КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Монополии и конкурентного рынка
Основные признаки абсолютной Сходство и различия рыночных конкурентных структур
Таблица 3
Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. (Черновик)
Монополия – (от греч. «моно» – один и «полео» – продаю) исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т.е. принадлежащие одному лицу, группе лиц или государству) на ведение какой-либо хозяйственной деятельности. Различаются: – естественная монополия – обладание хозяйствующим субъектом редкими, невоспроизводимыми факторами производства (природные ресурсы); – искусственная монополия – сосредоточение в одних руках производства и рынка сбыта какого-либо продукта (картели, синдикаты, тресты и т.п.). Появление монополий обусловлено возникновением экономических выгод в результате установления монопольно высоких цен на свою продукцию и монопольно низких цен на приобретаемые ими сырье и продукты. Монополии – результат концентрации производства (укрупнения производства за счет вовлечения дополнительного капитала) и централизации производства (слияния мелких и средних предприятий в единое крупное). Монопольная цена – особый вид рыночной цены, устанавливаемой выше или ниже конкурентной для получения монопольной сверхприбыли.Монопольный доход – экономическая реализация господства монополистов на рынке, своего рода «дань», которой они облагают население и других предпринимателей. Монополист влияет на ценообразование путем изменения объема производства, монопсонист – путем изменения объема закупок. Монополия и монопсония – крайние случаи несовершенной конкуренции. Чаще встречается олигополия (от греч. «олигос» – немногий и «полео» – продаю) – основная масса товаров сосредоточена у нескольких крупных продавцов и олиго псония (от греч. «олигос» –малочисленный и «опсония» – покупка) – превышение продавцов над покупателями (3 гиганта автопромышленности США – «Дженерал моторс», «Форд» и «Крайслер» вместе выпускают свыше 90% всей продукции). Суть монополистической конкуренции – каждая фирма продает продукцию с множеством близких, но несовершенных заменителей (сорта пива и т.п.).
6.2. Рыночная власть и ее показатели. Антимонопольное регулирование.
Показатели рыночной (монопольной) власти: 1. Норма прибыли – доля прибыли в выручке от продаж фирмы, т.е. признак монополии – высокие прибыли – признак монополии; 2. Степень концентрации рынка – доля продукции фирмы в отрасли, виде экономической деятельности – чем выше доля, тем выше монопольная власть (индекс Хервиндаля – Хиршмана). Из-за резкой дифференциации доходов деятельность монополий вызывает социальные конфликты, поэтому необходимо антимонопольное регулирование экономики.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |