КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия
Формы рыночных структур и виды конкуренции Характер конкуренции зависит от рыночной ситуации, отличающейся следующими признаками: – количеством и размером фирм, численностью покупателей и продавцов; – характером производимой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг; – возможностью входа на рынок новых фирм и выхода из него; – возможностью контроля за ценой продукции; – доступ участников рынка к информации, необходимой для принятия экономических решений. В зависимости от этих признаков выделяются 2формы рыночных структур (табл. 1, 2): 1. Свободная или совершенная конкуренция. 2. Несовершенная конкуренция, включающая 3 вида конкуренции: – чистая монополия; – монополистическая конкуренция; – олигополия. Различается также виды конкуренции: – функциональная (конкуренция по определенному товару); – видовая (по цене и качеству); – межфирменную (среди предприятий, фирм); – внутриотраслевую, межотраслевую (см. том III «Капитала» К. Маркса); – ценовую и неценовую конкуренцию. Основные методы добросовестной конкуренции: – повышение качества продукции, снижение цен («война цен»), реклама, развитие до- и послепродажного обслуживания, создание новых товаров и услуг, реализация инноваций и т.п.; Основные методы недобросовестной конкуренции: – экономический (промышленный) шпионаж, подделка продукции конкурентов, подкуп и шантаж, обман потребителей, махинации с деловой отчетностью и валютой, сокрытие дефектов и т.п.
Совершенная конкуренция заставляет фирмы выпускать продукцию с минимальными средними издержками (равными предельным издержкам) и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам. Несовершенная конкуренция предполагает наличие на рынке: – одной фирмы (одного продавца) – монополии (от греч. «моно» – один и «полео» – продаю), одного покупателя – монопсонии. Монополия и монопсония – крайние случаи несовершенной конкуренции; – нескольких крупных фирм: олигополии – (от греч. «олигос» – немногий и «полео» – продаю), выпускающих и продающих основную массу какого-либо товара (3 гиганта автопромышленности США – «Дженерал моторс», «Форд» и «Крайслер» вместе производят свыше 90% всей продукции) и олигопсония (от греч. «олигос» – малочисленный и «опсония» – покупка) – превышение числа продавцов над покупателями; – монополистической конкуренции – сочетания монополии и рынка совер-шенной конкуренции – каждая фирма продает продукцию с множеством близких, но несовершенных заменителей (марка компьютеров, телевизоров, сорта пива и т.п.). Таблица 1 Характеристика форм и видов конкурентных рынков
Таблица 2
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |