Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия




Формы рыночных структур и виды конкуренции

Характер конкуренции зависит от рыночной ситуации, отличающейся следующими признаками:

– количеством и размером фирм, численностью покупателей и продавцов;

– характером производимой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг;

– возможностью входа на рынок новых фирм и выхода из него;

– возможностью контроля за ценой продукции;

– доступ участников рынка к информации, необходимой для принятия экономических решений.

В зависимости от этих признаков выделяются 2формы рыночных структур (табл. 1, 2):

1. Свободная или совершенная конкуренция.

2. Несовершенная конкуренция, включающая 3 вида конкуренции:

– чистая монополия;

– монополистическая конкуренция;

– олигополия.

Различается также виды конкуренции:

– функциональная (конкуренция по определенному товару);

– видовая (по цене и качеству);

– межфирменную (среди предприятий, фирм);

– внутриотраслевую, межотраслевую (см. том III «Капитала» К. Маркса);

– ценовую и неценовую конкуренцию.

Основные методы добросовестной конкуренции:

– повышение качества продукции, снижение цен («война цен»), реклама, развитие до- и послепродажного обслуживания, создание новых товаров и услуг, реализация инноваций и т.п.;

Основные методы недобросовестной конкуренции:

– экономический (промышленный) шпионаж, подделка продукции конкурентов, подкуп и шантаж, обман потребителей, махинации с деловой отчетностью и валютой, сокрытие дефектов и т.п.

 

Совершенная конкуренция заставляет фирмы выпускать продукцию с минимальными средними издержками (равными предельным издержкам) и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам.

Несовершенная конкуренция предполагает наличие на рынке:

– одной фирмы (одного продавца) – монополии (от греч. «моно» – один и «полео» – продаю), одного покупателя – монопсонии. Монополия и монопсония – крайние случаи несовершенной конкуренции;

нескольких крупных фирм: олигополии – (от греч. «олигос» – немногий и «полео» – продаю), выпускающих и продающих основную массу какого-либо товара (3 гиганта автопромышленности США – «Дженерал моторс», «Форд» и «Крайслер» вместе производят свыше 90% всей продукции) и олигопсония (от греч. «олигос» – малочисленный и «опсония» – покупка) – превышение числа продавцов над покупателями;

монополистической конкуренции – сочетания монополии и рынка совер-шенной конкуренции – каждая фирма продает продукцию с множеством близких, но несовершенных заменителей (марка компьютеров, телевизоров, сорта пива и т.п.).

Таблица 1

Характеристика форм и видов конкурентных рынков

 

Параметры состояния рынка Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
Чистая монополия Монополис-тическая Олигополия (дуополия)
1. Число фирм, покупателей и продавцов Множество Одна фирма Много Несколько (две фирмы)
2. Мобильность факторов производства        
3. Барьеры для входа и выхода из рынка Нет Непреодолимые (нет вхождения) Нет Обычно есть
4. Характер продукции Однородная Однородная, без заменителей Дифферен-цированная Однородная
5. Контроль за ценой Нет Полный Невысокий Нелегальный контроль
6. Доступ участ-ников рынка к информации Свободный Исключен Ограничен Ограничен
7. Самостоя-тельность политики фирмы Самостоятельная, так как Самостоятельная, так как неизвестна реакция конкурентов
неизвестна реакция конкурентов ей не с кем считаться
8. Эластичность спроса на продукцию Небольшая Наименьшая Средняя Средняя
9. Получение фирмой эконо-мической прибыли (ПЭ) В долгосроч-ном периоде ПЭ нет Возможно постоянное получение ПЭ В долгосроч-ном периоде ПЭ нет Возможно постоянное получение ПЭ
10. Соотноше-ние цены (Р) и предельных издержек (МС) Р = МС Р > МС Р > МС Р > МС

 

 

Таблица 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.