Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные положения учения Эриха Фромма





Отвергал биологическую детерминированность поведения личности, утверждая, что природа индивида в этическом плане носит нейтральный характер ("ни добрая, ни злая"). Известный психолог явился наиболее социально ориентированным из всех психоаналитиков. Его перу принадлежат сочинения "Бегство от свободы" (1941), "Человек как он есть" (1947), "Анатомия человечес­кой диструктивности" (1973), "Иметь или быть" (1976).


· Его интерпретация личности начинается с анализа условий существования человека и их изменений в период с конца Средневековья (конецХХ/ в.) до нашего времени. По завершении своего исторического анализа Фромм сделал вывод о том, что неотъемлемой чертой человеческого существования в наше время является одиночество, изоляция и отчужденность.

· В то же время он был уверен, что для каждого исторического периода было характерно прогрессивное развитие инди­видуальности по мере того, как люди боролись за достижение большей личной свободы в развитии всех своих потенциальных возможностей. Однако значитель­ная степень автономии и свободы выбора, которыми наслаждаются люди, живу­щие в современном западном обществе, были достигнуты ценой утраты чувства полной безопасности и появления ощущения личной незначимости.

· С точки зрения Фромма, перед сегодняшними мужчинами и женщинами стоит болезненная дилемма. Невиданная свобода от жестких социальных, политических, экономических и религиозных ограничений (как это имеет место сегодня в американской культуре) потребовала компенсации в виде чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму. Фромм полагал, что эта пропасть между свободой и безопасностью стала причиной беспримерных трудностей в человеческом существовании. Люди борются за свободу и автономию, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и общества. Люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над своей жизнью и иметь право выбора, но им также необходимо чувствовать себя объединенными и связанными с другими людьми. Согласно Фромму интенсивность этого конфликта и способы его разрешения зависят от экономических и политических систем общества.

· Как люди преодолевают чувства одиночества, собственной незначимости и отчуждённости, сопутствующие свободе? Один путь - отказаться от свободы и подавить свою индивидуальность. Фромм описал несколько способов бегства от свободы.

1). Первый из них - авторитаризм - определяется как склонность соединять самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным «Я». Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях. При мазохистской форме авторитаризма люди проявляют в отношениях с окружающими чрезмерную зависимость, подчинённость и беспомощность. Садистская форма, наоборот, выражается в эксплуатации других, доминировании и контроле над ними. У одного и того же человека обычно присутствуют обе тенденции.

2). Второй механизм бегства от свободы - деструктивность. Следуя этой тенденции, человек пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других. По Фромму долг, патриотизм и любовь - общераспространённые примеры рационализации деструктивных действий.

3). Наконец, люди могут избавиться от одиночества путём абсолютного подчинения социальным нормам, регулирующим поведение. Термин конформность автомата Фромм применял к человеку, который использует данную стратегию, благодаря чему он становится абсолютно таким, как все другие и ведёт себя так, как общепринято.

· Согласно Фромму в противовес трем перечисленным механизмам бегства от свободы существует также опыт позитивной свободы, благодаря которому можно избавиться от чувства одиночества и отстраненности. Фромм считал, что люди могут быть автономными и уникальными, не теряя при этом ощущения единения с другими людьми и обществом. Он называл вид свободы, при котором человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него, позитивной свободой. Достижения позитивной свободы требуют от людей спонтанной активности в жизни. Фромм отмечал, что спонтанную активность мы наблюдаем у детей, которые обычно действуют в соответствии со своей внутренней природой, а не согласно социальным нормам и запретам. В своей книге «Искусство любви», одной из наиболее известных, Фромм подчеркивал, что любовь и труд - это ключевые компоненты, с помощью которых осуществляется развитие позитивной свободы посредством проявления спонтанной активности. Благодаря любви и труду люди вновь объединяются с другими, не жертвуя при этом своим ощущением индивидуальности или целостности.

· Помимо этого, по его убеждению, в природе человека заложены уникальные экзистенциальные потребности. Они не имеют ничего общего с социальными и агрессивными инстинктами. Фромм утверждал, что конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни людей. Дихотомия свобода-безопасность - этот универсальный и неизбежный факт природы человека - обусловлена экзистенци­альными потребностями. Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека.

1. Потребность в установлении связей. Чтобы преодолеть ощущение изоляции от природы и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то. Идеальный путь связи с миром осуществляется благодаря «продуктивной любви», помогающей людям трудиться вместе и в то же время сохранять свою индивидуальность. Если потребность в установлении связей не удовлетворена, люди становятся нарциссичными: они отстаивают только свои эгоистические интересы и не способны доверяться другим.

2. Потребность в преодолении. Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Оптимальное разрешение этой потребности заключается в созида­нии. Дело созидания (идеи, искусство, материальные ценности или воспитание детей) позволяет людям подняться над случайностью и пассивностью их суще­ствования и тем самым достичь чувства свободы и собственной значимости. Невозможность удовлетворения этой жизненно важной потребности является причиной деструктивности.

3. Потребность в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира. Согласно Фромму эта потребность возникает с само­го появления на свет, когда разрываются биологические связи с матерью. К концу детства каждый человек отказывается от безопасности, которую обеспечивает родительская опека. В поздней зрелости каждый человек сталкивается с реальностью отрыва от самой жизни, когда приближается смерть. Поэтому на протяжении всей своей жизни люди испытывают потребность в корнях, основах, в чувстве стабильности и прочности, сходном с ощущением безопасности, которое в детстве давала связь с матерью. Наоборот, те, кто сохраняют симбиотические связи со своими родителями, домом или сообществом как способ удовлетворения своей потребности в корнях, не способны, ощущать свою личностную целостность и свободу.

4. Потребность в идентичности. Фромм считал, что все люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самими собой; идентичности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто и что они на самом деле. Короче говоря, каждый человек должен быть способным сказать: это я. Индивидуумы с ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности воспринимают себя как хозяев своей жизни, а не как людей, постоянно следую­щих чьим-то указаниям. Копирование чьего-либо поведения, доходящее даже до степени слепой конформности, не дает возможности человеку достичь подлинного чувства идентичности.

5. Потребность в системе взглядов и преданности. Наконец, согласно Фромму людям необходима стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира. Эта система ориентации представляет собой совокупность убеж­дений, позволяющих людям воспринимать и постигать реальность, без чего они постоянно оказывались бы в тупике и были неспособны действовать целеустремленно. Фромм особо подчеркивал значение формирования объективного и раци­онального взгляда на природу и общество. Он утверждал, что рациональный подход абсолютно необходим для сохранения здоровья, в том числе и психического.

Люди нуждаются также и в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы для них смысл жизни. Такое посвящение даёт возможность для преодоления изолированного существования и наделяет жизнь смыслом.

 

В первой половине XX века начала активно развиваться социальная психология. Мощным направлением в современной социальной психологии является психоаналитически ориентированная социальная психология. В основу интерпретации социальных отношений в ней положены психологические отношения в семье как в первичной группе. Первичная группа мыслится как совокупность индивидов, которые принимают одну и ту же личность (лидера) за свой идеал. Сначала происходит выстраивание своего отношения к лидеру, а затем - к другим членам группы. Таким образом, устанавливаются два ряда эмоциональных связей: а) между членами группы; б) между каждым членом группы и лидером, причем последние детерминируют отношения членов группы между собой. Лидер в группе является своего рода изображением отца, и отношение с ним строится по модели отношения с отцом. Особого развития получили следующие теории.

· Динамическая теория функционирования группы Байона. Группа, в данной концепции, - это макровариант индивида. Она представлена в двух планах: а) группа выполняет какую-либо задачу (осознанные действия членов группы); б) групповая культура как результат неосознаваемых вкладов членов группы. Между этими двумя уровнями групповой жизни неизбежны конфликты, приводящие в действие "коллективные защитные механизмы".

· Теория "развития группы" В.Бенниса И Г.Шепарда построена на осмыслении процессов, происходящих в группах тренинга человеческих отношений. "Т-группы" создаются из 7-15 человек, не знакомых до этого друг с другом, для ведения дискуссии, предметом которой являются реальные межличностные отношения ее участников. Задача - изучение динамики прцессов в группе самими ее участниками, налаживание системы обратной связи, с помощью которой человек получает возможность видеть, как другие интерпретируют его поведение, а следовательно, создается предпосылка для осмысления возможных последствий своих действий в группе. Данная теория включает два основных вопроса: а) анализ помех валидной коммуникации в группе и б) стадии группового развития. Основная помеха установления валидной коммуникации: ситуация неопределенности, в которой находится каждый из участков вследствие нерешенности вопроса о власти и вопроса о взаимосвязях. Вопрос о власти - это вопрос выбора лидера, отношение к которому опосредствует, детерминирует ориентацию члена группы по отношению к другим ее членам. В.Беннис И Г.Шепард выделяют следующие фазы развития группы: 1) решение вопроса о лидерстве. Включает три подфазы: а) напряжение в связи с неопределенностью обстановки (зачем мы здесь?); б) разделение участников на сторонников "сильной лидерской структуры" и сторонников менее жестких форм управления группой; в) решение вопроса о лидере (может затянуться и группа распадается); 2) фаза установления межличностных отношений ("решение проблемы взаимозависимости"): а) очарование бегства (люди раскрываются друг перед другом, уединяются микрогруппами); б) разочарование - "схватка" (раскрылись, а что дальше?); в) согласованная обоснованность (оценка результатов, что произошло с группой за это время, с участниками).

· Трехмерная теория интерперсонального поведения В.Шутца предствлена в работе "Фундаментальная ориентация межличностных отношений". Принципиальной основой теории явилось положение фрейдизма о том, что социальная жизнь взрослого человека фатально предопределена опытом его детства. Основные постулаты теории:

1) первый - у человека имеются в наличии три межличностных потребности (они устанавливают связь личности с ее человеческим окружением): а) потребность включения, б) потребность в контроле, в) потребность в любви. Возможны оптимальный вариант удовлетворения потребности и отклонения в сторону "больше" или "меньше", приводящие к негативным последствиям для личности;

2) второй постулат - "относительной преемственности и непрерывности". Его суть: сложившиеся в детстве поведенческие образцы всецело определяют способы ориентации взрослой личности по отношению к другим.

Включение понимается как потребность устанавливать приносящие удовлетворение отношения с другими. В зависимости от характера удовлетворения этой потребности в детстве взрослый в межличностных отношениях склонен к проявлению: а) недостаточного социального поведения (undersocial) - формируется опытом недостаточной интеграции в семье; б) сверхсоциального (oversocial) - формируется опытом чрезмерного включения в семью; в) социального поведения (social) - соответствует адекватной интеграции.

Другое направление, решительно отвергнувшее бихевиоризм за игнорирование коренных человеческих проблем и своеобразие психической организации человека, выступило под именем гуманистической психологии. Гуманизм (от лат. "гуманис" - человечный) - это общая ориентация на отношение к человеку, его правам и свободе как высшей ценности - присущ множеству философско-психологических течений и теорий. Смысл же направления, о котором идет речь, и повод, побудивший его приверженцев назвать свою концепцию гуманистической, могут быть поняты только при обращении к тому историко-психологическому контексту, в котором эта концепция созидалась.

Она возникла в середине XX века, когда общий облик американской психологии (в среде которой и приобрело авторитет указанное движение) определялся всевластием двух направлений, о которых порой говорят как о "двух силах" - различных вариантах бихевиоризма и психоанализа. Гуманистическая психология, выступив против бихевиоризма и психоанализа, провозгласила себя "третьей силой".

 

Основные положения теории А Маслоу. В различных теоретических трудах Маслоу выдвигал свою интерпретацию того, что составляет гуманистическую теорию личности. Его персонологическое направление резко отличается от теорий, доминирующих в последние 50 лет, особенно от психоанализа и бихевиоризма. Но прежде чем подробно разбирать теорию, следует рассмотреть ключевые моменты гуманистической психологии Маслоу.

1. Индивид как единое целое. Одним из наиболее фундаментальных тезисов, лежащих в основе гуманистической позиции Маслоу, является то, что каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое. Маслоу чувствовал, что слишком долго психологи сосредотачивались на детальном анализе отдельных событий, принебригая тем, что пытались понять, а именно человеком в целом. Для Маслоу человеческий организм всегда ведет себя как единое целое, а не как набор дифференцированных частей, и то, что случается в какой – то части, влияет на весь организм. Для него центральной характеристикой личности является непременное единство и общность.

2. Неуместность экспериментов на животных. Для сторонников гуманистической психологии человек – нечто большее, чем просто животное; это совершенно особый вид существ. В отличие от бихевиористов, которые подчеркивают принадлежность людей к животному миру, Маслоу рассматривал человека как нечто отличное от других животных. Поэтому изучение животных неприменимо для понимания человека, так как при этом игнорируются те характеристики, которые присущи только человеку(например, любовь, юмор, зависть, вина и т.д.), а также, что в равной степени важно, те, которые он использует, чтобы создавать поэзию, музыку, науку и другие творения разума.

3. Внутренняя природа человечества. Те, кто придерживается гуманистических взглядов, утверждает, что природа человека, в сущности, хороша или, по крайней мере нейтральна. По Маслоу, разрушительные силы являются результатом фрустрации, или неудовлетворенных основных потребностей, а не каких – то врожденных пороков. Он полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования. Именно такого оптимистичного и возвышенного взгляда на человечества Маслоу придерживался всю жизнь.

4. Творческий потенциал человека. Признание приоритета творческой стороны в человеке является, возможно, самой значительной концепцией гуманистической психологии. Маслоу первым указал, что творчество является наиболее универсальной характеристикой людей, которых он изучал и наблюдал. По мнению Маслоу, так как способность к творчеству заложена в каждом из нас, оно не требует специальных талантов или способностей. Чтобы быть творческими, нам не нужно писать книги, сочинять музыку или создавать живописные полотна. Сравнительно немногие люди делают это. Творчество – универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения.

5. Акцент на психическом здоровье. Маслоу утверждал, что ни один из психологических подходов, применявшихся для изучения поведения, не придавал должного значения функционированию здорового человека, его образу жизни или жизненным целям. В частности, он решительно критиковал поглощенность Фрейда изучением болезни, патологии и плохой адаптации. Маслоу считал, что психоаналитическая теория является однобокой, ей не хватает разносторонности, так как она основана на абнормальных или «больных» аспектах природы человека и игнорирует силу и добродетель человечества. Чтобы исправить этот недостаток, Маслоу сконцентрировал внимание на психически здоровом человеке и понимании такого человека с иных позиций, чем сравнение его с психически больным. Маслоу прямо заявлял, что изучение увечных, недоразвитых и нездоровых людей может дать в результате только «увечную» психологию. Он решительно настаивал на изучении самоактуализирующихся психически здоровых людей в качестве основы для более универсальной науки психологии. Следовательно, гуманистическая психология считает, что само усовершенствование является основной темой жизни человека – темой, которую нельзя выявить, изучая только людей с психическими нарушениями.

6. Мотивация: иерархия потребностей. Вопрос о мотивации, возможно, является наиболее важным во всей персонологии. Маслоу полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Действительно, мотивационные процессы являются сердцевиной гуманистической теории личности. Маслоу описал человека как «желающее существо», который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, когда (и если) оно существует, в лучшем случае недолговечно.

 

 

Иерархия потребностей человека (или ступени развития)

Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, или инстинктоидные, и сто они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. Потребности в порядке их очередности:

· физиологические потребности;

· потребности безопасности и защиты;

· потребности принадлежности и любви;

· потребности самоуважения;

· потребности самоактуализации, или потребности личного совершенствования

Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая, расположенная выше, потребность проявится и станет действующей. Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации.

Физиологические потребности. Самыми основными, сильными и неотложными из всех человеческих потребностей являются потребности, существующие для физического выживания. В эту группу включаются потребности: в пище, питье, кислороде, в физической активности, сне, защите от экстремальных температур и в сенсорной стимуляции. Эти физиологические потребности непосредственно биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком – то минимальном уровне прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными. Например, хронически голодный человек вряд ли стремится сочинять музыку, делать карьеру или строить новый дивный мир. Потребности поддержания жизни являются решающими для понимания поведения человека.

Потребности безопасности и защите. Когда физиологические потребности в достаточной мере удовлетворены, для человека приобретают значение другие потребности, часто называемые потребности безопасности и защиты. Сюда включены потребности: в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Таким образом, эти потребности отражают заинтересованность в долговременном выживании.

Маслоу предположил, что проявление потребностей безопасности и защиты проще всего наблюдать у младенцев и маленьких детей виду их относительной беспомощности и зависимости от взрослых. Младенцы, например, демонстрируют реакцию испуга, если их неожиданно уронят или испугают громким шумом или вспышкой света.

По Маслоу, маленькие дети наиболее эффективно функционируют в семье, где, по крайней мере, до определенной степени, установлены четкий режим и дисциплина. Если данные элементы отсутствуют в окружении, ребенок не чувствует себя в безопасности, он становится тревожным, недоверчивым и начинает выискивать более стабильные жизненные теории.

Потребности безопасности и защиты также в большей мере влияют и на поведение людей, вышедших из детского возраста. Предпочтение надежной работы со стабильным высоким заработком, создание сберегательных счетов, преоьритение страховки (например, медицинской о по безработице) можно рассматривать как поступки, от части мотивированные поисками безопасности. Другое проявление потребности в безопасности и защите можно видеть, когда люди сталкиваются с реальными чрезвычайными обстоятельствами – такими, как войны, наводения, землятрясения, восстания, общественные беспорядки и тому подобное.

Маслоу предположил, что определенные типы невротических взрослых людей (особенно обсессивно – компульсивный тип) в основном мотивированы поиском безопасности.

Потребности принадлежности и любви. Третий ряд в пирамиде Маслоу составляют потребности принадлежности и любви. Эти потребности начинают действовать когда физиологические потребности и потребности безопасности и защиты удовлетворены. На этом уровне люди стремятся устанавливать отношения привязанности с другими в своей семье и/или в группе.

Потребности принадлежности и любви играют значительную роль в нашей жизни. Ребенок страстно хочет жить в атмосфере любви и заботы, в которой все его потребности удовлетворяются, и он получает много ласки. Подростки, стремящиеся найти любовь в форме уважения и признания своей независимости и самостоятельности, тяготеют к участию в религиозных, музыкальных, спортивных, академических или других сплоченных группах. Молодые люди испытывают потребность в любви в форме сексуальной близости, то есть необычных переживаний с лицом противоположного пола.

Маслоу определял два вида любви взрослых: дефицитарная, или Д-любовь, и бытийная, или Б-любовь. Д-любовь – это любовь, исходящая из стремления получить то, чего нам не хватает, скажем, самоуважение, секс или общество кого – то, с кем мы не чувствуем себя одиноким. Б – любовь, наоборот, основана на осознании человеческой ценности другого, без какого – либо желания изменить или использовать его.

Потребности самоуважения. Когда наша потребность любить других и быть ими любимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение уменьшается, открывая дорогу потребностям самоуважения. Масоу разделил их на два основных типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность, достижения, независимость и свобада. Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет жизнь. Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка и приятие. В этом сдучае человеку нужно знать, что то, что он делает, признается и оценивается значимыми другими.

Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувства уверенности в себе, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы в мире.

Маслоу подчеркивал, что здоровое самоуважение основывается на заслуженном уважении другими, а не на славе, социальном положении или лести. Следовательно, довольно рискованно строить удовлетворение потребности в уважении на мнении других, а не на собственных способностях, достижениях и аутентичности. Для того, чтобы быть прочным, самоуважение должно основываться на нашей действительной значимости, а не на внешних факторах, находящихся вне нашего контроля. Маслоу прелположил, что потребности уважения достигают максимального уровня и перестают, расти в зрелости, а затем, в средние годы, их интенсивность уменьшается. Тому есть две причины. Во – первых, взрослые обычно приобретают более реалистичную оценку своей действительной значимости и ценности, поэтому потребности уважения больше не являются ведущими силами в их жизни. Во – вторых, большинство взрослых уже имели опыт уважения и признания, что позволяет им двигаться к более высоким уровням растущей мотивации.

Потребность самоктуализации. И наконец, если все выше упомянутые потребности в достаточной мере удовлетворены, на передний план выступают потребности самоактуализации. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Короче, самоактуализироваться – значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала.

Самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведений искусства. Родитель, спортсмен, студент, преподаватель или рабочий у станка – все могут актуализировать свой потенциал, выполняя наилучшим образом то, что они делают; специфических формы самоактуализации очень разнообразны. Именно на этом высшем уровне иерархии потребностей люди сильнее всего отличаются друг от друга.

Концепция самоактуализации Маслоу волнующа и нова, потому что она заставляет человека обращать взор на то, чем он может быть, и, следовательно, придает его жизни интерес и цель.

7. Дефицитарная мотивация и мотивация роста. В дополнение к своей иерархической концепции мотивации Маслоу выделил две глобальных категории мотивов человека: дефицитные мотивы и мотивы роста. Первые (также называемые дефицитарными, или Д – мотивами) заключают в себе чуть больше, чем низкоуровневые потребности в мотивационной иерархии, особенно что касается наших физиологических требований и требований безопасности. Единственной целью депривационной мотивации является удовлетворение дефицитарных состояний (например, голод, холод, опасность). В этом смысле Д – мотивы являются стойкими детерминантами поведения. По Маслоу, дефицитарные мотивы удовлетворяют пяти критериям:

· их отсутствие вызывает болезнь (человек, который не ест, в

· конце концов заболевает);

· их присутствие предотвращает болезнь (человек, который разумно ест, не заболевает);

· их восстановление излечивает болезнь (нет другого способа излечить голод, кроме пищи);

· при определенных сложных, свободно выбираемых условиях, человек предпочтет удовлетворить их (голодающий человек выберет пищу, а не привязанность семьи или друзей);

· они неактивны или функционально отсутствуют у здорового человека.

Таким образом, дефицитарная мотивация нацелена на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные, фрустрирующие или вызывающие напряжение.

В отличие от Д – мотивов, мотивы роста (также называемые метапотребнеостями и бытийными, или Б – мотивами) имеют отдаленные цели, связанные со стремлением актуализировать наш потенциал. Объективные мотивы роста, или метапотребности должны обогатить и расширить жизненный опыт, увеличить напряжение посредством нового, волнующего и разнообразного опыта. Мотивация роста предполагает не столько возмещение дефицитарных состояний (то есть уменьшение напряжения), сколько расширение дефицитарных состояний(то есть увеличение напряжения). Маслоу указывал на ряд метапотребностей или бытийных ценностей в описании мотивации самоактуализации людей. Все метапотребности или метаценности тесно переплетены с отвергнутой потребностью самоактуализации. Например, адвокат может искать справедливость (честность, порядок, законность) в своей деятельности, а не престижа или власти, или богатства, просто потому, что любит преследовать недостижимую цель. Маслоу сделал предположение, что метапотребности, в отличие от дефицитарных потребностей, важны в равной степени и не располагаются в порядке приоритетности. Следовательно, одна метапотребность легко может быть заменена другой, если так диктуют обстоятельства жизни человека. Маслоу выдвинул наводящую на размышление гипотезу, что метапотребности так же, как и дефицитарные потребности, явяляются инстинктивными, или имеющими биологические корни. Следовательно, они также должны быть удовлетворены, если человек хочет сохранить психическое здоровье и достичь максимум своих возможностей. Он также полагал, что люди в своем большинстве не становятся метамотивированными потому, что отрицают свои дефицитарные потребности, не удовлетворяя тем самым метапотребности. Более того, депривация метапотребностей, в отличие от депривации дефицитарных потребностей, не всегда переживается как осознанное желание. Метапотребности, когда они удовлетворяются, часто ведут к увеличению напряжения, в то время как дефицитарные потребности, когда они удовлетворяются, всегда приводят к уменьшению напряжения.

Депривация и фрустрация метапотребностей может вызвать у человека психическое заболевание. Маслоу характеризовал болезни, проявляющиеся в результате неудовлетворенных метапотребностей, как метапатологии. Такие состояния, как апатия, отчуждение, депрессия и цинизм – примеры того, что Маслоу подразумевал под высшим уровнем психических расстройств. Человек, страдающий метапатологией, часто не замечает этого. Он может смутно чувствовать, что чего – то не хватает в жизни, но не знать, чего именно. Отрицание истины (метапотребности), например, может сделать человека подозрительным и боящимся других. Клинические психологи традиционно называют такого человека параноидным. Метамотивированные люди, с другой стороны, очень заинтересованы в том, что происходит в мире и постоянно поражаются новым открытиям. Они не принимают тайны жизни как само собой разумеющееся.

8. Основные положения относительно природы человека. Гуманистическая психология развивалась в значительной степени из протеста против образа человека, превалирующего в традициях психоанализа и бихевиоризма. Ключевое отличие этих других направлений от гуманистической теории предстает наиболее очевидно при рассмотрении основных положений каждого из них. Тщательное изучение основных положений Маслоу, особенно при сравнении с положениями Фрейда и Скиннера, должно пролить свет на эти различия.

· Свобода – детерминизм. Для Маслоу человек в корне свободен и ответственен за решение, какой образ жизни выбрать. Эта личная свобода особенно отчетливо проявляется в том, что человек решает, каков его потенциал и как он будет стремиться актуализировать его. Чем человек старше и чем выше он поднялся в иерархии потребностей, тем он свободнее. Когда человек взрослеет, он движется вверх в иерархии потребностей и постепенно создает свою индивидуальность. Фактически он начинает формировать того человека, каким он хочет стать. Чем выше он находится на лестнице потребностей, тем свободнее он от влияния Д – мотивации и, следовательно, более свободен в создании своей судьбы.

· Рациональность–иррациональность. Рассматривая позицию Маслоу относительно рациональности, важно помнить, что считал изучение животных совершенно необязательным для познания психологии человека. С точки зрения Маслоу, разумность является основной чертой человека. Хотя Маслоу принимал во внимание иррациональность, видя ее противоречиях между потребностями, в компульсивных и непоследовательных действиях, поведение человека для него в боьшой степени регулируется рациональными силами. Одним из доказательств такой убежденности Маслоу является то, что он рассматривал осознанные самоотчеты людей об их субъективном опыте в качестве достоверных данных для изучения личности. Но иррациональные процессы не доминируют в жизни большинства людей. Основной акцент в своей теории Маслоу сделал на описание человека, рационально принимающего решения и стремящегося актуализировать свой потенциал.

· Холизм – элементализм. Трудно представить теоретика личности, более приверженного холизму, чем Абрахам Масллоу. Индивид как целое является единственно подходящей целью для психологического исследования. Был убежден в том, что понимание человека возможно на основе изучения его как единого целого [13].

· Конституционизм – инвайронментализм. Если люди в большей степени свободны в формировании самих себя и творчески определяют свою судьбу, то ни конституция, ни окружение не играют значительной роли в выстраивании поведения человека. Маслоу, однако, придавал большое значение конституции. Физиологические потребности, явно конституциональные по происхождению, являются основой для всей модели иерархии потребностей при рассмотрении мотивации человека. Кажется даже, что он использует эту концепцию больше для утверждения биологической общности человечества, чем для объяснения индивидуальных различий. Он использовал термин инстинктоидный, чтобы подчеркнуть биологическую и генетическую основу потребностей, и в тоже время он утверждал, что люди не обладают инстинктами подобно животным. Далее он предположил, что потребности высшего уровня слабы и легко тормозятся или изменяются в результате страха, неблагоприятных условий и неправильного научения. Тем не менее, с точки зрения Маслоу, природа человека является врожденным качеством, а не приобретенным.

· Изменяемость – неизменность. По Маслоу, люди способны сами формировать свою жизнь. Также в его теории центральное место занимает положение о том, индивиды всегда стремятся к личностному росту – концепция самоактуализации является вершиной пирамиды иерархии потребностей. Свобода и мотивация роста взаимодействуют в гуманистической теории, подразумевая постоянные изменения в личности индивидуума. То есть по мере того, как человек поднимается в иерархии потребностей, он становится все более свободен в выборе направлений личностного роста. Когда человек следует этим выбранным направлениям, он обязательно меняется. Следовательно, в теории Маслоу люди обладают спосбностью решать, какими они хотят стать; так как их рост может идти в различных направлениях, личность непременно меняется.

· Субъективность – объективность. Масоу не ставил субъективность так высоко, как его коллега Карл Роджерс, он определенно полагал, что субъективный опыт человека дает основные факты для психологической науки. Людей нельзя понять без ссылки на их личный мир; для персонолога субъективный опыт более важен, чем наблюдаемое поведение. Гуманистическая психология склоняется к идее, что каждый человек постоянно стремится актуализировать уникального себя, которого только он сам может субъективно оценить.

· Проактивность – реактивность. Хотя Маслоу полагал, что потребности человека являются врожденными, он также признавал роль ситуационных переменных. А именно, он указывал, что на поведение человека влияет и мотивация (врожденные потребности), и социальное и физическое окружение. Утверждение Маслоу, что поведение является результатом взаимодействия между потребностями и окружением, указывает на промежуточную позицию по положению проактивность – реактивность.

· Гомеостаз – гетеростаз. Маслоу сильно склоняется к положению гетеростаза: образ человека, идущего к все более высоким вершинам личностного роста, является неотъемлемой частью его теории. Тем не менее, Маслоу признавал наличие двух категорий мотивации человека: тип Д и тип Б. Очевидно, что дефицитарные мотивы имеют гомеостатическую основу. Следовательно, человек не все время стремится к росту – часть его жизни обязательно включает уменьшение напряжения.С точки зрения Маслоу, сосредоточен на том, чтобы стать тем, чем позволяет стать его потенциал. Основная мысль его теории состоит в том, что человек поднимается над теми мотивами, которые образуют связь с остальным животным миром, и ищет личного совершенствования. Такая концепция личности не может существовать без просной основы в виде положения гетеростаза.

· Познаваемость – непознаваемость. В своих трудах Маслоу безоговорочно изображает людей как объекты научного исследования, которые нельзя изучить традиционными методами. Подобно Олпорту, Маслоу чувствовал, что изучение личности должно предпочитать идеографические методы, а не методы, относящееся к пониманию всеобщих законов. Ортодоксальный подход, который изучает людей по частям, нужно заменить таким подходом, где людям позволено демонстрироватьсвой субъективный опыт в холистической манере. Как «духовный отец» гуманистического движения, Маслоу стремился к радикально другой психологии – такой, которая обратилась бы непосредственно к образу человечества.

9. Внутренняя природа и личностная полноценность. В его книге «Психология бытия» можно выделить достаточно идей, с помощью которых Маслоу строил свою теорию. Среди них идеи самые разные по смыслу и значению: предметные и метапредметные, теоретические и методологические, общие и частные, ключевые и второстепенные. Но есть среди них по крайней мере одна, с которой фактически начинается эта книга, к ней всякий раз обращается автор для пояснения и обоснования всех других своих содержательных идей. Это идея, лучше сказать концепция, внутренней природы человека. Первоначальной, а в известном смысле и основной, трактовкой сути внутренней природы является ее трактовка как неизменного и автономного начала человеческой индивидуальности и личности.

Чтобы подчеркнуть безусловность внутренней природы, Маслоу часто характеризует ее естественной, изначальной, подлинной, врожденной, биологической, наследственной, неизменной. Маслоу помещает внутреннюю природу в свою конструкцию личности и человека как такового в, так сказать, ослабленном виде: «Эта внутренняя природа не так сильна и ярко выражена, как инстинкты животных. Она слаба и уязвима и поэтому легко становится жертвой привычки, давлении цивилизации и неадекватного отношения» Чтобы стать действенной, активной в человеке, его внутренняя природа нуждается в осознании и санкции со стороны более высокой личностной инстанции.

Внутренняя природа человека – это не та природа, которая действует «сама по себе» и «для себя», это природа, которая скромно напоминает человеку о себе не всегда различимыми «голосами - импульсами», природа, к которой надо прислушиваться и которую человек может игнорировать. Скорее она напоминает природу, ассимилированную человеком: говоря методологическим языком, это не естественная, а скорее оестественная природа. Она природа скорее по своему генезису, а не по статусу.Чтобы свою точку зрения на реальность и подлинность внутренней природы человека, Маслоу должен был ответить на целый ряд вопросов. Что в ней есть такого, в отличие от человека в целом, что делает ее концентрированным и истинным выражением человеческого начала в человеке? В чем причина и каково значение дистанцированности между человеком и его внутренней природой? Ответы Маслоу на эти и им подобные вопросы необходимо были связаны с тем, что сами его усилия и замысел создания новой психологии возникли не на пустом месте, а имели в виду определенные научные традиции и были направлены на их развитие и преодоления как непременной своей основы и отправной точки. Наиболее явственно прослеживаются в новой психологии мотивы и построения, связанные с именем Фрейда. Поэтомубольшая часть внутренней природы является у Маслоу бессознательной, в смысле З.Фрейда, существующей по законам отрицания, проекции, подавления, вытеснения, цензуры и тому подобное, сохраняющей в вытесненном состоянии свою энергетику и способность воздействия на мышление, и поведение человека.

Правда, чтобы бессознательное во внутренней природе смогло стать средоточением человеческой подлинности и полноценности, Маслоу его реабилитирует и избавляет от имморализма, неполноценности и привкуса клиники душевных болезней.

Согласно Маслоу, если характеризовать внутреннюю природу в нравственных категориях, то она или нравственно нейтральна или являет в человеке «добро», а «зло» появляется в жизни человека при игнорировании, подавлении или разрушении внутренней природы.

10. Самоактуализирующаяся личность. Представление о внутренней природе человека играет ключевую методологическую роль в концептуальных построениях психологии развития и самоактуализации потому, что оно служит исходным основанием и является важнейшим теоретическим обоснованием содержания понятия «личность».

Маслоу, как и другие представители гуманистической психологии, имели оптимистический взгляд на природу человека. Они также полагали, что большинство людей находится в плену у различных обстоятельств, которые иногда мешают им совершенствоваться. Следовательно, если люди хотят самоактуализироваться, они должны переступить ограничения общества и свои дефицитарные потребности и признать свою ответственность за то, чтобы стать тем, чем они способны стать [4].

Именуя свою психологию психологией Бытия и противопоставляя ее психологии Дефицита,он стремится представить их как две ступени, две стадии развития человека и его личности, в которой высшая стадия преодолевает и снимает в себе стадию низшую. Ликвидация дефицита (удовлетворение потребностей в дефиците) предотвращает болезнь, а стремление человека к развитию (удовлетворение потребностей в развитии) делает его здоровым.

Для Маслоу личность не вещное бытие, а единство реального и потенциального, где потенциальное есть такое бытие возможного, в котором оно тождественно становлению. При чем становление личности есть становление ценностное – движение к высшему идеалу (в качестве которого выступает в конечном итоге, сама же личность, но только полноценная, всесторонне реализовавшая себя).

Такое аксиологически нагруженное становление и есть развитие личности, или самоактуализация. В небольшом неформальном исследовании Маслоу обрисовал в общих чертах людей, которых он считал самоактуализирующимися. Это были люди, которые по всем общепринятым стандартам, казалось, дотигли подлинной зрелости. Они не проявляли тенденции к невротическим, психотическим или другим явным психическим расстройствам. В то же время была на лицо самоактуализация, широко определенная Маслоу как свидетельство того, что человек стремится к совершенству и делает наилучшим образом именно то, на что он способен.

Согласно Маслоу, человек как личность, так сказать, обречен на это движение вперед, на развитие все6х и каждого субаспектов самоактуализации, на самосовершенствование, ибо «в человеческом существе живет сила, которая толкает его к единству личности, к спонтанной экспрессивности, к полной индивидуальности…» Процесс самоактуализации, с внутренней стороны приводящий к единству и интегративности, экспрессивности и индивидуальности, многосторонности и синергийности и т. п., со стороны внешней есть в то же самое время обретение личностью основных положительных ценностей (доброты, честности, мужества, любви, бескорыстия и т.д.). От чего же зависит и чем определяется личностное развитие, та самоактуализация, в процессе которой рождается полноценная и всесторонняя личность. Ответом на подобный вопрос и является концепция внутренней природы человека.

Маслоу разделил самоактуализирующихся людей на тир группы: первая группа «группа весьма определенных случаев», вторая группа «весьма вероятных случаев», и группа «потенциальных или возможных случаев», включая людей которые стремились к самоактуализации, но полностью ее не достигли.

Исходя из неформального исследования, описанного ранее, Маслоу пришел к заключению, что самоактуализирующиеся люди имеют следующие характеристики:

1. Более эффективное восприятие реальности. Самоатктуализирующиеся люди способны воспринимать мир вокруг себя, включая других людей, правильно и беспристрастно. Они видят децствительность такой, какая она есть, а не такой, как им хотелось бы ее видеть. Они менее эмоциональны и более объективны в своем восприятии и не позволяютнадеждам и страхам повлиять, на свою оценку. Блакодаря эффективному восприятию, самоактуализирующиеся люди могут без труда обнаружить фальшь и нечестность в других.

2. Приятие себя, других и природы. Самоактуализирующиеся люди могут принять себя такими, какие они есть. Они сверхкритичны к своим недостаткам и слабостям. Они не отягощены чрезмерным чувством вины, стыда и тревоги – эмоциональными состояниями, которые вообще столь присуще людям. Самоприятие также четко выражено на физиологическом уровне. Самоакитуализирующиеся люди принимают свою физиологическую природу с удовольствием, ощущая радость жизни. У них хороший аппетит, сон, они наслаждаются своей сексуальной жизнью без ненужных запретов. Они могут переносить слабости других и не боятся их силы. Они осознают, что люди страдают, стареют и в конце концов умирают.

3. Непосредственность, простота и естественность. Поведение самоактуализирующихся людей отмечено непосредственностью и простотой, отсутствием искусственности или желания произвести эффект. Их внутренняя жизнь (мысли и эмоции) чужда условности, естественна и непосредственна. Но эта нетрадиционность не ставит целью произвести впечатление, они могут даже подавить ее, чтобы не огорчать других, и соблюдать определенные формальности и ритуалы. Следовательно, они могут приспосабливаться, чтобы оградить себя и других людей от боли или несправедливости. Короче, они не колеблясь отклоняют социальные нормы, когда считают, что это необходимо.

4. Центрированность на проблеме. Маслоу считал, что все обследованные им личности без исключения были привержены какой – то задаче, долгу, призванию или любимой работе, которую они считают важной. То есть они не эго – центрированы, а скорее ориентированы на проблемы, стоящие выше их непосредственных потребностей, проблемы, которые они считают для себя жизненной миссией. В этом они скорее живут, чтобы работать, а не работают, чтобы жить; работа субъективно переживается ими как их определяющая характеристика.

5. Независимость: потребность в уединении. Маслоу пишет, что самоактуализирующиеся люди очень нуждаются в неприкосновенности внутренней жизни и одиночестве. Так как они не стремятся устанавливать с другими отношения зависимости, то могут наслаждаться богатством и полнотой жизни. В сфере социального общения часто «нормальные» люди считают их равнодушными, необщительными, высокомерными и холодными, особенно в том случае когда потребности любви и привязанности у этих людей неадекватно удовлетворены.

Потребность в уединеии и уверенность в себе проявляется также в других аспектах поведения. Например, они сохраняют спокойствие и невозмутимость, когда их постигаю их личные несчастья и неудачи. Маслоу объясняет это тем, что самоактуализирующиеся люди стремятся иметь собственный взгляд на ситуацию, а не полагаться на те мнения или чувства, которые демонстрируют по данному поводу другие.

6. Автономия: независимость от культуры и окружения. Исходя из характеристик, рассмотренных выше, можно предположить, что самоактуализирующиеся люди свободны в своих действиях, независимо от физического и социального окружения. Эта автономия позволяет им полагаться на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития. У здоровых людей высока степень самоуправления и «свободы воли». Они считают себя самоопределяющимися, активными, ответственными и самодисциплинированными хозяевами своей судьбы. Они достаточно сильны, чтобы не обращать внимания на мнения и влияние других, поэтому они не стремятся к почестям, высокому статусу, престижу и популярности.

7. Свежесть восприятия. Самоактуализирующиеся люди обладают способностью оценивать по достоинству даже самые обычные события в жизни, при этом ощущая новизну, благоговение, удовольствие и даже экстаз.

Ключевым моментом открытости для новых переживаний является то, что самоактуализирующиеся люди не разделяют переживания на категории и не гонят их от себя.

8. Вершинные, или мистические, переживания.Изучая процесс самоактуализации, Маслоу пришел к неожиданному открытию: у многих его испытуемых было то, что он назвал вершинными переживаниями. Это моменты сильного волнения или высокого напряжения, а также моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия. Они представляют собой экстатические состояния, какие переживаются в кульминационные моменты любви и интимности, в порывах творчества, озарения, открытия и слияния с природой.

По Маслоу, вершинные переживания не имеют божественной или сверхъестественной природы, хотя по своей сути они религиозны.

9. Общественный интерес. Даже когда самоактуализирующиеся люди обеспокоены, опечалены, а то и разгневаны недостатками рода человеческого, их, тем не менее, роднит с ним глубокое чувство близости. Следовательно, у них есть искренне желание помочь своим «смертным» собратьям улучшить себя. Это стремление выражается чувством сострадания, симпатии и любви ко всему человечеству. Часто это особый вид братской любви, подобной отношению старшего брата или сестры к младшим братьям и сестрам.

10. Глубокие межличностные отношения. Самоактуализирующиеся люди стремятся к более глубоким и тесным личным взаимоотношениям, чем «обычные» люди. Чаще всего те, с кем они связаны, более здоровы и близки к самоактуализации, чем средний человек. То есть самоактуализирующиеся люди склонны устанавливать близкие отношения с теми, кто обладает сходным характером, талантом и способностями, хотя благодаря своему социальному интересу они обладают особым чувством эмпатии к менее здоровым людям.

11. Демократический характер. Самоактуализирующиеся личности, по Маслоу, самые «демократичные» люди. У них нет предубеждений, и поэтому они уважают других людей, независимо от того, к какому классу, расе, религии, полу те принадлежат, каков их возраст, профессия и прочие показатели статуса. Более того, они с готовностью учатся у других, не проявляя стремления к превосходству или авторитарных склонностей. Самоактуашлизирующийся музыкант, например, полон почтения к искусному механику, потому что тот обладает знаниями и навыками, которых нет у музыканта.

12. Разграничение средств и целей В повседневной жизни самоактуализирующиеся люди более определены, последовательны и тверды, чем обычные люди, в отношении того, сто правильно и что ошибочно, хорошо или плохо. Они придерживаются определенных нравственных и этических норм, хотя очень немногие их них религиозны в ортодоксальном смысле этого слова.

13. Философское чувство юмора. Другой примечательной характеристикой самоактуализирующихся людей является их явное предпочтение философского, доброжелательного юмора. Если обычный человек может получать удовольствие от шуток, высмеивающих чью – то неполноценность, унижающих кого – то или непристойных, то здорового человека больше привлекает юмор, высмеивающий глупость человечества в целом. Маслоу замечал, что филосифский юмор обычно вызывает улыбку, а не смех. Из – за подобного отношения к юмору самсоактуализирующиеся люди часто кажутся довольно сдержанными и серьезными.

14. Креативность. Маслоу обнаружил, что все без исключения самоаткуализирующиеся люди обладают способностью к творчеству. Однако творческий потенциал его испытуемых проявлял себя не так, как у выдающихся талантов в поэзии, искусстве, музыке или науке.

Чтобы быть креативным, самоактуализирующмуся человеку не обязательно писать книги, сочинять музыку или создавать живописные полотна.

15. Сопротивление окультуриванию. Самоактуализирующиеся люди находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя в то же время определенную внутреннюю независимость от нее. Они обладают автономностью и уверенностью в себе, и поэтому их мышление и поведение не поддается социальному и культурному влиянию. Такое сопротивление окультуриванию не означает, что самоактуализзирующиеся люди нетрадиционны или антисоциальны во всех сферах человеческого поведения. Однако они могут быть чрезвычайно независимыми и нетрадиционными, если затрагиваются какие – то основные их ценности. Поэтому те, кто не дает себе труда понять и оценить их, иногда считают самоактуализирующихся людей непокорными и эксцентричными.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.096 сек.