Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уголовный процесс мусульманских стран




 

К мусульманским странам относятся Алжир, Бахрейн, Гвинея, Египет, Иордания, Индонезия, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Мали, Марокко, Саудовская Аравиия, Сирия, Тунис, Пакистан, Южный Йемен, Турция, эмираты Персидского залива, две страны с государственностью, разрушенной иностранной агрессией – Афганистан и Ирак, и др. Ни одна из этих стран сегодня не руководствуется одним только мусульманским правом. Хотя авторитет норм, основанных на шариате, в названных странах остаётся бесспорным, в них вносятся изменения адатами (обычаи), маслагатами (решения, принимаемые судами, в том числе посредниками по нарушениям, в отношении которых отсутствовали прямые указания в адатах) или позитивным законодательством. Уголовное судопроизводство и уголовное право ранее других отделилось от ортодоксального ислама. К примеру, текст Уголовно-процессуального закона Республики Афганистан 1965 г. (с изменениями, внесенными в 1974 г.) носит очень светский характер. Может быть, это произошло еще и потому, что создавался он под сильным иностранным влиянием.

Для многих из названных стран характерен дуализм судоустройства и судопроизводства: две судебные системы функционируют параллельно. Наряду с судами кади, возникшими при Оммейядах и бывшими согласно фикху единственно законными судебными органами, в реальной жизни всегда существовали квазисудебные органы. В своей деятельности они руководствовались либо обычаями, либо процедурными нормами, устанавливаемыми властями, либо и тем и другим. Деятельность этих органов нередко отступала от строгих велений фикха. Характерны в этом отношении: полицейская юрисдикция, юрисдикция инспектора рынков, суд справедливости халифа или уполномоченных им представителей.

В XIX и XX веках в праве мусульманских государств имели место четыре принципиальных направления процесса преобразований, приведшие к значимым результатам. Первый – возрастание роли позитивных (институализированных, исходящих от властей) источников права. Второе – широкое заимствование идей, институтов и норм романо-германского правового семейства и семейства общего права, затронувшая многие его разделы (вестернизация). Уголовное право относится к числу отраслей права, особенно в общей части серьёзно подвергнувшихся вестернизации.

Третье – кодификация отраслей права. Не удивительно, что исламские фатихи выступали и выступают против кодификации права. Если исследовать состоявшиеся в ряде стран уголовно-процессуальные кодексы, то следует констатировать, что большинство из них, кроме упомянутого афганского, конструировались под западным влиянием. Западное влияние проводится не только в связи с изменением социально-экономической обстановки в мусульманских странах. Этого влияния не могут не проводить и большинство современных юристов работающих с мусульманским правом: полученное ими образование в большинстве случаев – западноевропейское.

Наконец, четвертое – ликвидация шариатских судов, представлявших из себя основной инструмент реализации мусульманского права. Ликвидация шариатских судов не могла не повлечь за собой серьёзных изменений в уголовном судопроизводстве. В частности, один и тот же кади (судья) судит и по той и по другой системе права.

Как и во всяком реальном процессе развития, поступательное развитие сопровождается подчас возвращением к прошлому. В Иране после исламской революции была вновь расширена компетенция шариатских судов, созданы специальные революционные (они же религиозные) трибуналы по уголовным делам.

В заключение приведем слова известных компаративистов: «Юристы мусульманских стран долго еще будут следовать традиционным методам рассуждения и мышления, которые и во всех сферах жизни, а не только в правовой, являются методами присущими обществу, в котором они живут. Надо реформировать всё общество, а не только право, надо отказаться от всей исламистской цивилизации в целом, чтобы полностью ликвидировать юридическую традицию мусульманства. В большинстве мусульманских стран такого стремления нет; даже Турция, стремящаяся стать светским государством, не пытается революционизироваться настолько, чтобы отбросить всё мусульманское. Вполне возможно в этих условиях, что модернизация права не приведет к полному присоединению этих стран к романской правовой системе или системе общего права. Скорее можно ожидать, что в указанных странах возникнет синтез категорий и понятий, заимствованных из западного права, и методов рассуждения и подхода, глубоко пронизанных традицией мусульманского права».[7]

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.