Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные концепции менеджмента




 

Концепция научного управления получила развитие в США с на­чала XX в. Ее основоположником стал американский инженер Фре­дерик Тейлор (1856—1915), книгу которого «Принципы научного управления» (1911) считают началом признания менеджмента нау­кой и самостоятельной областью исследования.

Тейлор разработал систему научной организации труда, постро­енную на пяти основных принципах.

Научный отбор рабочих. Эффективное производство требует под­бора по каждому виду работ соответствующего рабочего, который имеет для этого особые способности. Для проверки способностей разрабатываются тесты.

Научное изучение труда и обучение рабочих. Научное изучение зат­рат времени, движений, усилий должно развиваться, чтобы воз­можно было тренировать и обучать рабочего для достижения мак­симальной эффективности производства.

Специализация работы. Производство должно быть разделено на составные части, и все рабочие становятся специалистами по своим видам работ.

Важность побудительных мотивов (заработной платы).

Справедливое распределение ответственности между рабочими и управляющими.

Благодаря разработке концепции научного управления менедж­мент был признан самостоятельной областью научных исследова­ний. Было доказано, что методы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно применены в практике деятельности орга­низаций для достижения намеченных целей.

 

Концепция административного управления направлена на разра­ботку общих проблем и принципов управления организацией в целом. В рамках этой концепции в 20-е годы было сформулирова­но понятие организационной структуры фирмы как системы взаи­мосвязей, имеющей определенную иерархию. При этом организа­ция рассматривалась как замкнутая система, улучшение функцио­нирования которой обеспечивается внутрифирменной рациона­лизацией деятельности без учета влияния внешней среды. Появилось понимание того, что организацией можно управлять систематизированно, чтобы более эффективно достигать целей. Эта концепция получила также название классической теории уп­равления.

У истоков классической теории управления стоял француз Анри Файоль (1841 — 1925), считающийся «отцом научного менеджмен­та». Функционирование любой организации Файоль сводил к сле­дующим основным видам деятельности:

- технической — осуществление производственного процесса;

- коммерческой — закупка всего необходимого для создания това­ров и услуг и сбыт готовой продукции;

- финансовой — привлечение, сохранение и эффективное ис­пользование денежных средств;

- бухгалтерской — проведение статистических наблюдений, ин­вентаризаций, составление балансов и т. д.;

- административной — оказание воздействия на работников; защиты жизни, личности и собственности людей.

Каждый из этих видов деятельности нуждался в управлении, предполагавшем осуществление функций планирования, органи­зации, координации, контроля, мотивации.

Глубоко осмыслив закономерности функционирования органи­зации, Файоль сформулировал знаменитых 14 принципов админи­стративного управления, которые сохраняют свое значение и по сей день

1. Разделение труда повышает производительность за счет упрощения задач, решаемых каждым работником.

2. Власть и ответственность. Власть есть право отдавать распо­ряжения и сила, принуждающая подчиняться. Всюду, где действует власть, возникает и ответ­ственность.

3. Дисциплина. Сущность дисциплины состоит в неукоснитель­ном выполнении организационных правил и инструкций. Дисцип­лина требует эффективного руководства на всех уровнях. Она также требует управленческой справедливости и готовности менеджеров наказать работника за нарушение правил.

4. Единоначалие. Служащему может давать указания относи­тельно какого-либо действия только один начальник.

5. Единство руководства. Этот принцип можно выразить так: один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель.

6. Подчинение частных интересов общим. Интересы служащих или группы служащих не должны ставиться выше интересов пред­приятия.

7. Вознаграждение это оплата исполненной работы. Она дол­жна быть справедливой и по возможности удовлетворять персонал предприятия, нанимателя и служащего.

8. Степень централизации. Централизация может быть принята или отвергнута в зависимости от тенденций руководства и обстоя­тельств, но в большей или меньшей степени она существует всегда.

9. Иерархия руководителей. Иерархия есть ряд руководящих должностей, от низких до самых высоких.

10. Порядок Фор­мула социального порядка такова: определенное место для каж­дого лица и каждое лицо на своем месте.

11. Справедливость. Для того чтобы поощрить персонал к испол­нению обязанностей с рвением и преданностью, надо относиться к нему благожелательно. Справедливость есть результат сочетания благожелательности с правосудием.

12. Постоянство состава персонала. Текучесть кадров является одновременно причиной и следствием плохого состояния дел. Организация должна стремиться к достижению долговременных соглашений с работниками и менеджерами.

13. Инициатива возможность создания и осуществления пла­на. Свобода предложения и осуществления его также относится к категории инициативы.

14. Единение персонала.

 

Последователем идей Анри Файоля стали инженер-механик Г. Эмерсон, и известный всему миру автомо­бильный король начала XX в. Генри Форд.

Логическим завершением классической школы менеджмента стала концепция «рациональной бюрократии» крупного немецкого ученого — юриста, экономиста, социолога, историка Макса Вебера (1864-1920).

Концепция управления с позиций психологии и человеческих отно­шений впервые определила менеджмент как «обеспечение выполне­ния работы с помощью других лиц». Исследования, проведенные американским психологом Абрахамом Маслоу (1908—1970), пока­зали, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, как считали сторонники научного управления, а различные потребности, которые не всегда могут быть удовлетворены деньга­ми. Речь шла о том, что производительность труда рабочих могла повышаться не столько в связи с увеличением заработной платы, сколько в результате изменения отношений между рабочими и ме­неджерами, повышения удовлетворенности своим трудом и клима­том в коллективе. Эта концепция, получившая наибольшее распро­странение в 30—50-е годы, основана на важнейшем положении, что применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности работников результа­тами своего труда составляет основу повышения его производи­тельности.

Концепция управления с позиций науки о поведении — теория, по­лучившая развитие в 60-е годы. Ее основное кредо — повышение эффективности деятельности организации в результате активиза­ции ее человеческих ресурсов. Она включает исследование различ­ных аспектов социального воздействия, мотивации, характера влас­ти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменений содержания работы и качества трудовой жизни. Основная цель концепции — оказать помощь ра­ботнику в осознании своих возможностей путем применения поло­жений поведенческих наук к построению организации и управле­нию ею.

Современная зарубежная наука управления представлена самы­ми различными течениями, школами, направлениями, концепция­ми, которые часто не совместимы друг с другом.

На современном этапе важнейшее значение в теории управле­ния приобретают проблемы взаимодействия с внешней средой, уче­та ее изменений в деятельности отдельных компаний, ориентации предприятия в сложившихся условиях.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.