КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные положения учения Анны Фрейд
А. Фрейд дополнила психоаналитическое учение концепцией целостности психической системы («Я» в качестве ее центра). В учении о психических структурах личности она прослеживает становление «Оно», «Я» и «Сверх-Я» ребенка, изучает соотношение их влияния на психику. Главной заслугой А. Фрейд в этой области является выделение так называемых генетических линий развития. · Разрабатывая и наполняя конкретным психологическим содержанием основные положения классического психоанализа, А. Фрейд подробно описала закономерности смены фаз нормального развития ребенка. · Она также рассмотрела широкий спектр психических нарушений — от «обыкновенных» трудностей воспитания (страхи, капризы, нарушения сна и аппетита) до тяжелых аутических расстройств — и предложила практические методы их лечения. · Она выделила несколько линий индивидуального развития: от инфантильной зависимости в детстве до любви во взрослой жизни, от эгоизма к дружбе, от грудного вскармливания к рациональному питанию и т. д. По ее мнению, выявление достигнутого уровня развития по каждой линии, а также учет гармонии между ними позволяют поставить диагноз и дать рекомендации для решения практических вопросов: какой возраст наиболее благоприятен для поступления в детский сад и в школу, каков оптимальный срок появления второго ребенка в семье и т. п. · Анна Фрейд считала, что психоаналитик, работающий с детьми, должен ставить перед собой сразу три дополнительных задачи одновременно: 1. Убеждать ребенка-невротика, что он болен. 2. Вновь и вновь завоевывать его доверие. 3. Убеждать ребенка пройти курс лечения. · Взрослый человек приходит к психоаналитику, потому что им движет страдание. Он платит за лечение, и эта плата заставляет его проникнуть вглубь своих проблем. Наконец, взрослый человек идет к тому психоаналитику, которому доверяет. Ребенок еще не способен сравнивать себя с другими, не осознает тяжести своего психического состояния, и ему непривычно раскрывать себя перед незнакомым человеком. Поэтому Анна Фрейд не считала тратой времени играть с ребенком, вышивать, вязать, чтобы стать в его глазах «необходимой». · Первоначально Анна Фрейд использовала игру как способ установления контакта с ребенком. Но рабртая с детьми, пережившими бомбежки Лондона во время Второй мировой войны, она сделала удивительное открытие. Ребенок, который имел возможность выразить в игре свои переживания, освобождался от страхов и невроз у него не развивался. Анна Фрейд подробно описала различия в реакциях на бомбежку Лондона у взрослых и детей в книге «Дети и война» (1944). Взрослые стремились вновь и вновь рассказывать о своих чувствах психотерапевту, а дети молчали. Их реакция на пережитый страх выражалась игрой: ребенок строил дома из кубиков, сбрасывал на дома воображаемые бомбы-кубики, дом горел, завывали сирены, приезжали машины «скорой помощи», уводили в больницу убитых и раненых. Подобные игры могли продолжаться несколько недель... · Уже на стадии завоевания доверия можно многое узнать о ребенке, анализируя его фантазии, рисунки и сновидения, о которых маленький пациент рассказывает по собственному желанию. Единственная трудность, с которой может справиться не каждый психоаналитик, — неспособность ребенка к свободному ассоциированию, потому что весь психоанализ построен на методе ассоциаций. Когда доверие завоевано, Анна Фрейд рекомендует разбирать с маленьким пациентом те его поступки, из-за которых он испытывает постоянную тревогу. Цель подобных бесед — осознание ребенком того, что многие его плохие поступки не приносят ему никакой пользы, а только вредят. Ребенок должен знать, что все, о чем он рассказывает психоаналитику, останется тайной. Взрослое окружение ребенка должно смириться с тем, что психоаналитик на какое-то время займет значительное место во внутреннем мире ребенка. Ребенок и психоаналитик заключают своеобразный союз против проблем. · Когда к психоаналитику приходит взрослый, то лечение начинается с анализа прошлого. Но у ребенка прошлого или нет, или оно невелико! Обращаться к памяти малыша бессмысленно. Что же делать? Во-первых, поддерживать постоянный контакт с семьей малыша. Во-вторых, записывать все детские воспоминания маленького пациента. В-третьих, уделить особое внимание анализу сновидений. Как это ни удивительно, но дети не хуже взрослых понимают правила истолковывания сновидений. Как пишет сама Анна Фрейд, ребенок «забавляется этим исследованием отдельных элементов сна, похожим на игру в кубики, и очень гордится, когда у него что-то получается...» Многие дети умеют не только фантазировать, но и рассказывать истории с продолжениями. «Из таких рассказов с продолжением врач лучше понимает внутреннее состояние ребенка», — считает Анна. Рисунок — самое богатое поле для интерпретаций психоаналитика. В рисунке символически отражаются тревоги малыша, чувства к окружающим, желания, мечты и идеалы.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 7640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |