Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные положения учения Анны Фрейд





 

А. Фрейд дополнила психоаналитическое учение концепцией целостности психической системы («Я» в качестве ее центра). В учении о психических структурах личности она прослеживает становление «Оно», «Я» и «Сверх-Я» ребенка, изучает соотношение их влияния на психику. Главной заслугой А. Фрейд в этой области яв­ляется выделение так называемых генетических линий развития.


· Разрабатывая и наполняя конкретным психологи­ческим содержанием основные положения классичес­кого психоанализа, А. Фрейд подробно описала законо­мерности смены фаз нормального развития ребенка.

· Она также рассмотрела широкий спектр психических нарушений — от «обыкновенных» трудностей воспита­ния (страхи, капризы, нарушения сна и аппетита) до тя­желых аутических расстройств — и предложила практи­ческие методы их лечения.

· Она выделила несколько линий индивидуального развития: от инфантильной за­висимости в детстве до любви во взрослой жизни, от эгоизма к дружбе, от грудного вскармливания к рацио­нальному питанию и т. д. По ее мнению, выявление до­стигнутого уровня развития по каждой линии, а также учет гармонии между ними позволяют поставить диа­гноз и дать рекомендации для решения практических вопросов: какой возраст наиболее благоприятен для по­ступления в детский сад и в школу, каков оптимальный срок появления второго ребенка в семье и т. п.

· Анна Фрейд считала, что психоаналитик, работающий с детьми, должен ставить перед собой сразу три дополнительных задачи одновременно:

1. Убеждать ребенка-невротика, что он болен.

2. Вновь и вновь завоевывать его доверие.

3. Убеждать ребенка пройти курс лечения.

· Взрослый человек приходит к психоаналитику, потому что им движет страдание. Он платит за лечение, и эта плата заставляет его проникнуть вглубь своих проблем. Наконец, взрослый человек идет к тому психоанали­тику, которому доверяет. Ребенок еще не способен сравнивать себя с други­ми, не осознает тяжести своего психического состояния, и ему непривычно раскрывать себя перед незнакомым человеком. Поэтому Анна Фрейд не счи­тала тратой времени играть с ребенком, вышивать, вязать, чтобы стать в его глазах «необходимой».

· Первоначально Анна Фрейд использовала игру как способ установления контакта с ребенком. Но рабртая с детьми, пережившими бомбежки Лондо­на во время Второй мировой войны, она сделала удивительное открытие. Ребенок, который имел возможность выразить в игре свои переживания, ос­вобождался от страхов и невроз у него не развивался. Анна Фрейд подробно описала различия в реакциях на бомбежку Лондона у взрослых и детей в книге «Дети и война» (1944). Взрослые стремились вновь и вновь рассказы­вать о своих чувствах психотерапевту, а дети молчали. Их реакция на пере­житый страх выражалась игрой: ребенок строил дома из кубиков, сбрасывал на дома воображаемые бомбы-кубики, дом горел, завывали сирены, приез­жали машины «скорой помощи», уводили в больницу убитых и раненых. Подобные игры могли продолжаться несколько недель...

· Уже на стадии завоевания доверия можно многое узнать о ребенке, ана­лизируя его фантазии, рисунки и сновидения, о которых маленький пациент рассказывает по собственному желанию. Единственная трудность, с которой может справиться не каждый психоаналитик, — неспособность ребенка к свободному ассоциированию, потому что весь психоанализ построен на мето­де ассоциаций. Когда доверие завоевано, Анна Фрейд рекомендует разбирать с малень­ким пациентом те его поступки, из-за которых он испытывает постоянную тревогу. Цель подобных бесед — осознание ребенком того, что многие его плохие поступки не приносят ему никакой пользы, а только вредят. Ребенок должен знать, что все, о чем он рассказывает психоаналитику, останется тайной. Взрослое окружение ребенка должно смириться с тем, что психоана­литик на какое-то время займет значительное место во внутреннем мире ре­бенка. Ребенок и психоаналитик заключают своеобразный союз против про­блем.

· Когда к психоаналитику приходит взрослый, то лечение начинается с анализа прошлого. Но у ребенка прошлого или нет, или оно невелико! Об­ращаться к памяти малыша бессмысленно. Что же делать? Во-первых, под­держивать постоянный контакт с семьей малыша. Во-вторых, записывать все детские воспоминания маленького пациента. В-третьих, уделить особое внимание анализу сновидений. Как это ни удивительно, но дети не хуже взрослых понимают правила истолковывания сновидений. Как пишет сама Анна Фрейд, ребенок «забавляется этим исследованием отдельных элемен­тов сна, похожим на игру в кубики, и очень гордится, когда у него что-то получается...» Многие дети умеют не только фантазировать, но и рассказывать истории с продолжениями. «Из таких рассказов с продолжением врач лучше понима­ет внутреннее состояние ребенка», — считает Анна. Рисунок — самое бога­тое поле для интерпретаций психоаналитика. В рисунке символически отра­жаются тревоги малыша, чувства к окружающим, желания, мечты и идеалы.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 7491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.