Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные достижения и недостатки периода




Конгруентность и неконгруентность. Конгруентность определяется как степень соответствия меж­ду сообщаемым, испытываемым и наличным для опыта. Она описывает различия между опытом и сознаванием. Высокая степень конгруентности означает, что сообщение (то, что человек выражает), опыт (то, что происходит в его поле) и сознавание (то, что он мечает) более или менее одинаковы. Собственные наблюдения и наблюде­ния внешнего наблюдателя будут соответствовать друг другу. Маленькие дети демонстрируют высокую конгруентность. Они выражают свои чувства сразу же, и всем своим существом. Когда ребенок голоден, он весь голоден, прямо сейчас! Когда ребенок побит, или когда он сердит, он полно выражает свою эмоцию. Это может объяснить почему дети так быстро переходят от одного эмоционального состояния к другому. Полное выражение чувств позволяет им быстро завершить ситуацию, вместо того, чтобы нести невыраженный эмоциональный багаж предыдущего опыта в каждую новую встречу. Конгруентность хорошо соответствует дзен-буддийской фор­муле: "Когда я голоден, я ем; когда я устал, я сижу; когда я хочу спать, я сплю".

Поле опыта. Карл Роджерс учил, что люди постоянно, даже помимо своей воли, занимаются самопознаванием. Для него было наиболее важно, как человек воспринимает не внешнюю реальность, а свой внутренний мир. В этом, несомненно, сказывалось влияние экзистенциализма. Ре­альность, окружающий мир для Роджерса существуют только как символы; главное же, что формирует воспри­ятие этого мира, заложено в самом человеке. Поле опыта уникально для каждого индивидуума; это поле опыта или "феноменальное поле" содержит "все, что происходит внутри оболочки организма в любой данный момент, что потен­циально доступно сознаванию". Оно включает события, восприятия, ощущения, воздействия, которых человек, может быть, не сознает, но мог бы сознавать, если бы сфокусировался на них. Это частный, личный мир, который может соответствовать, а может и не соответствовать наблюдаемой, объектив­ной реальности. Первично внимание направляется на то, что человек воспри­нимает как свой мир, а не на общую реальность. Поле опыта ограничено психологически и биологически. Человек обычно направ­ляет свое внимание на непосредственную опасность или на безопасное и приятное в опыте, вместо того, чтобы воспринимать нее стимулы окружающего.

Карл Роджерс: основные положения его учения

2. Самость. Большинство психологов используют термин «самость» для обозначения неизменной части личности. Для Роджерса самость — это представление о себе, кото­рое постепенно меняется в процессе развития личности. «Самость - это организованный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования». Это не есть устойчивая, не­изменная сущность. Вместе с тем, если рассматривать самость в каждый данный момент, она кажется устойчивой. Это происхо­дит потому, что мы как бы "замораживаем" фрагмент опыта, что­бы рассмотреть его. Роджерс говорит, что "мы имеем дело не с медленно растущей сущностью, или постепенным, шаг за шагом научением... результат очевидно является гештальтом, конфигу­рацией, в которой изменение незначительного аспекта может пол­ностью изменить всю фигуру".

Как фотограф "останавливает" что-то, что изменяется, так и самость не есть ни один из "стоп-кадров", которые мы снимаем, а лежащий за ними текучий процесс. Другие теоретики использу­ют термин "самость" для обозначения того аспекта тождества личности, который неизменен, устойчив, даже вечен. Роджерс же использует этот термин применительно к непрерывному процес­су осознания. Это отличие, это подчеркивание изменения и теку­чести, лежит в основе его теории и его веры в то, что человек обладает способностью роста, изменения, личного развития. Са­мость или представление о себе есть взгляд человека на себя, основанный на прошлом опыте, данных настоящего и ожиданиях будущего.

Идеальная самость — это представление о себе как об идеале. Идеальная самость — это "представление себя, каким индиви­дуум более всего хотел бы располагать, которому он придает наи­большую ценность для себя". Как самость, это сдвигающаяся, изменяющаяся структура, постоянно подлежащая переопределе­нию. Степень, в какой самость отличается от идеальной самости, - один из показателей дискомфорта, неудовлетворенности и не­вротических трудностей. Принятие себя таким, каким человек действительно является, а не таким, каким он хотел бы быть, - признак душевного здоровья. Такое принятие не есть покорность, сдача позиций, это способ быть ближе к реальности, к своему: актуальному состоянию. Образ идеальной самости, в той мере, в какой он сильно отличается от реального поведения и ценностей человека — одно из препятствий личному росту.

Истинная самость отличается от идеальной. Степень этого различия определяет уровень дискомфорта личности и может вызвать невротическое состояние. «Принятие себя таким человеком, каким ты действи­тельно являешься, а не таким, каким ты хотел бы быть,— учит Роджерс, — есть признак душевного здоровья». Идеальная самость может быть конечной целью развития личности, но не причиной душевного конфликта. Наше идеальное Я чаще всего проявляется повышенной амби­циозностью, обостренным самолюбием. Это может быть движущей силой в процессе развития личности, но может быть и причиной невротического срыва».

Роджерс вводит понятие условие ценности. Это своего рода мерило истинного Я. Гиперопека или гипоопека родителей — это прежде всего неправильный выбор усло­вии ценности в отношениях со своими детьми.

Еще труднее определить условие ценности для самого себя. Но когда это удается, когда у человека хватает интуиции и мужества правильно оценить себя, свои воз­можности — это залог душевного комфорта и путь к дальнейшему развитию личности. Часто же равновесие между самостью и реальностью нарушается, что ведет к усилению защитных реакций.

Терапия, центрированная на клиенте, стремится со­здать атмосферу, в которой факторы, деформирующие личность, могут быть устранены, а здоровые силы само­сти — прийти в равновесие и привести к выздоровлению.

Неконгруентность имеет место, когда есть различия между сознаванием, опытом, и сообщением об опыте. Человек, который по-видимому сердит (сжатые кулаки, повышенная интонация го­лоса, агрессивная стилистика), говорит, когда его спрашивают, что он совершенно не сердится; люди говорят, что прекрасно прово­дят время, между тем они скучают, чувствуют себя одинокими, или им нездоровится, — это примеры неконгруентности. Она оп­ределяется как неспособность не только точно воспринимать, но и точно выражать свой опыт. Неконгруентность между сознаванием и опытом называется репрессией. Человек просто не сознает, что он делает. Психоте­рапия работает по большей части с этим симптомом неконгруен­тности, помогая людям лучше сознавать свои действия, мысли и чувства, как они влияют на них самих и на других.

Неконгруентлость между сознаванием и сообщением означает, что человек не выражает то, что он в действительности чув­ствует, думает или переживает. Такого рода неконгруентность часто воспринимается как лживость, неискренность, нечестность. Такое поведение часто становится объектом обсуждения при груп­повой терапии или в энкаунтер-группах. Когда такое поведение кажется намеренным, терапевт или руководитель указывают, что отсутствие социальной конгруентности — кажущееся нежелание коммуницировать — обычно является недостатком самоконтро­ля и отсутствия личного сознавания. Человек неспособен выра­жать свои реальные эмоции и восприятия или из страха, или в силу старых привычек к скрытности, которые трудно преодо­леть. Другая возможность состоит в том, что человек с трудом воспринимает, о чем его спрашивают.

Инконгруентность может ощущаться как напряжение, тревож­ность, в более серьезном случае - как внутреннее замешатель­ство. Пациент психбольницы, утверждающий, что он не знает, где он находится, что такое больница, какое сейчас время дня, и даже кто он такой, демонстрирует высокую степень неконгруентности. Расхождение между внешней реальностью и тем, что переживает­ся субъективно, стало столь значительным, что человек уже не может функционировать.

Большинство симптомов, описываемых в психиатрической литературе, могут быть рассматриваемы как формы инконгруентности. Для Роджерса частная форма расстройства менее важна чем признание того, что Инконгруентность имеет место и требу исправления. Инконгруентность проявляется в таких высказываниях, как "Я не могу принять решения", "Я не знаю, чего я хочу", "Я никогдa не могу остановиться на чем-нибудь определенном". Путани­ца возникает, когда человек не может разобраться в различных стимулах, которые к нему приходят.

Клиент осаждаем различными побуждениями. Каждое из них имеет смысл и ведет к осмысленным действиям в какое-то вре­мя. Отделить те побуждения, которые являются его собственны­ми, от навязанных, для клиента трудно. Различение их и способ­ность опираться на различные чувства в различные моменты может представлять трудность. Амбивалентность не является ни необычной, ни нездоровой; но неспособность увидеть ее и справляться с ней — может вести к тревожности.

4. Тенденция к самоактуализации. Существует фундаментальный аспект человеческой природы, который побуждает человека двигаться к большей конгруентности и к более реалистичному функционированию. Более того, это стремление свойственно не только людям; это составляющая часть процесса во всем живом. "Это стремление, которое видно по вея­ной органической и человеческой жизни — стремление расши­риться, распространиться, становиться автономным, развиваться, становиться зрелым, - стремление выражать и задействовать псе способности организма, в той мере, в какой это действие усиливает организм или самость". Роджерс полагает, что в каждом из нас есть стремление становиться компетентным и способным настолько, насколько только это возможно для нас биологически. Как растение стремится быть здоровым растением, как зерно содержит в себе стремление стать деревом, так человек побуждаем становиться целостным, полным, самоактуализирующимся человеком.

Стремление к здоровью не является настолько всевластной силой, чтобы отметать все препятствия. Оно легко притупляется, искажается и подавляется. Роджерс утверждает, что это домини­рующий мотив в человеке, который "свободно функционирует", не искалеченный прошлыми событиями или нынешними верова­ниями, поддерживающими инконгруентность. Маслоу приходит к подобным выводам: он называет эту тенденцию слабым внутренним голосом, который нетрудно заглушить. Предпосылка, что рост возможен и является центральным для структуры организма, является основополагающей для мышления Роджерса.

По Роджерсу тенденция к самоактуализации — не просто один из мотивов наряду с другими. "Следует отметить, что тенденция к самоактуализации — единственный мотив, постулированный и этой теоретической системе... Самость, например, — важное по­нятие в нашей теории, но самость ничего не "делает", это всего лишь выражение общей тенденции организма вести себя таким образом, чтобы поддерживать и усиливать себя".

5. Препятствия росту. Роджерс полагает, что препятствия возникают в детстве и яв­ляются нормальным аспектом развития. То, чему ребенок науча­ется на одной стадии, должно быть переоценено на следующей. Мотивы, преобладающие в раннем детстве, могут препятствовать развитию позже.

Как только ребенок начинает сознавать себя, в нем развивает­ся потребность в любви и позитивном внимании. "Эта потреб­ность универсальна для людей, она всепроникающа и постоянна в человеке. Является ли она врожденной или приобретаемой - несущественно для теории". Поскольку дети не отличают своих действий от себя в целом, они воспринимают одобрение действия как одобрение себя. Точно так же наказание за действие они воспринимают как неодобрение в целом. Любовь настолько важна для ребенка, что "он начинает руко­водствоваться в своем поведении не столько тем, насколько опыт поддерживает и усиливает организм, сколько вероятностью полу­чения материнской любви". Ребенок начинает действовать так, чтобы получить любовь или одобрение, независимо от того, явля­ется ли это для него самого здоровым. Дети могут действовать против собственных интересов, приходят к представлению о себе, как созданных для того, чтобы удовлетворять или умиротворить других. Теоретически эта ситуация может не развиться, если ребенок всегда чувствует себя принимаемым, если чувства прини­маются, даже если какие-то фрагменты поведения запрещаются. В такой идеальной обстановке ребенок не испытывает побуждения отторгнуть от себя непривлекательные, но подлинные части своей личности.

Поведение, или отношение, которое отрицает некоторый аспект самости, называет "условием ценности": "Когда опыт себя избегается (или, наоборот, намеренно ищется) только потому, что пи менее (или более) заслужит награждения себя, индивидуум "называется в состоянии условия ценности". Условие или состо­ите ценности — основное препятствие для точного восприятия и реалистического сознавания. Это избирательные бленды и фильтры, создаваемые, чтобы обеспечить непрекращающийся приток любви от родителей и от других. Индивид набирает определенные состояния, отношения и действия, которые, могут сделать человека ценными. "Это является, как мы себе представляем, фундаментальным отчуждением в человеке. Он не истинен по отношению к себе, к своим естественным органическим оценкам и потребностям; ради сохранения позитивного отношения окружающих он фальсифи­цирует ряд своих оценок, воспринимает опыт только с точки зре­ния ценности для других. Это, однако, не сознательный выбор, а естественное — и трагическое развитие в детстве".

Например, если ребенку говорят, что он должен любить ново­рожденного малыша, иначе мама не будет любить его самого, то это значит, что он должен подавить в себе подлинные негативные чувства по отношению к новорожденному. Если ребенок ухит­рится спрятать свою "злую волю", свое желание повредить ему и нормальную ревность, мама будет продолжать его любить. Если он примет свои чувства, он рискует потерей этой любви. Решение, создающее "условие ценности", состоит в том, чтобы отрицать эти чувства, когда они появляются, блокировать их от сознавания. Теперь можно спокойно говорить "Я действительно люблю ма­ленького братика, хотя временами я его крепко обнимаю, так, что он начинает кричать", или "Моя нога просто скользнула под его ногу, поэтому он упал". Роджерс ут­верждает, что принятие таких чувств и нахождение им какого-то выражения, когда они появляются, более способствует здоровью, чем отрицание или отчуждение их. Ребенок взрослеет, но проблемы остаются. Рост задерживает­ся в той мере, в какой человек отрицает импульсы, отличающиеся от искусственно созданного представления о себе. Чтобы поддер­живать ложный образ себя, человек продолжает искажать опыт, а чем больше искажение, тем больше возможности ошибок и созда­ния дополнительных проблем. Возникающее в итоге поведение, ошибки и замешательство, — это проявление более фундамен­тального первоначального искажения.

Ситуация оказывается замкнутым кругом. Каждый опыт неконгруентности между самостью и реальностью ведет к возраста­ющей уязвимости, которая, в свою очередь, ведет к усилению внут­ренних защит, отрезающих опыт и создающих новые поводы для неконгруентности.

Иногда защиты не срабатывают, и человек оказывается сознающим очевидный разрыв между своим поведением и своими пред­ставлениями. Результатом может быть паника, хроническая тре­вожность, бегство или даже психоз. По наблюдениям Роджерса такое психотическое поведение часто кажется разыгрыванием прежде подвергшегося отрицанию аспекта опыта. Перри подтвер­ждает это, рассматривая психотический случай как отчаянную попытку личности восстановить равновесие и осуществить реа­лизацию фрустрированных внутренних потребностей и пережи­ваний.

6. Социальные отношения. Основное в учении Роджер­са — это роль и значение межличностных отношений как в механизме развития невроза, так и в процессе выздо­ровления. Роджерс полагал, что только во взаимоотношениях с другими людьми человек в состоянии раскрыть и осознать свое истинное Я. Главное — умение найти в себе силы и возможность разрушить барьер, препятствующий межличностному контакту. «Я полагаю, — писал Роджерс, — что основной барьер, мешающий общению между людьми, — это наша естест­венная тенденция судить, оценивать, одобрять или не одобрять утверждение другого человека или другой груп­пы».

Семья — одна из форм межличностных отношений. Роджерс полагал, что в семье действуют те же законы, что и в энкаунтер-группе. Брак — необычное отношение. Оно потенциально длительно, оно интенсивно и несет в себе возможность длительного роста и развития. Роджерс полагает, что браку свойственны те же основ­ные законы, которые действуют для энкаунтер-групп, терапии и других отношений. Наилучшие браки осуществляются между людьми, которые конгруентны сами, наименее отягощены "условиями ценности", и способны на подлинное принятие других. Когда брак используется для поддержания инконгруентности или под­крепления существующих защитных тенденций, он менее удов­летворяет и менее устойчив.

Роджерсовские представления о любых длительных интим­ных отношениях, таких как брак, фокусируются в четырех основных элементах: постоянно поддерживаемое обязательство, вы­ражение чувств, непринятие специфических ролей и способность разделить внутреннюю жизнь партнера. Каждый из этих элемен­тов он описывает как обязательство, соглашение относительно идеала для продолжающегося благотворного и значимого отно­шения.

· Поддерживание обязательств. Партнерство рассматривается не как контракт, а как динамический процесс, направленный на удовлетворение не только сво­их потребностей, но и потребностей партнера по браку. Семья — это работа ради своих и общих целей. И только совместные усилия в этой нелегкой работе, утверждает Роджерс, обогащают любовь и укрепляют семью.

· Выражение чувств. Роджерс настаивает на пол­ной открытости в выражении чувств и интимной жизни. Но речь идет не о любых чувствах, а именно о чувствах, оказывающих позитивное воздействие на партнера. Это труднее, чем просто «выпустить пар» или быть «правди­вым, честным человеком».

· Неприятие ролей. Развал семьи очень часто про­исходит от попыток навязать одному из супругов (или обоим) ту роль, которая сформирована как стереотип в семье родителей. Роджерс учит супружескую пару «жить по собственному выбору, с наибольшим организмическим чувствованием, на которое вы способны, а не формиро­ваться под влиянием понятий, правил, рамок, которые другие хотят вам навязать».

· Способность понять и разделить внутрен­нюю жизнь партнера. Основана на умении понять и принять самого себя таким, каков ты есть на самом деле. Но одной правильной самооценки для семьи мало — нужно в той же мере понять и принять своего партнера по браку. Тогда появляется возможность осознать и раз­делить его внутреннюю жизнь. Сказанное касается не только супругов, но в еще большей степени — взаимоот­ношений родителей и детей.


 

 

В Европе к сторонникам гуманистической психологии, но в особом, отличном от американского, варианте близок Виктор Франкл, назвавший свою концепцию логотерапией (от греч. "логос" - смысл).


· В отличие от Маслоу Франкл считает, что человек обладает свободой по отношению к своим потребностям и способен "выйти за пределы самого себя" в поисках смысла. Не принцип удовольствия (Фрейд) и не воля к власти (Адлер), а воля к смыслу - таково, согласно Франклу, истинно человеческое начало поведения.

· При утрате смысла возникают различные формы неврозов. Действительность такова, что человек вынужден не столько достигать равновесия со средой, сколько постоянно отвечать на вызов жизни, противостоять ее тяготам. Это создает напряженность, с которой он может справиться благодаря свободе воли, позволяющей придать смысл самым безвыходным и критическим ситуациям. Свобода - это способность изменить смысл ситуации "даже тогда, когда дальше некуда".

· В отличие от других адептов гуманистической психологии Франкл трактовал самоактуализацию не как самоцель, а как средство осуществления смысла. Поэтому и рекомендованную Роджерсом, Маслоу и другими психологами установку на самовыражение личностью своих аутентичных ее внутренней природе мотиваций (будь то независимо от других людей, либо в интенсивном общении друге другом) Франкл считал недостаточной для человека, чтобы понять "зачем жить?". Быть человеком - значит быть направленным на нечто иное, чем он сам, быть открытым миру смыслов (логосу). Это - не самоактуализация, а самотрансценденция (от лат. "трансценденс" - выходящий за пределы), благодаря чему, найдя смысл жизни в подвиге, страдании, любви, совершая реальные деяния, сопряженные с открытыми ей ценностями, личность развивается.

· Франкл разработал специальную технику психотерапии (иногда ее относят к третьей - после Фрейда и Адлера - венской школе психоанализа), ориентированную на избавление личности от негативных состояний (тревоги, вины, гнева и т. п.), возникающих при столкновении с психологически трудной для личности и даже ощущаемой ею в качестве непреодолимой преградой. Если личность в подобных случаях утрачивает волю к смыслу, у нее возникает состояние "экзистенциального вакуума" (термин "экзистенция" означает существование) в виде чувства тоски, апатии, опустошенности.


 
 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.