Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребность и необходимость управления деятельностью человека




Всем известны герои известной басни И.А. Крылова – лебедь, рак и щука. И взялись они, казалось бы, за полезное дело и старались изо всех сил как могли, но в результате «воз и ныне там». Причина этой неудачи была только в одном – в том, что их усилиями никто не управлял, иными словами, не обеспечивал целенаправленно их упорядоченности, согласованности, необходимой ориентации.

Если внимательно посмотреть вокруг себя, нетрудно обнаружить, что управлять можно очень многим: работой машин и химическими реакциями, развитием растений и поступками людей. И в то же время, несомненно, что здесь речь идёт о принципиально разных вещах. Растения, машины, химические элементы и прочее являются неодушевлёнными объектами, подчиняющимися в своём действии слепым законам природы. Поскольку поведение таких объектов легко предугадать или рассчитать, управление ими носит технический характер.

Иное дело – люди. Они обладают индивидуальным сознанием, волей, психикой, интересами, стремлениями. Их реакции на внешние воздействия практически непредсказуемы, поэтому управлять людьми по аналогии с техникой нельзя. Здесь вступают в действие методы социального управления.

Управление является неотъемлемой частью любой коллективной деятельности в любой период истории развития общества.

В первобытном обществе был вожак, в племени – вождь, в общине – совет старейшин. В древних цивилизациях Египта, Вавилона, Греции и Рима правили не только цари (императоры, фараоны), но и существовала сложная бюрократическая государственная структура, опирающаяся в своей деятельности на писаные законы. В этих странах действовало хорошо отлаженное управление войсками. Ещё Аристотель писал о важном качестве рабовладельца – умении управлять рабами. Именно в этих цивилизациях был сформулирован такой важный, успешно применяемый и ныне метод управления персоналом, в то время в основном рабами, как метод «кнута и пряника».

С развитием общества усложнялась и управленческая деятельность, но осознание того факта, что управление является особым видом человеческой деятельности, произошло лишь в конце XIX – начале XX столетия.

 

1.2. Условия и предпосылки возникновения менеджмента.
Школы менеджмента

Первым учёным, который писал о менеджменте, хотя и не употреблял этого слова, был французский экономист Жан-Батист Сей (1767 – 1832), который в начале XIX века ввёл понятие антрепренёрства, заключавшееся в определении наиболее рационального способа использования имеющихся ресурсов для увеличения богатства.

Антрепренёр (фр.) – содержатель частного зрелищного предприятия (театра, цирка и т.д.).

Первым практическим менеджером можно считать английского промышленника Роберта Оуэна (1771 – 1858), который в 20-е годы XIX столетия на своей фабрике в Нью–Ленарке (Шотландия) решал проблемы производительности труда, мотивации и взаимоотношений владельцев предприятия с персоналом.

Становление менеджмента как социально-экономической науки относится к концу XIX – началу XX веков. За период более чем столетнего развития в менеджменте сформировалось достаточно много научных направлений (подходов или школ). Они возникали и достигали апогея[1] своего развития в разное время. Их многообразие и время возникновения неслучайны, а обусловлены уровнем развития производительных сил в наиболее развитых в экономическом отношении странах, поскольку менеджмент является одной из важнейших сторон производственных отношений. При этом важно отметить, что расцвет новой школы не означал отказа от идей и свертывания работ предшествующих школ. Просто новая школа, чьё возникновение было вызвано требованиями производства, привносила наиболее свежие идеи в практику управления, оказывая на неё доминирующее воздействие.

 

Школа научного управления (1885 – 1920)

 

Основатель научного менеджмента Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 – 1915) в 1911 году по итогам своей практической работы опубликовал книгу «Принципы научного управления», с выходом которой произошел первый взрыв интереса к научному управлению.

Яркими представителями школы научного управления были также супруги Френк (1868 – 1924) и Лилия Гилбрет (1878 – 1972) и Генри Гант (1861 – 1919).

 

Административная (классическая) школа (1920 – 1950)

 

Анри Файоль (1841 – 1925) впервые выделил функции менеджмента и сформулировал 14 принципов управления.

Л. Урвик, Джорж Муни – представители административной школы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.