КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рыночная власть и ее показатели. Антимонопольное регулирование
Классификация видов конкуренции
Монополия– исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т.е. принадлежащие одному лицу, группе лиц или государству) на ведение какой-либо хозяйственной деятельности (табл. 3). Выделяют: – естественную монополию – обладание хозяйствующим субъектом редкими, невоспроизводимыми факторами производства (природные ресурсы, ж.д. транспорт, газ, электроэнергетика); – искусственную монополию – сосредоточение в одних руках производства и рынка сбыта какого-либо продукта (картели, синдикаты, тресты и т.п.). Таблица 3 Основные признаки абсолютной монополии и конкурентного рынка
Картель – монополистический союз, соглашение предприятий, как правило, одной отрасли, сохраняющих юридическую и экономическую самостоятельность, с целью ограничения конкуренции через регулирование цен, рынков сбыта, объем продаж, доступа к источникам сырья и т.п. Концерн – монополистическоеобъединениеюридически самостоятельных предприятий с единым руководством путем установления над ними финансового контроля за счет покупки или обмена акциями.Концерн централизует функции научно-технического и производственного развития, инвестиционной, финансовой и внешнеэкономической деятельности. Синдикат – объединение ряда самостоятельных предприятий, выпускающих однородную продукцию, с целью создания, в отличие от картеля, единой сбытовой и закупочной сети. Трест – формамонополий, объединениеюридически самостоятельных предприятий, руководимых единым управляющим центром в производственной и коммерческой сфере. Акционеры, передавая свои акции доверенным лицам, продолжают получать дивиденды, но отказываются от права голоса.
Появление монополий обусловлено возникновением экономических выгод в результате установления монопольно высоких цен на свою продукцию и монопольно низких цен на приобретаемые ими сырье и продукты. Монополии – результат концентрации производства (укрупнения производства за счет вовлечения дополнительного капитала) и централизации производства (слияния мелких и средних предприятий в единое крупное). Монопольная цена – особый вид рыночной цены, устанавливаемой выше или ниже конкурентной для получения монопольной сверхприбыли.Монопольный доход – экономическая реализация господства монополистов на рынке, своего рода «дань», которой они облагают население и других предпринимателей. Монополист влияет на ценообразование путем изменения объема производства, монопсонист – путем изменения объема закупок.
Рост монопольных цен (Pm) не беспределен, он ограничен ценовой эластичностью спроса (E) на продукцию данной фирмы. Отсюда монопольная власть на рынке – величина, обратная эластичности спроса на продукцию фирмы. Английский экономист Абба Лернер (1905–1982) предложил в 1934 г. индекс (IL), характеризующий монопольную власть при предельных издержках (МС): IL = (Pm – MC) / Pm = 1 / E, доли ед. Умножив числитель и знаменатель формулы на объем производства Q, получим в числителе прибыль, а в знаменателе–выручку от продаж, т.е. долю прибыли в выручке. Таким образом, признаком монополии лернеровский индекс признает высокую долю прибыли в выручке. Другим показателем рыночной (монопольной) власти признается с тепень концентрации рынка – доля продукции фирмы в отрасли, виде экономической деятельности, т.е. чем выше доля, тем выше монопольная власть (значение индекса Хервиндаля – Хиршмана (Ihh) для одной фирмы в отрасли–10 000, для 100 одинаковых фирм–100). Монопольная власть вызывает социальные конфликты, поэтому государством реализуются 3 группы мер антимонопольного регулирования экономики: 1. Административно - правовое воздействие: – запрет монополии в какой-либо отрасли хозяйства; – роспуск существующих монополистических объединений; – расчленения монополий на ряд самостоятельных производств.
2. Административно - экономическое воздействие: – преследование торговцев, ведущих ценовую дискриминацию (завышение цен, не вызванное издержками производства), фальсификацию товаров путем рекламы; – запрещение внеэкономического воздействия (сговора) на контрагентов с целью изменения рыночной ситуации,
3. Экономическое воздействие: – налоговой политикой, вынуждающей монополии устанавливать цены, близкие к условиям свободной конкуренции; – поощрением роста выпуска товаров - субститутов (товаров - заменителей) для снижения спроса на товары монопольного производства; – увеличением импорта товаров, технологий, знаний.
Таблица 1
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |