Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монополии и конкурентного рынка




Основные признаки абсолютной

Сходство и различия рыночных конкурентных структур

Основные характеристики рынка Совершенная конкуренция Монополис-тическая конкуренция Чистая монополия
Количество фирм в ВЭД Очень велико Велико Одна
Самостоятельность политики фирмы Самостоятельная, так как неизвестна реакция конкурентов Самостоятельная, так как ей не с кем считаться
Барьеры для вступления новых производителей Отсутствуют Слабые Непреодолимые
Эластичность спроса на продукцию Небольшая Средняя Наименьшая
Получение фирмой экономической прибыли Э) В долгосрочном периоде ПЭ нет Возможно постоянное получение ПЭ
Соотношение цены (Р) и предельных издержек (МС) Р = МС Р > МС

 

Таблица 3

Абсолютная монополия Конкурентный рынок
Плановое распределение центром средств производства, рабочей силы и финансовых средств Продажа всем желающим производ-ственных факторов и финансовых средств в негосударственном секторе
Строго регламентированные сверху вертикальные хозяйственные связи Свободное предпринимательство с установлением горизонтальных экономических связей
Централизованное установление цен Цены, основанные на договоре покупателей и продавцов
Нормированное распределение продуктов Свободный выбор покупателями всех видов товаров
Монополия государства во внешней торговле Свобода внешнеэкономической деятельности предпринимателей
Чистая монополия государства Конкуренция всех товаровладельцев

Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. (Черновик)

 

Монополия – (от греч. «моно» – один и «полео» – продаю) исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т.е. принадлежащие одному лицу, группе лиц или государству) на ведение какой-либо хозяйственной деятельности.

Различаются:

естественная монополия – обладание хозяйствующим субъектом редкими, невоспроизводимыми факторами производства (природные ресурсы);

искусственная монополия – сосредоточение в одних руках производства и рынка сбыта какого-либо продукта (картели, синдикаты, тресты и т.п.).

Появление монополий обусловлено возникновением экономических выгод в результате установления монопольно высоких цен на свою продукцию и монопольно низких цен на приобретаемые ими сырье и продукты. Монополии – результат концентрации производства (укрупнения производства за счет вовлечения дополнительного капитала) и централизации производства (слияния мелких и средних предприятий в единое крупное).

Монопольная цена – особый вид рыночной цены, устанавливаемой выше или ниже конкурентной для получения монопольной сверхприбыли.Монопольный доход – экономическая реализация господства монополистов на рынке, своего рода «дань», которой они облагают население и других предпринимателей.

Монополист влияет на ценообразование путем изменения объема производства, монопсонист – путем изменения объема закупок.

Монополия и монопсония – крайние случаи несовершенной конкуренции. Чаще встречается олигополия (от греч. «олигос» – немногий и «полео» – продаю) – основная масса товаров сосредоточена у нескольких крупных продавцов и олиго псония (от греч. «олигос» –малочисленный и «опсония» – покупка) – превышение продавцов над покупателями (3 гиганта автопромышленности США – «Дженерал моторс», «Форд» и «Крайслер» вместе выпускают свыше 90% всей продукции).

Суть монополистической конкуренции – каждая фирма продает продукцию с множеством близких, но несовершенных заменителей (сорта пива и т.п.).

 

6.2. Рыночная власть и ее показатели. Антимонопольное регулирование.

 

Показатели рыночной (монопольной) власти:

1. Норма прибыли – доля прибыли в выручке от продаж фирмы, т.е. признак монополии – высокие прибыли – признак монополии;

2. Степень концентрации рынка – доля продукции фирмы в отрасли, виде экономической деятельности – чем выше доля, тем выше монопольная власть (индекс Хервиндаля – Хиршмана).

Из-за резкой дифференциации доходов деятельность монополий вызывает социальные конфликты, поэтому необходимо антимонопольное регулирование экономики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.