Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глубинная психология: аналитическая психология карла густава Юнга




ПСИХОСЕКСУАЛЬНЫЕ СТАДИИ РАЗВИТИЯ


 

Понятие об интроверсии и экстраверсии. Юнг считал, что каждый индивидуум, вернее, фокус его инте­ресов, может быть обращен преимущественно к своему внутреннему Я или, наоборот, к внешнему миру. Первый тип людей он назвал интровертами, второй — экстра­вертами. Экстраверсия исключает интроверсию, но ни один из этих типов не имеет предпочтений перед другим. Обычно человек не бывает чистым интро- или экстра­вертом, хотя и склонен к той или иной ориентации. В идеале Юнг видит «пластичность», то есть умение поль­зоваться одной из этих двух ориентации там, где она более подходит. По в жизни так почти не бывает. Интроверты прежде всего интересуются собственными мыслями, сво­им внутренним миром. Опасность для них заключается в том, что если слишком глубоко погрузиться в свое внут­реннее Я, то можно утратить контакты с внешним окру­жением. Экстраверты преимущественно заняты внешним миром, они легче устанавливают социальные связи и лучше осознают, что происходит вокруг них. Опасность для них заключается в утрате умения анализировать свои внутренние психические процессы. Такие люди вместо того, чтобы развивать собственные идеи, занимаются анализом чужих. Истерические личности больше склонны к экстравер­сии, астеники и аутичные — к интроверсии.

Психические функции. Юнг выделяет четыре основ­ные психические функции: мышление, чувствование, ощущение и интуицию. Мышление и чувствование, по Юнгу, есть альтернативные способы формирования суж­дений и принятия решений.

У мыслительного типа ярче, чем у других, проявляет­ся способность к обобщениям, абстрагированию, логиче­ским построениям. Мыслительные типы — способные составители планов, но часто оказываются в их плену, даже если эти планы противоречат конкретной ситуации. Чувственные типы логике предпочитают эмоции, а решения принимаются ими по принципу: хорошо — плохо, красиво — некрасиво.

Если мышление и чувство­вание Юнг расценивал как способы принятия решения, то ощущение и интуицию — как способы получения информации. Ощущение основано на конкретных фак­тах, на том, что можно увидеть, понюхать, потрогать руками. Интуиция — способ обработки информации, накапливаемой преимущественно в бессознательном. Ин­дивидуум, у которого доминируют ощущения, более адекватно, чем другие типы, реагирует на конкретную ситуа­цию, но и более зависим от нее. Интуитивный тип более доверяет собственному опыту. Информация у таких лю­дей обрабатывается очень быстро, тут же автоматически связывается с прошлым опытом, а принятое решение, если оно и правильное, нередко «противоречит» здравому смыслу.

Гармоничная оценка внешнего и внутреннего мира, по Юнгу, возможна при гармоничном сочетании всех четы­рех психических функций. «Чтобы ориентироваться, — пишет Юнг, — мы должны обладать функцией, которая подтверждает, что нечто наличествует (ощущение); вто­рая функция устанавливает, что именно наличествует (мышление); третья решает: подходящее это или нет, хотим ли мы принять это (чувствование); четвертая фун­кция указывает, откуда это пришло и к чему ведет (интуиция)».

К сожалению, у человека эти четыре функции развиты неравномерно. Обычно одна из них доминирует и еще одна — сопутствует. Остальные две функции выражены слабо и находятся в бессознательном. Чем более развиты доминирующая и сопутствующая функции, тем более антагонистичны им их противоположности.

Юнг всегда подчеркивал, что нельзя говорить о том, какой тип лучше — мыслительный или интуитивный. Лектор мыслительного типа, например, склонен к систе­матизации и детализации материала, к логическим по­строениям и этим положительно отличается от лектора интуитивного типа, который часто отвлекается от темы, перескакивает с предмета на предмет, зато более предрас­положен к предвидениям и прогнозам.

Коллективное бессознательное. По Юнгу, помимо лич­ного бессознательного существует еще и коллективное бессознательное, которое содержит в себе опыт развития всего человечества и передается от поколения к поколе­нию. По убеждению Юнга, психика ребенка при рожде­нии не является «чистой грифельной доской», а содержит в себе определенные структуры (архетипы), которые дальнейшем влияют на развитие ребенка, на формирование его Я и его взаимодействия с внешней средой.

Юнг пишет, что мы рождаемся не только с биологическим, но и психологическим наследством. И то, и другое в какой-то степени определяет поведение и опыт. "Как человеческое тело представляет собой целый музей органов, каждый со своей эволюционной историей, так, — можем мы ожидать — и психика организованна подобным образом. Она не может быть порождением истории, как и тело, в котором она существует".

Коллективное бессознательное содержит психический материал, не возникающий в личном опыте. Некоторые психологи неявно предполагают, что каждый индивидуум рождается как чистая грифельная доска, "табула раса", все психологическое развитие возникает из личного опыта. Юнг постулирует, что психика ребенка уже обладает структурой, которая моделирует и канализирует его дальнейшее развитие и взаимодействия со средой: "Коллективное бессознательное… стоит из содержания, которое лишь в минимальной степени формируется личностью, а в своей сущности вообще не является индивидуальным приобретением, оно по существу одинаково всюду, и не изменяется при переходе от человека к человеку. Это бессознательное — как воздух, который одинаков повсюду, которым дышат все, но который не принадлежит никому. Его содержание (называемое архетипами) — первичные условия или паттерны психического формирования вообще".

Архетипы. В коллективном бессознательном содержатся психические структуры или архетипы. Это формы без собственного содержания, которые организуют и канализируют психологический материал. Их можно сравнить с сухим руслом реки, форма которого определит характеристики реки, когда по нему потечет вода. Юнг называет также архетипы "первичными образами", потому что они часто соответствуют мифологическим темам, которые вновь и вновь появляются в народных сказках и легендах различных времен и народов.

Те же темы могут быть обнаружены в снах и фантазиях многих индивидуумов. По Юнгу, архетипы, как структурные формирующие элементы бессознательного, вызывают к жизни как индивидуальную фантазию, так и мифологию народов. Они появ­ляются с определенной регулярностью — повторяющиеся типы ситуаций или фигур. Архетипические ситуации включают "приключения героя", "ночное морское путешествие", "битву за отделение от матери". Среди архетипических фигур можно встретить божественное дитя, двойника, старого мудреца, первоматерь.

История Эдипа — хороший пример архетипа. Это одновременно и мифологический, и психологический мотив, архетипическая ситуация отношений сына с родителями. Есть, разумеется, и много других ситуаций, родственных этой, таких как отношение дочери к родителям, отношение родителей к детям, отношение между мужчиной и женщиной, между братьями и сестрами и т.д. Термин "архетип" часто неправильно принимается за означающий определенный мифологический образ или мотив. Но это — не более чем сознательные репрезентации... Архетип — это тенденция формировать такие репрезентации мотива — репрезентации, которые могут сильно различаться в деталях, не теряя основной структуры. Есть, например, много репрезентаций мотива вражды братьев, но сам мотив остается тем же".

С данным архетипом может ассоциироваться большое разнообразие символов. Например, архетип матери охватывает не только индивидуальную реальную мать человека, но также все материнские фигуры, равно как и фигуры кормящих и воспитывающих. Сюда входят вообще женщины, мифический образ женщины (как Венера, Дева Мария, Мать Природа), и такие символы подержания и воспитания-кормления, как "церковь" или "рай". Apxeтип матери включает не только положительные фигуры, но также негативные, такие как угрожающая, доминирующая или удушающая мать. В средневековье, например, этот аспект архетипа кристаллизовался в образ ведьмы.

Юнг писал: "Содержание архетипа может быть интегрированно в сознание, но не они сами. Архетип не может быть устранен посредством интеграции, так же как посредством отказа принимать его содержание в сознание. Архетип остается источником для канализации психических энергий, во все время жизни, и с ним постоянно нужно иметь дело".

По Юнгу, бессознательное выражает себя прежде всего в символах. Хотя ни один конкретный символ не может полностью представить архетип (который является формой без специфического содержания), чем ближе символ соответствует бессознательному материалу, организованному вокруг архетипа, тем более он вызывает сильный, эмоционально заряженный ответ.

Юнга интересовали "естественные" символы, которые спонтанно порождаются индивидуальной душой, больше, чем образы и структуры, произвольно создаваемые в искусстве.

Кроме символов, находимых в снах и фантазиях индивидуумов, есть также важные коллективные символы, какими являют обычно религиозные образы, такие как крест, шестиконечная звезда Давида, буддийское колесо жизни и пр.

Символические термины и образы часто репрезентируют представления, которые мы не можем ясно определить или полностью понять. По Юнгу, знак замещает что-то другое; символ есть что-то по себе — динамическое, живое нечто. Символ представляет психическую ситуацию индивидуума, он есть эта ситуация в данный момент.

Юнг отличал архетипы от символов. Бессознательное (и архетипы) выражает себя в символах, но ни один из конкретных символов не может полностью выразить ар­хетип. Но чем ближе символ соответствует бессознатель­ному, организованному вокруг архетипа, тем более силь­ную, эмоционально заряженную реакцию вызывает он у индивидуума.

Кроме символов индивидуального бессознательного, по мнению Юнга, существуют такие символы, которые отражают коллективное бессознательное (крест, шестико­нечная звезда Давида, буддийское «колесо жизни» и т. д.). Юнг относил к архетипам и основные элементы струк­туры личности.

Структура личности. Юнг выделяет следующие эле­менты (слои) в структуре личности: персону, Эго, тень, Аниму (у мужчин), Анимус (у женщин) и самость.

 

 

 

 

 

Персона (личность ) — самый верхний слой личност­ного сознательного; Эго — его более глубокий слой. Ниже идет бессознательное, сначала индивидуальное, потом коллективное. Самый верхний слой бессознательного — Персона — это визитная карточка Я. Это мане­ра говорить, мыслить, одеваться. Это характер, соци­альная роль, способность самовыражаться в обществе. Persona — латинское слово, обозначающее маску, кото­рую одевали греческие актеры для условного обозна­чения той или иной роли (сравни русское: «личина», «личность»).

Различают позитивные и негативные качества персо­ны. В первом случае она подчеркивает индивидуальность, способствует коммуникации, служит защитой от вредо­носных влияний среды. Во втором случае, если социаль­ной роли придается слишком большое значение, персона может задушить индивидуальность. Юнг называл персо­ну «архетипом конформности».

Эго — центр сознания и поэтому играет основную роль в нашей сознательной жизни. Эго создает ощущение осознанности и последовательности наших мыслей и дей­ствий. В то же время Эго, находясь на грани с бессозна­тельным, ответственно за связь (слияние) сознательного и бессознательного. При нарушении гармоничности этой связи возникает невроз.

Тень — центр личного бессознательного. Сюда входят желания, тенденции, переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с существующими со­циальными стандартами, понятиями об идеалах и т. д. В жизни мы обычно отождествляемся с персоной и ста­раемся не замечать все, что считаем низким, порочным в своей личности. Юнг выдвинул гипотезу о компенсаторной функции бессознательного, которое отражает содержание сознания в обратном, перевернутом виде, подобно тому как отра­жается в зеркальной глади озера стоящий на его берегу дом. Поэтому экстравертированная личность в своем бес­сознательном интровертирована: робкий человек в своем бессознательном храбр, храбрый — робок, добрый — зол, а злой — добр и т. п. Тень нельзя игнорировать, ибо можно, не осознавая этого, оказаться в ее плену. И, наоборот, чем полнее осознается тень, тем гармоничнее становится личность и ее отношение с окружающей средой. Тень — не только обратное отражение Эго, но также и хранилище жизненной энергии, инстинктов, источник творчества. Тень уходит своими корнями в коллективное бессознательное, а поэтому может дать доступ индивиду­уму (и аналитику) к материалу, который обычно недосту­пен Эго и персоне. «Тень с нами всю жизнь, — пишет Юнг, — и, чтобы иметь с ней дело, нужно постоянно вглядываться в себя и честно сознавать, что мы там видим».

Анима и Анимус — это представления о себе как о мужчине или женщине, вытесненные в бессознательное как нежелательные для данного индивидуума. Анима (у мужчин) имеет обычно феминистическое, а Анимус (у женщин) — маскулинистическое содержание. По Юнгу, каждый мужчина в глубине своей души, в своем бессоз­нательном — женщина, а каждая женщина — мужчина. «Каждый мужчина, — пишет Юнг, — несет в себе вечный образ женщины — не той или иной опреде­ленной женщины, но образ женщины как таковой. Этот образ — отпечаток, или «архетип», всего родового опыта женственности, сокровищница, так сказать, всех впечатлений, когда-либо производившихся женщинами. Поскольку этот образ бессознателен, он всегда так же бессознательно проецируется на любимую женщину, он является одним из главных оснований привлечения и отталкивания». Анима и Анимус — наиболее древние архетипы. Они ориентированы своим острием к глубокому бессознатель­ному, так же как персона — к внешней среде, и оказы­вают большое влияние на поведение индивидуума.

Самость — архетип целостности личности. «Са­мость, — пишет Юнг, — означает всю личность. Вся личность человека не поддается описанию, потому что его бессознательное не может быть описано». По Юнгу, «со­знательное и бессознательное не обязательно противосто­ят друг другу, они дополняют друг друга до целостности, которая и есть самость». Самость объединяет сознательное и бессознательное, она является центром целостности Я, как Эго — центром сознания.

Сновидения. Сны — важное соединительное звено между сознательным и бессознательными процессами. По сравнению с нашей жизнью, сознательное мышление содержит гораздо менее сильные эмоции и меньше символического воображения. Символы сновидений обычно содержат так много психической энергии, что человек вынужден обращать на них внимание.

Для Юнга сновидения играют важную комплементарную (или компенсаторную) роль в душе. Они помогают уравновешивать разнообразные отвлекающие влияния, которым мы подвержены в сознательной жизни; такие влияния стремятся различным образом направлять наше мышление, часто неподходящим для нашей личности и индивидуальности.

Юнг подходит к снам как к живой реальности, которая должна быть пережита и тщательно рассмотрена, чтобы ее понять. Он стремится обнаружить значение символов сновидения посредством пристального внимания к форме и содержанию сновидения; он постепенно отходит от психоаналитической опоры на свободные ассоциации в анализе снов. "Свободные ассоциации вывели наружу все мои комплексы, но едва ли — значение сна. Понять значение сна, я должен так близко, как возможно, уживаться образов самого сна".

Поскольку сновидение содержит символы, которые имеют не одно значение, не может быть простой механической системы интерпретации снов. Любой анализ сновидения должен принимать во внимание положение, опыт и среду видевшего сон. Это совместное продвижение анализирующего и анализируемого. Интерпретации аналитика могут быть лишь предварительными гипотезами, пока они не приняты анализируемым и не почувствованы им значимыми.

 

Спо­собность человека к самопознанию и саморазвитию, сли­яние его сознательного и бессознательного Юнг назвал процессом индивидуализации. «Индивидуализация, — говорит Юнг, — означает становление единым, однородным суще­ством, и поскольку «индивидуальность» — это наша наиболее внутренняя, постоянная и ни с чем не сопоста­вимая уникальность, то Индивидуализация также подразуме­вает становление собой».

Первый этап индивидуализации — это анализ персоны. Персона выполняет запретные функции, но в то же время она является маской, скрывающей самость. Внешнее проявление личности (имя, титул, должность, персональная машина и т. п.) еще не является ее сущно­стью. «Анализируя персону, — указывает Юнг, — мы срываем маску и обнаруживаем, что то, что называли индивидуальным, на самом деле является коллектив­ным».

Второй этап — осознание тени. Если мы признаем ее реальность, то можем освободиться от ее влияния. Кроме того, осознание личного бессознательного — путь к ликвидации неврозов.

Третий этап индивидуализации — это встреча с Анимой и Анимусом. Сам Юнг относился к этому архе­типу как к реальному существу, находящемуся в тайни­ках его души. Он советовался со своей Анимой, считался с ее мнением, учился у нее...

Четвертый этап — анализ самости. «Самость — наша жизненная цель, потому что это наиболее полное выражение того судьбоносного сочетания, которое мы называем индивидуальностью». Юнг считал, что «чело­век должен быть собой, должен нести собственную индивидуальность, тот центр личности, который одинаково удален и от сознания и от бессознательного; мы должны стремиться к этому идеальному центру, к которому при­рода, кажется, направляет нас».

В процессе индивидуализации сознание расширяется и «комплексы» из бессознательного переводятся в созна­тельное.

По Фрейду, комплекс — это вытесненное в бессозна­тельное аффективно окрашенное сексуальное представле­ние. Юнг считает, что комплекс далеко не всегда имеет сексуальное содержание. По Юнгу, комплекс — это скры­тая в глубине бессознательного неразрешенная жизнен­ная проблема, неосознанное столкновение самых различ­ных актуальных противоречий. Источником этих про­тиворечий обычно является какой-то моральный конф­ликт, который и является главной причиной невроза. В отличие от Фрейда Юнг понимает невроз не как конф­ликт между примитивными влечениями и требованиями общества, а в основном как проявление дисгармоничного развития самой личности. Юнг, так же как и Адлер, придает основное значение не прошлому человека, не его раннему детству, а насущным сегодняшним ситуациям и жизненным проблемам.

Основной задачей психотерапевта, считает Юнг, явля­ется установление контактов сознательного личности с его личным и коллективным бессознательным. Юнг под­черкивает, что терапия — это соединение усилий анали­тика и анализируемого. Более того, Юнг полагал, что психотерапия — это прежде всего взаимодействие бессоз­нательного аналитика с бессознательным пациента.

Весь процесс лечения Юнг условно разделил на две стадии: аналитическую и синтетическую.

Аналитическая стадия делится на два этапа: признание и толкование. Лечение начинается со сбора материала. Пациент рассказывает о своей жизни, пере­живаниях, сновидениях и т. д. Врач осторожно направ­ляет рассказ пациента, стараясь сделать его более полным и откровенным. Уже в процессе признания происходит частичное осознание своего бессознательного. Следующий этап — толкование собранного материала. Особо важное значение Юнг придавал сновидениям и символам. Кроме исповеди пациента в качестве материала для анализа Юнг широко использовал и другие формы выражения бессоз­нательного: рисунки» танцы, скульптуры и т. п.

При анализе снов Юнг в отличие от Фрейда придавал значение не столько свободным ассоциациям, сколько конкретному содержанию сновидения. «Свободные ассо­циации, — писал Юнг, — выведут наружу все мои комплексы, но едва ли значение сна. Чтобы понять зна­чение сна, я должен так близко, как возможно, придер­живаться образов самого сна». В процессе толкования сновидений Юнг придавал одинаково важное значение ассоциациям как аналитика, так и пациента.

Во второй стадии лечения — синтетической, так же как и в первой, выделяются два этапа: обучения и трансформации. Юнг считал, что прозрение и понима­ние — это только первая половина лечения. За ней сле­дует не менее важная и трудная — обучение. Результатом этого этапа лечения должно стать формирование у паци­ента не только нового понимания себя и окружающего мира (предыдущая стадия), но и новых привычек, сте­реотипов поведения и реагирования. На заключительном этапе лечения зависимость пациента от врача должна быть сведена к минимуму. Центр тяжести переносится (трансформируется) на самого пациента, на процесс само­обучения и самосовершенствования.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.