителя. Высокий (но не 100%) контроль над ценами и рынком, единственный продукт (новые виды лекарств, естественные монополии: ж.д транспорт, энерго -, газо – и водоснабжение, производство вооружений, кабельное телевидение).
Несколько Ограниченная монополия потребителя (дорогие рестораны, избранные клиенты) Двусторонняя олигополия (сбыт товаров производствен- ного назначения) Ограниченная олигополия производителя Поставка оборудования для печатания денег.
    Один «Чистая, абсолютная» монополия потребителя (монопсония) Фирма «Де Бирс», алмазы. Ограниченная монопсония Выполнение военных заказов государства. Двусторонняя монополия Поставка оборудования по индивидуальному заказу.

 

 

Монополия– исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т.е. принадлежащие одному лицу, группе лиц или государству) на ведение какой-либо хозяйственной деятельности (табл. 3).

Выделяют:

естественную монополию – обладание хозяйствующим субъектом редкими, невоспроизводимыми факторами производства (природные ресурсы, ж.д. транспорт, газ, электроэнергетика);

искусственную монополию – сосредоточение в одних руках производства и рынка сбыта какого-либо продукта (картели, синдикаты, тресты и т.п.).

Таблица 3

Основные признаки абсолютной

монополии и конкурентного рынка

Абсолютная монополия Конкурентный рынок
Плановое распределение центром средств производства, рабочей силы и финансовых средств Продажа всем желающим производ-ственных факторов и финансовых средств в негосударственном секторе
Строго регламентированные сверху вертикальные хозяйственные связи Свободное предпринимательство с установлением горизонтальных экономических связей
Централизованное установление цен Цены, основанные на договоре покупателей и продавцов
Нормированное распределение продуктов Свободный выбор покупателями всех видов товаров
Монополия государства во внешней торговле Свобода внешнеэкономической деятельности предпринимателей
Чистая монополия государства Конкуренция всех товаровладельцев

Картель – монополистический союз, соглашение предприятий, как правило, одной отрасли, сохраняющих юридическую и экономическую самостоятельность, с целью ограничения конкуренции через регулирование цен, рынков сбыта, объем продаж, доступа к источникам сырья и т.п.

Концерн – монополистическоеобъединениеюридически самостоятельных предприятий с единым руководством путем установления над ними финансового контроля за счет покупки или обмена акциями.Концерн централизует функции научно-технического и производственного развития, инвестиционной, финансовой и внешнеэкономической деятельности.

Синдикат – объединение ряда самостоятельных предприятий, выпускающих однородную продукцию, с целью создания, в отличие от картеля, единой сбытовой и закупочной сети.

Трест – формамонополий, объединениеюридически самостоятельных предприятий, руководимых единым управляющим центром в производственной и коммерческой сфере. Акционеры, передавая свои акции доверенным лицам, продолжают получать дивиденды, но отказываются от права голоса.

 

Появление монополий обусловлено возникновением экономических выгод в результате установления монопольно высоких цен на свою продукцию и монопольно низких цен на приобретаемые ими сырье и продукты. Монополии – результат концентрации производства (укрупнения производства за счет вовлечения дополнительного капитала) и централизации производства (слияния мелких и средних предприятий в единое крупное).

Монопольная цена – особый вид рыночной цены, устанавливаемой выше или ниже конкурентной для получения монопольной сверхприбыли.Монопольный доход – экономическая реализация господства монополистов на рынке, своего рода «дань», которой они облагают население и других предпринимателей.

Монополист влияет на ценообразование путем изменения объема производства, монопсонист – путем изменения объема закупок.

 

Рост монопольных цен (Pm) не беспределен, он ограничен ценовой эластичностью спроса (E) на продукцию данной фирмы. Отсюда монопольная власть на рынке – величина, обратная эластичности спроса на продукцию фирмы. Английский экономист Абба Лернер (1905–1982) предложил в 1934 г. индекс (IL), характеризующий монопольную власть при предельных издержках (МС): IL = (Pm – MC) / Pm = 1 / E, доли ед.

Умножив числитель и знаменатель формулы на объем производства Q, получим в числителе прибыль, а в знаменателе–выручку от продаж, т.е. долю прибыли в выручке. Таким образом, признаком монополии лернеровский индекс признает высокую долю прибыли в выручке.

Другим показателем рыночной (монопольной) власти признается с тепень концентрации рынкадоля продукции фирмы в отрасли, виде экономической деятельности, т.е. чем выше доля, тем выше монопольная власть (значение индекса Хервиндаля – Хиршмана (Ihh) для одной фирмы в отрасли–10 000, для 100 одинаковых фирм–100).

Монопольная власть вызывает социальные конфликты, поэтому государством реализуются 3 группы мер антимонопольного регулирования экономики:

1. Административно - правовое воздействие:

– запрет монополии в какой-либо отрасли хозяйства;

– роспуск существующих монополистических объединений;

– расчленения монополий на ряд самостоятельных производств.

 

2. Административно - экономическое воздействие:

– преследование торговцев, ведущих ценовую дискриминацию (завышение цен, не вызванное издержками производства), фальсификацию товаров путем рекламы;

– запрещение внеэкономического воздействия (сговора) на контрагентов с целью изменения рыночной ситуации,

 

3. Экономическое воздействие:

– налоговой политикой, вынуждающей монополии устанавливать цены, близкие к условиям свободной конкуренции;

– поощрением роста выпуска товаров - субститутов (товаров - заменителей) для снижения спроса на товары монопольного производства;

– увеличением импорта товаров, технологий, знаний.

 

Таблица 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.