Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-экономические основы современного менеджмента




Современные школы менеджмента

 

В 50 – 60-х годах XX века на основе бихевиористической школы и системного подхода сформировалось направление, называемое эмпирической (прагматической) школой управления, или менеджментом бизнеса. Сущность деятельности этого направления можно свести к разработке практических направлений с целью получения прибыли. Наиболее ярким представителем данного направления является Питер Дракер (родился в 1909 г.), предложивший концепцию управления по целям (МВО – management by objectives).

В 70 – 80-х годах XX столетия формировалась и развивалась социальная школа менеджмента, связанная с именами Уильяма Оучи (теория «Z»), Томаса Питерса и Роберта Уотермана (теория «7-S»). С точки зрения этой школы, любое предприятие как система кроме получения прибыли должно осознавать свою социальную ответственность перед обществом.

Основными характеристиками менеджмента 90-х годов являются: во-первых, его интернационализация, что обусловлено углублением международ-ного разделения труда и расширением взаимозависимости в мировой экономике; во-вторых, экологизация, когда наряду с социальными и экономическими целями предприятия их руководство должно преследовать и экологические цели; в-третьих, популяризация, что выражается в проявлении интереса многих людей к проблемам и технологиям менеджмента.

Следовательно, развитие менеджмента как науки, прежде всего эволюционный процесс, которому присущи непрерывность и чуткая реакция на изменения, происходящие в экономике, в системе социально-экономических отношений. Понятие и сущность менеджмента меняются в соответствии с развитием человеческого общества, приобретают новые черты и особенности. Роль менеджмента, отношение к нему существенно трансформируются.

 

 

Современная система взглядов на управление сформировалась под воздействием объективных изменений в мировом общественном развитии. Главными факторами этих изменений явились научно-технический прогресс и концентрация научного и производственного потенциала. В послевоенный период в мировой экономике заметную роль стали играть отрасли, непосредственно удовлетворяющие потребности людей, а также отрасли, основанные на прогрессивных технологиях. Производство всё больше ориентировалось на специализированные запросы потребителей, т.е. на небольшие по ёмкости рынки, что привело к образованию большого числа малых и средних предприятий, к усложнению системы связей между объектами, к высокой значимости таких критериев бизнеса, как гибкость и адаптивность к требованиям внешней среды.

Основные положения новой системы взглядов были сформулированы в 70 – 80-е годы XX века. Заключаются они в следующем:

1) предприятие – это открытая система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды;

2) ориентация не на объёмы выпуска, а на качество продукции и услуг, удовлетворение потребностей потребителей;

3) ситуационный подход к управлению; признание важности быстроты и адекватности реакции;

4) главный источник прибыли – люди, обладающие знаниями, и условия для реализации их потенциала;

5) система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, мотивацию работников и стиль руководства.

Современная система взглядов на управление потребовала пересмотра принципов управления. Были сформулированы новые принципы:

1) лояльность к работающим;

2) ответственность как обязательное условие успешного менеджмента;

3) коммуникации, пронизывающие фирму по горизонтали и по вертикали;

4) атмосфера в фирме, способствующая раскрытию способностей работающих;

5) установление долевого участия каждого работающего в общих результатах;

6) своевременная реакция на изменения в окружающей среде;

7) методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворённость работой;

8) непосредственное участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласованной работы;

9) умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер;

10) этика бизнеса – золотое правило менеджмента;

11) честность и доверие к людям;

12) опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал;

13) качество личной работы и её постоянное совершенствование.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2149; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.